Проголосуйте за это произведение |
Как бороться с псевдонаукой?
Прочитал заметку Николая Никитина "Как надо и не надо бороться с антинаукой" (я, правда, предпочитаю использовать более точный и нейтральный термин "псевдонаука"), и не мог не откликнуться. Года полтора назад я как раз хотел создать сайт, посвященный изучению феномена псевдонауки, но, начав собирать материал и анализировать природу проблемы, я понял, что это громадная область, нуждающаяся в очень тщательном исследовании.
Также я убедился в том, что традиционная защита науки (та, которую великолепно демонстрирует нам акад. Кругляков) совершенно недостаточна. (О второй книжке я даже и говорить не хочу.) Я имею в виду то, что статьи Круглякова убедительны только для тех, кто уже предрасположен к принятию научной картины мира, а потому, в общем-то, и не нуждается в ее апологетике. Так что роль книги фактически сводится к набору примеров, из жизни псевдонауки. Так сказать, "черная магия и ее разоблачение".
Конечно, набор примеров никогда не помешает. Однако он не позволяет выявить природу псевдонаучного феномена и потому фактически направлен на борьбу с симптомами, а не с причиной этой болезни. Честно говоря, я еще не видел ни одного достаточно глубокого анализа феномена псевдонауки как социально-психологического явления. Все объяснения, которые приходится встречать либо неглубоки, либо вовсе несостоятельны.
Очень часто псевдонауку смешивают с религией. В результате для критики псевдонаучных теорий использую совершенно неприменимые здесь инструменты атеистической пропаганды. Еще чаще думают, что псевдонауные теории можно опровергнуть научными методами. С тем же успехом этими методами можно опровергать футбольную игру или картину художника-абстракциониста.
Порой сами защитники науки используют те же методы, что и создатели псевдонауки, ссылаясь не на реально добытое знание, а на гипотезы, который они надеются доказать в отдаленном будущем или на свои философские установки. (Наиболее характерный случай - это радикальный редукционизм, отрицающий существование сознания и воли. Утверждается, что это лишь свойство высокоорганизованной материи. Может быть и так, но ведь это надо сначала доказать. Правда, лично я понятия не имею, как.)
Для понимания феномена псевдонауки необходим глубокий анализ ее типов, сил, которые ее поддерживают, потребностей, которые она удовлетворяет, социальных предпосылок к ее возникновению.
И еще один вопрос, на который надо внятно ответить прежде, чем начинать бороться с псевдонаукой тем или иным способом: А надо ли вообще с ней надо бороться? Если надо, то кому это надо? Кто заинтересован в том, чтобы влияние псевдонауки стало меньше?
Вряд ли это народ в целом. Во всех газетах есть астрологический прогноз, и нигде нет астрономического. Значит, пока особого спроса на науку нет. То есть борьба с псевдонаукой и пропаганда науки ведется в интересах "партии ученых". Точно также, как пропаганда христианства - в интересах церкви, а реклама кинофильма - в интересах "Голливуда".
Ссылаться на то, что наука приносит всем людям огромную пользу в данном случае некорректно. То же самое могут сказать от своего имени и христиане, и кинопродюсеры. В нашем мире каждому приходится самостоятельно добиваться того, чтобы люди согласились принять его услуги, его пользу.
Если польза от работника перестает быть очевидна работодателю, работника увольняют. Если польза от науки перестает быть очевидна населению, то науку перестают финансировать. Вместо этого население предпочитает платить астрологам.
В рыночном обществе неумение рекламировать, продавать товар равносильно неумению его делать. Псевдонаука прекрасно умеет себя продавать. Наука (в России) - нет. Почему? Потому что в СССР популяризацией науки занималась власть (у нее были на то свои интересы) и в результате, как только власть перестала "пиарить" науку выяснилось, что наука сама за себя и слова-то сказать не может. Просто не умеет она этого делать. Не учили никогда.
Сейчас этот опыт приходится набирать "с нуля". Но в этом деле науке очень мешает сознание своей исключительности. Большинство ученых свято убеждены в том, что наука, как истинная ценность, "в рекламе не нуждается". Это убеждение особенно удивительно на фоне того, что религии, искренне верящие, что владеют абсолютной истиной, тем не менее, считают своим долгом вести миссионерскую деятельность.
Единственное, что спасает науку - это то, что ее основы преподаются в школе. Пусть плохо, пусть непонятно, пусть конкретика забывается, но за 11 лет ученики усваивают, что "наука - это хорошо, лженаука - плохо". Большинство никогда не задумывается над этим и пассивно поддерживают науку. Мол, арифметика да химия - дело полезное, а ученые, они там говорят что-то непонятное, ну, так им виднее - они умные.
Но стоит только человеку задался вопросом: а почему наука - это хорошо? - как сразу появляются деятели псевдонауки и начинают популярно объяснять (часто вполне искренее), что наука уже сто лет заблуждается, и что правду знает только один ученый из провинциального НИИ, но его работы не публикуют, мол, круговая порука, сами знаете, как в СССР душили генетику с кибернетикой. И т.д. и т.п.
Что может человек со средним образованием (или даже с высшим, но без научной специализации) противопоставить такой рекламе? Может ли он сам, например, убедиться в том, что эфирного ветра нет или хотя бы даже в существовании атомов? По школьному учебнику. Но вот рядом сидит человек и убедительно говорит, что в учебнике написана ерунда. И умудряется как-то отвечать даже на каверзные вопросы (ахинею, конечно, несет, но как это заметить неспециалисту). И кому теперь верить?
В последние несколько лет наука вроде немного опомнилась и пробует очень скромно рекламировать себя. Однако в схватке с псевдонаукой она сегодня проигрывает. Почему? Все очень просто. Псевдоученые не затрудняют себя изысканием строгих и формально правильных аргументов. На любой вопрос им достаточно наплести наукоподобную околесицу. Это не требует времени, не требует затраты средств, не требует квалификации. Ученым же для опровержения этой околесицы требуется тщательный разбор аргументов, проверка фактов, поиск данных по затронутому вопросу, и последующая адаптация, чтобы слушатели поняли, в чем дело.
Выходит, одна сторона обязана соблюдать правила игры, а другая ведет бои без правил. Причем деятели псевдонауки могут практически все время заниматься пропагандой своих измышлений, а настоящим ученым нужно еще вести собственные трудоемкие исследования, где каждый новый результат является плодом длительной работы. В таких условиях псевдонаука будет выигрывать бои в сфере public relations даже при значительном перевесе науки по численности и квалификации.
Именно это сейчас и происходит. На каждую попытку опровергнуть псевдонаучную теорию следует целая серия контр-опровержений. Да, они несостоятельны с научной точки зрения, но публика заметит не это, а то, что нет опровержений на эти контр-опровержения. Почему нет? Да потому что у ученых нет времени попусту дискутировать. К тому же можно спорить с логически осмысленной позицией, а если ее нет, то это все равно, что бить кулаками по воздуху, как профессиональному боксеру драться с уличной шпаной - победить невозможно, проиграть позорно и опасно. Лучше просто не связываться.
К тому же публичные выступления против конкретных псевдонаучных теорий порой лишь способствуют их популяризации. Как любят говорить рекламщики "не бывает плохого пиара". Сторонники псевдотеории вряд ли отшатнутся от нее, из-за того что противники опубликовали критическую статью. Противники так и останутся противниками. А вот среди людей, которые ничего не знали, новые сторонники наверняка найдутся. Хотя бы из чувства противоречия - раз кого-то ругают, значит, в этом что-то есть.
А что же в таком случае следует делать? Как бороться с псевдонаукой? Конечно, критика должна публиковаться в отношении теорий, уже получивших массовую огласку, как, например, новая хронология Фоменко, а также в случаях, когда псевдонаука наносит прямой ущерб, например, отвлекает на себя государственное финансирование или внедряется в учебные программы. Но это скорее исключение, чем правило.
Основные же силы и время надо тратить не на борьбу с симптомами, то есть самими псевдонаучными теориями, а на устранение условий, способствующих ее процветанию, то есть на различные способы популяризации науки. Причем заниматься популяризацией должны не только (и не столько) сами ученые-исследователи, сколько специальные научные журналисты и научные писатели. Среди ученых совсем немного тех, кто умеет живо и доступно описать предмет своего, а уж тем более чужого, исследования. Конечно, бывают такие выдающиеся люди, как Шкловский или Саган, но в большинстве своем литературный талант не коррелирует с научным. Поэтому популяризацией должны заниматься специалисты, которые сами не ведут активных научных исследований, но поддерживают контакты с научными коллективами, обсуждают с ними полученные результаты, посещают конференции.
Популяризация не должна рассматриваться лишь как побочная деятельность самих ученых. Соответствующие сотрудники должны заниматься ею как своей основной работой. Написание и издание научно-популярных статей и книг должно отдельной строкой финансироваться в бюджетах институтов и университетов. На создание научно-популярных книг должны выделаться гранты.
Профессиональный популяризатор должен быть persona grata в любом научном учреждении. Университетский профессор, завкафедрой НИИ не могут постоянно выступать с публичными лекциями или готовить статьи для прессы. Не могут они и писать по две-три популярных книги в год. Но вот консультировать научного писателя их не затруднит. И в результате научно-популярная информация станет гораздо более доступной.
Именно на этом пути возможно формирование серьезной оппозиции псевдонауке. Сотня профессионально работающих научных писателей, консультируемых в ведущих научно-исследовательских организациях, легко сможет в масштабах страны перекрыть информационный шум, создаваемый псевдонаукой.
Конечно, пресса не сразу повернется лицом к научно-популярной информации. Еще остается предубеждение, что такая информация не востребована рынком. Но самые проницательные издательства уже заметили, что спрос на научно-популярную литературу начал восстанавливаться. Отличные научно-популярные материалы публикует "Компьютерра" - самый известный компьютерный журнал. Впечатляют масштабы деятельности издательства УРСС. Издательство "Амфора" выпускает научно-популярную серию "Эврика". Издательский дом "Питер" зондируя рынок, выпустил новое издание книги "Астрономия на персональном компьютере" (http://shop.piter.com/book_about.phtml?id=978531800223&web_ok=yes) - первую в России научно-популярную книгу по астрономии с приложением CD.
Тиражи таких книг пока невелики. Но ведь рынок - это не данность. Крупные игроки не только подстраиваются под рыночную конъюнктуру, но и сами формируют рыночный спрос. Издательства в данном случае лишь посредники. А в качестве крупного игрока на информационном рынке должно и может выступать само научное сообщество.
Итак, подведем итоги сказанному.
1) Феномен псевдонауки нуждается в серьезном исследовании, а не просто в критике. Был бы рад узнать, занимается кто-нибудь в России его изучением.
2) Критика псевдонаучных теорий обычно идет им только на пользу. Заниматься этим надо крайне осторожно.
3) Науке необходим слой профессиональных научных писателей и научных журналистов. Я был бы рад познакомиться с людьми, которые позиционируют себя именно как профессиональные популяризаторы науки.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
Только ли науке? Для меня, да, может быть, и для почти любого интеллигентского мальчика моего поколения одним из главных популяризаторов был Халифман ("Пароль скрещенных антенн" о муравьях, "Они летят по заданию" о пчелах и т.д.), который, если не изменяет память, сначала популяризировал лысенковскую лженауку вместе с Презентом, потом вполне качественную науку энтомологию (Фабра и т.п.). Конечно, такие люди нужны и науке и лженауке. Понятно, что качественный товар в хорошей обертке пойдет лучше, чем такой же товар в раймаговской серой бумаге. Также и эрзац в хорошей обертке получит преимущество перед эрзацем без оной. Вопрос, как кажется, о другом: то есть, а зачем публике вообще наука? Не лучше ли ак.Фоменко? Или всякие аббревиатуры из трех букв? Не на страницах ли этого самого "Русского Переплета" некий мыслитель доказывал преимущество Юлианского календаря нехорошим обращением католической церкви с Джордано Бруно, практически повторяя этим известную аргументацию Остапа Бендера в споре с ксендзами за душу Адама Козлевича? А Вы говорите - павлины!!
|
|
По-моему, с календарем Вы погорячились. Вопрос календаря - это вопрос не только науки, но и культуры. Обвинять Андрея Юрьевича Андреева в научной некомпетентности не стоит - он кандидат и физмат. наук (лично, я был у него оппонентом - диссертация выполнена в ФИАНЕ, а учитель его - известный физик Киржниц), но и кандидат исторических наук. Но дело в не званиях, а дело именно в профессионализме. Плюсы и минусы того или иного календаря - оцениваются в очень широком культурно-религиозном аспекте. Я не утверждаю, что на Русском переплете нет ошибочных научных утверждений ( укажите и мы исправим), но в РП нет псевдонаучных материалов.
|
|
Gorazdo luchshe bylo by pokazat i razzhewat' obywatjelju ( jesli ochjen' hochjetsja i na eto jest' wrjemja), chjem zanimajetsja sowrjemjennaja nauka (Chto i djelal Carl Sagan i prodolzhajut djelat' Kip S.Thorn, W.M. Lipunow, Stephen W. Hawking i dr. ).
|
За последний год мне не попадалось в потоке информации большей пошлости.
|
|
|
они все прекрасно понимают, но "завязаны": условия кредитов подразумевают целевое их использование на поддержание западного производства, уже устоявшаяся переправка денег и.т.п. Поэтому и внедрение российских разработок проходит легче на Западе.
|
|
Глубокоуважаемый Владимир Михайлович! Боюсь, что мы с Вами говорим о несколько различных вещах. Вы вполне обоснованно показываете в своем посте, что его автор Андрей Юрьевич Андреев не является лжеученым. Причем Ваши доказательства даже несколько избыточны, поскольку сочетание физ-мат и истории несколько скомпрометировано неким Анатолием Фоменко (кстати, судя по отзывам специалистов, выдающимся математиком) и его можно уже и не приводить. Но помилуйте, Владимир Михайлович! Я ведь ничего подобного и не утверждал. Не сомневаюсь, что автор статьи о календаре вполне достойный человек, квалифицированный исследователь, легко может отличить одну систему календаря от другой, что я, например, делаю с трудом. Согласен также, что календарь - дело не чисто научное (хоть позитивная наука с него, как кажется, и началась), а общекультурное. Вмешиваться в спор о системе календаря на мой вкус не умнее, чем мне, агностику, сейчас судить о том, кто правильнее крестится: Вы, использующий по примеру Патриарха Никона троеперстие, или те мои предки из староверов, которые вслед за Стоглавым Собором полагали, что двоеперстие благолепней. Для нормального светского общества то, что та ли иная религиозная община использует свой календарь, больших проблем не составляет. Порядочные люди здесь, в США, обязательно поздравляют знакомых китайцев с лунным Новым Годом, мусульман с Ураза-Байрамом, евреев с Ханукой, ортодоксов с их более поздними, чем у западных христиан, Рождеством и Пасхой, так же как независимо от религии ирландцев с Днем Св.Патрика, мексиканцев с 5м Мая, чернокожих с Кванзой. И все вместе веселятся на День Благодарения, 4е Июля и вот завтра на Валентинов День. Конечно, в странах с государственной религией дело обстоит не так: возьмите хоть Пакистан или Чеченскую республику Ичкерию - но ведь Россия пока еще не имамат, шариатские либо епархиальные суды еще не действуют и сектантов на кострах не жгут. Хотелось бы, конечно, но пока до этого далеко. Так что требовать от православных перехода на Григорианский календарь требовать так же глупо, как требовать от иудеев, мусульман или китайцев отказа от лунного календаря. Но, Владимир Михайлович, за всем этим я все-таки не понимаю, может ли считаться научным (правильным или ошибочным, но остающимся в рамках науки) доказательство ad hominem. Меня учили, что нет. Поэтому сообщение, что параллельно с подготовкой нового календаря ксендзы сожгли Джордано Бруно и плохо обходились с Галилеем, попало в список доводов в защиту календаря Юлианского явно по ошибке. Оно заимствовано автором статьи либо из романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок" (сцена борьбы Остапа с ксендзами за душу Адама Козлевича, где довод про Галилея сыграл решающую роль), либо из старых конспектов автора по подготовке какой-либо атеистической лекции. Так что я продолжаю считать, что в статье о календаре использован по крайней мере один прием из арсенала лженауки. Как сейчас помню, что главным аргументом против мальтузианства были слова "поп Мальтус", главным грехом Менделя и Беркли также был их сан. А уж костер на Площади Цветов однозначно подтверждал множественность разума во Вселенной. Ну и причем тут наука? и как Ваш рассказ о научных достижения г-на Андреева меняет это обстоятельство? Мне кажется, есть смысл признать, что был допущен рецидив старой политпросветовской болезни. Это, конечно, никак не говорит о том, что г-н Андреев плохой или некомпетентный человек. Просто увлекательное занятие выливания помоев на Запад при любом удобном случае охватила Российское общество слишком сильно и уберечься от этого удается не всем. А старая позиция автоматически приводит к возврату старых сусловских приемов. С неизменным уважением и полным отсутствием недоброжелательства по отношению к Вам и А.Ю.Андрееву Ваш Марко
|
в центре идеал субъективности, а не объективности; качественный, а не количественный характер результатов; личностный, а не интерсубъективный характер познания; эгоцентризм; чувственно-конкретная, а не абстрактно-теоретическая форма знания; уникальный, единичный, а не обобщенный характер результатов; признание права и возможности делать "открытия" для всех желающих а не только интеллектуальной элиты и экспертов-профессионалов; и т.п. [Холтон, c. 53]. Не оспаривая сейчас справедливость утверждения, что "при всем великом многообразии явлений и областей, которыми занималась пара- (или контр-) наука на протяжении всей cвoeй истории вплоть до наших дней, вся она с хорошим приближением вписывается в очерченный здесь модельный каркас", зададимся вопросом: как научно исследовать внутренние (?) психические процессы субъекта-наблюдателя и их связь с внешними (?) событиями? Самонаблюдение оказывается личностным, эгоцентричным, чувственно-конкретным; заниматься им может любой желающий, не только интеллектуальная элита; фальсифицируемость опыта трудно поддается проверке извне, некоторые утверждения внешним наблюдателям приходится принимать на веру, поскольку содержимое чужой психики им недоступно; и самое главное - оно зачастую даёт уникальный, единичный опыт, особенно важный для исследователя, действенный, оставляющий эмоциональный след в памяти. " Опыт гораздо шире, чем научный опыт, и единичные явления говорят нам гораздо больше, чем постоянно повторяющиеся," - утверждал Лев Шестов в "Апофеозе беспочвенности" . [Шестов, с. 465 ] Наука недалеко продвинулась в изучении подобного опыта с начала века.
|
======
На скажу, что мне здесь все нравится, но это, по крайней мере, попытка разумного подхода к анализу проблемы. Кстати, сказано, что статья опубликована по материалам октябрьской "конференции по антинауке". Кто-нибудь в курсе, где она проходила, можно ли познакомиться с материалами?
|
Njedawno poluchil w podarok knigu profjesora fiziki i astronomii Lawrence M.Krauss "BEYOND STAR TREK: PHYSICS FROM ALIEN INVASIONS TO THE END OF TIME", pjerjed tejm kak nachat' chitat', hotjel Was sprosit': nje znakomy li Wam raboty L.M.Kraussa, jesli da, to hotjelos' by uznat' Washe mnjenije.
|
|
Копирую часть своего сообщения в научном форуме от
Mon Oct 8 20:39:44 2001 : Публикация сборника докладов планировалась, но, по словам Круглякова, не все доклады могут войти в сборник, если он будет издан под эгидой РАН.
|
Книгу Крауса не читал. А вот пока читаешь сбоку ДК - все эти коты и Штирлицы - ничего. А обращаться начинаешь и беда... Уважаемый Барин! Разрешите Вашу рецензию в раздел критики РП поставить. Но вот кем ее подписать - ума не приложу. В любом случае - спасибо.
|
Ваш пост про науку лучше бы был на Научном форуме, может кто и откликнулся бы содержательно. Если не возражаете, то можно его туда скопировать. По поводу Вашего призыва ко мне, не согласен категорически и дело не в моей обиде, а дело в том, что нам постоянно ложь подсовывают. У меня ощущение такое же как у Суси в его посте 18053 он правильно написал, что это не ошибка, а намеренные подмены и ложь. Ну так что с ложью то делать? Я вот думаю ответить несколько иначе на этот раз, но каждую ложь опровергать никакого времени не хватит.
|
Я поставил две кнопки на эту статью в надежде сделать "прикрепленную" дискуссию. К сожалению, у наших программистов никак не доходят руки до того, чтобы и к научной кнопке прикреплялись высказывания. Но это будет обязательно сделано. И даже для лент новостей и со временем все высказывания сгруппируются по файлам.
|
Труд Н.А. Козырева "Несимметричная механика в линейном приближении" (скорость времени и проч.) - ошибочен.
|
Труд Н.А. Козырева "Несимметричная механика в линейном приближении" (скорость времени и проч.) - ошибочен. ПС. Немного здесь.
|
Вы спрашиваете мое мнение насчет труда Козырева о "несимметричной механике". Я Вам ответил, что эксперименты по проверке его гипотезы ошибочны. Что тут еще добавить. Разворачивать подробную дискуссию я не вижу смысла. Скажу Вам, что впервые книгу Козырева я прочел (и подробно законспектировал со всякими своими юношескими идеями) еще в 1969 году, когда заканчивал школу. Тогда было много разговоров вокруг этой теории и были "взрослые" люди, которые увлеченно доказывали ее правоту. С тех пор я читал сотни разных теорий, опровергающих современную физику и немного поработал в науке, так что выработался определенный, не подводивший меня еще ни разу, интуитивный подход. Поймите, разбирать каждую из теорий - нет смысла, время теряется безворзратно с козыревской скоростью. Конечно, Козырев - случай необычный. Это ученый мирового уровня, правда, лучшие его работы были написаны в далекой от теории относительности области. Известно знаменитое решение Козырева-Чандрасекара (Чандрасекар - нобелевский лауреат) по теории переноса излучения. Однако ни звания и ни степени ни награды не гарантируют от ошибок и увлечений. Конечно, А.Н.Козырев был глубокий человек и мечтал разгадать самые фундаментальные вещи - время, необратимость, пространство, неопределенность. Думаю, идеи эти его посетили еще в лагере, где критически обсудить начальные этапы гипотезы особенно не было с кем (хотя и там попадались образованные люди). Мне лично импонируют люди небоящиеся "проклятых" вопросов. Конечно в науке нужны и "прагматики" и "фантазеры". Но фантазеры мне больше подуше. Хотя они могут завести куда угодно. Поэтому, следует воспитывать в себе критическое отношение... Короче, не сотвори кумира.
|
|
|
|
|