[AUTO] [KOI-8R]
[WINDOWS] [DOS]
[ISO-8859]
Next: 3.
Формирование "нового Up: IV.
Нигилистическая Previous:
1. Разрушение
старого
Однако пока нам не придется иметь дело только с будущим, то есть с целью революции. Между революцией разрушения и земным раем лежит еще переходный период, известный в марксистском учении как "диктатура пролетариата". На этом этапе мы можем познакомиться с позитивной, "конструктивной" функцией насилия. Нигилистическая советская власть наиболее безжалостно и систематично стремилась к развитию этого этапа, впрочем ту же самую работу производили и реалисты свободного мира, вполне преуспевшие в преобразовании и низведении христианской традиции до системы, способствующей развитию прогресса. У советских и западных реалистов один и тот же идеал, только первые стремятся к нему с прямодушным рвением, а вторые спонтанно и спорадически; эта политика не всегда проводится правительством, но всегда им вдохновляется, и опирается она более на индивидуальную инициативу и амбиции. Всюду реалисты ищут тотально "новый порядок", построенный исключительно на человеке, освобожденном от ига Божественного и зиждущийся на руинах старого порядка, чье основание было Божественным. Вольно или невольно революция нигилизма принимается, и трудом деятелей всех областей по обе стороны "железного занавеса" поднимается новое, чисто человеческое царство. Его апологеты видят в нем неслыханную доселе "новую землю", землю, используемую, направляемую, организованную для блага человека, против истинного Бога.
Нет места, безопасного от посягательств этой империи нигилизма, всюду люди, не зная тому причину или лишь смутно о ней догадываясь, лихорадочно трудятся во имя прогресса. В свободном мире, возможно, их заставляет заниматься такой лихорадочной деятельностью боязнь пустоты, horror vacui. Эта деятельность позволяет им забыть тот духовный вакуум, который сопровождает всякую обмирщенность. В коммунистическом же мире до сих пор все еще большую роль играет ненависть к реальным и воображаемым врагам и - главным образом - к Богу, Которого "низвела" с Престола их революция: эта ненависть заставляет их переделывать весь мир вопреки Ему. И в том, и в другом случае этот мир без Бога, который пытаются устроить люди, холоден и бесчеловечен. Там есть только организация и производительность, но нет любви и благоговения. Стерильная "чистота" и "функционализм" современной архитектуры могут служить типичным выражением такого мира; тот же дух присутствует и в болезни всеобщего планирования, выражающейся, например, в "контроле рождаемости", в экспериментах, направленных на контроль наследственности, контроль сознания или рост благосостояния. Некоторые обоснования подобных схем опасно близки к явному безумию, где уточнение деталей и техники доведено до поразительной бесчувственности, к той бесчеловечной цели, которой они служат. Нигилистическая организация, тотальное преобразование всей земли и общества посредством машин, современной архитектуры и дизайна и бесчеловечной философии "человеческой инженерии", которая им сопутствует, представляет собой последствие неуместного употребления индустриализма и технологии, которые являются носителями обмирщенности;это употребление, если оно бесконтрольно, может привести к их полной тирании. Здесь мы видим применение на практике того этапа развития философии, которого мы коснулись в главе 1, а именно преобразование истины во власть. То, что представляется безобидным в философском прагматизме и скептицизме, совсем иначе проявляется у тех, кто планирует сегодняшний день. Потому что если нет Истины, то власть не знает границ, кроме тех, что диктует ей среда, в которой она действует, или другая, более сильная власть, противостоящая ей. Власть современных приверженцев "планирования", если ей ничто не противостоит, не остановится, пока не дойдет до своего естественного завершения - режима тотальной организации.
Такова была мечта Ленина: прежде чем диктатура пролетариата достигнет своей цели, "все общество будет одной конторой, одной фабрикой, с равенством труда и равенством оплаты" (Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.ЗЗ, с.10). На нигилистической "новой земле" вся человеческая энергия должна быть отдана мирским интересам, вся человеческая среда и каждый объект в ней должны служить цели "производства" и напоминать человеку, что его счастье обретается единственно в этом мире: то есть, должен быть установлен абсолютный деспотизм обмирщенности. Такой искусственный мир, построенный людьми, "устраняющими" последние остатки Божественного влияния в мире и последние следы веры в Бога, обещает быть столь всепоглощающим и всеобъемлющим, что человек даже не сможет видеть, воображать или хотя бы надеяться, что существует хоть что-то за его пределами. С нигилистической точки зрения это будет мир совершенного "реализма" и полного "освобождении", а в действительности это будет огромная и самая приспособленная тюрьма, когда-либо известная людям - по точному выражению Ленина, - от которой "нельзя будет никак уклониться, некуда будет деться" (Ibid).
Власть мира, которой нигилисты доверяют так, как христиане доверяют Богу, никогда не сможет освободить, она сможет только поработить. Лишь Христос, Который победил мир (Ин. 16, 33), освобождает от этой власти, освобождает тогда, когда она становится практически абсолютной.
Next: 3.
Формирование "нового Up: IV.
Нигилистическая Previous:
1. Разрушение
старого