Проголосуйте за это произведение |
Человек в Пути
01 января 2020
Первая моя попытка
поступить в Институт восточных языков при МГУ имени М.В. Ломоносова в 1964
г.
оказалась неудачной. Камнем преткновения стал письменный экзамен по
немецкому
языку (изложение). Я к нему просто не был готов. Вернувшись в родную
Сакмару, я
договорился о занятиях немецким языком с Норой Оттовной Дорофеевой. Нора
Оттовна, немка по национальности, –
ленинградка. Весной 1942 г. её вместе с матерью и сыном выслали в Йошкар
Олу,
но из за бомбежек состав направили в Сибирь. Прибыв в г. Свердловск в начале
лета, они добились разрешения ехать в г. Чкалов (Оренбург) к родственникам
Берблингер по линии бабушки, но через год НКВД изменило им вид на
жительство.
Они переселились в наше
село
да так и остались здесь жить. Нора Оттовна преподавала в школе физику и
математику. Между прочим, она из известного семейства Зоргенфреев, и
русский поэт Серебряного
века и переводчик Вильгельм Александрович Зоргенфрей был её дядей. Она согласилась заниматься со
мной два раза в неделю совершенно безвозмездно.
Нора
Оттовна
Дорофеева
(Зоргенфрей)
Одновременно встал вопрос о том, что
мне делать до следующего лета. Конечно,
хотелось найти работу, связанную с немецким
языком, например, учителя немецкого
языка в восьмилетней школе. Тогдашний
директор Сакмарской средней школы Павел
Трофимович Дегтярёв посоветовал мне придти
на августовское совещание учителей и
поспрашивать директоров различных школ. Так
я и сделал. Предложений было много,
но в основном предлагались должности
учителя труда или физкультуры. Директор
одной из школ, правда, пообещал выделить
мне четыре часа немецкого языка.
Павел
Трофимович
Дегтярёв
Пока я раздумывал над этим
предложением, Павел Трофимович пригласил
меня к
себе и сообщил, что в Краснокоммунарскую
школу на станции Сакмарской, в шести
километрах от Сакмары, требуется учитель
немецкого языка. Не медля, я
отправился туда и переговорил с
директором Тимофеем Ивановичем Сенником.
Предложение было что ни на есть
замечательное: 12 часов немецкого языка
во всех
четырех классах с пятого по восьмой , 4
часа химии и 2 часа черчения в неделю.
Всего 18 часов, т.е. полная ставка.
Предлагали еще и пение, если я играю
хотя
бы на балалайке, но, к сожалению, я не
владею ни одним музыкальным
инструментом, хотя в детстве и ходил в
кружок баянистов при РДК и даже выступал
на сцене.
И вот первое сентября, линейка на
школьной площадке, и меня представляют
как нового учителя. Конечно, я
волновался, как то я справлюсь с этой
работой. Ездил
в школу из Сакмары я на велосипеде, и
ученики первое время подшучивали надо
мной
– спускали шины моего велосипеда, так
сказать, проверяли мою реакцию. Я,
однако, шума не поднимал и никому не
жаловался. Но пришлось брать с собой
качок
(насос). Позже, когда мы с ними
познакомились поближе, шутки эти
прекратились.
Программы и подробные поурочные планы
занятий я, по совету директора,
позаимствовал в Областном институте
усовершенствования учителей – целый день
сидел там и делал в тетради
записи.
Г.В.
Подкопаева
А.П.
Великанова
Т.В.
Рылеева
Не
имя
опыта,
я,
конечно,
подражал
своим
сакмарским
учителям,
советовался
с
ними.
Галина
Васильевна
Подкопаева
делилась
со
мной
своими
соображениями,
как
лучше
строить
уроки
немецкого
языка,
Анна
Петровна
Великанова
–
уроки
химии,
а
Татьяна
Васильевна
Рылеева
–
уроки
черчения.
А
когда
я
месяц
преподавал
географию,
заменяя
учительницу,
уехавшую
в
санаторий,
мне
советами
помогала
Мария
Федоровна
Дегтярева.
Наконец,
лаборантка
химического
кабинета
Евдокия
Васильевна
Швецова
щедро
делилась
со
мной
реактивами
для
проведения
химических
опытов.
С
ними,
кстати,
у
меня
случился
забавный
курьез.
В
школе
был
шкаф
с
небольшим
набором
реактивов
и
бутылкой
спирта.
И
этот
спирт
стал
куда-то
пропадать.
Кто-то
посоветовал
мне
налить
в
него
чернила.
Я
так
и
сделал.
Представьте
мой
ужас,
когда
на
следующий
день
во
время
химических
опытов
я
увидел,
что
пробирки,
нагреваемые
с
помощью
спиртовок
с
подкрашенным
спиртом,
стали
фиолетовыми,
и
в
них
невозможно
было
ничего
разглядеть.
Спирт
испарился,
а
чернила
осели
на
стекле.
Пришлось
искать
более
надежные
методы
борьбы
с
хищениями
спирта
-
навесить
на
шкаф
более
прочный
замок.
Для
проведения
более
интересных
уроков
я
читал
методическую
литературу,
различные
полезные
пособия.
В
один
прекрасный
день
школа
начала
сотрясаться
от
топота
ног,
прибежал
директор.
Это
начинался
урок
немецкого
языка.
Я
где-то
прочитал
о
зарядке
с
чтением
стишка
на
немецком
языке
(mit
den
Händen
klapp
klapp
klapp,
mit
den
Füßen
tapp
tapp
tapp
- мы руками
хлоп-хлоп-хлоп,
мы ногами
топ-топ-топ)
и
попытался
претворить
это
в
жизнь.
Порой
я
действовал
явно
антипедагогически.
В
7
классе
был
чернявый,
симпатичный,
но
хулиганистый
мальчишка
Вова
Агафонов.
Однажды
на
уроке
он
демонстративно
грыз
семечки,
на
мои
неоднократные
замечания
никак
не
реагировал
и
добровольно
выйти
из
класса
не
хотел.
Весь
класс,
затаив
дыхание,
наблюдал,
чем
же
закончится
этот
«поединок»
учителя
с
учеником.
А
закончился
он
тем,
что
я
его,
упиравшегося
изо
всех
сил,
просто
вытащил
из
класса
в
коридор.
Позднее
я
получил
нагоняй
от
директора
школы,
но
зато
Агафонов
стал
как
шёлковый
и
больше
подобных
выходок
не
повторял.
Мы
даже
подружились
с
ним.
Анна
Андреевна
Сенник,
жена
директора
и
учитель
русского
языка
и
литературы,
позднее
писала
мне:
«Ученики
вас
помнят,
особенно
Агафонов.
Говорит:
‘Всё-таки
какой
Виктор
Александрович
хороший.
Как
я
доводил
его,
а
он
меня
всё
уговаривал,
убеждал.
Вот
дурак,
как
поздно
понял’.
И
вообще
Агафонов
много
о
вас
говорит
хорошего».
Володя
Агафонов
(слева)
с
товарищем
рассматривает
журнал
«Огонёк»
в
производственном
лагере
На
меня
как
самого
молодого
учителя
возложили
еще
и
роль
старшего
пионервожатого.
Могу
с
гордостью
отметить,
что
за
короткий
период
пионерская
дружина
Краснокоммунарской
школы
стала
одной
из
лучших
в
районе.
Мы
проводили
встречи
с
ветеранами,
дискуссии,
вечера,
пионерские
костры,
собирали
вторсырье,
организовали
тимуровское
движение.
В
результате
школа
впервые
за
свою
историю
получила
одну
путевку
в
Артек,
а
я
был
отмечен
грамотой
Райкома
ВЛКСМ.
Мое
увлечение
театром
вылилось
в
создание
школьного
драмкружка
и
постановку
двух
пьес,
в
которых
я
в
свое
время
в
Сакмарской
средней
школе
играл
главные
роли.
Здесь
же
звездой
драмкружка
стал
Женя
Бородин.
Он
не
был
первым
учеником
школы,
но
в
других
делах
преуспевал
блестяще.
Не
могу
не
упомянуть
и
свое
участие
в
комсомольском
прожекторе.
К
этому
меня
обязывало
положение
внештатного
инструктора
райкома
комсомола.
Мы
с
киномехаником
клуба
писали
и
делали
рисунки
на
злобу
дня
на
чистой
кинопленке,
которая
затем
демонстрировалась
перед
киносеансами.
С
учениками
8
класса
Краснокоммунарской
школы
на
Дне
молодежи
(1965
г.)
Во
время
летних
каникул
меня
со
школьниками
старших
классов
направили
в
производственный
лагерь
при
колхозе
имени
Ленина.
Жили
в
вагончиках,
работали
на
плантации,
много
купались,
читали.
А
потом
с
группой
из
11
человек
отправились
в
поход
с
тремя
ночевками
вдоль
реки
Сакмары.
На
поезде
доехали
до
станции
Чебеньки
и
заночевали,
не
доходя
до
реки,
в
спальных
мешках
и
палатке,
которые
позаимствовали
в
Областной
детской
экскурсионно-туристической
станции
(бесплатно!).
Вторая
ночь
нас
застала
возле
Верхних
Чебеньков.
Не
успели
мы
расположиться
на
ночлег
у
реки,
как
началась
страшная
гроза,
и
нам
пришлось
подняться
в
село
и
укрыться
в
местной
школе.
Третью
ночь
мы
провели
возле
Дмитриевки.
Поход
был
незабываемым.
Было
всё:
и
рыбалка,
и
купание,
и
уха,
и
переход
через
болото,
и
задорные
песни.
Душой
группы
был
Женя
Бородин,
который
к
тому
же
составлял
карту-
маршрут
пройденного
пути.
Позднее
мы
участвовали
в
районном
слете
туристов.
Надо
было
собрать
всех
участников
похода
снова.
Сложности
неожиданно
возникли
с
Женей
Бородиным.
Он
работал
подпаском
у
отца,
и
тот
не
отпускал
его.
Только
после
того,
как
я
лично
разыскал
его
в
поле,
где
пасся
табун,
и
попросил
за
сына,
он
согласился
его
отпустить.
Женя
Бородин
во
время
похода
(с
удочкой)
Наш
альбом
о
походе,
который
помогала
составить
Лилия
Роот,
и
особенно
начерченная
Женей
карта
произвели
большое
впечатление
на
строгую
учительницу
географии
Нину
Васильевну
Павлову,
которая
была
руководителем
слета.
Нина
Васильевна
Павлова
Неплохо
мы
выступили
и
в
эстафете.
А
когда
Нюся
Переплетчикова
первой
обнаружила
«клад»
по
заданным
географическим
координатам,
то
призовое
место
нам
было
обеспечено.
Наша
команда
завоевала
первое
место
среди
8-летних
школ
и
второе
в
общем
зачете
после
Сакмарской
средней
школы.
Все
члены
команды
получили
значок
«Юный
турист
СССР».
Нам
предложено
было
даже
участвовать
в
областном
слете
туристов
при
условии,
если
я
по-прежнему
буду
с
ребятами,
но
мне
надо
было
ехать
снова
в
Москву,
чтобы
держать
вступительные
экзамены
в
МГУ.
Эта
попытка
на
этот
раз
оказалась
успешной,
и
мне
пришлось
проститься
с
полюбившейся
мне
Краснокоммунарской
школой
и
ее
учениками.
С
учениками
Краснокоммунарской
школы
во
время
каникул
Я
всегда
с
удовольствием
вспоминаю
этот
год
учительства,
но
как-то
мне
не
приходило
в
голову
задуматься
о
том,
какой
отклик
оно
нашло
в
душе
моих
учеников,
пока
я
не
получил
письмо
от
Ивана
Чеботарева
через
сайт
«Одноклассники».
Иван
Чеботарёв
Иван
Чеботарев
учился
у
меня
в
5
классе
и
сейчас
живет
в
Германии.
Он
пишет:
«
Я
Вас
отлично
помню.
Вы
вселили
в
меня
уверенность
в
себе и
своих
силах.
Ненавязчиво
и
просто
дали
понять,
что
я
могу
чего-то
стоить.
Мне
тогда
почему-
то
казалось,
что
меня
все
ненавидят.
А
у
вас
я
начал
получать
пятерки.
Вы
в
учительской
сказали,
что
я
хороший
мальчишка.
Коллеги-учителя
не
поверили,
что
Вы
говорите
обо
мне.
Вот
тогда-
то
у
меня
и
произошёл
перелом
в
характере.
После
армии
я
учился
в
Челябинске
в
железнодорожном
техникуме.
Потом
Казахстан.
Работал
в
крупной
нефтяной
кампании
Каз
ТрансОйл
старшим
инженером
по
эксплуатации
оборудования
и
безопасным
ведением
огневых
и
взрывных
работ.
Есть
даже
разработанные
мною
инструкции…
Вы
были
отличным
педагогом,
хотя
вам
было-то,
наверно,
всего
19
лет.
Вы
очень
хороший
человек.
Дай
бог
вам
здоровья
и
удачи ».
Я
прочитал
это
и
подумал:
даже
если
бы
у
меня
в
жизни
не
было
иных
достижений,
то
только
ради
одного
этого
признания,
наверно,
стоило
бы
жить.