Проголосуйте за это произведение |
"ЧТО ТАКОЕ РОК-Н-РОЛЛ?"
Как-то один из музыкальных проРОКов Брайан Ино изрек: " В рок-музыке не осталось почти ничего, что могло бы существовать в виде записи - все мало-мальски интересное уже давно записано-перезаписано! " .
Если честно говорить, то вопрос вынесенный в заголовок статьи, сродни сакраментальным вопросам: "Есть ли жизнь на Марсе?" или "Кто ударил шефа?". О рок-музыке были написаны миллионы статей, изданы сотни книг и отсняты многие мили кинопленок. Но никто из авторов так и не удосужился дать ясное словесное определение понятию "rock'n'roll". Это явление можно было лишь увидеть и затем, пропустив через себя магнетизм нового музыкального воздействия, попробовать дать ему личную оценку. Вот поэтому для одних олицетворением рока являются " the Beatles", для других " Led Zeppelin", а третьим кажется, что это "Машина времени".
В пору своей бурной алкогольно-сексуально-наркотической юности Мик Джаггер (" the Rolling Stones") заявлял, что не будет играть рок-н-ролл после 40 лет и брать за это большие деньги. Видимо подразумевалось, что эта музыка лишь прерогатива молодых и бедных. В принципе я с доводами Мика согласен. Настоящий рок начинает звучать лишь тогда, когда музыкант духовно зажат обществом, беден и просто физически голоден. Вот из этих предпосылок и возникает музыка бунта, музыка протеста - рок-музыка. Йов! Мир хижинам - война дворцам! (Однако, здесь уместно будет напомнить, что г-н Джаггер на " поверку временем " оказался брехуном, - ему уже далеко за сорок, а он с "роллингами" продолжает наживаться на молодежной музыке. Э-эх, с его-то фактурой мог бы уголек в шахте добывать, а не стрелять вальдшнепов с аристократами.)
Не побоюсь этого слова и скажу: истинная рок-музыка не является искусством! Скорее всего, это есть адская смесь искренности, юношеского гиперсексуализма и бешеной энергетики. Вы помните, как впервые заявил о себе "рок"? О! Это был немыслимый синтез плохопоставленных голосов, грохота барабанов .и скрежета электрогитар. Одним словом - шабаш на стойбище идолов. Мне сложно судить о том, как это происходило на Западе, но вот в СССР наглядным пособием по теме рок-музыки могут служить ранние концерты таких групп, как "Форвард", "АукцЫон", "Звуки Му", "Бригада С", "АлисА" и "Вопли Видоплясова". В 80-х и начале 90-х годов автору этих строк посчастливилось присутствовать на выступлениях этих команд. Скажу честно - это был кайф. Надо поискать еще на планете такое место, где можно так результативно выпустить из себя пар, как это получается на рок-концерте (при этом, можно было без стеснения использовать для выброса пара любые доступные отверстия на своем теле). Находясь в эпицентре этой прокуренной феерии нельзя было разобрать ни слов, ни музыки - лишь грохот и ритм, ритм и грохот! Массовое сумасшествие. На сцене камлали современные шаманы, били тамтамы и в зал пер мощный поток энергии. Размягченные алкогольным допингом мозги поклонников, воспринимали все происходящее, как некие первобытные ритуалы. У человека притуплялось чувство одиночества, и он начинал ощущать себя членом большого первобытного племени. В такие моменты то, о чем поют и как играют их кумиры, для поклонников рок-группы не имело никакого значения. Не за этим люди пришли в зал ...
Однако, следует признать, что музыканты (по сути своей) - существа корыстные, амбициозные и меркантильные. И постепенно привыкнув делать из колебания воздуха деньги, они перестали формировать вкусы публики, а стали пытаться их уловить. И вот на этом " перекрестке " идеи бизнеса поломали-таки хребет идеям музыкальным. Так погиб джаз, так испарился " дух 60-х " , так же сгинул и рок-н-ролл. Проще говоря, воротилы шоу-бизнеса выкрали из колоды рок-музыки двух тузов. Первый козырь - это смысл рок-музыки ; а второй - это толпы юных девушек-поклонниц . Причем, второй козырь был намного существеннее и интереснее первого. Потому что смысл - нематериальный критерий, его руками не возьмешь; а вот девушки с перламутровыми волосами и влажными глазами - это уже нéчто реальное и на ощупь приятное.
Западные шоу-бизнесмены к началу 70-х окончательно придушили у себя рок-н-ролл, незаметно подменив его "попсой". Под тяжестью денежных мешков сломались, те звезды, которые олицетворяли собой настоящий рок. Они быстро накурились этой жизни и просто ушли из нее. Это Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон ... А ведь просто так (без потерь) спрыгнуть с этого денежного крючка еще не удалось никому! Все же money несут в себе некое деструктивное начало.
Однако, у rock'n'roll а , как у всякого "верного" учения имеется свой камень преткновения, свои иконы и своя неразрешимая дилемма. В рок-музыке все эти сути слились воедино и стали выглядеть в виде навязчивого параноидального вопроса : " Соберутся ли "the Beatles" когда-нибудь снова ?"
Но ...30 ноября 2001 года умер Джордж Харрисон. Ушел музыкант из жизни как-то тихо и обыденно, без шума, не по-битловски! Бизнесмены от грамзаписи потирали потные ладошки и алчно ожидали, что это событие вызовет всплеск интереса к музыке " Битлз " , аналогичный тому, какой произошел после смерти Фредди Меркури (the Queen). Но, увы, наш мир стал настолько рационален и техногенен, что в нем почти не осталось места для романтики " золотых 60-х " . Честно говоря, волны интереса не было - так себе, рябь прошла. Казалось бы, тему " битлов " можно было закрыть после убийства Джона Леннона 8 декабря 1980 года, однако общество (возмужавшее и заматеревшее поколение битломанов) тогда еще было не готово к этому. Косвенно об этом говорит и тот факт, что в 1986 году все еще разрабатывался план воскрешения " легенды ХХ века " . Предполагалось воссоздать " Битлз " в составе: Пола, Джорджа, Ринго и ... сын Джона - Джулиана Леннона. О последнем, кстати, говорили, что он унаследовал талант отца (однако, кроме диска "Valotte" (c) 1984, я ничего толкового от него больше не слышал - прим. авт .).
Вообще-то, кроме музыкантов, битлам должны скинуться на памятник экономисты, журналисты и бизнесмены всех мастей. На теме the Beatles обогатилась куча народа. Но не будем рыться в бездонных денежных мешках " акул " шоу-индустрии, приведем другой пример - стоило участникам " Битлз " появиться на публике в бархатных пиджаках и вельветовых штанах, так через несколько дней поклонники смели с прилавков магазинов все вещи, изготовленные из этих тканей. Захиревшее было в конце 50-х британское производство вельвета, благодаря Джону, Полу, Джорджу и Ринго, вырвалось из застоя и стало одним из прибыльнейших видов промышленной деятельности. Это позволило лидеру консерваторов Эдварду Хиту заметить: " Кто бы мог подумать, что " Битлз " спасут производство вельвета в Англии!? " Ух! Интересно было бы подсчитать, сколько заработала английская казна на налогах с производителей, использующих торговую марку "The Beatles" ? Парикмахерские стригли свои фунты прической "a la Beatles" , обувщики выпускали ботинки " Битлз бутс " , по дорогам Британии стали ездить " битломобили " , именами " ливерпульской четверки " называли кулинарные изделия, и т.д. и т.п. Даже далекие от музыки ученые-лингвисты и те не упустили возможности заколотить денюжку, и опубликовали исследование на тему: откуда происходят фамилии Леннон, Маккартни, Старки (это настоящая фамилия Ринго Старра) и Харрисон, и что они обозначают. Так вот, специалисты-языковеды докопались до того, что фамилия Леннона, например, имеет древне-шумерское происхождение и переводиться, как " приносящий радость " . Что ж, хипповым любителям покурить "траву", такая лингвистика была по-кайфу.
Но не всем фартило заиметь на " Битлз " свой процент прибыли. Например, американский бизнесмен Билл Сарджент предложил в 1976 году " ливерпульской четверке " 50000 000 $ за двадцатиминутное выступление в Монреале. Мир затаил дыхание ... , а битлы отказались. Видимо эти цены были им уже не в диковинку!
... В начале 1964 года на планету обрушилась " битломания " . Что это такое? Хм, " битломания " - это последний отголосок такого странного явления, ушедшего столетия, как " культ личности " . До начала 70-х годов ХХ века мир был просто помешан на " ЛИЧНОСТЯХ " . Ведь если отбросить в сторону все наносное, весь негатив, то окажется, что Ленин, Троцкий, Гитлер и Сталин были величайшими шоу-менами двадцатого столетия. Еще та "четверка"! Правда, стратегия поведения у них была разная. Если Вова, Лева и Адик были " любимцами толпы " , т.е. по аналогии с современными поп-звездами - обожали собирать полные стадионы и давать там истеричные концерты; то вот Иосип выглядел куда более рафинировано и таинственно, и если продолжать проводить аналогии, - то его выступления были редки, но очень концептуальны (чем-то сродни группе "Pink Floyd" ). Еще одним немаловажным обобщающим фактором между ними было то, что и коммунисты, и нацисты и, ливерпульдийцы хотели подменить собой (и своими действиями) религию... И в Ленина и в Леннона стреляли фанатики. Это весьма симптоматично! Битлы подвели логический итог в деле " страстной любви Человечества к Личностям " . Теперь людям надо пару столетий отдохнуть от ХХ века и поэтому, навряд ли, мы увидим в ближайшее время сколь-нибудь значимые всплески " безумного обожания ".
Но что мы все о " Битлз " , да о " Битлз " !? Давайте вернемся в наши тенета. Итак, к 80-м годам ХХ столетия мы пришли к тому, что на планете Земля остался лишь один заповедник рок-н-ролла - это СССР. Только советские группы могли гордо упереться рогами в скалу и сказать, что они знают ответ на вопрос: "Что такое rock'n'roll , и как его правильно играть?"
И то правда, ведь у наших рок-музыкантов налицо присутствовали все классические признаки, по которым можно вычислить истинного рок-н-ролльщика:
- бедность;
- искренность;
- негативное отношение со стороны государства и добропорядочного общества;
- полное отсутствие материального вознаграждения за труд (кроме портвейна и аплодисментов);
- стремление своим творчеством изменить Мир к лучшему;
- дерзость в текстах, музыке и образе жизни.
Но "перестройка" убила советский (русский, украинский, узбекский и т.д. рок). Весь процесс покатился по накатанному западному пути, т.е. "року" - кердык, а "попсе" - ведро урюка! Ла-ла-ла-ла-ла-а-а!
Первым, кто почуял, что в карманах у наших рок-конформистов завелись нехилые деньги, оказался Б. Гребенщиков. Он что-то там проанализировал, потряс пробирками и поспешил констатировать тот факт, что "рок-н-ролл мертв!" Е-пэрэсэтэ! Однако, БГ как всегда прав. А ведь было же время, когда Боренька взывал в своих песнях к " последним романтикам " , подспудно поднимал интеллигенцию на волну революции и т.п. и т.д. Я это помню - Он был нашим знаменем! Но, и Гребенщикова, в итоге, не миновала чаши сия - окоммерчился, оброс деньгами патриарх наш. Диски, что блины лепит - большие " бабки " ждет! Хотя, в принципе, " Аквариум " никогда рок-музыку и не играл. Это аксиома.
Для взрослеющего музыканта, рок-н-ролл - это ПЕРЕКРЕСТОК, можно даже сказать, МОМЕНТ ВЫБОРА. У тебя есть вариант все бросить и стать " нормальным средним классом " ; а можно попытаться продолжить это занятие (лабать рок), но теперь уже под названием " шоу-бизнес " ; можно заняться поиском удобной для себя религии; можно ...........
Честно говоря, я тоже не в силах дать четкий ответ на вопрос: "Что же такое рок-н-ролл?", хотя многие годы, вооружившись электромузыкальными инструментами, вплотную занимался поисками истины. А впрочем, этого не сможет сделать никто! Но я могу точно определить промежуток времени, когда в жизни того или иного юного индивидуума возникает это волшебное явление: он (промежуток) заключен от момента покупки мамой гитары и до получения первого солидного гонорара за выпуск альбома.
А все остальное - от лукавого ...
* * *
Проголосуйте за это произведение |
|
Битлы в конце 60-х тоже записали где-то около 20-ти совершенно гениальных песен, компенсировав свою дурацкую молодость; вообще, настоящие Битлз начинаются с "Револьвера" (1966); "Лед Зеппелин" достигли вершины на Achiless Last Stand (1976). Все это очень сильная, свободная и не похожая ни на что музыка, это - истинный плод с древа рок-н-ролла. Вы об этом, что ли, говорите "Западные шоу-бизнесмены к началу 70-х окончательно придушили у себя рок-н-ролл, незаметно подменив его "попсой"? Это совершенная нелепость. Начальный импульс иссяк только к концу 70х, в силу естественных причин. Потом пришли панки деструктивные, всякая новая волна, все 80-е прошли под этим знаком, это было не очень интересно. Только в начале 90-х произошел новый виток (ныне уже почти завершившийся) - появились группы, наделеные первичной энергией - "Nirvana" и "Oasis" с их нисходящими, и, что интересно, старперы от рок-н-ролла записали ряд сильных альбомов - Jethro Tull - "Roots to Branches", Page-Plant - "No Quarter", Deep Purple - "Abandon", King Crimson - "Thrack", и т.д. Да, играл ли Аквариум рок-н-рол, в Вашем понимании? Ну вспомните альбом "Табу" (1982), вторую половину "Электричества" (1980). Короче говоря, рок-н-ролл - искусство, и, как таковое, требует духовной работы, а не одной только гормональной стимуляции.
|
А как Страшный Юлий смотрит на появление в Переплёте статьи "про балалаешников"?
|
Дорогой Пауль! Я почти во всем с Вами согласен...
|
|
К рокинролу не имеет отношения как раз Ваша статья, т.к. она совершенно бессодержательна. То, что Вы хотели сказать, можно было бы выразить проще : "рок-н-ролл это - (далее набор междометий)" В общем, кроме бессмысленных штампов нет в Вашей статье ничего. Примерно так же, только менее сумбурно об р-н-р'е в свое время писал Олег Пшеничный из Комсомольской Правды, человек абсолютно не рок-н-рольный. Говоря о русском роке, должен сказать, что Ваши любимые группы, на мой взгляд, довольно уродские; вообще, если брать в расчет музыку, у нас были действительно прогрессивны и оригинальны (позитивно-оригинальны, а не уродски) только Наутилус периода "Отбоя", "Князя тишины" и Калинов Мост периода "Узарени". У БГ тоже бывали светлые моменты, но у него, вследствие эклектичности, можно найти почти все что угодно.
|
|
Хочу поддержать Вас в, как говорится, "завязавшейся дискуссии". Но подробный ответ - потом. Уважаемый господин Корри! Пользуясь словарем ЮБА, замечу, что написали Вы по поводу рока полную чушь. Хотел уж было подвергнуть Вас полному разгрому, однако, узнав Ваш возраст, успокоился. Что можно ожидать от человека, слушавшего настоящий рок "задним числом"? А рок действительно мертв, равно как и мертвы альбомы 80-90х годов перечисленных Вами бывших рок-групп.
|
Что касается Кинг Кримсон и прочих манерных господ, то в 19... дай Бог памяти...73-м или 74-м они мне, конечно, душу перевернули и на год оставались моими любимчиками. Однако, после первой "прослушки" того же Бриттена,к примеру, любовь эта как-то сама собой испарилась. Вообще-то, для моего поколения это был единственно доступный путь - от Кинг Кримсон к Бриттену, от поздних Битлов к Шенбергу и т.п. Но правильнее, наверное, наоборот. К вопросу о том, что есть рок-музыка. Одно из определений - то, чего нельзя повторить. Нельзя повторить Джими Хендрикса, нельзя повторить Джоплин, нельзя повторить первых четыре альбома Лэд Зэпплин, Дорз, ранних Криденс - они это сами чувствовали и к концу шестидесятых-началу семидесятых либо распадались, либо, увы, умирали (правда, не от творческой безнадеги, а от причин более прозаических). А вот Пинк Флойд, тех же Кримсонов, Джетро Талл и десятки других не менее знаменитых персонажей можно тиражировать бесконечно, что и доказывают потоки "сольников". Так что с датой Яков Иванов прав. После начала 1970-х ни одного настоящего открытия в роке не было. Равно как и после Петра Мамонова и безукоризненного "Аукцыона" в роке русском...
|
"Короче говоря, рок-н-ролл - искусство, и, как таковое, требует духовной работы, а не одной только гормональной стимуляции." Объясню на примере из другой эпохи. Когда рыцарь пел песни трубадуров - это была, скорее, "попса", а вот когда он же, отпевшись, вечером насиловал на безлюдной дороге или в лесу заблудившуюся крестьянку, это уже был рок. Грязный рок, конечно, но правдивый. А вы все со своими сладкоголосыми... Впрочем, чтобы сэкономить и мое и Ваше время, отсылаю Вас к отличному рассказу Кортасара "Преследователь".
|
"Вообще-то, для моего поколения это был единственно доступный путь - от Кинг Кримсон к Бриттену, от поздних Битлов к Шенбергу и т.п. Но правильнее, наверное, наоборот. К вопросу о том, что есть рок-музыка. Одно из определений - то, чего нельзя повторить. Нельзя повторить Джими Хендрикса, нельзя повторить Джоплин, нельзя повторить первых четыре альбома Лэд Зэпплин, Дорз..." Прекрасно сказано: четко и емко.
|
|
Чарли Паркер - музыкант, не так ли? Это раз. Я не писал, что Битлы связаны с Шенбергом. Я писал о пути слушателя от Битлов к Шенбергу. Учитесь читать чужие тексты. Это два.
|
|
Совершенно с Вами согласен. Сейчас "отстреляюсь" и на этом закончим.
|
Уважаемый Сергей Сергеевич, спасибо за комплимент. Еще раз убеждаюсь, что Ваша, извините за штамп, старомодная учтивость является единственным проивоядием против всех клопиных укусов. А я вот последние полчаса болтаюсь как дерьмо в проруби - промолчать в ответ на хамство вроде бы и нельзя, но и перехамить хама - доблесть тоже невеликая...
|
|
Предлагаю договориться так - или Вы абортируете из постов хамство в самом зародыше (за что я голосую двумя руками, ибо тогда не придется тратить время на подобающий ответ), или, раз уж промашка вышла - даете событиям развиваться своим чередом, поскольку назавтра о сказанном, никто, кроме самого адресата, и не вспомнит. В противном случае получится то, что получилось - для читателя со стороны в последних паре десятков постов отсутствует всякая логика (к чему, например, в "усеченном" варианте относится реплика Барина насчет "выдирания бород"?)
|
Пусть Барин рассудит.
|
Упомянутый Дедушкой Котом гениальный саксофонист Джон Колтрейн был довольно состоятельным человеком, по крайней мере, на пике своей ТВОРЧЕСКОЙ карьеры (1961-67 гг.)... Причём тут вообще деньги? Богатые тоже плачут (если за них это не делают их Очень Дорогие Гитары). "..узнал Ваш возраст.." Причём тут вообще возраст?!! Я знаю, что один 22-хлетний американец написал в 2001-ом году книжку про удивительную группу из ЛА "Love", которая фактически распалась в 1967-ом. Вы что, серьёзно думаете, что "он не понимает" и с ним даже бесполезно говорить о рокенроле? Это потому что он "молод"?!! А Вы в Америке-то былив 80-90е годы? Или в Европе западной? Все упомянутые в статье группы - стандартный набор, известный в свое время даже фирме "Мелодия". Скучно как-то. Не надо рокенрол хоронить, он в этом не нуждается. Как и в определениях (кстати, если интересно, почитайте западные книжки по музыке, там давно уже всё грамотно описано). И как и любое искусство, рокенрол Вас обязательно переживёт.
|
А теперь я понимаю кто являлся проводником западной заразы в нашем славном городе на Неве!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мы с дедушкой Котом обменялись очередной порцией ностальгических воспоминаний и в очередной раз обнаружили сходство в наших вкусах.. Некий Пауль Корри, тонкий ценитель музыки, с изяществом то ли похмельного, то ли уже успевшего похмелиться дворника, размахивая скрипичным ключом и матюкая болтающихся под ногами прохожих, пытался навести надлежащий порядок в системе роковых ценностей ("За Джетро ответишь!") Простодушный эльзасец заявил, что престарелые рок-звезды нам всем, их слушателям, должны выплатить компенсацию за утерянное в молодости здоровье (Может кто подкинет адресок, куда можно черкнуть Полу и Ринго?) ЮБ разразился очередной статьей, из которой выяснилось, что в рок-н-ролле он ни хрена не смыслит, но сказать что-нибудь очень хочется. Действительно, что за прелесть, "этот рок-н-ролл". Побольше бы таких тем, вызывающих всеобщее оживление...
|
1) Рок-музыка - это искусство (в т.ч. металл, панк и т.д.) Искусство и как музыка, и как поэзия. 2) Рок-музыка постоянно развивается и, как уже было сказано, переживет всех нас. 3) Тем знатокам рок-н-ролла, кто хочет убедиться в существовании "истинного" русского рока, следует оторваться от мониторов и прогуляться по местным полуподвальным помещениям и вписочным квартирам. Там вы увидите рок-музыкантов со всеми "классическими" признаками, как-то: - бедность; - искренность; - негативное отношение со стороны государства и "добропорядочного" общества; - полное отсутствие материального вознаграждения за труд (часто даже без портвейна и аплодисментов); - стремление своим творчеством изменить Мир к лучшему (хотя в последнее время преобладает тема "все равно нам скоро пи*%ец"); - здоровая дерзость в стихах, музыке и образе жизни. 4) По вопросам стариков и молодежи, денег и т.д. смотри высказывание 16856 от ZUG, с которым я полностью согласен и которое уважаемые оппоненты "не заметили", потому что возразить нечего. P.S. для Якова Иванова. Я еще не играл рок, но буду. А Вы - рок-музыкант? Или Вы БЫЛИ рок-музыкантом? (Вот Сергей Шиншин точно не был.)
|
Знаете, Сергей Сергеевич, кажется, я нашел определение, что такое рок-н-ролл. Было у меня в школе три друга-одноклассника -соло-гитарист, бас-гитарист и ударник. Бас-гитариста, еврея, в качестве компенсации за холокост давно уже приютила Германия. Соло-гитарист, немец, стал, как я подозреваю, отцом семейства и растворился на просторах СНГ. Ударник, украинец, всю жизнь оставался в душе хиппарем и, как я узнал несколько лет назад, умер якобы от цирроза печени. А я, их слушатель, витаю в данный момент в виртуальном пространстве. Вот это все и есть рок-н-ролл.
|
Дорогой Сергей! Рок-н-рол - это ВСЁ, в том числе - и мировоззрение-мировидение.
|
Уважаемый дедушка Кот! Что Вы посоветуете для начала джазовой фонотеки человеку, который любит рок с блюзовым оттенком? (Например, медленные вещи Лед Зэппелин)?
|
|
Горячо рекомендую слушать "Свинцовый дирижабль". Я очень любил эту группу в 1967-1968 гг. (слушал на гигантском катушечном магнитофоне, когда работал). И сейчас опять же за работой ставлю попеременно два сиди-диска "Лед Зеппелин". Дорогой Юлий Борисович! Осмелюсь робко посоветовать дифференцировать рок-культуру и поп-культуру (к примеру, Элвис Пресли). Первое - для суровых дяденек, второе - для сАнтиментальных тетенек.
|
Дорогой Юлий Борисович! Осмелюсь робко посоветовать дифференцировать рок-культуру и поп-культуру (к примеру, Элвис Пресли). Юлий Борисович!
|
Дедушка Кот не математик, а филологический маразматик. Однако и мы, умом скорбные историки литературы, употребляем сие словечко без зазрения совести.
|
http://www.pereplet.ru/text/8-AssaEE.html Настало, видимо, время для пополнения рок-энциклопедии!
|
|
...должен заметить, что, во-первых, рок-музыка, безусловно, является искусством,... и, как таковое, требует духовной работы, а не одной только гормональной стимуляции. Что рок - не искусство, явственно из того, что на рок невозможна пародия. Будет тот же рок. Рок - уже пародия.
|
Кто такой сей глубокомысленный господин Гаврилин, что такое, по его мнению, рок (с примерами, желательно), и что такое, по его мнению, пародия (с примерами, желательно)?
|
|