[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS]
[ISO-8859]
Наталья Миронова
Изучение литературы в 10 классе
Михаил Юрьевич Лермонтов. Лирика.
С творчеством М. Ю. Лермонтова десятиклассники уже знакомы, но в 10 классе их представления о творчестве поэта поднимаются на новый уровень. Учащиеся не просто изучают отдельные его стихотворения, а определяют основные мотивы поэзии Лермонтова в целом, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. На изучение лирики Лермонтова можно отвести 4 урока, а остальные 5 - 6 уроков оставить на анализ романа "Герой нашего времени".
Урок 21. М. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. "Дума", "1 января":
"Печально я гляжу на наше поколенье ..."
Учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать, что Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества".
Основные положения вступительного слова учителя о Лермонтове:
- В творчестве Лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов, времени тяжелейшей политической реакции.
- Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828 -1836 гг. и 1837 - 1841 гг. Граница - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
- В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии.
- Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности "светского общества", поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.
Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова это:
- жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь");
- осмысление судьбы своего поколения ("Дума");
- разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Выхожу один я на дорогу");
- призвание поэта и высокое предназначение поэзии ("Поэт", "Пророк");
- критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия", "Смерть поэта", "1 января");
- тема любви ("Я не унижусь пред тобой");
- тема народа и Родины ("Родина", "Бородино").
На уроках в 10 классе следует уделить особое внимание изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.
В центре первого урока по лирике Лермонтова - анализ стихотворений "Дума" и "1 января", основной пафос которых - критика общества, ирония и упрек своему поколению в пассивности. На уроке необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может быть интерпретация текста, поэтому вопросы и задания урока должны быть более подробными, многочисленными, что поможет направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. На последующих уроках вопросов и заданий может быть меньше, интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.
Вопросы и задания к стихотворению "Дума":
- Какие разноречивые чувства вызывает это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
- Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
- Какой характер придает стихотворению его длинный стих (5 - 6 стопный ямб)? Сопоставьте ритм текста со стихотворением А. Пушкина "Памятник".
- Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается? (Много определений-эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки ).
- В чем упрекает автор свое поколение? Почему при этом в I строфе он употребляет местоимение "я", а далее "мы"?
- На какие логические части автор делит стихотворение межстрофными пробелами? Какой смысл при этом выявляется?
1 катрен - тезис. Это пролог ко всему тексту. В нем пророчество, предсказание своему поколению его дальнейшей судьбы. Ключевой глагол в будущем времени - "состарится".
2- 4 катрены - развитие тезиса. Это авторский приговор, аргументация того, что у его поколения нет будущего. Ключевые глаголы "томит", "вянем", "висит" в настоящем времени, глаголов мало, текст статичен.
5- 9 катрены - антитезис. В тексте много отрицательных частиц, местоимений, предлоги и приставки со значением отсутствия, глаголов много, но в 5 - 6 катренах они все в прошедшем времени, что указывает на то, что у потерянного поколения все в прошлом, все его попытки к духовной жизни не дали результата. В 7 - 9 катренах звучит следствие бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, все у него случайно, хотя "огонь горит в крови". Результат такой жизни - прийти к гробу "без счастья и без славы", так и не поняв душевных порывов поколения отцов.
10- 11 катрены - синтез. Это эпилог в развитии чувства. Поколение 30-х годов не способно оставить после себя нерукотворных памятников, т. к. никаких добрых чувств оно не пробудило. Поэтому и прах его будет "оскорблен презрительным стихом" потомков, которые стыдятся своих отцов. Ключевые глаголы "пройдем", "оскорбит" стоят в будущем времени. Такова перспектива потерянного поколения. Глаголов всего два, текст как бы остановился в своем развитии, замер. Жизнь толпы прошла "без шума и следа", не родив гениев. Толпа - это что-то нерасчлененное, в ней нет выдающихся, нет индивидуальностей.
- Как соотнесены в тексте ключевые образы "отцов" и "детей"? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии? (Поколение 30-х из "детей" стало "отцами", детьми стали его потомки, которые походят к прошлому "со строгостью судьи" ).
- Какой смысл придает стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения "пролога"?
- В чем богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
- Почему в финале поэт называет свое поколение "толпой"?
Образ толпы становится главным и в стихотворении "1 января".
Вопросы и задания к стихотворению "1 января".
- Какие два мира владеют чувствами лирического субъекта в стихотворении?
- Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор? (Маскарадность мира; все в нем лживо; мир наполнен резкими звуками, а его зрительные очертания туманны; мир видится "как будто бы сквозь сон". Мир-маскарад как бы лишен красок, он черно-белый. Реальный мир неясен, но его звуки неприятны лирическому субъекту ).
- Как характеризует реальный мир глагольная лексика? (Глаголов мало, что говорит о внутренней статичности текста, а это не соответствует внешней суете маскарада. Их лексическое значение (мелькают, касаются) создает ощущение чего-то незначительного, случайного. Ср. "И ненавидим мы, и любим мы случайно" в "Думе" .)
- 1 и 2 строфы, изображающие реальный мир, - это одно предложение, одна предельно распространенная синтаксическая конструкция. Какой смысл при этом выявляется? (Это говорит о нерасчлененности, замкнутости мира, из него трудно вырваться, но это мир уродливый и дисгармоничный ).
- Как меняется пространство текста во 2 строфе? Какой смысл при этом выявляется? (Мир как бы приближается к лирическому субъекту, руки "красавиц городских" касаются рук поэта, и именно это становится последней каплей его терпения. Мир-маскарад отвратителен, лирический субъект с трудом освобождается от его оков, убегая в мечты ).
- Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального? (Мир воображаемый виден поэту отчетливо, ясно. Он ощущает его детали, подробности (3 - 4 строфы). Это мир правдивый, живой, цветной, а не маскарадный, лирический субъект ощущает его краски, звуки запахи ).
- Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? (Мир как бы приближается к зрителю, становятся видны его детали. Это мир ярких картин, но он не целостный, не единый, т. к. это мир сна, он как бы распадается на фрагменты, кадры прошлого, "старины", "старинной мечты" ).
- Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы ? ( Это образ мечты, свободы, который предстает в образе прекрасной женщины. Мир мечты венчается любовью, даже само слово "люблю" повторяется дважды ).
- Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты? (Это "царство дивное", в нем хорошо быть одному, в нем нет лживости суетного света, там ничто не беспокоит, там нет "тягостных сомнений и страстей" ).
- Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ "толпы"? В чем ее конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы? (В строфе противопоставлены толпа и мечта. Толпа царствует, она законодательница жизни, а мечта - робкая, неуверенная, ее можно легко спугнуть, она "незванная гостья". В финальных строках появляется настроение гнева и протеста. Это крик души поэта, страстно желающего "смутить веселость" толпы "железным стихом". Именно стихом, т. е. одной строчкой, мощной, как оружие. Но это пока только порыв. Категоричность нравственного решения подчеркивается глаголами в форме инфинитива ).
Итог урока. В обществе масок, лжи и пошлости не может взрасти духовность, такое общество не способно к душевным порывам, оно никогда не оставит после себя нерукотворных памятников и поэтому обречено на преждевременную смерть и забвение.
Урок 22. Адресаты любовной лирики Лермонтова. "Мне грустно,
потому что я тебя люблю ..."
Урок посвящен изучению интимной лирики Лермонтова. Несомненно, что школьники знают адресатов любовной лирики Лермонтова хуже, чем у Пушкина. Поэтому на уроке нужны сообщения специально подготовленных учащихся о женщинах, которым посвящены стихи Лермонтова, и чтение этих стихов, например:
- "К Л." (Подражание Байрону), "Для чего я не родился..." - В. Лопухиной;
- "Расстались мы, но твой портрет ..." - Е. Сушковой;
- "На светские цепи..." - М. Щербатовой;
- "Н. Ф. И<...>вой" ("Любил с начала жизни я"), "Романс к И...", "К Н. И...", "Я не унижусь пред тобою" - Н. Ф. Ивановой.
На уроке можно послушать также романсы на стихи Лермонтова, например, "Нет, не тебя так пылко я люблю..." или "Мне грустно потому, что я тебя люблю..." ("Отчего").
В центре урока - анализ стихотворения "Я не унижусь пред тобой". Вначале необходимо выяснить, можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нем пробелов между строфами. (Стихотворение явно делится на части, т.к. в них меняется настроение лирического субъекта).
- Каково настроение и ключевые образы 1 - 3 катренов? (Главные образы - Я и Ты, но "мы - чужие", "я не отдам своей свободы", "Я целый мир возненавидел"). Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?
- Как в 4 - 7 катренах противопоставлены любовь и творчество? Какой характер придают этой части текста вопросительные и восклицательные интонации? В чем упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7 катрен с финалом стихотворения Пушкина "Я вас любил". Есть ли здесь основания для сопоставления?
- Каковы ключевые слова 8 - 10 катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви? До какого обобщения поднимается лирический субъект? ("Иль женщин уважать возможно, когда мне ангел изменил?").
- Каков общий вывод стихотворения в 11 - 12 катренах? ("Тебе я душу отдавал", но только потому, что ошибся - "я тебя не знал"). Как поэтические интонации подчеркивают чувства лирического субъекта?
Итог урока. Лирический герой несчастен и в любви. Она приносит ему только горе так же, как и ненавистное ему светской общество, мир-маскарад. Где же выход? Может быть, спасение в мире поэзии, в поэтическом творчестве?
Урок 23. Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. "Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"
Эту тему можно обсудить, анализируя стихотворения "Поэт" и "Пророк".
Вопросы и задания к стихотворению "Поэт".
- Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения? Меняется ли настроение по ходу текста?
- Почему в стихотворении, которое называется "Поэт", более половины текста посвящены истории кинжала?
- Какие чувства вызывает у читателя история кинжала? Чем отличаются интонации 1 - 3 и 4 - 6 строф? В чем драматизм истории кинжала?
- Какое предназначенье было для кинжала естественным? Какая поэтическая лексика подчеркивает грозность этого оружия?
- Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они придают описаниям?
- Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом человека? Почему "золотая отделка", "богатая резьба" - это чуждый и постыдный "наряд" для кинжала? Каков аллегорический смысл этих выражений и история кинжала в целом?
- Каким высоким предназначеньем наделена поэзия в 8 - 9 строфах? Какие художественные средства это подчеркивают?
- Сопоставьте 3 и 10 строфы. Какой подтекст при этом выявляется? Какой поэтический смысл подчеркивают формы глаголов?
- Почему в 7 и 11 строфах преобладают вопросительные интонации, а не утверждение?
Итог анализа. Внешняя оболочка явлений, в том числе и поэтического творчества - незначительна, истинную ценность представляет только внутренне содержание. В условиях экстремальных стремление к внешним эффектам - поведение постыдное. Некогда великое, значительное предназначенье поэзии для "толпы" утратило свою былую мощь. Теперь, по мнению Лермонтова, поэтическое творчество - игрушка. Поэт меняет власть над толпой "на злато", его "тешат блестки и обманы", т. е. внешние эффекты, которые прикрывают ветхий, дряхлый, до времени состарившийся мир.
Вопросы и задания к стихотворению "Пророк ".
- Сопоставьте стихотворение Лермонтова "Пророк" с "Пророком" Пушкина. Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?
- Как соотнесены образы стихотворения с библейскими сюжетами. Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?
- Какой характер придают стихотворению старославянизмы?
- Почему поэт-пророк отвергнут толпой? Почему истинное признание он обрел в пустыне? Почему "города" и "пустыня" противопоставлены?
- Какие чувства испытывает поэт-пророк в "шумном граде"? Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
- В чем же истинное предназначенье поэта? Почему социальный мир враждебен ему?
Итог урока. Поэзия в эпоху Лермонтова, как и его поколение, утратила свою былую мощь и славу. Стремление к внешним эффектам заслоняет истинную сущность поэзии, которая уже не способна "глаголом жечь сердца людей". Поэты-пророки не признаны "в шумном граде", их пророческий дар никому не нужен. Бездуховность света, "блестки и обманы" жизни породили бесславное, потерянное поколение, у которого нет будущего.
Урок 24. Философская лирика Лермонтова. Тема Родины. "Что же мне так больно и так трудно ..."
Главной на последнем уроке по лирике Лермонтова станет тема Родины. В 40-е годы XIX века эта тема приобрела в его творчестве философский характер. При анализе стихотворения "Родина" важно обратить внимание учащихся на смыслообразующие элементы художественной формы текста.
Вопросы и задания к стихотворению "Родина":
На какие логические части делит стихотворение автор? Какие формальные признаки указывают на это деление? ( 1- 6 стихи - первая часть; 7 - 14 стихи - вторая часть; 15 - 26 стихи - третья часть. Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций ).
Вопросы для анализа первой части:
- Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какую авторскую мысль выражает инверсия в первом стихе?
- Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединенных анафорой?
- Какое настроение подчеркивается длинной строкой стихотворения?
- При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого размышления?
Вопросы для анализа второй части.
- Меняется ли настроение по ходу текста второй части? Как меняется длина стиха во второй части? На что это указывает?
- Какой образ Родины создают изображенные автором картины? Что подчеркивает в тексте анафора?
- Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста 2 части? Почему, когда речь идет о путешествии в телеге, стих становится опять длинным, 6-стопным?
- Вопросы для анализа третьей части.
- Какова цветовая гамма 3 части? Помогает ли она понять смысл текста глубже ?
- Как меняется поэтическое пространство текста в 3 части? (Картины как будто приближаются к зрителю, становятся более явными, отчетливыми) .
- Почему картина деревенского праздника воспринимается читателем на слух и зрительно? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?
- Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте свое мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?
Приступая к анализу стихотворения "Выхожу один я на дорогу", можно предложить учащимся самим подумать о вопросах, которые станут главными при толковании этого текста. В случае затруднения можно предложить вопросы, составленные учителем.
- Как соотнесены в стихотворении мир природы и внутренний мир лирического субъекта?
- Каковы ключевые слова первого катрена? Какое настроение подчеркнуто словами "один", "кремнистый путь", "пустыня"? Почему почти рядом стоят слова "дорога" и "путь"? Каков философский смысл этих предметных реалий?
- Как сопоставлены мир внешний и внутренний мир лирического субъекта во второй строфе?
- Какое настроение передается восклицательными интонациями третьей строфы?
- Какие элементы художественной формы 1 - 3 строф указывают на раздробленность, расчлененность, дисгармонию мира внешнего и мира внутреннего? Какова здесь роль поэтического синтаксиса?
- Какой воображаемый мир создает лирический субъект в 4 - 5 строфах? Каковы черты этого придуманного, идеального мира? Почему поэт уже не просит Бога о смерти (ср. со стихотворением "Благодарность"), а высшей ценностью называет любовь?
- Какие образы-символы встретились вам в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.
Итог урока. Человеческое существование только тогда имеет смысл, когда оно измеряется вечными ценностями. Это природа, любовь, Родина, жизнь, не раздираемая страстями, а полная "свободы и покоя". В истинно художественном тексте всегда есть обобщенный, философский подтекст, который несут в себе ключевые слова, ритм, звукопись, поэтический синтаксис и другие семантические уровни, изучение которых ведет к более глубокому пониманию смысла, помогает восприятию, истолкованию и созданию самостоятельных интерпретаций текста.
Михаил Юрьевич Лермонтов. "Герой нашего времени".
Перед изучением романа "Герой нашего времени" следует повторить с учениками факты биографии Лермонтова, связанные с эпохой 30-х годов, историю его двух ссылок на Кавказ, прояснить, как факты жизни писателя повлияли на создание образа Печорина. В основе изучения романа будет аргументация следующих положений:
- Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 30-х годов XIX века, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональную характеристику этой эпохе Лермонтов дает в стихотворении "Дума". Поэтому "герой нашего времени" - это герой 30-х годов.
- Противостояние Печорина и общественной среды выявляется не в сюжете романа, а в виде "проекции" на внутренний мир героя, хотя события романа основаны на реально-историческом контексте. Поэтому "Герой нашего времени" считается в русской литературе первым социально-психологическим романом.
- Противоречивость - главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
- Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
- Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
В слабом классе можно анализировать роман по главам, вслед за автором.
1 урок. Страницы биографии Лермонтова и их связь с сюжетом романа "Герой нашего времени". Чтение и обсуждение ключевых эпизодов глав "Бэла" и "Максим Максимыч".
2 урок. Загадки характера Печорина в главе "Тамань".
3 урок. "Княжна Мери". Печорин в системе образов главы.
4 урок. Философский характер главы "Фаталист".
5 урок. Композиция романа как ключ к пониманию образа Печорина. Противоречивый характер героя.
6 урок. Белинский о романе. Подготовка к сочинению.
В сильном классе следует подчинить изучение романа проблемному анализу, когда роман прочитан школьниками предварительно и первоначальное впечатление о нем уже сложилось. Можно предложить такой путь анализа.
1 урок. Черты биографии Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина. Загадки и противоречия характера героя в главах "Бэла" и "Максим Максимыч". Композиция, смена рассказчиков, портрет, пейзаж и их роль в раскрытии образа Печорина.
2- 3 урок. Журнал Печорина ("Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист"). Его роль в раскрытии характера главного героя. Анализ ключевых эпизодов.
4 урок. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе образов романа. Социально-психологические параллели образа Печорина с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.
5 урок. Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии образа Печорина.
6 урок. Литературная критика об образе Печорина. Поготовка к сочинению.
Предлагаем методику уроков по роману по второму варианту. В ходе уроков учителю не обязательно использовать все задания, предложенные нами. Он может дифференцировать их и выбрать из них те, которые соответствуют уровням литературного развития его учеников, а также часть заданий предложить для самостоятельной домашней работы.
Урок 25. Загадки образа Печорина в главах " Бэла " и " Максим Максимыч " .
"Неужто тамошняя молодежь вся такова?"
На первом уроке следует вспомнить с учениками черты эпохи, в которую жил Лермонтов, охарактеризовать его отношение к Кавказу, проанализировать ключевые эпизоды глав "Бэла" и "Максим Максимыч", сделать выводы о загадках характера Печорина.
Вопросы и задания для обсуждения повести "Бэла":
- Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
- Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
- Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
- Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов "А где Печорин?" до слов "упала на постель и закрыла лицо руками". Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
- Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
- Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
- Прочитайте монолог Печорина со слов "Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер" до слов "Неужто тамошняя молодежь вся такова?" Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст и настроение монолога Печорина со стихотворением Лермонтова "Дума".
- Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
- Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.
Вопросы и задания для обсуждения главы "Максим Максимыч":
- Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
- Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
- Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов "Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи" до слов "глаза его поминутно наполнялись слезами". Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
- Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
- Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1 - 2 глав подчеркивают его положительные качества?
Итоги урока. Печорин показан в главах "Бэла" и "Максим Максимыч" противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы неглубокой и однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того, чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет "Журнал Печорина".
Уроки 26 - 27. "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его
характера. "Зачем я жил?"
На уроках можно понаблюдать за тем, как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых эпизодов глав из "Журнала Печорина", объясняющих загадки его характера.
Вопросы и задания к обсуждению главы "Тамань":
- Каков художественный смысл в том, что в главе "Тамань" рассказчиком выступает сам герой?
- Что удивило Печорина в героях главы "Тамань"? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов "Так прошло около часа" до слов "Я насилу дождался утра". Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было "достать ключ" загадки контрабандистов?
- Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
- Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку Печорину в этой сцене.
- Почему Печорин называет контрабандистов "честными"? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
- Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?
Вопросы и задания для обсуждения главы "Княжна Мери":
- Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: "А что такое счастье? Насыщенная гордость"? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
- Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
- Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и от 23 мая.
- Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов "Да, такова была моя участь с самого детства" до слов "Это меня не огорчит нимало").
- Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
- Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
- Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
- Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина в сцене дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе в сцене дуэли? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Вопросы и задания для обсуждения главы "Фаталист":
- Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
- Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
- Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
- К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
- Докажите, что глава "Фаталист" - это философское произведение.
Итоги уроков. Печорин предстает в "Журнале" человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Его душа "испорчена светом", и вся его жизнь - расплата за собственные поступки. Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализе, сюжетно-композиционных особенностях романа.
Урок 28. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских
образов-антиподов. "В дружбе один раб другого".
В центре урока раскрытие необходимости образов второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Работу на уроке можно подчинить групповому способу обучения и для анализа ключевых эпизодов разделить класс на 4 группы.
I группа. Печорин и Максим Максимыч.
- Перечитайте монолог Печорина из главы "Бэла" со слов "у меня несчастный характер". Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
- Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы "Максим Максимыч". Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
- Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?
II группа. Печорин и Грушницкий.
- Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
- Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого в сцене дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
- Какова композиционная роль образа Грушницкого?
III группа. Печорин и Вернер.
- Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
- Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
- Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
IV группа. Печорин и Вулич.
- Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
- Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
- Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он и начинается и заканчивается в крепости N?
Выводы урока могут быть оформлены в виде опорной схемы.
Дружба в жизни Печорина
Мужские образы романа - двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.
Урок 29. Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их
роль в раскрытии характера Печорина. "Я никогда не
делался рабом любимой женщины".
Лермонтов проводит своего героя через испытание любовью, т. к. это высшая человеческая ценность. Каждый женский образ оттеняет определенную грань в характере Печорина и выполняет свою композиционную функцию.
Учебное исследование на уроке также организуется в группах, и в процессе анализа ключевых эпизодов выявляются существенные черты образа Печорина в его отношениях с женщинами.
I группа. Печорин и Бэла.
- Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
- Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
- Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
II группа. Печорин и девушка-ундина.
- Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
- Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
- Какова композиционная роль ее образа?
III группа. Печорин и Мери.
- Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
- Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
- Каков композиционный смысл образа Мери?
IV группа. Печорин и Вера.
- Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?
- Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?
- Как образ Веры помогает понять характер Печорина?
Женские образы в романе Лермонтова, несомненно, выше, чище Печорина. Они натуры более цельные, искренние, умеющие любить и глубоко чувствовать.
Общие итоги урока можно оформить в виде опорной схемы, составленной из цитат.
Любовь в жизни Печорина
Урок 30. Литературная критика об образе Печорина. "Душа Печорина
не каменистая почва ..."
На заключительном уроке учащиеся познакомятся с основными положениями статьи Белинского о романе "Герой нашего времени" и оценкой образа Печорина в современном лермонтоведении, сопоставят точки зрения критиков, выявят смыслообразующую роль сюжета в его несовпадении с фабулой романа, сформулируют основные черты личности Печорина.
Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина.
- Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума - это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
- Жизнь Печорина - это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается ("Неужели я не тот же?" - гл. "Максим Максимыч", сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина - свобода, переходящая в индивидуализм.
- Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
- Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы "Мцыри").
- "Герой нашего времени" - социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
Copyright (c) "Русский переплет"