Проголосуйте за это произведение |
Современники
Содержание
| Николай Леонов | Вячеслав Клыков | Сергей Бочаров | Римма Казакова | Алексей Леонов | Анатолий Карпов | Сергей Михалков | Виктор Розов | Олег алешин | Виктор Петров | Анатолий Лукьянов | Василий Стародубцев | Елена Мизулина | Владимир Соколов | Юрий Болдырев | Александр Проханов | Жорес Алферов | Владимир Шабалин | Евгения Варламова | Вячеслав Степин | Валентин Янин | Надежда Тарабрина | Александр Шилов | Елена Образцова | Игорь Зиновьев | Надежда Бабкина | Юрий Соломин | Евгений Петросян | Вячеслав Зайцев | Алла Дан | Геннадий Гончаров
Вячеслав Клыков
" Могу простить все, кроме предательства Родины "
Увековечивая историю России в скульптурных памятниках, выдающийся художник Отечества Вячеслав Михайлович Клыков утверждает, что наше героическое прошлое - реальность, которая всегда с нами...
* * *
- Вячеслав Михайлович, ваша искренняя преданность памяти Всероссийского императора Николая II вызывает уважение, тем более что мы с вами выросли в советское время...
- Я родился в Курской деревне, вдали от проезжих дорог. Поэтому даже в советское время у нас в хуторе остался тот уклад, что был до революции 1917 года. Помещики уехали. Пришли новые хозяева... Троих я застал еще при их жизни.
Председателем Сельсовета была не женщина и не мужчина. Носила она комиссарскую кожанку. Волосы были подстрижены горшком. Говорила лозунгами и курила "Беломор". Когда он заканчивался, то мужики угощали ее табаком... Наши деревенские над ней подсмеивались, но жалели - ни мужа, ни детей... Кто покормит. Кто послушает.
Секретарем Сельсовета был глухонемой...
- ?
- Да, да... И, наконец, оперуполномоченным НКВД был местный дурачок...
- В прямом смысле?
- В прямом смысле. Вот такое представление о новых хозяевах жизни я получил еще в детстве... Позже, когда я учился уже в районной школе, моя уверенность крепла. В районных начальниках я узнавал ту же председательшу, того же глухонемого, того же самого опер-уполномоченного - районного сумасшедшего... Более того, с детства я видел: где хороший хозяин - там справный дом, неперекошенные окна и дверь. Забор ровный. Хорошая скотина. Жена ухоженная. Дети чистые. И в углу - икона Божьей матери или Николая-Чудотворца. Где хозяин плохой - там дом кривой, дети сопливые, двор грязный, жена никудышная... Все плохо! Отсюда - мое желание иметь в России настоящего хозяина. И это несмотря на то, что мой дед по отцовской линии был комиссар - первый председатель райисполкома.
России нужны не временщики - типа генсеков или президентов, навязанные Америкой, а Божий помазанник - Государь.
- Вы видите Россию в монархическом пространстве, но согласитесь, что именно при монархах русских людей секли, убивали, обменивали на гончих и жеребцов, а семьи распродавали в розницу. Об этом писал не только Радищев... Наверное, поэтому у нас на царей аллергия?
- Вы бы еще вспомнили времена Рюрика! Тогда другие были нравы. Вспомните историю Америки, когда колонизаторы все вокруг жгли и жесточайшим образом уничтожали коренное население... Идет время. Каждая страна проходит свой исторический путь и обретает себя. Именно при Царе Россия обрела государственность, расширила свои владения и окрепла сама.
Знаю из источников, что Россия к 1930 году должна была быть самой богатейшей и благополучнейшей страной Мира, но была "сделана" революция. А потом, не все же помещики были изуверами как Салтычиха. Вы почитайте книгу "Жизнь мелкопоместного дворянства Тульской губернии". Ее написал историк и агроном Болотов Андрей Тимофеевич. Будучи дворянином и помещиком, он показывает, что его быт мало чем отличался от быта крестьян. Он вставал с восходом солнца, объезжал поля, занимался хозяйственными вопросами и возвращался лишь на закате... Конечно, среди помещиков были и моты, и пьяницы, и жестокосерды, но их было не так много. Помещик для крестьян часто был и отцом, и хозяином. Это хорошо описывает Пушкин в "Капитанской дочке". Какие теплые и гармоничные отношения царят между помещиком и крестьянами! Это, практически, была одна семья. В ней были и ссоры, но это была одна семья...
- Вячеслав Михайлович, кто стоит за чудовищными актами вандализма по отношению к скульптурным памятникам Николаю II?
- На этот вопрос более квалифицированно ответит следствие. Кто за этим стоит - тоже будет известно. Эти акты направлены не против меня, а против нашего Государя - быть может, самого благочестивого из Романовых... Он продолжал политику своего отца - Александра III, который проповедовал возвращение к первоначальным истокам Святой Руси. Именно эта идеология помогла сохранить Киевскую Русь, Владимирскую и Московскую, а затем объединиться в единую империю. Александр III и его сын - Николай II проводили в жизнь истинно национальную политику, поэтому и были ненавистны зарубежным монархам и политикам.
- Если вспомнить, что при Николае II была построена Транссибирская магистраль, Донбасс и Кузбасс.... Что впервые появился золотой рубль, который стал валютой... И то, что Россия кормила хлебом полмира, то и впрямь этот русский Царь достоин уважения.
═ - Для наших недругов Россия всегда была лакомым куском. Вот она... Лежит в равнинах... Приди - и возьми ее... И сколько раз приходили! А с чем уходили? Ни Чингиз-хан, ни Наполеон, ни Гитлер завоевать ее не смогли. Что же делать? Надо разрушить ее изнутри. Как? В живое тело России нужно вживить инородный вирус, который рано или поздно ее погубит. Что и произошло. Говоря об инородном вирусе, я имею в виду не нацию, а враждебную идеологию по отношению к нашей стране.
- Скульптура - один из сложнейших видов искусства, поскольку в распоряжении ваятеля лишь один момент действия или состояния персонажа. И этот момент должен выразить все - и страсть, и ненависть, и героизм, и страдание.
Как вы одухотворяете создаваемый образ?
- Главное содержание скульптуры - вечность. Независимо от пластического мотива. Независимо от идеи, которую ты воплощаешь. Если есть вечность - есть скульптура. Если нет - появляется сюжет, иллюстрация, литературщина, театральщина, если хотите... Независимо от того - летящая она или стоящая - в ней должна пульсировать вечность. Подобное достигается не умозрительно и не страстной работой. Это дается от природы, от рождения. Так же как голос или поэтический дар.
- Дерзну заметить, что скульптура XX века мало впечатляет. В ней нет роскошной фантазии барокко и изящества классицизма... И если все ее образчики поставить в один ряд, то будет печальный пантеон. Где есть физическое сходство, но нет самобытности. Где есть деталь, но отсутствует обобщение. И дух в них почиет...
- Если говорить о скульптуре в мировом масштабе, то XX век, на мой взгляд, был очень плодотворным. Какой мощный всплеск дала одна лишь Италия! Это и Джакомо Манцу и Альберто Виани, Франческо Мессина и Умберто Мастроянни... И Россия в этом смысле - не исключение. Как ни странно, именно в Советское время появилось огромное разнообразие станковой скульптуры. И часто - вопреки тем идеологическим установкам, которые нам диктовали сверху.
- Как профессионал - кому вы отдаете должное?
- С начала XX века это, конечно, Голубкина, Лебедева, Матвеев, Королев... В Советское время - Мотовилов... Позже - Нина Жилинская, Юрий Александров и многие другие...
- Какой скульптурный памятник в Москве вам нравится особенно?
- Памятник Пушкину Опекушина.
- И все-таки, не кажется ли вам, что современная скульптура болезненно тяготеет к древнеегипетской традиции, связанной с культом мертвых.
Черты одни - монументальность, статика, простота. На фоне научно-технического прогресса и вулканических страстей - нюанс странный...
- Статика свойственна скульптуре как жанру. Что касается египетской скульптуры, то это одна из наиболее мощных традиций монументальной пластики. Она так же, как и античная скульптура, выражает цельное видение окружающего мира. Скульптура Египта и Античной Греции гениальна по своей философии. И мы не зря восхищаемся ею до сих пор. Да, древние индийские статуэтки изображают танцующих людей. Например, танцующий Бог Шива. Но вся мировая пластика основана на статике. А содержание - вечность.
- Как жаль, что все меньше становится скульптурных ансамблей... Если вспомнить, что в самой природе ваяния заложена колоссальная сила обобщения и символики, то как много она мгла бы поведать миру. Достаточно вспомнить гениальную скульптурную композицию ⌠Лаокоон■... Прошли сотни веков, а она потрясает воображение, напоминая, что зло в этом мире присутствует...
- История знает массу примеров, когда делались целые скульптурные ансамбли. Недавно, как вы знаете, раскопали целую скульптурную композицию, где представлено целое войско китайское... В XX веке это "Граждане Кале" Родена... У нас - скульптурная композиция Аникушина на Марсовом Поле в Петербурге... Но мне ближе одиночный образ. В нем я могу выразить все.
- Драматическая история нашего народа запечатлена, на мой взгляд, в скульптуре недостаточно...
- Да, наша история была славной, наша история была печальной. А иногда - трагической. Но это - Наша история! И именно это чувство вдохновило меня на создание мемориального комплекса на Прохоровском поле. В "Звоннице" я выразил все - с древнейших времен и до Парада Победы на Красной Площади. Там представлены все фрагменты героической истории России.
Почему наш народ победил в последней жесточайшей войне? Совсем не потому, что мы сражались под чутким руководством КПСС. А потому, что в России сохранилось чувство родины, которое не смогли уничтожить даже изуверские эксперименты Советской власти. На фресках белокаменной Звонницы я показал как трагическое переплетается с героическим. И в любом случае это зачеркивать нельзя. Это наша история.
- Расскажите, пожалуйста, о Звоннице поподробнее.
- Звонница - это символический образ. Над Россией как бы распростерт Покров Пресвятой Богородицы... Венчает Звонницу образ Державы - золотой шар... Я думал, что ветераны не примут этот символ, но они восприняли его с глубоким чувством. Каждый год - 12 июля на Прохоровское поле, где проходила героическая битва за Родину, приезжает множество народа. И не только из России... И не только в этот день... Вы не были?
- Нет.
- Поезжайте обязательно. Это в семидесяти километрах от Белгорода.
- Говорят, "Москва строится!" И это замечательно. Но, бог мой, как примитивно грустен городской пейзаж... Повсюду балаганная эклектика... Пластиковые ящики палаток - апофеоз прогресса! Механизм по "деланию денег" запущен. "Руси тут нет. И Русью тут не пахнет!" Где тихие уютные дворики?
Где кусты сирени, рвущиеся в теплое чрево комнат? Глобальность, вычурность и нарочитость противны русскому характеру.
И хочется воззвать: Верните нам Филипповых, умеющих вкусно печь хлеб... Верните Сытиных, которые за копейки просвещали народ. Верните всех тех, кто не алкал злата, не набивал карманы народными деньгами, а по-настоящему любил Россию!
- Я с вами абсолютно согласен. То, что сейчас происходит - это оккупация похлеще наполеоновской и гитлеровской, поскольку затрагивает наши глубинные психические струны.
Что такое архитектура? Это немая летопись истории. Она точно фиксирует уровень нашего сознания, уровень государственного идеала. И когда идет явная агрессия, то оставаться равнодушным нельзя. Сейчас мы видим мертвые, выхолощенные, не имеющие собственного лица дома, оформленные под так называемый "евростандарт". Идет усиленное вытеснение всего национального. Народ превращают в инертное и безынициативное стадо, которым легко управлять единицам. Вот суть! Как это можно остановить? Только всенародным сопротивлением!
- Скульптуру и архитектуру называют музыкой в камне. И не зря. У красивейших городов мира есть одна общая особенность - синтез монументальной скульптуры с архитектурой. Этот синтез создает гениальную симфонию из камня.
А что если бы скульпторы и зодчие зажглись идеей превратить город в единый ансамбль - помпезный или просто уютный. Жизнь наша стала бы намного интересней. Представьте себе микрокосм, где бьют фонтаны и низвергаются искусственные водопады, а где-то - журчит ручей и цветут фиалки... Вы, наверное, думаете, что это - один из снов Веры Павловны. Но как было бы хорошо, если бы этот сон стал явью.
Что может сделать скульптор, чтобы город приобрел неповторимый колорит, и в нем душе было уютно?
- Скульптор ничего не может сделать по той простой причине, что его деятельность не востребована. У меня нет на это ни власти, ни денег... У меня есть талант, данный Богом. На эту тему я стараюсь даже не мечтать, поскольку это расслабляет и волю и силы. Стараюсь ориентироваться на то, что существует в реалиях. Заказов у меня нет, да и раньше не было. Если что-то и было, то это я выигрывал по конкурсу. Возьмите, даже памятник маршалу Жукову... Это что - заказ? Нет. Это личное мое предложение. И я очень расстроился, когда памятник великому полководцу разместили не на Красной площади, как ранее планировали, а "задвинули" в закуток.
- Жуков - личность слишком многозначительная, чтобы находиться на видном месте.
- Я так и понял.
- Вячеслав Михайлович, назовите, пожалуйста, ваши работы...
- Да все я и не припомню... Начну с памятников, поскольку это общественно значимое явление. В Москве - памятник Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию... Памятник маршалу Жукову на Манежной площади... Из скульптур, которые принадлежат уже архитектуре - статуя Меркурия в Центре Международной Торговли на Красной Пресне... Детский Музыкальный театр на Воробьевых горах, где все, начиная от эмблемы "Синяя птица" и до скульптур у фонтана - мое. Памятник Великой княгине Елизавете Федоровне в Марфо-Мариинской обители... В Московской области - памятник Преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже... Памятник Дмитрию Донскому в Николо-Угрежском монастыре... Неподалеку - памятный знак Святителю Николаю Можайскому, как символу города... В Перми - Памятник героям фронта и тыла. Там же - памятник Пушкину и поэту Батюшкову... В Вологде и в Вологодской области - памятник поэту - Николаю Рубцову... Памятник замечательному писателю русского средневековья и стойкому человеку - Протопопу Аввакуму... Памятник Серафиму Саровскому... Памятник великому русскому актеру Михаилу Семеновичу Щепкину... Мемориальный комплекс на Прохоровском поле... Ну и памятник Государю Императору Николаю II в Подольске и в Тайнинке, которые взорвали... В Подольске мы восстановили. А в Тайнинке восстановим где-нибудь в середине лета.
- Какой же вы великий труженик! Сделать так грандиозно много и так высокоталантливо - непросто!
- 1 августа этого года в Муроме открыт памятник Илье Муромцу - легендарному Богатырю - защитнику Древней Руси.
- Вячеслав Михайлович расскажите, пожалуйста,════ о вашей семье. О детях, о внуках...
- Детей у меня четверо - трое сыновей и одна дочь. Старшему - 36 лет, а младшему - 19. Пятеро внуков. Я всегда мечтал иметь много детей, но получилось только четверо.
- Я обратила внимание на ваши руки. Для скульптора они довольно аристократичны. Ведь пластика сопоставима с подвижничеством каменотеса.
═ - Это только кажется, что "аристократичны". Руки у меня достаточно сильные. Да и здорово травмированные, так как ваяние действительно работа нелегкая. Руки у меня мощные еще и потому, что в юности я был чемпионом Курской области по борьбе, а потом - по боксу.
- У вас есть слабости?
- Конечно. Курю... С азартом играю в бильярд... Это - слабость?
- Пожалуй, выражение темперамента...
- Нет, это не темперамент, а страсть, которая по православным понятиям есть грех.
- Если бы люди были бесстрастны, то разве создавали шедевры?
- Правильно! И на эту тему хорошо сказано: Будь ты горяч или холоден, но только не будь теплохладен, то есть равнодушен...
- У вас есть какой-либо жизненный постулат?
- А у вас?
- Есть. "Если ты всем нравишься, спроси себя - правильно ли ты живешь?"
- А мой постулат - все христианские заповеди. Все! Кроме одной - "Возлюби врага своего". Личного врага - да Но врагов Отечества - прощать нельзя. Их надо уничтожать!
- И все-таки, что вы можете простить, а что - нет?
- Я могу простить все, кроме предательства Родины. Это совершенно точно. Могу забыть все личные обиды, непонимание и даже подлость. Но когда плюют на Россию... И тем более - предают... Этого простить я не могу! И это заложено в генах не только у меня.
Вот сейчас задают вопрос: как произошло то, что произошло? Ответ надо искать в себе, в своей сути.
Я вспоминаю брежневский период, когда мы из деревни приехали учиться в Москву. Как только нас не называли! И чертями, и лимитчиками... А за что? Разве я виноват, что Бог наградил меня талантом, а в деревне нет института? Откуда такая ненависть к собственным соотечественникам?
- Не обижайтесь на них, Вячеслав Михайлович, им, видно, отличиться было больше нечем.
- Именно тогда я понял, что этот дешевый снобизм - начало нашей деградации. И дальнейшие события это подтвердили.
- Какой, на ваш взгляд, наш самый большой национальный недостаток?
- Очень серьезный вопрос... Одним словом не ответишь. Только что я сказал, что могу простить все, кроме предательства Родины. И будучи человеком верующим, я не могу согласиться с проповедью священников, призывающих нас смириться и преклониться перед мечом врага. И это тогда, когда речь идет о судьбе России и о нашей собственной судьбе!
- Так значит, наш национальный недостаток - наша рабская покорность?
- Да. Там, где любой народ давно бы восстал - мы сопим и терпим... Мы слишком добры, благодушны и разобщены. Поэтому в собственной стране мы - рабы. А наши враги - хозяева. Кто их взрастил? Мы! Так как всегда боимся кого-то обидеть... Мы не умеем говорить "Нет!" Не умеем сопротивляться злу. А раз так - враги нас сожрут!
- Что вы подразумеваете под русской национальной идеей?
- Русская национальная идея - это то, что наш народ выстрадал в течение веков. Она проста и ясна. Это Бог, Царь, Отечество. Только тогда человек будет жить в гармонии с государством, а государство с личностью.
- И кто же может стать Российским монархом?
- Это - компетенция Земского собора. Наша главная задача - восстановить Российский Земский Собор, как Высший исторический орган народного волеизъявления. В него должны войти самые мудрые и авторитетные наши соотечественники. Они везде есть. И народ их знает. Делая дело и говоря слово, они должны знать, что несут ответственность перед Богом и перед людьми. Это не та свистопляска, которую мы иногда наблюдаем в Думе. Здесь должно быть кровное понимание насущных российских проблем. Только монархия и Российский Земский Собор отрежут путь к власти предателям и политическим аферистам.
- В России живут люди многих национальностей. Уважая их чувства и обычаи, Российский Земский Собор пригласит их к сотрудничеству?
- Разумеется. Все национальности, все конфессии, разделяющие идею Державности, могут войти в Собор. Обратите внимание - все народы, жившие под скипетром русского царя до 1917 года, сохранили все свои обычаи и вероисповедания. Россия никогда не была тюрьмой народов. Эта ложь была запущена в Советское время. В то время как американские, да и не только американские, колонизаторы истребляли все коренное население многих стран, Россия на протяжении столетий пестовала и берегла малые народы. Поэтому мудрые представители и мусульманства, и буддизма понимают, что если не будет единого централизованного государства с мессианской идеей, то такая страна, превращаясь в стадо, погибает.
- И к гибели мы приблизились вплотную...
- Россия никогда не погибнет. Она может пройти испытания по грехам. Но то, что пережила Россия за один XX век - не пережил ни один народ. Поэтому необходимо срочно собирать Российский Земский Собор. Это наше основное оружие, которое сильнее атомных бомб, денег и власти. Сильнее всего.
- В России никогда не было мощного консолидирующего начала. Мы все разобщены.
- У нас всегда была консолидация на мистическом уровне. И сегодня она тоже существует. Подземная река обязательно выйдет на поверхность... Никто не может знать этих сроков. Она может выйти через полгода... Через пятьдесят лет... Но река обязательно выйдет! Я в это верю и только это помогает мне жить.
Проголосуйте за это произведение |
|