Проголосуйте за это произведение |
История
10 августа 2011
Люди, корабли, деньги
Корабли красивы и романтичны, они манят свободой и влекут мальчишек в море, они соединяют наш мир куда надежнее, чем самолеты и автомобили, но в первую очередь это бизнес. Их грузоподъемность, вместимость и скорость важны лишь постольку, поскольку способствуют прибыльности. Иначе и быть не может - издержки коммерческого мореплавания несут сами негоцианты, да еще и казна на них держится. Символом удачного бизнеса, кстати, также издавна служат суда, возьмите хотя бы роскошные яхты Абрамовича или патриарха Кирилла<--!>...
Их паруса и корпуса плывут на синих горизонтах, пробуждая мечты и подчеркивая социальное расслоение общества, что также полезно. Но есть еще один класс кораблей, обходящийся социуму особенно дорого. Это боевые суда, за которые платим мы, народ. Налогоплательщики. Однако и эти чрезвычайно затратные конструкции порой окупают себя. Какова же их цена? С учетом национальной специфики?
Возьмем фрегат "Святой Николай", первенец верфей Николаева. Рождающийся Черноморский флот остро нуждался в линейных кораблях, чтобы драться с турецкими в линии баталии, но начинать с них в таких условиях (с нуля, на голом месте, в дикой степи) было затруднительно. Линкор корабль большой и сложный, в постройке дорогой и долгий, посему князь Потемкин решил строить большие фрегаты, способные в случае чего сражаться в линии.
44-пушечный
"Св.
Николай" был заложен 05.01.1790 на строящейся верфи строящегося города и
уже
25.08.1790 вошел в состав флота. Этот крупный корабль водоизмещением под две
тысячи
тонн вплоть до
Не так давно один николаевский журналист попытался
выяснить
его цену, отталкиваясь от факта заказа в
Цифра странная по многим причинам. Если бы речь шла о фунтах стерлингов то да, 50-пушечные английские корабли тогда обходились в 26-28 тыс. ф.ст. (с вооружением). Но рубли, тем более, золотые?
Заметим,
кстати,
что в "Финансовых документах царствования императрицы Екатерины II", т. I, в "Генеральном
счете издержанным на чрезвычайные расходы деньгам" (запись от 1 декабря
Полмиллиона! Но
надо учесть курс рубля. Если в
Кроме того, медными орудиями вооружали лишь немногие, самые престижные корабли, ибо их стоимость в несколько раз превышала стоимость орудий чугунных и доходила до 10 рублей за пуд. "Среднее", по словам журналиста, морское орудие (для больших фрегатов того времени это 18 и 24-фунтовые пушки) весило сто пудов и более, а Демидовы в то время запрашивали уже более двух рублей за пуд чугунного литья, так что и чугунные орудия стоили в три-четыре раза дороже, чем полагал журналист.
Доставка леса, пушек, дельных вещей, парусины, канатов и пр. из центральной России составляла, по его мнению, около 30% от стоимости изделия. Прогонные и кормовые деньги для мастеровых добавляли к расходам 20%, амортизация эллинга еще 10%, а всего набиралось 60% накладных расходов. В итоге "Святой Николай" должен был стоить 41 тыс. золотых рублей. Один фрегат по цене двух британских! Да, в Николаеве строили самые дорогие в мире корабли. Как пишет журналист - золотые. Но в том-то и дело, что даже эти смелые расчеты далеки от фантастической российской реальности!
Заметим
также,
что в золотых рублях расчетов тогда не вели, разве что при игре в карты.
После
Владимира и его скромных златников наступил долгий безмонетный период на
Руси,
и следующего появления золота пришлось ждать целых четыреста лет, вплоть до
т.н. "угорских" золотых Ивана III, копировавшихся с венгерских дукатов.
Но
и "угорки" служили не ходовой монетой, а в качестве медалей и наградных
знаков. Они были символом престижа и казной. То же самое имело место при
Шуйском, с его золотыми "новгородками" и "московками", при Михаиле
Фёдоровиче, Алексее Михайловиче, Фёдоре Алексеевиче, Софье Алексеевне, Иване
и
Петре Алексеевичах, чеканивших для престижа червонцы, получервонцы и
четвертьчервонцы. Истинными, ходовыми червонцами были не они, а зарубежные
золотые монеты, главным образом голландские дукаты.
Вплоть до
середины XVIII века
золота в России не добывалось, серебра не хватало и экономили даже на меди.
Промышленный металл нашли лишь в 1745 году, на Урале. Да, с 1752 по 1917 гг.
было добыто свыше 2800 тонн золота (более 12% всей мировой добычи!), но в
рассматриваемый период в казне его практически не имелось. Иными словами,
расчеты в золотых рублях не практиковались, разве что за царским столом, за
партией в карты, до которых Елизавета Петровна и Екатерина II были очень
охочи.
Расчетной единицей золотой рубль стал лишь в
Поэтому за границей любили фунт стерлингов, уважали гульдены и флорины, ценили цехины и талеры, но рубля не знали, ни золотого, ни серебряного. Мало ли какие деньги бывают на свете, вплоть до раковин каури. Тем более что в самой России на звонкую монету приходилось лишь 2-3% оборотных денег, остальное медь. Недаром Петр I дарил серебряный рубль - это был поистине царский подарок! Большинство народа серебра (не говоря уж о золоте) не видело никогда в жизни.
Нельзя в
этой
связи не упомянуть и о "голландских" дукатах русской чеканки. То есть, о
фальшивках, хотя и трудно называть так полновесную монету, обеспечивавшую
свой
номинал внутренним, так сказать, содержанием. Венецианский цехин чеканили с
1284 до 1797 года, и он стал образцом для подражания (дукат это его
обиходное
название). В конце концов, выделились дукат венгерский (с 1325 года),
немецкий
(с 1559 года) и нидерландский (с 1586 года). Когда в
Золотые
рубли
тут помочь не могли. Поэтому целый век, вплоть до
С
воцарением Николая I
и
наведением его пресловутого "порядка" финансы страны все более
расшатывались (не помогла даже реформа умницы Канкрина) и эти дукаты, как ни
странно
(впрочем, что же тут странного...), стали играть заметную роль не только во
внешнем, но и во внутреннем денежном обращении. Вспомните известные по
классической литературе "лобанчики" и "арапчики". В
Итак, никаких расчетов в золотых рублях вестись не могло, денег в стране вообще было мало, поэтому изыскивали средства, обесценивая основу денежного обращения, медную монету. Чеканили 16, 24, 32 и даже 50 рублей из пуда меди и для перевозки приличной суммы требовалась крепкая телега и хорошая охрана. На сбор налогов в таких условиях уходила заметная их часть. Тяжелое финансовое положение усугубляли знаменитые русские дороги, и осень официально считалась временем, в кое налоги не собираются.
Спасибо матушке Екатерине II, которая ввела бумажные ассигнации. И хотя у нее были свои соображения (средств на строительство империи, иными словами, на ведение непрерывных войн катастрофически не хватало), сей смелый шаг принес большую пользу стране и народу. Обезвоженный финансовый организм державы впитывал новые, легкие и удобные в обращении деньги, как губка, открылись банки, появились кредиты, векселя, почтовые переводы и прочие удобства. Государственная машина завертелась быстрее, ее стало легче регулировать и смазывать и поначалу казалось, что ассигнации можно печатать в неограниченном количестве!
Чем, по сути дела, и занимались. Сухопутные войны Екатерина провела за счет печатного станка, обесценив бумажки под конец царствования вдвое. Когда же потребовалась валюта для Архипелагских экспедиций, в которые без серьезных денег корабли не пошлешь, то прибегли к внешним займам. Если Петр I основал империю на медные деньги, беспощадно разорив народ, но внешних долгов не оставив, то царица построила великую державу на ассигнации и займы, положив начало государственному долгу России. Ее долги голландским банкирам удастся выплатить лишь в конце века. Но не XVIII, а следующего, через сто лет...
После этого
финансового экскурса вернемся к "Св. Николаю". Несколько лет назад
старейший моделист Николаева С. Вовчарук разыскал в городских архивах часть
его
ведомостей. Оказывается, на строительство фрегата привезли 4856 кубометров
дуба, 924 куба лиственницы, 326 кубов сосновых кряжей, 1179 сосновых бревен,
8922 доски и 16 еловых бревен - всего на 94273 руб. 71 копейку. А для спуска
со
стапеля 25 августа
И хотя полных смет не нашлось, но в те же годы однотипные фрегаты строились на Рогожкинских хуторах под Таганрогом. Там корпус, рангоут и такелаж обходились в 160 тыс. рублей, а с артиллерией, якорями, чугунным балластом и дополнительными расходами выходило по 214 тысяч.4 "Св. Николай" по понятным причинам стоил дороже таганрогских собратьев и обошелся казне приблизительно в 250 тыс. рублей ассигнациями, если не больше. Или около 220 тысяч серебром по курсу того года, когда он вошел в состав флота. Это очень дорого, даже учитывая тот факт, что вооружен фрегат был медными пушками. На деке стояло двадцать две 24-фунтовки и четыре 1-пудовых медных "единорога"; на шканцах и баке было двадцать 18-ф пушек и четыре 7-ф. Впрочем, по некоторым данным 24 и 18-фунтовки взяли из осадной артиллерии, а 7-фунтовые были трофейными турецкими (впоследствии их сняли).
Цифра
ошеломляет! Для сравнения, по смете
Надо,
правда,
заметить, что свой короткий век наш фрегат провел в боях и походах и затраты
на
строительство, надо полагать, вполне окупил. Летом
Но состояние корпуса стало внушать опасения и в октябре фрегат ввели в гавань Неаполя для килевания. Там его славная карьера и завершилась: корпус оказался гнил и 26.07.1802 г. корабль был продан за 11460 дукатов, это около 30000 руб. серебром.
Итак, 250 тысяч за фрегат. Дорого. Очень! Существенно дороже больших дубовых балтийских линкоров и в несколько раз больше, чем стоили линкоры архангельские, из лиственницы. Но сами по себе эти цифры мало о чем говорят, все познается в сравнении. Возьмем, к примеру, сумму, отпущенную в 1786 году на гвардейские полки, на Московский батальон и кавалергардский корпус. Она составила 542 365 рублей и 46 с четвертью копеек. Иными словами, годовое содержание всей русской гвардии обходилось немногим дороже строительства и вооружения пары черноморских фрегатов. Если учесть, что при матушке Екатерине было также введено в строй более сотни линейных кораблей, то придется признать, что флот действительно дорогое удовольствие.
И тем более
придется это признать, сравнив цену флота с расходами на культуру, науку и
образование. На Академию наук в том же году было отпущено 55 138
рублей,
на Академию художеств 60 000, на содержание Московского университета
55 073 рубля 75 коп. и на "разныя училища, в губерниях состоящия"
71 634 руб. 74 коп. В сумме - меньше, чем на один "Св. Николай"!6
Прошло сорок лет после завершения недолгой, но славной карьеры фрегата. Россия отразила Наполеона и завершила Отечественную войну взятием Парижа. Хлебнула воздуха свободы - и стала жандармом Европы. Николаев превратился в главный центр черноморского судостроения, Новороссию покрыли города и дороги, но приоритеты не менялись, а корабли не дешевели.
Во времена
адмирала Лазарева, воспитателя Нахимова и Корнилова, трехдечный
(трехпалубный)
линейный корабль обходился уже в 2511630 руб. (смета
В итоге к
началу обороны Севастополя (сентябрь
На фоне общих расходов государства за тот год в 313 млн., из коих на армию и флот ушло 102 млн., стоимость военно-морского имущества, утопленного в севастопольской бухте, как будто бы и невелика. Если не учитывать, что имелся еще и вдвое больший Балтийский флот, мгновенно устаревший с появлением винтовых кораблей, что дефициты бюджетов ежегодно превышали 50 млн., что государственный долг за время Крымской войны перевалил за полмиллиарда, и страна стояла на краю финансовой пропасти. Такова оказалась цена николаевскому "порядку"...
Но есть и еще один способ оценки самодержавных приоритетов. Так, расходы на министерство народного просвещения огромной страны не достигали и 3 млн. - столько стоили четыре линкора (всего их у Николая было более сорока)! А три линкора Новосильского, пришедшие в помощь Нахимову под Синоп, несли на своих палубах 2980 матросов и офицеров. Это больше, чем было студентов во всех университетах России!
Результат
Крымской
войны известен. Известен и конечный итог колоссальной судостроительной
программы 1895 года - Цусима. Не будет большим преувеличением также считать
революции
Примечания:
1. 2008-09-18 Сергей Гаврилов Верфь в Диком поле :: Новости N - Николаевские новости)
Проголосуйте за это произведение |
|
Если это не опечатка, то хочется сказать, умели же работать на Руси.
|
|
|
|