Проголосуйте за это произведение |
Сергей Сергеевич, мне хотелось бы начать нашу беседу именно ⌠с самого начала■, т.е. с того, что стоит за словами ⌠родился в Берлине в 1948 году■ в Вашей небольшой автобиографической сводке, опубликованной на некоторых литературных сайтах рунета. Расскажите, пожалуйста, немного о Вашей семье, Ваших корнях.
Все достаточно просто, я бы даже сказал тривиально ≈ для людей моего поколения. Мой отец (1908 г. рожд.), известный врач, полковник медицинской службы, рентгенолог-радиолог, прошедший к тому времени две войны (Финскую и Великую), служил тогда Главным рентгенологом Группы Советских войн в Германии (ни ФРГ, ни ГДР еще не было, существовали союзнические оккупационные зоны). К отцу в 1946 г. приехала в Берлин моя матушка (1909 г. рожд,) преподавательница немецкого языка, проведшая всю войну в питерской блокаде. Родители мои давно пребывают в небесном легионе. С Берлином и мамой моей связана дивная история. В 1936 г. она закончила немецкое отделение Герценовского института (по первому образованию она √ историк).
Так вот, на выпускном банкете один из однокашников пожелал ей: Валя, желаю тебе стать директором школы в Берлине (!!!).По тем временам это была весьма опасная шутка. Прошло десять лет, и матушка стала директором школы в Берлине (до моего появления на свет). Ну-с, сейчас это √ как пожелать издать сборник стихов на Марсе. Мудрено, затейливо, но элегантно шутит Матушка-Жизнь. Все мои предки-мужчины в отцовском и материнском коленах были профессиональными военными, служили Российской Империи и государям. Все воевали за Россию, я ≈ первый в своем роду штатский-штафирка, никогда не воевал, но с годами стал ощущать в себе военную ⌠косточку■. Предки мои были статными, бравыми, нерефлектирующими, телесно красивыми людьми. Один мой дядя по матери был колчаковским офицером, другой √ красным командиром (как в романе).
В 1971 году Вы окончили отделение русского языка и литературы филологического факультета ЛГУ. Был ли этот выбор Вами заранее запрограммирован на то, чтобы заниматься серьезно литературной деятельностью широкого спектра? Как, собственно, Вы пришли в литературу?.
Моя жизнь на долгие десятилетия была определена книгой, которую я купил в 12 лет в Царском Селе, где обретался на даче: Александр Блок о Петербурге-Петрограде. Я ⌠улетел■ бесповоротно лет на тридцать. Я хотел заниматься историей русской литературы Серебряного века. Ни о каком ⌠широком спектре■ и речи не шло. И я долгие годы пробавлялся ⌠полупотаенными штудиями■ (слова покойного поэта, моего дорогого друга) Витюши Кривулина. Занимался вполне успешно, много публиковался. Сейчас на моем столе лежит верстка книги: С.С.Гречишкин, А.В.Лавров. Символисты вблизи. Статьи и публикации. 383 С.). Сашенька √ ныне член-корр. Российской академии наук. К специалистам по Серебряному веку ⌠власти предержащие■ тогда относились скверно, как к прокаженным, ⌠внутренним эмигрантам
■, ⌠агентам иностранных разведок■, ибо мы из уст в уста (не только из архивных документов, книг, газет и журналов) знали, что была ДРУГАЯ жизнь. На ⌠чеховедов■ это никак не распространялось, а ведь совсем ⌠рядом■. Друзья-коллеги шли в зону за такие историко-литературные игрушки (К.М.Азадовский, М.Б.Мейлах и многие другие). Придешь на службу в Пушкинский Дом: шу-шу, у А. был обыск, Б. арестовали, В. ⌠уехал■ и т.п. Саша Лавров хорошо сказал на поминках моей матушки: ⌠Жили, как подпольщики■. А почему же мы много публиковались? А потому, что писали честно (в статьи и публикации, вошедшие в книгу ⌠Символисты вблизи, мы с соавтором не внесли ни одного ⌠идеологического■ либо иного исправления, лишь восстановили цензурные изъятия) и, главное, тщательно: редакторам не надо было ничего править. А почему мы не ⌠сели■ ≈ повезло! А вот не ⌠повезло■, к примеру, моему ближайшему другу Константину Азадовскому, выдающемуся историку русской литературы Серебряного века, специалисту по русско-германским литературным связям (Рильке-Цветаева-Пастернак). Он был арестован, осужден по сфабрикованному КГБ делу (давно реабилитирован), отмотал срок на Колыме за ⌠антисоветские лекции, антисоветские высказывания и антисоветский образ жизни (!!!)■. Где-то в середине 1980-х годочков я остыл к Серебряному веку, отгорел, потом тяжко заболел и все сие продолжается по сей день. Я отчетливо понимал, что о публикации моих стихов в тогдашних литературных условиях и речи быть не могло. О критических статьях я и не думал потому, что их бы никто не напечатал (цензура была свирепая). Я вступил в литературу (вернее, она вступила в меня) как академический специалист по творчеству Блока-Брюсова-Андрея Белого-Ремизова-Вячеслава Иванова (список пространен, но не слишком).Да, были времена былинные, были, да сплыли. И слава Богу. Только бы не вернулись, ибо, по словам Петра Великого, ⌠в России и небывалое бывает■. Я сейчас весьма далек от проблематики Серебряного века, увы, и по финансовым причинам, но, видимо, издам сборник своих ⌠сепаратных■ работ о Брюсове с компанией.Были ли какие-то вехи в Вашей жизни, которые Вы могли бы назвать критическими, узловыми на своем литературном пути? .
Упомяну два момента. Первый. Летом 1970 г. из подъезда питерского Союза писателей вышли три человека: 79-летний великий филолог академик В.М.Жирмунский, насельник Парнаса Серебряного века, друг Ст. Георге (крупнейший австрийский символист), Блока, Вячеслава Иванова, Ахматовой, Михаила Кузмина плюс два студента-филолога: А.В.Лавров и Ваш покорный слуга. Внезапно со стороны Большого Дома (питерское гнездо НКВД-МГБ-КГБ) на полной скорости подлетел к нам грузовик. Я чудом вытащил Виктора Максимовича из-под колес. В.М. отдышался и шепотом на ухо спросил меня:
C.С.! Как вы думаете: я доживу до краха советской власти? Я учтиво заверил его в том, что ⌠да■, отчетливо понимая, что ⌠нет■. И вдруг в меня молнией ударила мысль, что я-то, возможно, и доживу. И дожил. В.М. умер в январе 1971 г. Вот такие были у нас учителя (В.Я.Пропп, Ю.М.Лотман, М.П.Алексеев, П.Н.Берков, Д.Е.Максимов (Павел Наумович и Дмитрий Евгеньевич вели на филфаке семинары по творчеству Блока и Брюсова: ничего подобного не было тогда ни в одном университете страны),Г.П.Макогоненко, И.С.Зильберштейн, И.Г.Ямпольский и др.), которые нас на самом деле ничему не ⌠учили■, кроме стойкости и несгибаемости духовной и душевной. Второй момент. Мне было тридцать четыре года, когда в посевовских ⌠Гранях■ (1982, ╧ 126) появилась моя первая поэтическая публикация под псевдонимом Василий Пригодич: ⌠Из книги ⌠Картонные личины■■, к которой я не имел никакого отношения. Мои рифмованные тексты ходили в самиздате, попадали за границу. Редакция энтеэсовского журнала напечатала 9 моих стихотворений. Если бы КГБ расшифровал мой нехитрый псевдоним (родовое имя плюс девичья фамилия матери) я бы сел в тюрьму, ибо чекисты совершенно истерически-остервенело ненавидели Народно-трудовой союз и его издания. Обошлось. Я не слишком надеялся на то, что увижу свои стихи в типографском наборе, хотя у меня были поклонницы, которые в разных городах потаенно читали на потаенных ⌠вечерах■ мои тексты. Помню, как меня увещевал друг и ученик Вячеслава Иванова и Макса Волошина, лучший в мире специалист по творчеству Лермонтова В.А.Мануйлов (сам тайный стихослагатель, чьи стихи вышли в свет лишь после его смерти), мол, и до Гуттенберга были поэты. Виктор Андроникович √ великий хиромант, изучавший линии рук Ахматовой, Пастернака, несчастных Есенина и Маяковского и др., знавший меня как сносного историка литературы, по линиям моей руки мгновенно определил, что я пописываю стихи и предсказал... Умолчу.Сергей Сергеевич, Ваше литературное творчество, пожалуй, можно разделить на две основные категории √ поэзия и эссеистика. Какое место занимает каждое из этих направлений для Вас лично? Чем Вас привлекают литературная критика и эссеистика, как автора?
Много лет уже я весьма редко ⌠сочиняю■-составляю стихотворные тексты (один-два раза в год). Это всегда нечто вроде эпилептического припадка. Шум. Первая строка из не первой строфы. Поехало. Молоточки стучат в головушке. Давление чудовищное (а у меня два инфаркта было). Записываю на бумаге без помарок. И прочая. Все это зафиксировано-запротоколировано моими несравненными предшественниками. Тексты на самом деле и не слишком мои, ибо я человек комедийно добрый, а стихи зачастую злые. Все это диктуется некоей внеположной (скажем так) силой, о природе которой я никогда не смею задумываться. Мои статьи о книжных новинках, которые я строчу прямо на ⌠монитор■ (опять же в некоем ⌠трансе■), меня исключительно забавляют и служат источником хлеба насущного. О плохих книгах я никогда не пишу, посему мои рецензии весьма комплиментарны. Книги, о которых пописываю, всегда читаю от корки до корки, что нынче у критиков большая редкость. Все мои заметки представляют собой мое частное мнение по частным проблемам. Некоторые из них вызывают, не вру, просто бешеную полемику. Мне перепадает частенько как от ⌠безбашенных■ левых, так и от ⌠безбашенных■ либералов. Эссеистика в последние годы составляет главную часть моей работы. Скоро в издательстве А.Н.Житинского
⌠Геликон Плюс■ выйдет сборник моих критических статей ⌠Кошачий ящик■ (50 штук).Есть ли у Вас какие-то прозаические произведения? Пытались ли когда-нибудь писать прозу? .
Прозаических произведений у меня нет, никогда даже и не пытался писать прозу, ибо у меня напрочь отсутствует сюжетное мышление.
Вы занимаете довольно активную позицию в отношении сетевых публикаций, сетевого общения. Ваше имя можно встретить и в Гостевых Книгах различных сетевых изданий, и среди авторов интерактивных литературных сайтов, и на страницах достаточно респектабельных электронных изданий. Расскажите, пожалуйста, о Вашем отношении к инету вообще, к его литературной жизни в частности. .
Я отношусь к сетевой литературе с превеликим почтением (вопреки ее скандальозности, ⌠пене■, вульгарным ужимкам-ухваткам и т.д., а также мнительности, закомплексованности творцов-насельников оной). Если кто-либо соблаговолит, см. мою статью ⌠Сетевая литература (⌠сетература■)■, опубликованную несколько лет тому назад в газете ⌠
London Courier■:http://www.prigodich.8m.com/html/notes/notes.html
У сетевой литературы богатое, цветущее и великое будущее. На том стою и стоять буду.
Многие современные авторы придерживаются мнения, что литератор не может считать себя состоявшимся, не имея на своем счету публикаций на бумаге, как это принято сейчас говорить, в толстых и тонких, не говоря уже о книге. Что Вы думаете по этому поводу?
Я думаю, что это собачья чушь. Сегодня публикация на ⌠бумаге■ (в виде книги) или в ⌠толстом■ журнале (у ⌠толстяков■ сейчас унизительно низкие тиражи) ничего не прибавляет к славе-известности литератора, если он популярен в сети. К примеру, замечательный питерский прозаик и книжный график Дмитрий Горчев, мой литературный крестник отчасти, √ колоритнейший сетевой персонаж-автор. В сети его опусы прочитали многие тысячи людей. А какая полемика, схватка-рубка вскипала в сетевых обсуждениях его рассказов. Дима издал несколько книг. Предивно и пречудесно. Их прочитали сотни людей. Отклик один √ комплиментарное упоминание в затухающей бесславно, увы, ⌠Литературной газете■. Наличие книг необходимо, правда, для вступления в писательские союзы, признанные правительством (Союз писателей Санкт-Петербурга, Москвы, Союз российских писателей (все три союза √ демократические) и Союз писателей России (патриотический)). Но на это воля вольная вольного литератора (зарабатывай денежки, копи, издавай за свой счет).
Литературный процесс во все времена проходил различные этапы упадка и подъема. Сейчас принято считать, что в результате кризиса-развала бывшей советской системы, повлекшего за собой кризисы во всех сферах человеческого существования, русские литература и культура оказались в весьма плачевном состоянии. Какова Ваша личная точка зрения относительно этого вопроса? Что для Вас современная литература?
В советской России сочинительство было частью государственного механизма, существовало министерство литературы (Союз писателей), люди, обладавшие членскими билетами союза, имели существенные льготы, недурственно кормились и т.д. ⌠Разрешенную литературу■ (Мандельштам. ⌠Четвертая проза■) я, пес смердящий, всегда отвергал с порога. В частности, я никогда не читал переливистой шестидесятнической брехни с кукишем
в кармане, с ленинскими ⌠нормами■ и с социализмом с ⌠человеческим■ лицом. Все. СССР затонул, как атомная субмарина. Халява кончилась. Цирк сгорел. Однако клоуны отнюдь не разбежались. Вот я прихожу на писательские собрания. Вижу таких, к примеру, людей, как покойный Виктор Кривулин, Сергей Стратановский, Геннадий Григорьев, Елена Шварц, Николай Голь и прочая, и прочая, и прочая. В советской России их место было в тюрьме. Но я встречаю и иных литераторов, которые писали работы в стиле ⌠В.И.Ленин и проблемы теории литературы■, ⌠Образ рабочего в литературе 1970-х гг.■, дежурные стишки к съездам КПСС, а главное, строчили на нас натуральные доносы в доблестные ⌠органы■. Вот эти люди волком воют о закате ⌠духовности■, о гибели их лживой проституированной культуры, о том, что советский ⌠поэт■ зарабатывал в месяц 350 рублей (хорошие деньги были). А вот серьезные литераторы, перебиваясь с хлеба на квас, помалкивают, ибо власть, слава Богу, их творчеством не интересуется. Люди молча делают свою работу. Пятнадцать лет назад в Большом Доме сидели серьезные дядьки-полковники КГБ и чертили, к примеру, схемы: кому Саша Лавров давал читать роман Пастернака ⌠Доктор Живаго■. Делать было нечего. Кстати, мой знакомый, фронтовик-подполковник-разведчик, вся грудь в орденах, переводчик Кирилл Косцинский (Успенский) отсидел пять лет за то, что давал людям читать этот роман. А в прошлом году книгу выбросили из школьной и абитуриентской программ по литературе. Счастье, счастье, счастье, господа-товарищи-братва: СВОБОДА СЛОВА. Как это славно и сладко. Нет никакого кризиса русской культуры-литературы. Есть кризис их финансирования. Возможно, со временем он будет преодолен. Россия переживает издательский бум. Издается немыслимое количество книг: хороших и дрянных. Читатель предпочитает Маринину √ Джойсу, Бушкова √ Борхесу. Это его право. Не нужно учить читателя-потребителя литературных лакомств. Пусть читает, что хочет. Единственное, что мы, русские, принесли бесценным даром всему миру √ это наша литература. Ничего не погибло. Культура находится в новом вызревании ⌠цветущей сложности■ (К.Леонтьев). Младая поросль наследует нам. К примеру, вчера 16-летний мальчик читал мне по телефону свои стихи, в которых переплетаются интонации Хармса и Заболоцкого (периода ⌠Столбцов■). Сегодня я написал рецензию на работу девочки-одиннадцатиклассницы ⌠Родовые гнезда в художественном пространстве текста произведений Владимира Набокова и их история■. Работа настолько хороша, изощренна, филологически выделана, что ее можно с колес публиковать (к чему я и приложу руку). Пора перестать рыдать, стенать, воздевать очи горе, клянчить деньги у государства и т.д. А уж тем паче винить либералов-демократов-масонов-евреев в конспирологических заговорах против Руси-полонянки, в сокрушении ее духовности-культуры-литературы. Литератор пишет потому, что в силу сложных причин он не может не писать. Литература, поверьте, такая же неотъемлемая и неотменимая часть моего существа, как жизнь, дыхание, сон, рука, жена, сын, внуки, кошки-собаки, Петергоф, плоский монитор, беспроводная клавиатура, смерть и бессмертие.Каким литературным направлениям сегодня Вы отдаете свое предпочтение? Есть ли у Вас любимые авторы среди современников и классиков? По каким основным критериям Вы для себя лично оцениваете тот или иной текст?
На мой взгляд, сейчас нет никаких внятных литературных направлений (включая абсолютно все московские ⌠измы■). Процитирую строку из письма ко мне покойного Юрия Нагибина двенадцатилетней давности: ⌠...от авангардной гладкописи тошнит■. Из современных прозаиков высоко ценю С-кина-Пелевина. Плюс О~Санчеса (роман ⌠Кромешник■ превосходен), плюс А.Житинского и Д.Горчева. Из поэтов √ Алексея Ивантера (⌠лучший и талантливейший поэт нашей эпохи■), Александра Кабанова, Наилю Ямакову, Татьяну Калашникову, Ольгу Кушлину (изумительный поэт, который еще не слишком, увы, известен) и тех питерских поэтов, с кем встречаюсь на писательских собраниях (список выше). Из поэтов-классиков ⌠обожаю■ (дивное словечко институток-смолянок): Мандельштама, Клюева, Кузмина, Ахматову, Сологуба, Ходасевича, Бродского. Из прозаиков-классиков √ Брюсова (много писал о его несравненной и недооцененной прозе), Бунина-Чехова, опять же Михаила Кузмина... и все. Тот или иной текст я оцениваю, исходя из непроявленных, смутных, неосознанных, эстетизированных предпочтений или... по совету-мнению жены, обладающей абсолютным литературным вкусом-слухом.
Спасибо. Сергей Сергеевич, многие редакторы и критики склонны разделять литературу на ⌠профессиональную■ и ⌠дилетантскую■. При этом, что примечательно, понятия в эти два слова вносятся разными людьми далеко не всегда одинаковые. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Нет ни ⌠профессиональной■, ни ⌠дилетантской■ литературы, есть литература и нелитература (если угодно, √ паралитература).
Как Вы считаете, оказывает ли какое-то влияние на творческий авторский процесс литератора наличие филологического образования за плечами?
Робко полагаю, что √ нет, хотя в наличии филологической школы, выучки, специфических навыков работы над текстом, тщательной выделки текстов, нет ничего дурного.
Сергей Сергеевич, как Вы полагаете, можно ли сегодня литературой зарабатывать себе на жизнь? И видите ли Вы отличия в этом аспекте с тем, как это было раньше?
Можно и нужно. Раньше весьма недурственно платили за идеологически выдержанную муру-лабуду. Сейчас √ фигушки √ платят только за ⌠дело■, за тексты, имеющие коммерческую стоимость (к примеру, за стихи никто не платит). Можно зарабатывать денежки любым иным способом и писать, писать, писать.
Сергей Сергеевич, мне хотелось бы еще, с Вашего позволения, коснуться некоторых внелитературных аспектов Вашей жизни. На одной из фотографий Ваш костюм украшают регалии Ордена православных госпитаЛЯРОВ. Не могли Вы рассказать подробнее о том, когда и как эти регалии были Вам присвоены?
Открываю сию сакральную тайну тайн. Наша с женой ближайшая подруга вышла замуж в Лондоне за барона С.С. фон Беннигссена (фамилия пишется по-разному; это я про двойные ⌠н■ и ⌠с■). Орден (единственный в православной ойкумене) был основан в 1974 г. тогдашним светским и духовным правителем Кипра архиепископом Макариосом и бароном. Госпиталяры (не путать с католиками-госпитальерами) занимаются строительством больниц в Африке. Неловко признаться, но в орден, где получил всяческие регалии и титулатуру, я был принят просто-напросто по житейскому ⌠блату■. Уже много лет подруга наша натуральная баронесса.
Рассказывая о себе, Вы упоминаете, что Ваш псевдоним включает в себя несколько составляющих. Как именно состоялся Ваш псевдоним, т.е., не могли Вы его ⌠раскодировать■ буквально? .
Моего прадеда звали Сергей Васильевич, деда - Василий Сергеевич, отца - Сергей Васильевич. Я должен был стать Василием, но не сложилось, ибо отец назвал меня Сергеем в честь своего друга великого хирурга Сергея Сергеевича Юдина. Пригодич - родовая фамилия моей матушки, предки которой из Померании переехали в Царство Польское. Мой прадед был лоцманом, дед Артемий Емельянович Пригодич √ профессиональным артиллеристом. Вот так и появился псевдоним Василий Пригодич, под которым я публикую стихи и статьи о новинках современной литературы.
В настоящее время Вы живете в Петербурге. Расскажите немного о том, что значит этот город в Вашей жизни.
Санкт-Петербург означает в моей жизни все: миропорядок, миропонимание, мировидение, мировоззрение.
Если можно, несколько слов о Вашей нынешней семье √ жена, дети, внуки... .
Моя жена, сероглазая муза-наперсница, прелестница и плутовка, писательская дочь и супруга, которая помнит наизусть все мои стихи (я не помню ни одного), означает в моей жизни то же самое, что и Санкт-Петербург. Цыпочка моя несравненная √ доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории государства и права на юридическом (⌠президентском■) факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Ей, молоденькой преподавательнице, сдавал экзамен по истории политических и правовых учений В.В.Путин и позднее половина нынешних кремлевских питерцев. Наш сын √ Сергей Сергеевич Гречишкин-младший ⌠страдает■ на чужедальней чужбине, труждается в лондонском филиале американского банка в должности вице-президента (по базовому образованию он филолог-китаист). Кстати, сын пишет очень крепкие медитативные рассказы. Его цыпочка несравненная сидит дома и воспитывает мужа и наших внуков, которые покорно ходят в школу. Мой сын, его жена, наши внуки занимают в моей жизни такое же место, как (см. выше). Еще в мое обширное семейство входят: Неописуемая дворняга Джек Дженеврович Полканов-Стобаксов (вся сеть его знает), Кот-Полуперс Лис (подарок Вити Кривулина) и помоечная Кошка Пума. Мои животные занимают в моей жизни то же место, что (опять см. выше).Есть ли у Вас какие-то творческие планы ближайшие и далеко идущие?
В силу некоторых легких недомоганий никаких творческих планов у меня нет. Хочу жить, просто жить, если Господь дозволит.
Дорогой Сергей Сергеевич, спасибо Вам большое за интереснейшую беседу. Всего Вам самого светлого и доброго, здоровья, неиссякаемого оптимизма и новых творческих свершений.
Сердечно благодарю всех за высокое внимание.
Проголосуйте за это произведение |
С большим интересом прочел и пришел к приятному, хоть и банальному, выводу: не перевелись еще на Руси умные и интеллигентные люди! С пожеланиями телесной крепости и душевной молодости, В.Р.
|
Дорогой Владимир! Как всегда благодарю за неизменно высокое внимание.
|
Я - крупный матерщинник. В статьях я иногда употребляю (для орнаментирования) колхозный эфмемизм "блин". В устной речи я предпочитаю протославянское слово, однокоренное с "блудом" и т.п. (юсы были разные).
|
ЭВФЕМИЗМ
|
|
|
Ваше сообщение не совсем корректно. Плюнуть изволили в лицо полу(это специально для Вас)почтенному человеку, да и всей корпорации. Стало славно и сладко. Примите мои поздравления и наилучшие пожелания.
|
|
|
Я и не расстраиваюсь (помер бы давно, если бы неосторожно сие делал). Какие пустяки. Благодарю сердечно за благосклонное внимание. Я сейчас хорошо отдыхаю-развлекаюсь: параллельно читаю "макет" книги (чужой, деньги, увы, нужны) по теории права и верстку сборника своих статей "Кошачий ящик".
|
Забыл добавить: я не "образованец", я - самоучка, кустарь-надомник.
|
Полностью солидарен. Всеядность и перманентное шутовство не могут не привести к прихлебательству и неуемной пропаганде всяческого сетевого мусора.
|
|
|
|
|
Я ни в коем случае не нахожусь на "содержании" ни у "властей предержащих", ни у "сына-банкира". Я зарабатываю на жизнь честным литературным трудом. Всё...
|
Вы плутовски исказили цитату из моего интервью. Я ничего ТАКОГО не говорил...
|
Я о своем мнении о Вас умолчу. Осмелюсь Вам посоветовать отправиться в веселое путешествие... дальше вся сеть все знает...
|
Дорогой Василий! Ласковое и учтивое слово и дедушке Коту приятно (хорошему коту и в ноябре март). Ваш соотчич. Меня в эмиграцию когда-то КГБ железным сапогом в зад пихал. Я не уехал.. Сейчас мне советуют покинуть Родину ушлые пацаны из газеты "Дуэль" и иные доброхоты. Бесполезно.
|
|
Уважаемый Владимир Михайлович, а если бы мягко бы так повыспросить: есть ли она вся ╚интернациональная╩ или всё же приоритетно национальная, класс ли она или частица различных сословий? И совсем в лоб: заменила ли она дворянство и заменит ли священство?! Эта ╚неведомая сила╩
|
Не корми коммунисты этих приживалок, а заставь действительно зарабатывать хлеб свой насущный от читателсьского спроса может статься, что в нынешней России может и больше стрельбы бы было, но зато было бы больше и просто порядочных и честных людей среди образованной публики Василий Владимирович прав, конечно, говоря о том, что определения "интеллигенции" не существует. Но если говорить о писателях, то по моему глубокому убеждению именно благодаря писателям, точнее благодаря христианской, несомненно главной составляющей русской литературы у нас и не началась 10 лет назад гражданская война. Можно смело сказать, вслед за В.С.Непомнящим, что русская литература тогда спасла Россию, как спасала на протяжении всего 20 века Великой Смуты русской истории.
|
|
Уважаемый Владимир Михайлович, а если бы мягко бы так повыспросить: есть ли она вся ╚интернациональная╩ или всё же приоритетно национальная, класс ли она или частица различных сословий? И совсем в лоб: заменила ли она дворянство и заменит ли священство?! Эта ╚неведомая сила╩ Дорогой Василий Владимирович! Я не знаю определения "интеллигенции". Для меня это такие люди, после общения с которыми остается впечатление, что ты лучше, чем есть на самом деле. Слово это слишком "свежее" - веков ему не более полутора и скорее всего раньше, а, возможно, и потом, свойство это человеческое будет называться как-то по другому. Из тех, с кем мне пришлось общаться были и академики, и деревенские, и батюшки и и просто неизвестные. Это слово, как и любое другое, человека объяснить не может... но понятно вполне. Вот вглядитесь в лицо Шукшина, когда он беседует с балалаечником Федором Телелецким - человеком почти юродивым - вот она и есть интеллигентность. Шукшин здесь не позирует для съемки. Он бывал в жизни таким.
|
|
|
|
Дорогой Василий! А я, грешный, люблю и Федора Михайловича, и Юрия Михайловича (чудесный был человек).
|
|
|
Переходя к интеллигенции - для меня очевидно, что сейчас она стоит на стороне сорокина-березовского-новодворской, людей разрушающих Россию материально и духовно, т.е., "неруси". Когда я говорю об интеллигенции, я понимаю под этим словом группу людей, разделяющих определенный комплект достаточно стандартных мнений и подходов к вещам, причем чрезмерно самобытные личности с основной массой персонажей в этой группе не сливаются, согласно законам иммунитета. Шукшин или Бродский - не интеллигенты. Советский строй эта интеллигенция "немножко боялась, немножко любила, немножко хотела другой". Столь чтимый Вами, г-н Пригодич, академик Жирмунский был кавалером ряда орденов, в том числе и ордена Ленина. Неужели он действительно так мечтал о падении Советской власти? А пример с Вами (типичным интеллигентом) и Вашим сыном (англо-американским банкиром) мне кажется яркой иллюстрацией настоящего положения дел, тенденции, так сказать. Кстати, неужели лондонский филиал американского банка не мог найти на должность вице-президента никого, кроме русского филолога-китаиста? Здесь явно не без чебурашки. Впрочем, это, конечно, не мое дело. Уважаемый АВД (34671), я не стал бы равнять Пелевина и Сорокина. Пелевин сочиняет занимательную литературу для тинейджеров, не более того. Что же до Сорокина, то его сочинения - это отнюдь не порнография, как заявляли идущие куда-то вместе дурачки. Порнографич. лит-ра физиологична, имеет целью разжечь похоть, и в изрядном возрасте, как я слышал, чтение ее даже полезно для здоровья. В случае же сорокиных имеет место нечто совсем другое. Человек всю свою творческую энергию тратит на создание чего-то отвратительного, абсолютно уродливого. Признаться, мне становится даже немного жутко оттого, что люди делают такие вещи. Я думаю, это и есть возведение хулы на Святого Духа, то, что никогда не прощается (поскольку творческие способности человека по своей сущностной природе есть дар Св.Духа). So -
|
В.М.Жирмунского, осмелюсь напомнить, четыре раза арестовывало НКВД, к счастью, через несколько месяцев отпускало. Мой сын-китаист-филолог без помощи "чебурашки" окончил во Франции закрытый финансовый институт, взяв в долг деньги за обучение, и получил сертификат "Магистра (мастера) оф бизнес администрейшн). На работу в банк был взят по конкурсу как лучший топ-менеджер.
|
Осмелюсь всем напомнить: русская интеллигенция стоИт за Россию...
|
|
|
|
И все-таки жаба, оказывается, очень серИозное животное (земноводное).
|
|
|
|
"Мы и не представляем себе, сколько нужно ума, чтобы не казаться смешным!" /Никола Себастиан Шамфор - из коллекции одного математика/
|
И Вас влагодарю за благосклонное внимание. Ваш Причишкин.
|
|
НИГИЛИЗМ1 м.
1. Полное отрицание всего; полный скептицизм.
|
Вы не устали, простите, в демонстрации ... ... и ...? Прекрасной Незнакомке Не изволите ли Вы проживать в преславном городе Торонто? Я - не липовый дедушка, у меня двое внуков.
|
|
Дурно пописывать изволите. Я - не браток. Осмелюсь процитировать Ницше: Заратустра-плясун. В Торонто таких, как я, действительно нет.
|
|
|
|
Что же касается Вашего высказывания вообще, то здесь хотелось бы отметить следующее: ПК:"Интеллигент по сути своей ни холоден ни горяч, исповедует "умеренность и аккуратность", т.е. пребывает в состоянии, близком к нравственной аморфности." В идеале было бы и так, но дело в том, что "умеренность и аккуратность" скорее свойства темперамента, нежели социального статуса и рода деятельности человека. Можно вполне быть горячим и даже несколько сумбурным иногда, при этом оставаясь все же человеком интеллигентным (то же о холодности). ПК: "Ни в коей мере я не согласен и с тем, что культура ныне пребывает в состоянии "цветущей сложности"; подобный взгляд говорит о благодушной, если не благоглупой, близорукости, принимающей за цветы разноцветный мусор (о сложности какой-либо я вообще умолчу); скорее уж культура пребывает в состоянии "пестрой пустоты" ("мир снова томит меня своей пестрой пустотою"(С)В.Набоков)" Если уж принамать во внимание слова Набокова, то стоит вспомнить о том, когда они были произнесены, вернее написаны и в каком контексте. Так или иначе, речь у Набокова шла, отнюдь не о пустоте сегодняшней. Логично заключить то, что всегда во все времена были люди, придерживающиеся прямо противоположных мнений о том, в каком состоянии пребывает культура их страны на данный конкретный момент. С равной степени и Ваш подход, и подход Пригодича могут претендовать на справедливость. Но вот подход аля "Я один знаю, как правильно. Я прав, потому что это Я" на справедливость претендовать не может никак. Сейчас не простая эпоха, и Пригодич верно заметил о сложности, которая естественно проявляется во всем. Насколько она цветуща, сказать вернее, процветающа, трудно судить вообще. Это процесс не одного дня. Дайте ему если не завершиться, то хотя бы прийти к какому-то промежуточному "пункту определения". Сейчас много "мусора" вокруг, но наличие "мусора", вовсе не свидетельствует о том, что нет другого -- интересного, талантливого. Просто его теперь иногда тудновато разглядеть, нужно время и терпение для отсева.
|
|
|
Нет, я не Ивантер. Полагаю, что это не имеет большого значения -- имя здесь в гостевой. Здесь, скорее, важно то, каких позиций человек придерживается и как ведет беседу.
|
|
СЛОЖНЫЙ прил. 1. Состоящий из нескольких частей, элементов. // перен. Характеризующийся многими переплетающимися явлениями, признаками, отношениями. 2. перен. Представляющий трудность для понимания, разрешения, осуществления; трудный. 3. перен. Обладающий противоречивыми качествами, свойствами, особенностями.
|
Ваши стихи элегантны и искрометно остроумны, но, увы, технически несовершенны. Сие не подобает профессиональным литераторам.
|
Именно наличие взаимосвязи позволяет ее установить, каким-то образом систематизировать составляющие, и предсказать дальнейшую судьбу целого. (Теперь все же давайте вернемся "к нашим баранам" и попытаемся оперировать не физическими догмами ... а общеязыковыми, тем более, что речь идет о культуре. Я не оперирую никакими догмами. Я всего лишь стараюсь дать понять свою точку зрения, используя наиб. уместные, на мой взгляд, понятия. Итак, обратимся к первоисточникам...А без словаря Вы никак не можете? СЛОЖНЫЙ ... Полагаю, что в нашем с Вами случае стоит опереться на первое определение сложности (кстати, Вы как раз об этом и говорите: "Сложность подразумевает некую взаимосвязь частей, к-рую, возможно, трудно обнаружить"). Как Вы полагаете, состояние человеческого общества на различных своих этапах, включая различные свои составляющие, "Характеризуюется многими переплетающимися явлениями, признаками, отношениями.", которые могут быть в свою очередь трудно обнаруживаемыми (простите за корявое слово)? Безусловно и только так. А посему Ваши рассуждения о бардаке, сложности систем, "пестрой пустоте" -- элементарный каламбур... Неубедительность здесь определяется полным отсутствием у Вас понимания. Я говорил не об обществе, а о культуре, к-рая появилась не вчера, и к-рая нек-рым образом продолжается до сих пор. Вот то, каким образом она сейчас, насколько я это вижу, имеет место быть, я и имел в виду. Впрочем, если после "пестрой пустоты", чрезвычайно удачного выражения, у Вас понимания не возникло, дальнейшие разъяснения, думаю, бессмысленны. Хаос, повторюсь, не сложен, поскольку части его не взаимосвязаны. Вообще, похоже, что Вы, как и многие люди гуманитарного образования, наделены тем типом умственной организации, к-рый я бы назвал фиктивным мышлением.
|
|
Напрашиваются выводы, знаете ли... ...Здесь Вы совершенно запутались. Что позволяет установить наличие взаимосвязи? Её -- взаимосвязь или систему? Догадываюсь, что Вы подразумевали систему. Взаимосвязь, конечно, а не систему!! Сначала устанавливается взаимосвязь частей (если она есть), затем части систематизируются. Причем, если рассматривать культуру, это происходит полуинтуитивно (конечно, для человека, к-рый не чужд этой самой культуры). Надеюсь, Вы не станете отрицать, что одни и теже взаимосвязанные элементы можно систематизировать несколькими различными способами? Конечно - если они взаимосвязаны несколькими различными способами Без словаря, естественно, можно. Я прибегаю к этому исключительно, чтобы заранее устранить какие-либо недоразумения в плане внесения опонентами различных трактовок для одного и того же слова. По контексту, конечно же, догадаться никак нельзя. Неужели Вы хотите сказать, что общество и культура -- вещи невзаимосвязанные? Я-то как раз имел ввиду обратное. А именно, то, что культура никогда не существовала сама по себе. Культура -- это неотемлимая часть жизни общества, одна из граней существования общества. Культура - результат духовной деятельности человека. Культура оставалась целостной и в гораздо более кризисные для общества моменты, чем сейчас. К хаосу же, к к-рому, судя по ряду симптомов, движется рус. культура, неприменимы ни понятие сложности, ни понятие целостности. Павел, то, чем мы с Вами сейчас занимаемся -- называется словоблудием. Да нет, я говорю вполне конкретные вещи. Словоблудием они представляются Вам вследствие Вашего непонимания, а тж. склонности судить обо всех по себе. Предлагаю прекратить нашу бессмысленную беседу. Да мне-то, в общем, все равно. Кстати, слово "каламбур" в словаре не забудьте посмотреть.
|
В РП меня, действительно, никто не просил ничего публиковать из моего архива (презанятного, кстати). Меня просили об этом насельники лебедевской ГУСЬ-БУКИ. Вот я и перенес текст оттуда сюда (проверьте, если соблаговолите). Как всегда благодарю за чарующе благосклонное внимание. ..., ... и, разумеется, ...
|
Какие же, если не секрет? Надеюсь, Вам не пришло в голову, что я намерен здесь высмеивать Ваше образование? Смею заверить Вас, -- нет
Ну, слава Богу, хоть это Вы понимаете. А человек(я надеюсь, Вы в курсе)-- существо социальное, живущее в обществе человеческом, и все результаты его труда -- результат отчасти и того, в каком обществе он пребывает и творит
А вот здесь пожалуйста подробнее. Я о целостности и о кризисных моментах. Желательно, на конкретных примерах и со ссылками. Сами понимаете, одного Вашего мнения явно может не доставать, поскольку Вы, в силу cвоей молодости, не имели удовольствия пережить те кризисные моменты в жизни человеческого общества, о которых изволите рассуждать.
|
|
Я занимаюсь самовосхвалением, а Вы только самоуничижением. А почто изволили оскорбить память покойного Юрия Марковича, чей "Дневник" - совершенно замечательный (в плане самораскрытия) документ. О мертвых или...
|
А почто же я - "липовый дедушка"? У меня два внука в школу ходят. За лестное сопоставление с Юрием Марковичем Нагибиным благодарю. Креста на Вас нет, и стыда у Вас нет.
|
Газетная колонночка. Абзацы и кавычки. Иди, гуляй, болоночка По кличке "..........".
|
Уважаемый Юрий, нет ничего страшного в Вашем встрявании (я улыбаюсь) Хотя вопрос Ваш о взаимосвязи культуры и общества в современной действительности и странет. Как "где же"? У Вас на глазах. По улице Вы, судя по всему, ходите. И по "страницам" последних двух десятков лет истории бывшего СССР, полагаю, тоже. Что же Вы наблюдаете? Вот примерно то же и отражается на одной и составляющих жизни общества -- его культуре. А Пушкин был сыном (или жестко выражаясю, порождением) СВОЕЙ эпохи. "У нас" теперь другие "сыновья". Кстати, вовсе не обязательно употреблять наездническое "ну-ка". Я бы Вам итак ответил, и куда с большей охотой.(Это я шучу)
|
|
Сердечно благодарю за высокое внимание. Дорогая дубовая Прелестная Незнакомка! Я не мучичонка, я - дяденька. Я не спился к 30-ти годам, я умер. Свирский-Зиимин! Какой же Вы...
|
|
|
Нет, не понимаю, почему. Вас интересовало, в чем состоит взаимосвязь Пушкина с тем, что происходит сейчас в обществе. Вопрос, пожалуй, следовало Вам адресовать самому себе, или, по крайней мере тому, кто эту взаимомсвязь подразумевал. Я же до сих пор имел ввиду взаимосвязь нынешнего состояния русской культуры с нынешним состоянием общества-носителя этой самой культуры. До встречи через два дня.
|
Талант, вдохновение, главные составляющие творчества, обществом никак не детерминированы. А вот здесь пожалуйста подробнее. Я о целостности и о кризисных моментах Ну, всякое бывало - Англ. революция, Вел.Фр. революция, Окт. революция, 1-я и 2-я мировые; тем не менее культура оставалась целостной. Для того, чтобы сие чувствовать, нужно, скажем, прочесть нек-рое кол-во книг, написанных примерно до 1965 года. Профессиональный читатель-филолог, конечно, может написать о том же нехилый труд со множествлм условных терминов, но того, кто этого не чувствует, это все равно не убедит -
|
Да, Павел, талант -- из разряда того, что приходит "от Бога" или путем, скажем, генетическим. А потому и не стоит отрицать наличие талантов и в сегодняшней "пестрой пустоте". Таланты были во все времена. Вдохновение -- вещь весьма и весьма связанная с состоянием человеческой души и его физической формой (как со знаком плюс, так и со знаком минус).А уже эти две составляющие в свою очередь напрямую завязаны на происходящее в обществе, в котором гений обитает. Состояние же культуры в обществе не может определяться только наличием и количеством талантов, здесь уже имеют значение очень многие факторы в их сочетании.
А что Вы подразумеваете под целостностью культуры? Впрочем, это неважно уже, поскольку для меня совершенно очевидно, что беседа наша практически "выродилась" в нечно скушное и бесперспективное. На последок подскажу Вам, мой юный друг, -- поверьте, и во времена всех этих революций и войн, которые Вы упоминаете, было немало людей, которые придерживались совсем иной точки зрения о состоянии культуры в их странах и ее целостности на тот момент. Не обессудьте, если больше не стану Вам отвечать. Причины я уже оговорил выше. До новых встреч.
|
Вот образчик прискорбного явления в ДК. Участники литературного процесса, брезгливо морщась переходят к обсуждению нравственных или внешних качеств друг дружки и не только... ╚Интеллектуалы╩ не гнушаются подменой предмета спора, или объекта суждения. Опровергают аргументы вместо опровержения тезиса с заявлением, что опровергнут тезис... Утверждается: ╚Этот человек купил мышеловку - значит, у него дома нашествие мышей╩. На это возражают: ╚Известно, что он купил её для своей тёщи, так что у него дома нет мышей╩. На самом деле дома у него в этой ситуации мыши могут как быть, так и не быть. Правильно было бы сказать: ╚У него не обязательно водятся мыши╩. Тезис о наличии мышей не опровергнут, а выяснено лишь, что он не доказан. Переводят спор с сути дела на личность. ╚Если это сказал Х, то я этому не верю, ибо Х - известный фантазёр╩. Однако утверждения следует оценивать по их существу, невзирая на лица. ╚Вы утверждаете, что все эти станки исправны; я исследовал два из них, и оба оказались неисправными; значит, все они неисправны╩. Одно дело просто заявить: ╚Я охотно помогаю своим соседям╩ и совсем иное - добавить: ╚Если они сами ранее помогли мне╩. Вообщем и так далее... Литературный процесс итит...
|
|
Назови заурядного человека льстецом - и он обидится. Назови его лжецом - и он рассердится. А ведь, возможно, тот человек и в самом деле всю жизнь был льстецом и лжецом. Когда он привлекает к себе толпу с помощью громких слов и напыщенных речей, начало у него не связывается с концом, цели не совпадают с результатом. Вот верх глупости. Тот, кто знает про свою глупость, уже не такой большой глупец. Тот, кто знает про свои заблуждения, заблуждается не так уж глубоко. От глубокого заблуждения не освободишься всю жизнь. От большой глупости не избавишься до конца дней. ...возвышенные речи не задерживаются в сердцах заурядных людей. А когда не звучат слова правды, торжествуют пошлые речи... Звон от пары пустых горшков заглушит благородный колокол, и тогда уже будет поздно ударять в него. Знать же, что тебя не слушают, и настаивать на своём - это ещё одно заблуждение! ...человек, знающий, где остановиться, не обременяет себя соблазнами; человек, знающий, откуда приходит довольство, не боится потерь; человек, поглощённый совершенствованием, не боится потерять положение... Вода по природе своей такова, что, если её не мутить, она сама по себе станет чистой; если её не взбалтывать, она сама по себе станет ровной. Но если создать преграду её течению, она никогда не будет чиста... Когда говорят, что духовная сила ╚проста╩, это означает, что она ни с чем не смешивается. А когда говорят, что духовное начало есть ╚чистота╩, это означает, что она не имеет изъяна. Тот, кто стяжал простое и чистое, тот достоин называться Настоящим Человеком...
|
Радость... (от Луки 15:7-15:11) Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. (от Луки 15:4-15:6) ...кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдёт за пропавшею, пока не найдет её? А найдя, возьмет её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу. (от Луки 15:8-15:11) Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а найдя, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
|
"Власть и выгода, блеск и слава: кто не касается их, тот воистину чист. Но тот, кто касается, а не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство и хитроумие, сметливость и проницательность: кто лишен их, тот воистину возвышен, Но тот, кто ими наделен, а не пользуется, тот возвышен вдвойне." А это от меня; Двойственность это оселок, на котором точится острота восприимчивости человека и развивается различение. Но когда двойственность побеждена и Вам открылась истина, в различении уже нет необходимости, а многознание становится Вашим обременением.
|