TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение
[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]

Русский переплет

Антиреформа

Александр Зильберман
 

Слово учителя о реформе

(Из речи на собрании соросовских лауреатов Москвы, посвященного дню учителя и вручению "грантов Москвы в области Точных наук")

Фрагмент о двенадцатилетке

 

И, наконец, последнее "спасибо" может прозвучать немного двусмысленно, я заранее прошу прощения. Я очень благодарен Правительству Москвы за очень взвешенную и осторожную позицию касательно школьных реформ. Я очень рад, что не с первого октября начнется активное внедрение всего этого в школы, а может быть, несколько позже, и между нами говоря, я очень надеюсь, что это как бы и не начнется.

Аплодисменты.

Я объясню почему. Меня поражает совершенно фантастический факт. Я вот со многими учителями физики разговаривал: хорошо ли 12-тилетнее образование или, скажем, плохо. Я ни от одного знакомого мне учителя не слышал ни слова одобрения. Может быть, мне так повезло со знакомыми. Однако, на всех совещаниях и конференциях все единодушно решают, что так сделать надо. По-видимому, это - какой-то дефект в науке и социологии, я не знаю. Я могу сказать одно. Конечно, здорово, когда мы перегоним по числу лет сидения в школе "развитые страны": Молдавию, Белоруссию, Украину и некоторые африканские страны. Я прекрасно отношусь к американской системе образования. Она такая мягкая, чудесная, но если мы ее хотим вводить, надо заранее предусмотреть деньги и довольно много, чтобы покупать специалистов за рубежом. Она делает все, кроме подготовки серьезных специалистов. Я надеюсь, не надо объяснять эти простые вещи. Хорошая система. Я понимаю, что когда ученый или исследователь приходит в школу и спрашивает: "Дети, вы не перегружены?", дети отвечают: "Очень". Я готов им поверить: они действительно перегружены. Сегодняшняя младшая школа это - колоссальная зубрильня. Они сидят и учат все наизусть. Первые несколько лет это получается, а потом начинается восьмой класс, и там уже не получается. И они ужасно перегружены, и я не знаю, откуда у них берутся часы сидеть каждый день за компьютером и гонять чертей, но, в остальное время они, видимо, перегружены. Вот массовая школа. Я бы, честно, давал дипломы об образовании не после окончания школы, а, скажем, до. Но существует замечательная система, которая у нас работает: хорошее элитное образование. Если говорить о математике и физике, то я бы затруднился назвать более 10-ти школ в Москве, которые реально разумным детям могут много дать. Я очень боюсь того, что эта система может быть разрушена. Например, давайте не учить детей в начальной школе. Там часов физики довольно мало. Объем - довольно большой. На самом деле, сокращение числа часов - это же не уменьшение нагрузки, учителя знают это не хуже меня. Посмотрите, давайте сделаем на час физики в школе меньше, и оставим такую же программу. Так ведь больше будут тратить дети времени дома на эту ерунду, читая все по учебникам. А час работы с хорошим учителем в школе стоит нескольких самостоятельных часов работы дома. Если нас не интересует результат, то давайте, сократим его часы, пусть дети сами там что-то учат. Мне очень жалко тех детей, которые могут получить в школе, могут многое взять. Эти дети, как ни странно, нагружены страшно, но никто из них не перегружен. Я много лет работаю с сильными детишками, они жалуются на что угодно, кроме как на эту перегрузку. Может быть, действительно, не тех детей надо освобождать от этого. Я очень боюсь, что некого будет учить в старших классах. Представьте себе: как это учить физике "с нуля". Я не говорю про другие предметы, может быть, биологии можно, я просто не знаю. Но физике нельзя. Приходит человек в 17 лет, он ничего не знает и не умеет. У него была физика такая вот, знаете, "для бедных": час-два в неделю; у него были программы, из которых старательно исключили все трудное. Ему думать было не надо, он запомнил эти 12 определений и очень здорово. И начинается учеба в 17-18 лет. Ну, представьте себе, чему их можно научить. Это - серьезнейшая проблема. Я очень рад, что в Москве не побежали впереди всего прогресса и не ввели 12-тилетку, и не ввели этот общий экзамен, очень красивый, на уровне теста (это - отдельная "песня", у меня просто нет времени говорить). Мне очень хочется, чтобы те регионы, которые хотят быстро-быстро добиться чего-нибудь нового, показали нам, как не надо делать. И может быть, в конечном счете, мы примем разумное решение. Я на это очень рассчитываю. Мне кажется, что в Москве очень серьезно думают о том, как сделать наше образование Образованием. Я знаю, что успехи в олимпиадах ничего не говорят, я готов об этом говорить с присутствующими и желающими. Но самое главное, не разрушить, на мой взгляд, ту блестящую систему образования для тех, кто может и для тех, кто хочет. Вот этого я очень боюсь. Еще раз большое спасибо за внимание.

 

 



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
227901  2001-03-30 23:50:28
Елена Грекова http://www.rsci.ru см. базу "молодых ученых"
- Я очень рада наконец-то услышать здравое мнение о планирующейся реформе образования, тем более, что это мнение высказывают маститые ученые, преподаватели, которых высоко ценят их ученики и студенты. К сожалению, мне не очень верится в то, что это мнение повлияет на государственные решения. Но надежда, как водится, умирает последней. Я не являюсь ни известным ученым, ни преподавателем. Мне 27 лет, и я защитила кандидатскую лишь 2 года назад. Однако я прекрасно помню не только учебу в институте, но и свои школьные годы. Может быть, кому-то будет интересно узнать мнение о реформе образования с позиции ученика. Я всегда была примерным ребенком, и мне было очень многое интересно. Я рано развивалась, читала запоем книги в 4 года, в 8 лет очень увлеклась математикой. Первые три года я вообще могла бы не ходить в школу без ущерба для своих знаний. Я училась в обычной школе первые 6 лет, а потом поступила в 239 школу Петербурга (ныне физико-математический лицей), которая в течение многих лет была одной из лучших школ страны. Я вспоминаю свои школьные годы с глубокой благодарностью к учителям и ностальгией. Хочу сразу оговориться, что и с первой школой мне во многом повезло. Некоторые мои учителя были прекрасными талантливыми педагогами. Я с удовольствием ходила на их уроки. И не только я, но и те дети, кто был не так уж увлечен учебой. И никто не жаловался на перегрузку. Но, тем не менее, будучи примерной ученицей, я радовалась, если по болезни я могла пропустить школу. Просто потому, что на большинстве уроков было очень СКУЧНО. Дети устают не от чрезмерных усилий думать. Дети (как и взрослые) устают от скучной бессмыслицы. Не надо предполагать заранее в ребенке неспособного ни к чему дурака. Такое предположение и приводит к тому, что скоро большая часть детей теряет интерес и способности к учебе. Не надо бояться склонять детей думать. Эта привычка полезна в любой профессии. Но, конечно, надо учитывать особенности возраста и стараться учить не в назидательно-зубрежном стиле, а вводить элементы игры, стараться вовлечь детей в диалог, следить за тем, чтобы они успевали понять и не "отключались" из-за чрезмерного обилия информации. С моей точки зрения, главная задача образования - не столько дать конкретные знания, сколько пробудить в ребенке интерес к чему-либо, развить его как личность, создать и укрепить в нем привычку думать и воспринимать красоту. Без этого человек ущербен, и неважно, чем он занимается - хорошо он это делать не будет. В этом отношении КРАЙНЕ ОПАСНО, например, упрощать школьные программы по математике. Математика развивает мозги. Неважно, будет ли выпускник школы уметь брать несобственные интегралы. Но важно, будет ли он уметь логически мыслить. Ни в коем случае нельзя в целях "упрощения", как это делают в американских школах, вводить вместо пяти аксиом геометрии штук двадцать-тридцать: чтобы не утомлять детей доказательствами, многие теоремы берутся за аксиомы. С моей точки зрения, хуже ничего быть не может: это убивает способность думать. Лучше вообще не знать этих теорем. Ребенок должен иметь возможность почувствовать красоту теории. Нельзя допустить, чтобы ребенок не имел понятия о Природе, о ее общих и частных законах, и изгнать физику и химию. Нельзя допустить, чтобы он не представлял себе мира литературы, живописи, музыки, не знал об их существовании. Без этого ребенок не станет личностью. Можно продолжать и дальше. Изучение языков, помимо того, что это необходимо и полезно в практической жизни, открывает какие-то дверцы в мозгу, и уже от нас зависит, будем ли мы этим пользоваться. И так далее. Сокращать программы бессмысленно и опасно - это приведет лишь к деградации. Проблема не в том, что школьные программы сложны. Да, все дети разные. Одни более быстро схватывают все, другим требуется больше времени. Одни талантливы в математике, другие прекрасно рисуют. Но дело в том, что и те, и другие обычно не используют свои способности даже на их десятую часть. Какова же причина этого? Отсутствие интереса и уверенности в своих силах. Почему же дети, которым вначале все интересно, теряют этот интерес и желание учиться? Потому что их плохо учат. Потому что если в обычной, не математической, не английской школе вам попался один настоящий хороший учитель - вам повезло. Неважно даже, чему он учит. Важен факт интереса к собственному предмету и желание что-то дать детям, любовь к ученикам, как это ни звучит высокопарно. Стандартизация, зубрежка, скука, навязывание штампованных мыслей убивают какое-либо желание думать и интерес в тех, кому не привили это родители. У меня, к счастью, были прекрасные учителя литературы. Но посмотрите, как любого нормального человека бросает в дрожь при словах "образ Татьяны". Многие начинают читать Пушкина только тогда, когда забываются уроки литературы. Многие учителя практикуют идею "есть два мнения - мое и неправильное". Кроме того, как ни странно это звучит, плохие оценки, вместо стимулирования к занятиям, могут оказать негативное влияние на желание заниматься этим предметом: негативная оценка со стороны учителя переходит в негативную самооценку, ребенок начинает считать себя неспособным, и ему просто не хочется думать об этом, ходить на уроки и т.д. В то же время наша система образования имеет много преимуществ. В свое время известный механик С.П. Тимошенко, живший в Америке, приезжал к нам специально с целью изучить нашу систему образования. Его заключением было то, что в СССР создана великолепная система отбора талантов. И, действительно, если ребенок хочет учиться, он может получить у нас прекрасное образование. Я почувствовала это на себе. Кружки, специальные школы, нестандартные программы, дискуссии... Эта система великолепно развита. Может быть, даже слишком хорошо в части, относящейся к олимпиадам. А высшее образование, при многих недостатках, просто прекрасно. Не знаю, может быть, именно мне повезло. Но за границей я не видела, чтобы студенты и профессора работали на таком уровне проникновения в суть проблемы, как коллеги, чтобы преподавание было столь нестандартным, с таким глубоким интересом к своему делу, который неизбежно "заражает" студентов. Итак, у нашей системы образования, на мой взгляд, есть следующие достоинства: 1) детям, которые обладают способностями и интересом к учебе, она дает возможность получить прекрасное образование 2) она дает достаточное количество навыков и умений выпускнику и недостатки: 1) она "оставляет за бортом" большую часть учеников, убивает интерес к учебе у многих детей 2) в обычных школах часто уроки проходят по стандарту, ребенка не учат самостоятельно думать, заставляют мыслить штампами 3) применяется система кнута и пряника, слишком смещенная в сторону кнута Заметим, что предлагаемый вариант реформы образования не устраняет имеющихся недостатков, зато уничтожает достоинства существующей системы. Действительно, если учиться в школе скучно, то растягивание этого на 12 лет и упрощение программы приведет лишь к еще большему отвращению и деградации учеников. К тому же по окончании школы привычка думать, логические способности, интуиция останутся неразвитыми. "За бортом" останутся не только обычные, но и самые талантливые. Предлагаемая система тестирования совершенно не будет отражать реальных знаний ученика. Начнем с того, что даже при прочих идеальных условиях в результате нервного напряжения прекрасный ученик может плохо написать экзамен, и это навсегда закроет ему путь к высшему образованию, если у него малообеспеченные родители. Оставим в стороне вопрос о справедливости. Но выгодно ли это стране - зарывать в землю свои таланты? Далее. Государственная комиссия - это, конечно, чудесно. Но реально все равно в разных школах этот тест будет написан либо самостоятельно, либо с помощью соседей, а то и преподавателей. А может быть, и госкомиссии, которая получит хорошую возможность вымогать взятки. В любом случае, нельзя на основе одного теста делать заключение о работе и способностях ученика. Это слишком случайный результат. Далее. Допустим, я прекрасно написала этот тест. И поэтому решила поступать учиться на художника, или, например, на историка. Одна беда - не умею рисовать и не знаю истории. И меня примут на исторический по результатам общего теста вместо прирожденного историка, не взявшего интеграл. А он пусть платит за образование. Не кажется ли это абсурдным? Вообще, если вдуматься, зачем реформировать образование подобным образом, когда, очевидно, от этого все лишь пострадают? И, скажите на милость, что за светлые головы предложили подобный вариант реформ? Может быть, какие-то известные педагоги, ученые? Нет, их-то как раз и не спросили. А вот для чего: чтобы сделать образование платным. На мой взгляд, это просто шаг к гибели общества, к его деградации. Делать образование платным в России! Может быть, наш народ чрезмерно образован, все страдают избытком глубокой культуры, горем от ума? Вы хотите больше новых русских из анекдотов, уважаемые правители? Вы хотите деньги, сэкономленные на образовании, тратить на тюрьмы и больницы? Ведь уровень преступности обратно пропорционален уровню образованности в обществе. Я уже не говорю о том, что образование, развитие мыслительных способностей и кругозора помогает во всех профессиях. Пусть многие не работают сейчас по специальности, но чаще всего именно образованные люди, выпускники физмехов и матмехов преуспевают в бизнесе, именно у них есть способность к быстрой реакции, нестандартным решениям. И в конечном счете это выгодно государству - вкладывать деньги в науку и образование. Выгодно создавать и укреплять желание учиться у своих граждан. Однако недальновидность государства в этом отношении просто поразительна. Это действительно "хуже, чем преступление - это ошибка", как говорил Талейран. Платное высшее образование не понравится и тем, кому оно поможет какое-то время продержаться - преподавателям вузов. Посмотрите на американских студентов. Они платят за образование. Поэтому преподаватель обязан все разжевать и вложить им в рот, даже если они будут сопротивляться. Америка закупает мозги за границей, нам закупать пока не на что. Если действительно есть желание улучшить систему образования, я бы предложила следующее. 1) Ни в коем случае не делать высшее образование платным, оставить существующую систему экзаменов, пусть несовершенную. 2) Создать учителям нормальные условия для работы и жизни. Увеличить зарплату, уменьшить количество учеников в классе. Сделать престижной профессию учителя. Пусть талантливые люди идут учить. Пусть у них будет возможность прожить, силы и время для творчества. 3) Создать специальные программы, которые бы делали привлекательным работу талантливых учителей в обычных школах, в селе. Например, что-то вроде специальной стипендии для учителя из специальной столичной школы, который в течение года работает в обычной школе, и который затем может вернуться обратно. 4) Сместить существующую систему "кнута и пряника" в сторону пряника: развивать систему факультативов, внеклассных мероприятий, кружков. Ставить больше пятерок за необязательные задания, оставлять возможность исправлять плохие оценки. 5) Давать детям возможность выбирать учителя. Ввести курсы по выбору, но так, чтобы дети выбирали не между математикой и биологией, а между разными учителями математики. 6) Разработать систему учебников, фильмов, игр, которые пробуждали бы в ребенке интерес даже при условии, что преподавание ведется на плохом уровне. Например, даже если зоологию преподают плохо, хороший фильм про тигров не оставит детей скучающими. Проводить конкурсы таких учебников и методик. Пусть и сами дети высказывают свое мнение. 7) Вовлекать детей в диалог, а не пытаться вложить в их головы заданный объем информации. Пусть дети учатся сами думать - это важнее. Малыши не умеют ходить, но они и не научатся, если всегда будут держаться за руку матери. Сделать программы более гибкими, предусмотреть время для дискуссий. Думаю, что не у одной меня есть предложения по улучшению существующей системы образования. Эта реформа - самая важная для страны, потому что она определяет наше будущее. Это банальные слова, но это верно. И поэтому проводить ее наспех недопустимо. Почему бы не организовать широкое обсуждение, конкурс предложений? Выбрать лучшие и только потом осторожно начать реформировать. Уважаемые представители власти! Образование и наука в России пока что кое-как держатся, несмотря на отсутствие денег, на унизительные условия, на наплевательское отношение власти, держатся на энтузиазме людей, которые не представляют без науки свою жизнь, которые хотят видеть нашу страну сильной, разумной, образованной. Вы не помогаете нам. Но, пожалуйста, хотя бы не разрушайте целенаправленно или по недомыслию то, что еще сохранилось. Это пишет представитель, надеюсь, все же не вымирающей пока прослойки "молодых ученых". С уважением, Елена Грекова (Санкт-Петербург)

227906  2001-03-31 00:48:38
Yuli
- Уважаемая Елена Грекова! С тем, что Вы написали об образовании, трудно не согласиться. Обсуждение остановилось на другом моменте: кому и почему выгодно реформировать образование именно в этом, явно не лучшем направлении? Есть у Вас какие-либо соображения на этот счет?

227929  2001-03-31 17:27:11
А.Мещекский
- Дорогая госпожа Грекова!<br> Думаю, большинство из участников форума подписались бы под Вашими грустными словами. Но, как сообщил здесь кто-то, печать уже поставлена. Ежели так, остаются два момента. Первый - кому же это все-таки надо? Вынося за скобки обязательные соображения о происках ЦРУ - кто и как в России будет наживаться на этом мероприятии? Я не говорю - "выгодно", потому что выгодно на каком-то этапе может оказаться и учителям (денежку какую-никакую прибавят, требования к ним снизятся). Но наживаться будут - не они.<br> Второе: что можно спасти? Есть ли шанс отыскать в новой системе скрытые механизмы, позволяющие не загасить детскую тягу к знаниям и не дать талантам завязнуть в двенадцатилетней тягомотине?<br> Идеально было бы обсудить это со сторонниками реформы (а вдруг - зря мы так? Что, если наши малодушные укоризны - от незнания и непонимания?). Но в форуме они - так и не появились, а мои ленивые попытки отыскать их самостоятельно привели к грустному выводу: их нет. Радетели реформы есть наверняка, но у них, как Вы понимаете, задача другая. Да и чего обсуждать, коль дело сделано?<p> PS. Замечательную все-таки возможность дает здешний форум - глянуть еще раз на свой текст перед тем, как его увековечить. Вот и сейчас - захотелось добавить. Поверьте, я не из любителей повсюду искать корыстолюбцев. Но что делать - реалии нашей жизни таковы, что даже слова "если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно" уже вызывают ассоциации сугубо нелирические.<p> PPS. Читая Ваш текст, почти физически ощущал, как Вы пытались разбить его на абзацы. Поделюсь с Вами сокровенным знанием: это делается с помощью заклинаний "br" или "p" (пропуск строки) внутри таких вот скобок: <>. Не знаю, отчего и зачем, но здесь срабатывают именно эти масонские знаки. Обычный возврат каретки почему-то игнорируется. Тайна сия велика есть.

243937  2002-05-19 15:14:48
Светлана Евгеньевна Царева
- Спасибо за выступлениею Полностью с Вами согласна. Я специалист в области обучения в математике в начальной и средней школе уверяю: в большинстве случаев в начальной школе, в частности на уроках математики, делают все, чтобы ребенок отучился думать, в средних классах это положение еще усугубляется (речь идет не об элитных школах и талантливых учителях, коих единицы),а потом реформируем школу, чтобы уж совсем не давть пищи детскому и юношескому уму. К сожалению, те подходы к обучению математике, которые опираются на способность и возможность детей думать и изобретать (в хорошем смысле этого слова) с большим трудом принимаются учителями и студентами, которые сами прошли "бездумную" школу.

243938  2002-05-19 16:30:12
местный ворон
- Уважаемая, я понял к чему вы клоните. Вы мечтаете о восстановлении Совецкой власти. Не выйдет! Не для того мы насмерть стояли в августе 1991 года на баррикадах возле Белого Дома, чтобы теперь отдать голытьбе завоеванные в боях права и свободы. Никакого особого пути для России больше не будет. Живите, как живут все нормальные народы. Качественное образование получают (как вы справедливо заметили) в элитных школах дети состоятельных родителей. А бедняки должны осваивать рабочие профессии. При нынешнем состоянии экономики, это означает в первую очередь сферу обслуживания: продавцы, шофёры, уборщики, грузчики. Зачем, спрашивается, сыновей мусорщиков учить думать. Чтобы они нам снова устроили 1917 год? Нет уж, избавьте. На этот раз мы позаботимся о том, чтобы подготовиться к такому обороту событий заранее.

243940  2002-05-19 17:17:55
Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Господин Местный Ворон!

Экая мерзость и пакость. Грешно и постыдно.

243942  2002-05-19 17:35:28
Yuli
- Анонимный "Местный ворон", очевидно из тех комсомольцев, просто уголовников, и идейных вожаков народа, кто стащил в 1991 году деньги у пенсионеров и накупил на них мерседесов и джипов. Теперь он хочет, чтобы в престижных школах учились исключительно его отпрыски.
Здесь уместно вспомнить жалобу владельцев престижных английских частных школ. В последнее время, по их словам, в эти школы приехало очень много детей "новых русских". Оказалось, что дети "новых русских" исключительно глупы, что резко снизило средний интеллектуальный уровень учеников, так, что западные родители уже не хотят отдавать туда своих детей. Поэтому отпрыскам нашего ворья в поступлении в престижные английские школы начинают отказывать без разбора.
Такое уже было. Захватив преступным путем власть большевики пытались управлять государством и с позором провалились. Сегодня они пытаются выдать себя за честных коммерсантов, но их воровские уши торчат из-под любой шапки, поэтому их отпрысков и гонят из приличных школ. Большевики, фашисты и воры глупы. Это закон природы.

243945  2002-05-19 18:43:41
Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Дорогой Юлий Борисович! Видимо, у Местного Ворона юморок таковский...

243946  2002-05-19 18:55:48
Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Чрезвычайно дельная и толковая статья. Тестам (уж тем паче по "литературе") и 12-летке - НЕТ!

243947  2002-05-19 19:24:06
Вороной
- Что за чучела? Лузеры! Я-то думал, здесь профессорский сайт.

243948  2002-05-19 19:28:02
Walter Vorone
- Типа, кастовое общество? Ты думаешь, ворона, что так ''живут все нормальные народы''? Как бы ни так, как раз наоборот, ворона. Так, ворона, живут люди на постсоветском пространстве. Особый путь, ворона, вроде как при большевичках.

243952  2002-05-19 20:47:53
Читатель Вороному
- Это не профессорский сайт, а сайт профессора Липунова и примкнувшего к нему инженера по технике безопасности Андреева (выдающего себя за профессора) в роли Вышибалы. С ролью своей инженер справляется отлично, за что и поощряем профессором.

243955  2002-05-19 21:19:15
Крупнов Юрий http://www.p-rossii.ru/pred.shtml
-

Очень точные и правильные мысли Александра Зильбермана.

К великому сожалению, главная задача переворота (по латински - революции) в области образования, который в зависимости от конъюнктуры называется то модернизация, то реформа, то развитие, заключается в том, чтобы осуществить окончательное закрепление постыдного социального расслоения населения на 1) "золотой миллион", 2) "серебрянные" полтора десятка миллионов и 3) чугунную остальную "человеческую массу" - чтобы было всё, как у "больших" (забугорных).

Для "чугунных" и тесты сойдут, и ГИФО, и ЕГЭ (я его обычно называю Яга) и 12 лет и фактическая платность образования со стороны подростков и молодежи.

Уважаемый Владимир Михайлович! Считаю необходимым заново обратиться к прекрасной странице РП "Антиреформа" и подумать о более целенаправленных действиях летом. Наше общественное объединение "Партия России" готово активно участвовать.

Ю.В. Крупнов, лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 г.

243957  2002-05-19 23:31:12
Ольга Прохорова (учительница)
- Господин Крупнов, за какие такие достижения президент Ельцин поощрил вас в области образования? Неужели не стыдно все время щеголять подобной наградой - не отвечая на вопрос: за что?

243961  2002-05-20 01:14:57
Кот Вася
- Мадам Прохорова, отстаньте от господина Крупнова. Люди посылают в сеть то, что они хотят рассказать о себе, а не то, что вы по какому-то дурацкому праву пытаетесь разузнать. Стыдно, мадам, нельзя быть такой навязчивой.

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100