Сегодня авиалайнеры проводят в зоне тяжелой турбулентности 27 часов в год по сравнению с 18 часами в 1979 году
За последние 40 лет турбулентность атмосферы Земли над Атлантикой и другими океаническими регионами выросла примерно на 17-55%, собщают ученые из Редингского университета (Великобритания). Результаты их работы опубликованы в издании Geophysical Research Letters journal.
"Турбулентность приносит массу неудобств для пассажиров и пилотов и в некоторых случаях она опасна для их жизни. Кроме того, каждая лишняя минута, проведенная в турбулентном потоке воздуха, повышает износ самолетов. Наши наблюдения показывают, что авиакомпаниям уже сейчас нужно думать о том, как бороться с этой проблемой, которая ежегодно обходится только американским корпорациям в 150-500 млн долларов", - пояснил научный сотрудник Университета Рединга Марк Проссер, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
Турбулентность - особый феномен, который возникает в атмосфере Земли, а также в различных жидких и газообразных средах, при резком увеличении скорости движения потоков воздуха, газов или жидкостей. При определенном стечении обстоятельств в таких случаях возникают хаотично движущиеся волны, которые мешают дальнейшему движению материи этих сред и объектов, которые в них находятся.
Как отмечают Проссер и его коллеги, турбулентность, возникающая в чистом небе, представляет собой особенную опасность для авиации, так как выявить ее с большого расстояния очень сложно. В результате этого самолеты достаточно часто попадают в подобные зоны, которые особенно часто встречаются над Атлантикой и другими открытыми и протяженными областями Мирового океана.
Климатическое усиление турбулентности
Недавно коллеги климатологов по университету обнаружили, что зоны турбулентности будут на 40-170% чаще возникать над Атлантикой и другими океанами Земли в ближайшие несколько десятилетий. Причиной этому станут рост температур воздуха и другие последствия изменения климата. Это открытие заставило исследователей изучить то, как поменялась частота подобных инцидентов в последние 40 лет при воздействии аналогичных климатических факторов.
Для этого ученые просчитали, как часто возникали зоны турбулентности в Атлантике и в других регионах мира в 1979 году, и сопоставили результаты этих расчетов с тем, как часто самолеты попадали в подобные зоны в 2020 году. Расчеты показали, что все известные формы турбулентности стали возникать на высотах, на которых летают авиалайнеры, значительно чаще за последние сорок лет.
В частности, общая продолжительность и частота возникновения тяжелых форм турбулентности выросла на 55% с 1979 года, в результате чего типичный авиалайнер каждый год проводит около 27 часов, а не 18 часов в подобных зонах. Аналогичным образом усилились средние (37%) и легкие (17%) формы турбулентности.
"После десятилетий исследований, показывающих, что изменение климата приведет к увеличению турбулентности в ясном небе в будущем, теперь у нас есть данные, свидетельствующие о том, что это увеличение уже началось", - сказал соавтор работы доктор Пол Уильямс.
Как считают Проссер и его коллеги, авиационным компаниям уже сейчас необходимо учитывать этот феномен при техническом обслуживании самолетов, а также при выборе маршрутов, пролегающих через зоны с высоким риском турбулентности. В этом им потенциально поможет карта изменений в частоте возникновения турбулентности между 1979 и 2020 годами, которую подготовили авторы исследования.
А пассажирам авиарейсов Проссер рекомендует оставаться пристегнутыми на протяжении всего полета, чтобы избежать возможных травм.
По информации https://nauka.tass.ru/nauka/17965371