Проголосуйте за это произведение |
Искания и
Размышления
2 октября 2019г.
В 2012 г. я впервые познакомился с идеями Жака Фреско (Jacque Fresco) по фильму Питера Джозефа "Дух времени". Помню мы тогда отправлялись в Аргентину, в Анды, ставить широкопольную камеру МАСТЕРа, где до нашего приезда вообще не было приличного интернета. Я взял с обой несколько фильмов и спросил моих младших коллен*, нет ли чего нового в интернете. Меня, например, волновал вопрос: движется ли социальная мысль вперед или после развала СССР и китайских реформ человечество ничего не придумало нового, а движется капиталистическим путём с легким социальным уклоном. Неужели после "Государства Луны", "Города Солнца" и Манифеста Карла Маркса и Фридриха Энгельса ничего нового не появилось в зоопраке социальных утопий? Вот тогда и мне скачали фильмы из цикла "Дух времени". Скажу сразу, что мне лично ближе жанр антиутопий. Я написал два романа в основу которых были положены две идеи - первая это экологическая антиутопия "Санаторий" в которой побеждает зелёная идея и вторая - это реакция на рассказ Виктора Пелевина "Зелёная коробочка" который, по остроумной задумке автора, должен убивать читателя (повесть "Прелесть"). Эта "шутка" показалась мне слишком далёкой от традиции русской литературы (вышедшей из "Шинели" Гоголя) и, как я теперь уже понимаю, из многотысячелетней истории русского народа.. Короче говоря, по прошествии нескольких десятилетий мне стало интересно - а куда же завела западная мысль современную социальную футурологию. И действительно Жак Фреско оказался автором необычных и, в тоже время, знакомых исканий западных интеллектуалов.
Но Жак Фреско не обычный западный интеллектуал. Да, я с некоторыми его мыслями совершенно не согласен, но всё же мне в этом человеке импонируют две вещи. Во-первых, Жак Фреско не просто один из футурологов современности - этих болтунов и краснобаев, считающих себя экспертами - а он реальный изобретатель, то есть - естествоиспытатель - человек создавший своими руками реальные работающие механизмы. Такой имеет заработанное пОтом и кровью право на склонность к любомудрию.
А во-вторых, мне близка его мысль об истине, которую он обсуждал с Эйнштейном.
Часто, подражая Борхесу, я какую-нибудь свою сокровенную мысль приписываю классику и спокойно излагаю ее суть от имени класскиа (см. например статью о Достоевском). В данном случае скажу, что давно стою на том, что правильное мировозрение состоит не в том, чтобы занять в каком-то споре (например, "западников" и "почвенников") одну из двух позций. Это как раз и не будет истиной. А истина именно состоит в этом саморазвивающемся споре между двумя, иногда, крайними точками зрения. Истина - это процесс. Она подобно волновой функции постоянно мерцает и колышется и смысл и правда ее как раз именно в этом недостижимом мерцании абсолютных правильных идей.
Но всё равно на вопрос "В чём сила, брат" отвечаю как герой Балабанова "В ПРАВДЕ!".
Фреско не соглашается, что его проект - Утопия! Ибо его проект никогда не будет совершенным и состоит именно в развитии, в постоянном споре человека с самим собой.
В общем, слушайте сами.
* - это опечатка, но уж очень удачная - не буду менять.
Главный редактор "Русского переплёта"
Проголосуйте за это произведение |