Изучение литературы в 10 классе
Федор Михайлович Достоевский.
Урок 89. " Человек, который весь борьба " . Слово о Достоевском.
Урок можно начать словами М. Горького: " Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности талант равен, может быть, только Шекспиру " . В центре урока - разговор о творческой манере художника. Для этого уместно прочитать на выбор несколько ярких отрывков из прозы Достоевского, например:
Вопрос для обсуждения в классе: Что можно сказать о Достоевском-художнике и о Достоевском-человеке по этим отрывкам?
Общие выводы после вступительной беседы. Повествование Достоевского отличается напряженностью, нервностью, почти болезненностью. Автор чувствует малейшие психологические нюансы состояния своих героев. Герои изображаются в очень сложных ситуациях, крайних, предельных по психологическому накалу. Основной прием раскрытия характера героя - внутренний монолог. Все это говорит о глубине таланта Достоевского, тонко чувствующего внутреннее состояние, и показывает, что главное в писателе - это боль за страдающего, униженного человека, умение чувствовать чужую боль и сострадать, ощущать чужое несчастье острее, чем свое.
С этих позиций идет обсуждение первого романа Достоевского " Бедные люди " (1845-1846 гг.) Чтение и комментирование нескольких писем. Как в них проявляется истинный гуманизм и тонкий психологизм автора?
Вывод. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель развивает тему унижения и бесправия " маленького человека " , показывает его большую душу и способность сочувствовать, сопереживать и сострадать.
Краткий рассказ учителя или сообщение ученика о деятельности Достоевского в обществе петрашевцев (Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского). Вопросы для обсуждения:
Сообщение об аресте петрашевцев. В 1849 году 21 человек (в том числе и Достоевский) приговорены к смертной казни. " Десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти " . 10 минут, изменивших его жизнь. Смерть заменена каторгой, только в 1859 году Достоевский возвращается в Петербург.
Чтение отрывка из романа " Преступление и наказание " - о Раскольникове на каторге или из повести " Записки из мертвого дома " . Что можно сказать по этому отрывку о пребывании Достоевского на каторге?
" Мертвым домом " назовет писатель каторгу, но сможет увидеть в каторжниках людей, требующих сострадания: " И сколько в этих стенах было погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! Ведь надо уж все сказать: ведь этот народ необыкновенный был народ. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? " Ответом на этот вопрос станет роман " Преступление и наказание " - виновато общество, которое нужно изменить.
Чтение заключительной страницы из романа " Преступление и наказание " или из " Братьев Карамазовых " даст ответ на вопросы:
Проанализируйте названия произведений Достоевского и определите:
" Бедные люди " - 1845- 1846 гг.
" Записки из мертвого дома " - 1861- 1862 гг.
" Униженные и оскорбленные " - 1861 г.
" Преступление и наказание " - 1866 г.
" Идиот " - 1868 г.
" Бесы " - 1870 г.
Под влиянием происходящего меняется и сам художественный мир Достоевского, приобретая черты болезненности и фантастичности.
Урок 90. " Город полусумасшедших " . Петербург Достоевского.
Цель урока - показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно перестал быть просто городом, а стал символом.
Работа проводится в группах:
1 группа. Образ Петербурга в " Медном всаднике " Пушкина и в иллюстрациях к нему А. Бенуа.
Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город - источник творчества, но развенчивает " державный град " - символ власти, приносящий беды людям. А. Бенуа показывает гнетущий, мертвенный город, почти полностью закрытый фигурой Медного всадника, тоже являющегося символом, и несчастного Евгения. Петербург у Бенуа - это город, несущий смерть.
2 группа. Образ Петербурга в " Невском проспекте " Н. В. Гоголя.
Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. " Он лжет во всякое время, этот Невский проспект " . Это город фантастических контрастов, вырастающий до некоего нереального символа города - призрака.
3 группа. Образ Петербурга Достоевского глазами Ильи Глазунова. Работа с иллюстрациями.
И. Глазунов замыкает пространство города, его улицы не имеют выхода. Художник увидел город-тупик.
4 группа. Образ Петербурга в романе " Преступление и наказание " . (Ч. 1, гл. 1, 2 - начало; ч. 2 гл. 2 - удар кнута; ч. 2, гл. 7 - смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 - смерть Екатерины Ивановны; ч. 1 гл. 4 - опозоренная девочка; ч. 1 гл. 6 - мечта о счастливом городе и др.) Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2 гл. 6) и картины В. Перова " Утопленница "
У Достоевского Петербург - это город контрастов: " униженных и оскорбленных " и " сильных мира сего " , это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает раскольников. Но это мечта, а город - это ужас и безумие. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.
Урок 91. " Я - дитя века " . История создания романа " Униженные и
оскорбленные ".
Урок можно начать словами М. Горького: " Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех муках людских и отрубил бы эту страшную память, - этот человек - Достоевский ".
Достоевский писал: " И зачем я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А еще обещал рассказать преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно! "
Вопросы для обсуждения:
Развитие замысла:
Роман вызвал массу споров: одни считали Раскольникова нигилистом, т. е. революционером, другие, наоборот, говорили, что он не имеет ничего общего с революционной теорией. Споры вызвал главный герой, но все признавали гуманизм писателя в изображении обездоленных людей.
Наблюдения над героями - слово защиты.
Вывод. Двойственность героев: Мармеладов внешне смешон, " забавник " , но внутренне трагичен; ему " некуда больше идти " ; Екатерина Ивановна - криклива, шумна, бывает несправедлива, но внутренне трагична из-за стремления соблюсти приличия: "Уездили клячу! Надорвала-а-сь!"
Достоевский обвиняет в судьбе героев общество, но и их тоже, особенно Мармеладова. Не случайно последнее, что видит и Мармеладов, и Екатерина Ивановна - это образ Сони.
Вывод. Высокие моральные и душевные качества сталкиваются с миром корысти и зла. Спасение героев - случайность. Жертвенность героев, они готовы жертвовать собой ради других.
Вывод. Судьбы детей - это страшное обвинение миру зла и наживы. Судьбы детей - это показатель состояния общества. Судьбы детей - это ответ на вопрос: есть ли у такого общества будущее?
Урок 92. "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Истоки бунта.
Теория Раскольникова.
Урок можно начать со слов В. Шкловского: " Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления " . Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.
Может быть, Раскольников был преступником по сути? Для этого изучаем поступки Раскольникова до преступления (помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.
Причины, побудившие Раскольникова к убийству:
Следует обратить внимание учащихся на:
Пронаблюдайте за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния.
Развитие идеи |
Состояние Раскольникова |
Первая встреча с Аленой Ивановной |
Отвращение |
Разговор в трактире студента и офицера |
Мысли, которые были нечеткими и пугающими, совпали со словами студента, указав Раскольникову путь действия |
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук |
" Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения " |
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее |
Отвращение к старухе и " предприятию ". " И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? " |
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым " уже некуда больше идти " , письмо матери, встреча с бедной девочкой на бульваре |
Ужас. " Да разве то будет? " |
Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе |
Отвращение к убийству. " Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика ... Я ведь не вытерплю, не вытерплю! " " Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей " . Кажущаяся свобода от идеи |
Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной |
Час пробил |
Вопросы для обсуждения:
Вывод. Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе. В 1890 г. Поль Лафарг написал статью " Дарвинизм на французской сцене по поводу пьесы Альфонса Доде " Борьба за существование "" . В пьесе - впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.
Урок 93. " Плуты и подлецы они ". " Двойники " Раскольникова.
" В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают " - этими словами можно начать урок о " двойниках " Раскольникова.
Теория Раскольникова, доказывающая " тварь ли он дрожащая или имеет право " , предполагала следующее практическое воплощение:
В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.
Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов?
Вывод. Ее можно считать " двойником " Раскольникова, т. к. она занимает положение " право имеющей " распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.
Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, т. к. в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.
Вывод . Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире - преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары - это муки совести), любовь к Дуне, "перемолола" его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти.
Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по-прежнему. Он " двойник " Раскольникова, потому что он смог " переступить через кровь " . Жизнь Свидригайлова - это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.
Урок 94. " Вечная Сонечка " . Значение образа Сони в романе.
В романе " Преступление и наказание " две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна - одна правда, другая ложна.
Соня |
Раскольников |
Кроткая, добрая. |
Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие, |
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица. |
Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон? |
Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке. |
Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой - это оправдание его предчувствий. |
Соня |
Раскольников |
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий. |
Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни. |
Полуграмотна, плохо говорит, читает только " Евангелие ". |
Образован, хорошо говорит, Свет разума заводит в тупик. |
Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа. |
В нем правда ложна. В рай ценой чужой крови нельзя. |
У нее есть смысл жизни: любовь, вера. |
У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт. |
Работая над темой урока, следует остановиться на двух сценах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4.
Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?
Соня |
Раскольников |
переступили нравственные законы общества ради других |
|
конкретных людей |
абстрактного человечества |
" убив себя " |
" убив других " |
Соня - нравственный ориентир автора |
Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4) .
Раскольников, выбрав Соню, считая, что у них много общего, во время первой встречи " проверяет Соню на прочность " . Он, убив старуху, совершает бунт, она, убив себя, приносит жертву. До каких пор " простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться "
Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель.
Раскольников - Соне:
Результат этого мучительного разговора: Соня - не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников - чувствует ее силу. Отсюда - " ненасытимое страдание ", " всему страданию человеческому поклонился ", " юродивая " - святая.
В сцене чтения " Евангелия " два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.
Следует проанализировать эту сцену и со стороны лексики. Как в лексике отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется?
Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).
Во второй раз Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.
Раскольников начинает с проверки своей теории:
Раскольников - Соне |
Соня - Раскольникову |
" Кого убить: Лужина или Катерину Ивановну " |
" И кто меня тут судьей поставил? " |
" Зачем только тебя-то я пришел мучить? " |
" Ох, как вы мучаетесь! " |
Признание. |
" Нет тебя несчастнее никого ". |
Результат - слова Раскольникова: " Все вздор " , но в то же время: " Я в каторгу-то, может, и не хочу ".
Следует проанализировать и эту сцену со стороны лексики. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.
Урок 95. " Их воскресила любовь " . Эпилог романа.
Роль эпилога очень важна. В центре урока анализ " Эпилога " 2 части, т. к.:
Основные вопросы урока:
Уроки 96 -97. " В первый раз человека увидала " . Обзор романа Идиот ".
Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе " Идиот " , которому можно посвятить урок внеклассного чтения.
Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867 - 1868 гг. тоскующим по Родине писателем.
Две редакции:
1-я - князь-бунтарь.
2-я - " тихие " черти.
Почему Достоевский меняет характер главного героя? - Его главная цель - "изобразить вполне прекрасного человека". В героя два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.
Черты Дон Кихота :
Черты Иисуса Христа:
Вопросы и задания для обсуждения:
Вывод. Каковы же главные проблемы романа? Это:
В романе, по Достоевскому, изображены " все глубины души человеческой ".