Проголосуйте за это произведение |
Галерея "Новые передвижники"
29.VIII.2005
Прогулка по выставке
Первая
картина Рудольфа Яхнина, поставленная в "Русском переплете" (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin.html),
навеяла на меня жуть.
"Приближение
Луны". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/1.jpg).
Мне
вспомнились финитные картины Чюрлениса и неведомо откуда взявшаяся у меня
толстенькая книжка без обложки, без начала и конца, прочитанная мною в
отрочестве. Научно-популярная, наверно. Там писалось, что
Луна когда-то была частью Земли, потом оторвалась (остался след, откуда -
впадина Тихого океана), а теперь она замедляет свое вращение и потому все
время
чуть-чуть приближается к Земле; со временем она приблизится настолько, что
силы
притяжения ее разорвут на несколько больших частей и тогда они опять
завращаются быстрее и от Земли отойдут; но потом опять станут
вращаться
медленнее и приближаться; это приведет к новому расколу кусков; и цикл этот
будет продолжаться много раз, пока вся Луна не рассыплется на мелкие
обломки, и
они не составят кольцо, как у Сатурна. И в каждом перигее цикла приближения
и
удаления Луны по Земле пройдут катастрофические
приливы.
Меня
в
отрочестве поражали чудовищные процессы во Вселенной...
Эти
почти уму непостижимые числа в астрономии...
Естественно,
картины всяческих концов света у Чюрлениса мне поначалу представлялись
непреодолимыми, зловещими и пессимистическими. Пока я не почувствовал в них
нечто противоположное - бесстрашие художника смутного времени, не
останавливающегося ни перед каким испытанием сокровенного мироотношения,
своего и своих зрителей. Сверхисторический
оптимизм,
свойственный символизму рубежа 19-20 столетий...
Что-то
похожее произошло у меня с картинами Яхнина.
Эта
бледно-фиолетовая
жуть чудовищного размера Луны, не вмещающейся на небе аж между домами пусть
и
неширокой улицы... Этот мертвый ночной город...
Видно,
покинутый людьми (ни одного светящегося окошка, ни души - на тротуарах и
мостовой)... - Я подумал: люди покинули планету. Никого нет не только в этом
городе.
И
так
чисто на улице! (Что люди были еще недавно, видно по еще не растаявшей колее
в
снегу на мостовой.) Не брошено ничего. Ни одного предмета, никакого мусора.
Так
организовано и аккуратно все себя вели при эвакуации, что ассоциация явилась
с
блокадным Ленинградом. (И лишь потом оказалось, - все ж репродукции не видны
одновременно на экране компьютера, по одной они показываются, - лишь потом
оказалось, что питерские мотивы у Яхнина сплошь и
рядом.)
Страшная
опасность нависла над городом у Яхнина...
Впрочем,
это некосмического масштаба "над городом" есть уже признак
последовавшего
некоторого изменения настроения. Изменения - из-за других
картин.
Следующая, "Белая ночь" (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/2.jpg),
еще несла для меня следы сил космических. Там низко-низко над горизонтом
висело
светило наше дневное. Чуть уже не ночное в период белых ночей - так поздно
закатывается оно. И эта низкая точка зрения, отдающая небу пять шестых
высоты
картины, тоже внушает некую космичность.
И тут уже явно видно, что это Петербург: широченная Нева и угадывается
Петропавловская крепость в еле заметном в сумраке шпиле на одном из берегов,
слева. А это ж фантастический и сумрачный город - Петербург... И чем такая ассоциация не перекличка с какой-то
гигантской
силой?
Но
уж
точно силен этот громадный парусный фрегат, не вмещающийся в формат, потому
что
нарисован с очень близкой к нему точки зрения. Корабль прямо подавляет:
своим
размером, контражурным (против света) показом,
ракурсом - снизу вверх. А этот зловещий багровый
свет
канделябров в его окнах!.. - Могучая дремлющая сила. Как сама Россия... Как этот огромный андреевский
флаг на корме.
В
нем
противоречие. Он развернулся во всю ширь, как бывает при изрядном ветре. А
волны на широкой Неве крошечные. Даль речной глади можно было б назвать чуть
не
зеркальной, если б она не была матовой.
А
холодные тона реки и неба - Природы (укрощенной природы) - контрастируют с
теплым колоритом корабля. И все - уравновешено. Человеческая сила обещает
способность противостоять любой огромности угрозе.
Какой
угрозе? - А хоть природной, климатической...
Такой
ветрила на следующем виде - "У Петровской Кунсткамеры" (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/3.jpg) - что, кажется,
тут
начинается наводнение, всегда происходящее при ветре с Финского залива. И
эта
мрачная Нева... Волны, правда, какие-то мертвые. Это неудача художника. Но
корабельные флаги!.. Так и пляшут на ветру, так и вьются. Один, похоже,
оторвался от мачты и полетел. Впрочем, небо не драматическое. И
раскачиваются
лишь мачты кораблей, что поодаль, не ближняя к нам.
И
фигура человека в шляпе около этой строго вертикальной мачты скорее
созерцательна, чем активна. Да и овальный контур всей этой вещи художника
как-то не вяжется с драмой сил, пусть и еще потенциальной, как в предыдущих
работах.
Выпадает
из ряда... Разве то хорошо, что она заставила мое
восприятие отдалиться от космоса и безысходности Рока.
Следующая
картина - как бы возмущенный крик художника на
типов, вроде меня, посмевшего словами выразить
художественный смысл того, что хотел выразить он, берясь за
кисть.
"Искусствоведы".
(http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/4.jpg).
Какая-то
скульптура, стоящая в музейном зале, изъязвленная - в буквальном смысле
слова -
попытками искусствоведов обнаружить в ней скрытый - для простых смертных -
смысл.
Однако
меня не так-то просто сбить с настроя.
"Немота".
(http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/5.jpg).
Вот
тут-то силы запечатлены вовсю.
Это
каков же был их напор когда-то, чтоб так искорежить ствол? И какова ж этого
дерева сопротивляемость, чтоб оно, не смотря ни на что, все пускало и
пускало
новые, тонкие ветки в рост?
Мы
возвращаемся к исконной теме Яхнина - драме сил.
"Флот
Петра Великого". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/6.jpg).
Здесь и
говорить не о чем - так в глаза бросается ярость линий, контрасты освещения,
бурность волн и облаков, мощь ветра в парусах и широта корабельной
груди.
Единственно...
Угроза тут шведам, а не России. Угроза со стороны России. Что совсем не
соответствует современности, когда России угрожает гибель со всех сторон:
снаружи и изнутри.
Или
уязвленное имперское самолюбие водит рукой Рудольфа
Яхнина?
Или
это
некий аналог знаменитой речи Сталина в начале Великой Отечественной войны,
когда он призвал на помощь память о великих полководцах
прошлого?
То
же и
в следующей картине.
"Гангутский
бой". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/7.jpg).
Плюс
-
тут уже просто иллюстративность.
Я
навел
справку о Гангутском бое. Легкие русские галеры
заставили шведов спустить флаги на своих тяжелых кораблях. Родилась новая
морская держава.
Так
у
Яхнина эти легкие галеры поданы так, что они выглядят аж
визуально подавляющими шведов. На первом плане не галера, а прямо гигантская
птица с крыльями-веслами, поднятыми, как одно. (Я так
рисовал
танковую атаку, когда был дошкольником, в конце войны. Стволы всех
краснозвездных танков - параллельны, как на параде...
Все
мчатся по буграм и ямам сквозь разрывы снарядов невредимые... И - слева
направо.) Живопись - жесткая. Даже туман дымов - резко отграничен. А
воздушная
перспектива применена больше для шведов, чем для русских. Русская сила
должна
быть весома, груба, зрима...
Вот
тут
я и вспомнил "Приближение Луны". Неотвратимость ли там? Сокрушительные
приливы опасны лишь для прибрежных полос континентов. Ушло население из
Петербурга вглубь России. Эвакуировалось в идеальном порядке. Не так, как
недавно при цунами в Юго-Восточной Азии или при урагане Катрин в
Америке.
А
дальше - "Нева зимой". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/8.jpg).
Здесь,
по-моему, выражен секрет силы России, как страны, и русских, как народа. По
крайней мере, в прошлом. - Суровые климатические
условия.
Я не
знаю, насколько мягче климат в Швеции. Но факт в том, что норвежцев, финнов,
исландцев русские обошли во времени становлении
государственности.
Во
всяком случае, что-то около таких настроений могло вдохновить Яхнина на
противопоставление прямо какого-то апокалиптического колорита неба слева в
картине светлым дворцам на берегу справа и вертикальным
светлым дымам из печных труб этих дворцов. А паралич, которому
обрекла
русская зима русский флот, выглядит каким-то отдыхом от ратных дел в
противопоставлении неподвижности этих громад-кораблей весело петляющему
санному
выезду между ними.
И
еще
один былой секрет России - сила, мол, православного
духа.
"Святогорский
монастырь". (http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/9.jpg).
Впрочем,
можно даже исключить религиозность. Просто высота духа. В Святогорском
монастыре Пушкин похоронен. "Наше все".
Это
на
ассоциативном уровне - с названием.
А
живописно - теплый колорит. Не только строений монастыря, но и самого неба.
И
когда? - Зимой.
И
эта
сила духа разлита во всем народе. Даже в женщинах. Может, даже в первую
очередь
- в женщинах.
"Ожидание".
(http://www.pereplet.ru/galery/yahnin/10.jpgм).
Некая
Ассоль перед нами. Сама высота духа дает ему силу. И
само
противопоставление древесных коряг юной девушке - не противопоставлением
становится, а подчеркивание тут: вот с такой же тяги вверх, как у девушки
сейчас, начиналась жизнь все вынесших когда-то
деревьев.
Ну а
портреты, как считал первый символист, Беклин, не
пригодны для символизма.
Сам
же
символизм - востребован в любое из смутных времён, будь то после революции
1848
года, или перед (и после) революции 1905 года, или
теперь.
Проголосуйте за это произведение |