Проголосуйте за это произведение |
ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЧУДУ
Гнилая московская зима, пятый этаж физического факультета МГУ на Воробьевых горах. Уходящая ступеньками вверх аудитория полна людей, некоторые из них в церковном облачении. Внизу, на столе рядом с лекторской трибуной - раскрытая книга с репродукцией удлиненного куска ткани. Монохромное, в коричневых тонах, и не слишком четкое изображение человеческой фигуры на светлом, слегка золотистом фоне.
Точнее, изображений два, голова к голове. Одно с лица и груди, другое со спины и затылка, но человек один. В оригинале длина льняного полотна 4,3 метра, высота отображенного на нем в полный рост тела 180 сантиметров. Человек обнажен, сложение его крепкое, глаза закрыты. Он не молод, продолговатое лицо обрамлено длинными волосами, борода слегка раздвоена. Крупные черты лица, одна бровь чуть выше другой. На теле следы рубцов, в правом боку - колотая рана. Кисти рук скрещены пониже живота; запястье верхней, левой руки пробито чем-то острым, толщиной с мизинец. Старинный ржавый гвоздь подходящего размера и формы хранится в церкви Святого Креста в Риме и является одной из главных реликвий христианства.
Читатель, возможно, уже догадался, что репродукция в университетской аудитории изображает Туринскую Плащаницу, - полотно, сохранившее, по преданию, отпечаток мертвого тела Иисуса Христа, положенного после Распятия лицом вверх на длинный кусок ткани и покрытого затем свободной ее половиной. Именно такая, длинная и узкая, пелена окружает простертое тело Иисуса на многих иконах и фресках, рассказывающих о Положении во Гроб. И особенно часто покоящийся в плащанице, как в склепе, Христос встречается на изображениях конца XV и XVI века в маленьких церквях северо-западной Италии, неподалеку от Турина.
Плащаница на Западе
В 1204 году французские и немецкие рыцари-крестоносцы при поддержке венецианского флота захватили Константинополь, столицу Византийской империи. Крупнейший и богатейшмй город христианского мира был сожжен и разграблен, тысячи его обитателей искали убежища на окраинах рухнувшего государства. Победителям достались несметные сокровища; как писал в своем укоряющем послании тогдашний римский папа Иннокентий III, они "протянули руку к имуществу церкви и, снося с алтарей серебряные доски, разбивая ризницы, присваивали себе иконы, кресты и реликвии". Только через семьдесят лет греком удалось изгнать захватчиков и восстановить Византию, которой еще через неполных два века было суждено окончательно погибнуть под натиском турок.
Установлено, что среди победителей-крестоносцев был французский рыцарь де Шарни. А первые упоминания о находящейся сейчас в Турине Плащанице относятся к середине XIV века, и принадлежала она тогда графу Жоффруа де Шарни, который хранил реликвию в церкви небольшого местечка Лирей под Парижем. В то время во Франции и Италии было известно еще несколько кусков ткани с посмертным, как утверждали владельцы, изображением Спасителя, но их авторитет быстро померк перед славой лирейского полотна. Правда, католическая церковь ни тогда, ни потом так официально и не признала эту льняную ткань подлинным погребальным покрывалом Христа, а папа Климент VII в конце XIV века повелел считать ее всего лишь иконой - освященным изображением Иисуса.
Род де Шарни угасал, и в 1452 году Плащаница перешла к герцогу Савойскому, который построил для нее собор в своей столице - городе Шамбери на приальпийском юго-востоке теперешней Франции. Здесь покрывало хранилась более ста лет. Тем временем Савойский дом утвердил свое господство над соседней частью Италии - областью Пьемонт (буквально - Предгорье). И именно в Турин, главный город Пьемонта, была в 1578 году перенесена реликвия, ставшая отныне Туринской.
Искуствоведы говорят о вероятном ее влиянии на иконографию провинциального, по отношению к главным центрам Возрождения, искусства приальпийской Италии. Психологи - о том, что религиозный человек той поры воспринимал запечатленный на покрывале образ гораздо непосредственнее и сильнее, чем зритель XIX или XX века. Ведь сохранившееся бледнокоричневое изображение выглядит на фоне золотистого полотна размытым и неконтрастным. И только его фотографическая (а затем и компьютерная) обработка позволила воссоздать тот облик, который известен нам по широко распространенным репродукциям.
Но, может быть, оригинал этот был некогда более отчетлив? Известно, что в храмах, хранивших Плащаницу, случались пожары, и загоравшуюся ткань приходилось заливать водой. Кроме того, в XV и XVI веке реликвию проверяли на подлинность и при этом не только вымачивали в воде, но и вываривали в масле. Да и достаточно регулярные наблюдения последних ста лет показывают, что изображение как будто бледнеет, выцветает. Во всяком случае, в XIX веке Плащаница хоть и продолжала храниться в туринском соборе св. Иоанна Крестителя, но, похоже, перестала восприниматься как явное портретное изображение - просто неясный отпечаток на более светлом фоне.
Все изменилось в 1898 году, когда туринское полотно впервые сфотографировали. Снимки тогда делались не на пленку, а на стеклянные пластинки размером чуть ли не в полметра. И когда фотограф, итальянец Секондо Пиа, положил в проявитель пластинку, отснятую с нечеткого - коричневое на золотистом - оригинала, он увидел: вместо негатива на стекле проступает вполне позитивное изображение удлиненного лица с крупными, поражающими своей значительностью чертами лица и закрытыми глазами. Для фотографа это было подобием чуда.
С тех пор ткань и изображение Плащаницы изучали десятки ученых самых разных специальностей - физики и химики, искусствоведы и медики, историки и криминалисты. На Западе регулярно проводятся соответствующие научные конференции, издано множество книг, которых в главных наших библиотеках, к сожалению, нет. И сколько-нибудь объективно загадочное туринское изображение стало обсуждаться у нас лишь с 1984 года, когда к этой теме обратился журнал "Наука и жизнь". Потом вышли две тоненькие книжки, скорее брошюры. Одна из них (в массовой тогда серии издательства "Знание") написана известным популяризатором экологии и культуры, геологом и географом Р.К.Баландиным. Другая, изданная небольшим тиражом, - священником Глебом Каледой, тоже, кстати, доктором геолого-минералогических наук, ныне покойным.
Исследование реликвии продолжается, и все более ясно - с научной точки зрения перед нами нечто, действительно необычное. Это и обсуждалось на междисциплинарном семинаре, проведенном прошлой зимой в МГУ группой энтузиастов, создавших РоссийскиЙ центр по изучению Туринской Плащаницы.
Неведомый свет
Плащаница необычна прежде всего тем, что коричневатый отпечаток на льняном полотне сделан вовсе не краской любого известного (или неизвестного) типа - никакой краситель не выдержал бы, например, кипячения в масле. А туринское изображение может быть и поблекло, но сохранилось.
Изучение ткани показало, что поверхность льняных нитей не окрашена, а скорее обожжена, причем воздействие это не проникает вглубь льна более чем на несколько микрон. Там, где ткань была близка к телу - "ожог" сильнее; поэтому нос, губы, колени получились на полотне наиболее темными. а глазницы и другие впадины относительно светлыми. То есть изображение на Плащанице действительно подобно черно-белому негативу - ведь когда шторка фотоаппарата раскрывается, поток света разлагает бромистое серебро пленки, и наиболее освещенные ее части при проявлении оказываются черными. Именно поэтому негатив туринского полотна являет нам нормальное (позитивное) изображение запечатленных на нем лица и фигуры.
Но аналогия с негативом не буквальна. Потому что поток энергии, который отпечатал тело усопшего на обеих (подстилавшей и покрывавшей) частях полотна, не пришел откуда-то извне. Судя по характеру изображения, источником его было само обернутое пеленой тело! Причем современная наука не может точно охарактеризовать физические параметры той энергии, которая вызвала потемнение ткани. Хотя и уверена, что это не столько видимый свет, сколько более коротковолновое электромагнитное излучение. Нечто вроде рентгена раза в два с половиной мягче того, который проходит через наше тело при флюорографии. Только распространялось воздействие этого "света" не дальше, чем на четыре сантиметра - на более удаленных от простертого тела участках покрывала излучение видимым образом не сказалось.
Потемнение поверхности льна не сплошное, а как бы пятнами; именно поэтому чтобы увидеть отпечатанное на ткани изображение, надо отойти метра на два. Но под микроскопом видно, что и эти пятна образованы мельчайшими, избирательно потемневшими ворсинками, образующими рельефную поверхность льняных нитей. Причем такие же (только реже расположенные) темные ворсинки есть и на тех частях отпечатка, которые невооруженным глазом воспринимаются как светлые или вообще почти не окрашенные.
Поэтому компьютерная обработка изображения выявляет такие его детали, которые просто невозможно предполагать при простом осмотре Плащаницы. Но наша наука не знает излучающих приборов, способных создать подобное, чем-то подобное мозаике, изображение. Тем более что излучение не исходило из какого-то центра - источником его являлась вся поверхность тела. И было оно кратковременным и строго направленным: вверх и вниз.
И, наконец, еще одно - похоже, между излучавшим телом и облекавшей его тканью не было непосредственного контакта! Потому что если бы он был, то по крайней мере "нижний" отпечаток неизбежно отразил бы какие-то признаки давления тела на полотно. Но ничего этого нет - как будто исходивший от тела Свет сперва чуть отстранил ткань и уже потом запечатлел на ней оба изображения, спинное и лицевое.
Экспертиза образа
Микроскопическое изучение и современные методы распознавания изображений позволили извлечь из неясного отпечатка огромное количество скрытой в нем информации.
Вокруг головы запечатленного на ткани человека повязка, поддерживающая челюсть, веки прикрыты монетами; все это подтверждает - человек мертв. Удалось даже разобрать выбитую на монетах (и отпечатанную на полотне) греческую надпись: "Тиберий Цезарь". Этот император правил Римской империей с 14-го по 37-ой год нашей эры, а монеты такого типа чеканились в подвластной Риму Азии во второй половине его правления и сейчас достаточно редки. Причем слово "цезарь" выбито на них с грамматической ошибкой, и о существовании таких дефектных монет нумизматы до публикации фотографий Плащаницы вообще не знали - лишь в самые последние десятилетия было найдено несколько подобных экземпляров.
Среди привлеченных к изучению Плащаницы специалистов были анатомы и судебно-медицинские эксперты. Установлено, что на правом плече усопшего глубокая вмятина - ее мог оставить тяжелый брус, который человек нес перед смертью. На спине следы ударов чем-то тяжелым, колени разбиты: похоже, человек оступался и падал на них под тяжестью удлиненной своей ноши, которая при этом била его по спине.
Нос переломан, все тело иссечено глубокими рубцами, оставленными пятихвостной римской плетью с вшитыми в ее окончания металлическими шариками. Бичующих было двое - один высокий, другой пониже. И дело свое они знали, в области сердца рубцов нет. Удар по сердцу мог привести к мгновенной смерти, но ведь человек с брусом должен был донести свою ношу до конца.
На лбу, затылке и темени запечатленного Плащаницей человека около тридцати ран; здесь можно вспомнить о терновом венце и представить, что по форме он мог напоминать шапку - прообраз позднейшей митры христианских священослужителей высокого ранга. Получается, что данные научного изучения туринского изображения по существу совпадают с евангельским свидетельством о крестном пути Иисуса на Голгофу. Не случайно многие исследователи Плащаницы, до этого скептики или атеисты, были потрясены подобными совпадениями и уверовали в реальность События, случившегося в Палестине при императоре Тиберии и его наместнике Понтии Пилате. Тем более, что совпадения не ограничиваются предсмертными муками Спасителя.
Кровь на полотне
Очевидно, обернутый Плащаницей человек был распят (дыры от гвоздей на его ногах и запястьях), а затем поражен, как и сказано в Евангелии, копьем, пронзившим правое легкое и достигшим сердца. На туринском полотне сохранились потеки и сгустки крови, которая лилась из многочисленных ран мученика и местами пропитала ткань насквозь. И это именно кровь, не ее оставленные неведомым светом отпечатки. На самом покрывале она темная, красновато-коричневая, а на негативах сделанных с Плащаницы снимков превращается в светлые пятна и струйки на ставшем "нормальным" (то есть позитивным) изображении лица и тела покойного. Подлинность предполагаемой крови подтверждается химическими анализами, которые установили в ее сгустках повышенные содержания железа, калия, хлора и даже признаки гемоглобина.
Правда, есть одна странность. Струйки реальной крови исходят из запечатленных полотном ран; судя по ориентации и форме потеков, кровь лиась из ран уже после того, как снятый с креста человек был положен на ткань. И если это действительно евангельский Иисус, он в этот момент был мертв - до Воскресения оставались еще неполных две ночи и разделивший их день.
Но из мертвого тела кровь в заметных количествах течь не должна!- сердце ведь не работает. К тому же по древнееврейским погребальным традициям мертвое тело Иисуса было, скорее всего, тщательно омыто и только потом обернуто посмертной пеленой. Почему же она оказалась запятнана кровью?
Внерелигиозный здравый смысл наших дней подсказал известное объяснение, простое как естественная потребность. Иисус не был мертв, смерть его на кресте при всех признаках смерти была мнимой. Всякое бывает - один выдающийся йог сорок дней пролежал в Индии закопанным в землю прежде чем его тело извлекли на поверхность и к нему вернулась жизнь. А чем основатель христианства, величайший учитель Добра и Любви, хуже этого йога?
Объяснение серьезное, надо только отдавать себе отчет - для христианского сознания оно кощунственно, абсолютно неприемлемо и, помимо всего, просто бесконечно пошло. Потому что главная Истина христианства состоит не в правильном вероучении и даже не в проповеди Любви, это все производное. Истина эта - сам Иисус Христос, Бог и одновременно человек, подобный по смертной плоти своей каждому из нас. Страшившийся неотвратимой судьбы и умиравший на Кресте как простой распинаемый раб. И смерть Его для христианина столь же реальна как кончина любого смертного, а Воскресение - победа над смертью и обетование Вечной Жизни всех, верующих в Него.
Но может быть кровь на погребальной пелене появилась именно в момент Воскрешения? Научное мышление в принципе не может описать и объяснить предполагаемое Чудо, но по-видимому способно, не теряя своей строгости, вплотную подойти к нему. Установлено, например, что частицы крови сохранились в промежутках между волокнами льна, с выпуклостей волокон они как будто стерты исходившим от тела излучением. Но там, где на полотне есть кровь, лен под ней не потемнел. Поэтому, следуя научной привычке выдвигать гипотезы, можно предположить - первым проявлением Воскрешения Тела было интенсивное истечение крови из его ран. И лишь потом, через какие-то мгновения, возвращавшийся к жизни Иисус был запечатлен на посмертном своем покрывале.
Промежуточные итоги
Нет сомнений - изображение на Плащанице не создано кистью художника. Наука не знает и какой-либо иной, неживописной техники, способной отпечатать на ткани человеческое тело в виде негатива со столь высокой (после соответствующей обработки) разрешающей способностью - в истории искусств и ремесел туринская реликвия остается абсолютно уникальной.
И уж тем более Плащаница не могла быть создана в средневековой Европе - ее льняная ткань сплетена способом, применявшимся в Передней Азии не позднее первого века нашей эры, а к льну добавлен ближневосточный хлопок, европейцам средних веков практически неизвестный. Не знали они и того, что при римской казни гвозди вбивались не в кисти рук, как это показано на всех изображениях Распятия, а именно в запястья (это выяснилось только в 1968 году, когда археологи раскопали могилу иудейского повстанца, казненного римлянами в I веке).
Тут уместно вспомнить о редчайших древних монетах, прикрывающих на Плащанице глаза усопшего. И, наконец, на ткани обнаружены пыльца и споры тех растений, которые две тысячи лет назад росли в Палестине и соседних областях Азии. В том числе - нескольких видов, произрастающих только на засоленных почвах и характерных для окрестностей Мертвого моря.
Итак, туринская реликвия - это не произведение анонимного гения европейского средневековья, обладавшего всей полнотой знаний о Палестине эпохи рождения христианства и владевшего никому (ни до, ни после) не известной художественной техникой. Похоже, изображение на Плащанице вообще не дело рук человеческих. Его появление неоднократно пытались объяснить испарением бальзамирующих веществ, которые покрывали человеческое тело и воздействовали на пропитанную специальным составом ткань покрывала, но почему до нас не дошло других отпечатков подобного типа?
Восточный след
Известно, что в Константинополе уже в 436 году и до захвата города крестоносцами хранилась подлинная, как считалось, погребальная пелена Иисуса, которую обычно называли Святой или Окровавленной Плащаницей. В качестве места ее хранения обычно указывали монастырь Пресвятой Богоматери Влахернской, но были и другие свидетельства - например, об императорском дворце. В VII - начале IX века та же, по-видимому, реликвия находилась в Иерусалиме; пребывание ее в Палестине скорее всего связано с иконоборческим движением, которое охватило в это время Византию и грозило уничтожить святыню. Упоминания о запечатленном на этом полотне нерукотворном образе не вполне ясны - можно подумать, что речь идет об отпечатке, оставленном пятнами крови и бальзамирующими маслами. И только к последним, предшествующим крестоносному разгрому, годам Первой Византийской империи относятся свидетельства, что изображение Христа на ткани было вполне отчетливым и регулярно, по пятницам, разворачивалось перед верующими.
Кроме того, в каждой византийской церкви имелась литургическая ткань с вытканным или живописным образом усопшего Иисуса. Такие ткани (их тоже называют плащаницами) явно восходили к Святой Плащанице как общему им всем первообразу. Многие из них после событий 1204 года могли переместиться в Западную Европу. Подлинное же Покрывало при взятии Констатинополя исчезло и теперь отождествляется с туринской тканью. Кстати, западноевропейский епископ Арнульф, посетивший в 640 г. Палестину, приводит в своем описании ее реликвий точные размеры находившейся тогда в Иерусалиме Святой Плащаницы, и эти размеры соответствуют туринскому полотну.
Отступление в сторону: параллельная история
Не надо только думать, что древняя история Плащаницы теперь восстановлена с полной достоверностью. Всегда находятся параллельные версии, какие-то свидетельства, нарушающие уже вроде бы выстроенную и, казалось бы, логически безупречную последовательность событий.
Например, на христианском Востоке издавна существует предание о Нерукотворном Образе - прижизненном отпечатке лица Спасителя, долго хранившемся в Эдессе (теперь это город Урфа в юго-восточной Турции). Отпечаток был сделан самим Иисусом, который приложил к лицу плат (полотенце) и послал его затем эдесскому царю Авгарю, страдавшему от проказы. А после смерти и воскресения Христа исцеленный чудотворным платом Авгарь был крещен учеником апостола Фомы Фаддеем.
В древности Эдесса была столицей небольшого царства под протекторатом Римской империи; христианство утвердилось здесь очень рано. А когда в начале III века в государстве этом временно восторжествовала языческая реакция, Нерукотворный лик Христа был, согласно легенде, скрыт - замурован, вместе с горящей перед Образом лампадой, в башне над западными воротами Эдессы. Где пребывал и после повторной христианизации царства вплоть до 525 или 544 года (тут версии расходятся), когда хранившая Образ ниша была вскрыта.
И оказалось (предание!), что лампада продолжает гореть, а на кирпичной кладке укрытия появилось еще одно изображение Иисуса, бережно сохраненное верующими. Главный же Лик был перенесен в храм св. Софии Эдесской и стал объектом паломничества.
Произошло, говоря языком почти церковным, явление лика Христа, доселе скрытого. И именно с этого времени по всему христианскому миру стал распространяться, на разного рода изображениях, тот образ Спасителя, который (при всех своих вариациях) столь привычен нам. Образ не очень уже молодого, бородатого и длинноволосого мужчины с прямым носом, чуть опущенными углами губ и дугообразно изогнутыми бровями. Ранее иконографический облик Христа был совсем иным: Его изображали молодым, безбородым Эммануилом либо Добрым Пастырем - прекрасным юношей, который пасет своих овец или несет заблудшую овцу на плечах. Иногда, реже, в виде мифологического Орфея, усмиряющего диких зверей игрой на лире. А то и совсем аллегорически - жертвенным Агнцем или Рыбой, плавающей в водах Крещения.
На январском семинаре в МГУ сотрудник Исторического музея К.А.Мейеров защищал смелую гипотезу - эдесский Нерукотворный Образ и константинопольская Плащаница тождественны, раздельное существование их в христианском предании объяснимо расхождением двух легенд, связанных с одним и тем же нерукотворным объектом. По этой версии погребальное покрывало Христа было сложено его учениками в прямоугольник высотой менее метра и вставлено в раму (следы сгибов хорошо видны на туринском полотне, подчеркиваясь повреждениями от воды и копотью). В центре открытого зрителю фрагмента Плащаницы было лицо Иисуса, так что получился Его портрет. И дальнейшая история Покрывала соответствует легенде об эдесском Лике.
В 944 г. Плащаница (она же Нерукотворный Образ) попала в Константинополь; следующий после ее переноса день - 16 августа - отмечен церковной службой Нерукотворного Спаса. Реликвию должна была видеть русская княгиня Ольга, оказавшаяся через несколько лет в столице Византии и здесь крещеная. В Константинополе святыня помещалась в церкви Императорского дворца, а потом во Влахернском монастыре, где она, до этого сложенная в прямоугольник, хранилась в виде рулона пока не исчезла при взятии города крестоносным войском.
Другими участниками семинара гипотеза эта была встречена сдержанно. Ведь за ее пределами остаются свидетельства о гораздо более раннем появлении Плащаницы в Константинополе и о почти двухвековой эвакуации ее в Палестину. Кроме того, легендарный эдесский Образ считается прототипом одного из самых известных иконографических обликов Христа - Нерукотворного Спаса, запечатленного знаменитой иконой XII века из Третьяковской галереи и другими шедеврами нашей древней живописи. Но приглядимся к этим Спасам: на фоне светлого квадрата, который можно отождествить с куском ткани (платом), - голова Христа на нимбе, шеи и плеч нет. Глаза широко открыты, лицо без признаков страданий. И если уж относиться к легендам о происхождении нерукотворных образов с доверием, надо признать - изображение Спаса должно восходить к прижизненному, сделанному самим Иисусом отпечатку его лица, а не к посмертному оттиску обернутого пеленой тела Распятого.
Изотопия Чуда
Все, казалось бы, подтверждает: Туринская Плащаница должна быть современницей Иисуса из Галилеи и свидетельством предсмертных страданий, полностью подобных тем, которые описаны в Новом Завете. Тем более неожиданными оказались результаты изотопных исследований Плащаницы, проведенных в 1988 г. тремя авторитетными лабораториями Европы и Америки. Оказалось - радиоактивного углерода С-14 в проанализированных лоскутках ткани содержится столько, что соткать ее должны были всего лишь порядка семисот лет тому назад. Как раз в промежуток времени между падением Константинополя и первым предъявлением реликвии графом де Шарни в 1353 году.
Суть метода проста. Существует несколько изотопов углерода и только один из них радиоактивен. Все зеленые растения извлекают углерод из воздуха, и пока растение (тот же лен) живо, оно сохраняет соотношение изотопов, свойственное атмосфере. А когда растение умирает, отношение это начинает меняться, потому что радиоактивный С-14 постепенно распадается, переходя в стабильный изотоп. И чем древнее ткань, тем меньше должно быть в ней радиоактивного углерода, период полураспада которого составляет 5730 лет.
Возникает вопрос - если все прочие данные свидетельствуют о почти двухтысячелетней древности Плащаницы, то что могло вызвать столь значительное омоложение ее радиоуглеродного возраста?
Точность метода резко снижается при нагревании и химической обработке образца. К очень сильному омоложению приводит приставшая позднейшая копоть, а ведь Плащаница неоднократно попадала в пожары. Находят и другие причины появления избыточных количеств радиоактивного углерода, но все они вряд ли способны снизить подлинный возраст полотна более чем на тридцать процентов. Да и музейные образцы древних тканей не показывают очень уж значительных отклонений их кажущегося изотопного возраста от истинных, подтвержденных историей, значений.
Но есть еще одно объяснение, самое сильное. Известно, что к появлению дополнительных атомов С-14 приводит поток нейтронов, высвобождающихся при ядерных реакциях. Так может быть парадокс возраста Плащаницы разрешается просто? - в момент создания отпечатка излучавшее тело было источником не только электромагнитных волн очень широкого (вплоть до рентгена) диапазона, но и нейтронов. Поток которых создал избыточный радиоактивный углерод туринской ткани, омолодив ее истинный возраст.
Для изотопного датирование были использованы три кусочка Плащаницы, отрезанные с самого края полотна. И разброс их кажущихся, определенных в лаборатории, возрастов оказался очень значительным - гораздо больше, чем у контрольных музейных образцов. Но тогда, может быть, исходивший от простертого тела поток частиц был неоднороден и кажущийся возраст туринской ткани в разных ее участках будет разным?
Руководитель Центра по изучению Плащаницы, физик Александр Беляков предполагает, что изображение Христа записано на реликвии по меньшей мере дважды. Во-первых уже изученным наукой потемнением полотна и, кроме того, - неравномерным распределением радиоактивного углерода по его поверхности. Причем это второе, недоступное глазу и оптическим приборам, изображение должно быть впечатано в ткань гораздо глубже, чем опалившее ее воздействие неведомого Света.
Проверить гипотезу Белякова легко - надо просканировать полотно прибором, улавливающим радиоактивное излучение углерода. Добиться такой проверки не так просто: с 1898 г. туринское покрывало предоставлялось в распоряжение ученых всего несколько раз. Ясно, что подтверждение гипотезы будет дополнительным свидетельством Чуда. Которое, впрочем, и так очевидно верующим - недавно патриарх Алексий Второй освятил выставленную в одном из монастырей репродукцию Плащаницы, превратив, таким образом, эту копию в икону.
Возвращение к Началу
Но не будем обольщаться, что мы на пороге окончательного разрешения всех загадок, связанных с чудесным полотном из Турина. В том, что сообщалось на семинаре в МГУ, можно было подметить и недомоловки, и противоречия. А некоторых логически допустимых возможностей университетские докладчики просто не касались.
Вспомним, например, о том, что близкий родственник и тезка графа Жоффруа де Шарни был большим чином в Ордене тамплиеров и сожжен вместе с его главой Жаком де Моле в 1307 г. после суда, устроенного французским королем Филлипом IV Красивым. Тамплиеры обвинялись тогда в ереси, поношении Христа и приверженности к магии; легенды приписывают им обладание тайными знаниями, почерпнутыми в Палестине и Сирии, где на протяжении более чем сотни лет базировался крестоносный Орден. Вот и нанесли (недоступным науке способом!) рыцари-оккультисты темный крап на специально сотканное по древнему образцу полотно.
Ведь разного рода чудес в мире, похоже, хватает - так, по крайней мере, можно подумать, если зайти в большой книжный магазин и полисть бесчисленную литературу, посвященную необъяснимым явлениям и вековым загадкам. И вот тут увлекающих воображение версий может родиться множество. Путешественники во времени, посланцы иных миров или еще какие чуждые нам сущности...
Прочитав эти строки, верующий христианин брезгливо поморщится, и это в самом лучшем для автора случае. Для него, верующего, пропасть между сомнительными во всех отношениях чудесами экстрасенсов или пришельцев из космоса и подлинным Чудом - абсолютна и непреодолима. И порукой этого его знания либо чувства служит ему авторитет: Священного Писания и живого опыта Церкви. Так может и нам, скептикам и маловерам, стоит отвернуться от подобных увлекательных вариантов, тем более что никаким научным подходом подтверждены они быть не могут. И положиться на нечто всем нам доступное - на здравый смысл, внутренний голос и то чувство истины, которое, наверное, теплется в каждом из нас.
Тогда вернемся к началу: зима, аудитория, репродукция на столе... Люди с выразительными, будто освещенными изнутри лицами. И странное, сильное впечатление подлинности всего происходящего. Есть ощущение Тайны, нет чувства обмана.
Если так, наука подвела нас к признанию того, что и без всякой науки уже почти две тысячи лет было известно многим. К тому, что окружающий нас мир не сводится к повторяющейся череде восходов и закатов, зим и весен, радостей и утрат. К знанию о том, что в мире однажды случилось Чудо.
Это знание не зависит от развития физики и прогресса социальных форм жизни. И наука здесь - как те персты, которые не верящий глазам своим апостол Фома вложил, сомневаясь, в раны воскресшего своего Учителя. Научное изучение туринского полотна будет продолжено и можно быть уверенным - оно принесет еще много нового и, может быть, неожиданного. Но, наверное, полного понимания всех тайн Плащаницы у человека не будет никогда. Как не будет исчерпывающего научного знания о строении Вселенной, природе элементарнейших ее частиц или загадочном миге ее рождения.
Потому что Создатель нашего мира, если Он есть, - не кукловод в театре марионеток. И окружающий нас мир устроен так, что в нем всегда присутствует что-то непонятное и непредсказуемое, всегда остается место для незнания и сомнений, для неверия и горькой, ограниченной нашей свободы. Но есть в нем и нечто определенное - пока этот наш мир существует, простодушная бабушка и умудренный знанием скептик войдут в храм и зажгут свечу перед образом Того, кто повис на Кресте за всех нас.
Проголосуйте за это произведение |