Проголосуйте за это произведение |
Проза
4 июня
2017 года
Маленькая печаль красноречива, великая –
безмолвна.
Сенека.
Эту картину я написал пять лет тому
назад – балерина в снегуисполняла на пуантах фуэте.Многие решили, что я изобразил зиму, потом
зарисовывал девушку в теплом доме. Ну а затем добавил для верности пар изо
рта
и нежный румянец на впалые щёки. Но они забыли про легкую скованность,
которая
была ей не свойственна, но стянула движенияна морозе, словно корабль во
льду.
Этого бы я придумать не мог – не такой уж я реалист, чтобы сделать хуже, чем
просится.
На морозе человеческое тело не
обманешь,
и потомуговорю, как есть: писал я с натуры и ничего не приукрасил; а то, что
девушка вышла такой воздушной и безнадежно красивой, так это спасибо ей и
матери природе.
Снег на картине получился с синим
отливом, немного сумрачный, будтос
холодного кадра.Кожа девушки светилась – белоснежная и гладкая, как
лёд.
Фон разлетелся на краски, закружился в бокэ и искрился, словно новогодний
снег.
Казалось, что своими быстрыми движениями балерина взбивает и перемешивает
ожившие цвета; а позади неё вспыхивают разноцветные
гирлянды.
Таю – так её звали – я тогда рисовал
в
первый раз, но никакой аккомодации не потребовалось; всё вышло скоро, резво,
на
одном дыхании; рука с кистью порхала, как трудолюбивая пчела. Сопротивление
материала я оставил математикам –холст сам льнул к моим краскам. Лишь падающая на нос снежинка
отвлекала: она щекотала и вызывала удевушки смех; тогда мы ненадолго
прерывались, чтобы собраться, и продолжали дальше. Пушистый снег кружился и
падал на её открытые острые плечи и недолго, пока живой, трепетал на горячих
губах. Тая выглядела старше своих лет – на мои семнадцать, – и со стороны
нас
можно было принять за ровесников.
После она накинула на плечи
бело-серый
полушубок и, поправив плотный пучок волос, с легкой и живой улыбкой ребенка,
изучающего мир, посмотрела на картину. Тая ничего не сказала, лишь брови
умиленно взлетели вверх. Но я знал, она погрузилась в холст; исчез и холод,
спешивший взять над ней власть и художник, что маялся подле неё.
Едва заметный, почти прозрачный пар
отдыхания девушки окутал картину дымкой. Казалось, что пейзаж потеплел; и
под
снегом, словно под вековыми льдами Антарктиды, ждут своего часа горячие
источники.
***
Картину
я отнес домой. Я не имел привычки тут жеотдавать заказчику полотна, мне надо
было почувствовать себя хозяином своего создания;ощутить, что есть вещь,
появившаяся из пустоты, которая сейчас занимает место в моей квартире –
клетушке
на чердаке, которую восторженные заказчики называли мансардой. Более твердые
покупатели,
видя моё жилище, поступали умнее – они молча давали чуть больше, чем я
просил.
Самые мудрые избегали забирать картины у меня, чтобы не стесняться за мою же
убогость,
которую, кстати, сказать, я не чувствовал. Я держал открытыми окна, и в
комнатах было так мало лишних вещей, что теснота не ощущалась. А главное,
мне
хватало места, чтобы есть, спать и изредка писать картины. Гостей же я не
водил, предпочитая встречаться итворить на улице.
У
меня была небольшая темная гардеробная, куда я складывал портреты,
предварительно обернувв ткань.Даже если я знал, что заказчик подъедет через
день-два, всё равно убирал холсты, чтобы их не видеть. Вешать или ставить у
стены
не решался: не хотел чувствовать, что в доме не один, и люди с картин
нарушают
мой покой.
Портрет
Таи я нес, держа на расстоянии – мне казалось неуместным прижимать полотно с
её
лицом к телу. В доме я принялся оборачивать холст и остановился. На меня
смотрело её лицо, не скрытое пока материей. Ещё немного, и я больше его не
увижу.В голову лезли неуютные мысли: как можно кого-тозасунуть в мешок,
закрыть
человеческие глаза (полные смысла и эмоций), словно монетами перед рекой
Стикс.
Погрузить во мрак и завязать сверху шнурок, лишив воздуха.
Нет,
так не пойдет. Я вынул холст и поставил
у стены. Теперь она
оказалась
низко, слишком низко, у ног. Так меня тоже не устроило, и я решил повесить
как
обычно картину на уровне глаз. Гвоздей я не нашел, как и молотка, пришлось
занять у соседей. Когда всё было готово, я сделал пару шагов назад, чтобы
полюбоваться работой. На полотне не хватало света. Кожа девушки потемнела и
состарилась, краски пожухли. В коридоре царил полумрак.
Как здесь вообще можно что-то увидеть! –
взъелся я.
В
люстре из четырех ламп горела лишь одна. С трудом отыскав замену, я осветил
холл
и картину как положено. Тогда я заметил, насколько запылено помещение, как
стара и убога мебель. Подоконники потрескались, полы вздулись, полки
перекорёжило.
Дом умирал, и я принял этот факт и на свой счёт. Свет обнажил все
недостатки,
которые я так упорно затемнял. Свет или… Я посмотрел на портрет. Мне срочно
нужно позвонить, пронеслась мысль.
Один
из моих заказчиков занимался недвижимостью, и в свое время, увидев мои
хоромы,
предложил помощь. Но я отклонил бартер, полагая, что деньги лучше
конвертируются в краски и холсты.
– Да, я. Слушай, мне
нужна другая квартира, – с неожиданным для себя нажимом сказал я. – Ты
предлагал… Нет, сам искать не могу, найми что-то приличное от моего имени –
за
мной не заржавеет. Только быстрее, здесь жить не хочу.
В ответ весело, но
деловито задали пару вопросов.
– Нет, – отвечал я.
–
Убийства за это время здесь не случилось, и тараканы не завелись, так что
сюда можно
вселять, ведь лампочки я выкручу. Что не понял?! Не важно, по ценам будем
смотреть,
а сроки… на этой неделе должен въехать, до выходных! В общем, до встречи в
моей
новой квартире.
Я
положил трубку, легкую как перо. Сердце рвалось из груди, воздуха не
хватало. Я
схватил куртку и выбежал на улице, и просто так шлялся по оледеневшим
набережным, пока вконец не продрог.Фонари у темной, загадочной реки
сопровождали меня, словно почетный караул.
Тая
позвонила чуть раньше срока, и спросила, удобно ли мне встретиться. Я
ответил,
что мне пришлось доделать пару штрихов –надо подождать до выходных. Хотелось
принять её в уютном доме, напоить чаем, пока она будет рассматривать
портрет.
– Не страшно, –
мягко
ответила девушка. – Я сейчас на этой же набережной, мне надо куда-то деть
часа
два. Думала, ты тут часто бываешь, может, и сегодня
пишешь…
– Да! – соврал я. –
Как
раз выхожу, мне нужен пейзаж.
Я понесся на
встречу,
лишь бы не упустить время, что она вынуждена
скоротать.
Встретились
мы у реки, как будто не расставались.Изредка Тая интересовалась о работе
художника, о картинах, жанрах, цвете и рисунке. Я шел рядом и отвечал,
прекрасно понимая, что ей просто удобно рядом со мной молчать и думать о
чем-то
своем; я не отвлекаю её от жизни, которая творилась у неё внутри; при этом
моё
присутствие обеспечивает комфортное, не пугающее пустотой ощущение времени и
себя в нем.
Тая
так и не спросила, как я собирался писать пейзаж без красок и холста;и я был
благодарен ей за это.
***
В
конце недели мне позвонил знакомый и сказал, что можно ехать смотреть
квартиру.
После разговора я взял этюдник, холсты, палитру и выехал по адресу. Я не
хотел
рассматривать и взвешивать варианты, зная, что останусь там. Вещи решил
вывести
потом, благо квартира была оплачена до конца месяца.
Знакомый
встретил меня у дома и, судя по его виду, вопрос решился должным образом. Он
весь лоснился и искрился улыбкой, демонстрирующей насколько доволен собой.
Квартира
мне понравилась. Яркий свет щедрогорел в каждой комнате, ничего не скрывая –
ни
скромное, но аккуратное убранство, ни новые стены – без пыли, тлена, груза
прожитых лет и чужой истории. Потолки
и
обои были светлыми и чистыми. Я сделал две вещи, по которым сразу выдал
себя,
что остаюсь, упустив торг. Во-первых, я снял ботинки при входе. Во-вторых,
сразу пристроил картину в самом светлом месте и посмотрел, как играют цвета.
– Кто она? –
капризно и
взыскательноспросил знакомый, словно притворившись Петронием.
– Да…, – я замялся,
словно запамятовав имя. – Заказчица.
–Я думал
родственница
или еще что. Ты вроде раньше никогда не вешал картины.
– Да, я знаю, –
перебил
я. – Не хотелось никуда убирать.
– Да ладно, скажи
просто, что нравится ей любоваться, – он улыбнулся.
Потом долго смотрел
на
картину и девушку на ней.
– Она тебя не
смущает в
твоем доме?
– Да вроде нет.
– Неудивительно.
Продай
лучшекартину на аукционе, что она тебе даст за собственный портрет? И кто
увидит картину, которая повиснет мертвымгрузом у неё дома.Скажешь девушке,
что
не вышло, что надо еще раз написать. Соседиквартиру залили, холст испортили.
Оттого и переехал.
Я
посмотрел на него с легким недоумением и завистью. Он говорил о вещах,
которые
я редко примечал. Соседи, потоп, аукцион.
А он в них разбирался так же легко, как я в оттенках. Я не успел
ответить, меня отвлек звонок. Номер был её.
– Да, привет.
Сегодня
вполне, сможешь заехать? Да, около набережной, – я назвал дом.
Я внес плату за два
месяца вперед и выпроводил знакомого из квартиры – мне хотелось встретить
девушку по-хозяйски.
…Тая
вошла с холода, пахнущая морозом и свежестью, с белоснежными снежинками в
волосах; сходу скинула высокие ботфорты и впорхнула в комнату, где висела
картина.
Она разглядывалаеё какое-то время одна, а потом
попросила
дать ей портрет. Я аккуратно снял и протянул. Таяотошла к окну, сказала, что
хочет оценить, как играют краски при солнечном свете. Я не мешал, только
крикнул, чтобы дома хранила подальше от естественного освещения.
Девушка вышла с
тихой,
еле намеченной улыбкой, чуть приподняв брови.
– Покажи мне другие
зимние
картины, – тихо попросила она.
Я
кивнул. И пожалел, что у меня на руках только пейзаж, который я писал для
себя,
не по заказу. А значит, она не заметит большой разницы и не поймет,
насколько
её портрет отличается от того, что я делал для других. Я хотел достатьхолст
из
ткани, но она попросила сделать это самой. Тая взяла у меня нож и быстрым
движением, слишком быстрым, с нетерпением взрезала ткань –лезвие легко
прошло и
поранило руку. Рана была несущественная, скорее царапина, но кровь стоило
остановить, а порез обработать. Она же стояла и с любопытством
изучаланабухшие
красные капли.
– Пойдем, нужно
промыть.
В ванную, – торопил я.
– Ладно, –
неуверенно говорила
девушка.
Я открыл синий кран,
ноТая одернула руку, сказав, что холодно.
– Так и надо, лучше
останавливает кровь. Ты как будто никогда не резалась.
– Никогда, –
ответила
она. – Она такая яркая, алая.
– Ну а в больнице
разве
не брали кровь?
– Не была там
никогда.
Там же вроде лечат от болезней?
– Ну да, тех, кто
болеет.
– А я всегда
здорова...
– Как такое бывает?
– Везло, наверное, а может, оберегали.
«Кто?! – чуть было не крикнул я, но посмотрев на неепонял нелепость
вопроса.
Я промыл ей рану и
перевязал бинтом.
Она только и
сказала:
– Главное, не ногу
порезала.
Я согласился, что
это
главное – что я мог еще
сказать?
– Чай? – предложил
напоследок.
– Нет, я опаздываю
на занятие.
Я не знал, как стоит
поступать в таком случае: надо ли проводить до улицы или метро, а может, и
до
дома.
Поколебавшись, я
сказал
без конкретики:
– Давайте я тебя
провожу немного.
– Не надо, спасибо.
Мне
только вниз спуститься, а дальше довезут.
В
лифте она стояла и озиралась по сторонам, как будто первый раз видела самую
обычную кабину, облепленную предупреждениями о пожаре. Двери сходились; на
Таю
легла тень. Она успела сказать «пока-пока» и уехала. Передо мной были только
закрытые двери лифта. На них виселипортреты, вернее сказать, фотороботы
каких-то
людей. Не читая текст, я ушел в квартиру и подбежал к окну.Я прильнул к
нему, с
облегчением приложив разгоряченный лоб к стеклу. Оно хрустнуло, словно бы
изо
льда, и затуманилось, лишив меня вида.
Я
яростно тёр стекло и едва успел заметить, как Тая открыла дверцу блестящей
машины и упорхнула. Но я увидел достаточно, чтобы понять – села она на
пассажирское кресло.
***
По
чести сказать, я ожидал звонка или хотя бы смс с какими-то словами после
того,
как она устроит картину, но ошибся.
Спустя
неделю я уже жил в прежнем режиме: гулял, писал картины ибрал заказы.Первые
дни
я работал только на набережной, рассчитывая встретить таю на прогулке. Но
успевал
промерзнуть, а её всё не было. Я стал чередовать дни, набрасывая пейзажи в
городском саду. Там было полно гуляющих, среди которых я нередко находил
новых
заказчиков.
Как-то раз я работал с этюдником в
саду.
Набережную покрывал снег, но лед не сковал реку, и навигация не
прекратилась. Я довольно быстро закончил набросок и
заскучал. Доводить до ума мне не хотелось, хотелось поймать новый сюжет.
Внимание привлекла старая женщина, сидящая у стены замка; она была тепло
одета
во всё вязаное.
Странно, но эти вещи не старили её, а скорее
молодили; кроме того, было видно, как ей комфортно и тепло в них. Её руки
находились
в постоянном движении, она вязала, а перед ней на помосте лежали готовые
изделия.
Я улыбнулся и, сменив лист, приступил к
работе.
Она заметила, что мои пальцы запорхали вслед её, словно соревнуясь, но
ничего
не сказала. А потом неожиданно для
своего возрастаподмигнула, показав на вязанный кошелек, который продавала. И
я
понял – она благодарит меня за увеличения спроса после написанной картины,
мол,
спасибо за рекламу.
Этот жест я решил сохранить на полотне.
Оставалось
определить, что будет на фоне. Обычные гуляки меня не устраивали, мне
хотелось
увидеть второй, менее очевидный сюжет. К старушке подошла семья – муж и жена
с
маленьким ребенком, который только-только осваивался на двух ногах. По
розовому
цвету комбинезона я догадался, что эта девочка. Они недолго
выбирали, купив женский шарф и детские варежки, которые крепились меж собой
на
резинке. Мужчина оплатив, сразу отдал подарок дочке. Мама продела варежки
через
куртку, чтобы они не терялись. Теперь их можно было снять только с верхней
одеждой.Семья пошла дальше, и муж с женой остановились около треноги
художника.
Они смотрели, как он пишет шарж и улыбались.
Ребенок за это время отбежал на пару шагов к белой – она почти
сливалась с пейзажем –похожей на скакуна долговязой и тощей гончей, которая
пробовала на вкус снег. Псина невозмутимо жевала и продолжила это делать,
когда
радостная девочка стала её гладить. Собака отвлеклась и понюхала новые
варежки
девочки. Она сняла одну зубами, и стала заглатывать. По меркам животного
делалось
всё верно – ничто не могло доставить неудобств девочке. Варежка исчезла в
пасти, дальше была резинка, аребенок всё приближался
Сложно сказать, кто был больше удивлен, ребенок или пес, но у
гончей вытянулась и без того длинная морда, а девочка, почти оказавшаяся в
пасти, лишь улыбалась. Я не успел сделать и пары шагов, как рядом оказался
глава семейства. То, что было дальше, вызвало смех окружающих. Он стал
тянуть
ребенка на себя, но собака не отпускала резинку.
Они больше минуту соревновались в перетягивании, пока
подбежавшая
мама не скинула с ребенка куртку. Растерянная собака, поджав уши, убежала
переваривать явно несъедобную вещь. За ней гнался отец, чтобы отобрать хотя
бы
верхнюю одежду.
Годится, решил я и вернулся к эскизу.
Я скоро
закончил, что означало только одно – работа летит, когда приносит
удовольствие.
Уходить не хотелось: на улице крепчал мороз, но ветер стих.
Воздух
был свеж и прозрачен в лучах зимнего солнца. Я жмурился под этими лучами,
когда
мне нежно закрыли глаза мягкими ладонями.Странно, я совершенно не
сомневался,
кто это, и оказался прав.
–
Привет, –
сказала Тая, когда я повернулся.
–
Привет.
– Я
давно
тут. Наблюдала за тобой, не хотела мешать. А потом, как и все, смеялась от
души…, – и показала на незадачливого мужчину, бегающего за гончей.
– Я
думал,
сколько всего слилось, чтобы эта картинка стало возможной, – сказал я.
–
Двое встретили друг друга, у них появлялся ребенок. Женщина прожила большую
жизнь и под старость осталась без работы; теперь вяжет на продажу. А ведь
где-то еще бродит хозяин этой гончей, которую взял еще щенком.
Таяпосмотрела
вдаль, мимо меня…
– Ты
куда
сейчас? – спросил я.
– К
причалу.
–
Пойдем, я
на сегодня закончил, а мне надо краски по дороге купить.
Мы шли;
я
иногда останавливался и катал снежки, чтобы бросить во встречное
дерево.
– Я тебя никогда не
видела на холме, хотя не раз там гуляла. Конечно, тамхватает прощелыг, но,
кажется,легко…, – она подбирала слова.
– На хлеб и соль
заработать? – улыбнулся я.
– Да, именно это я
имела в виду.
– Я не пишу на
холме. В
таких местах надо уметь толкаться, а я не умею.
На крыльцо вышел
швейцар и махнул рукой дежурившему таксисту.
– Когда-то в этом
замке
жили, а сейчас гостиница, – сказал я.
– Слушай! –
оживилась
Тая. – В честь праздника здесь пройдет торжественныйвечер (с бальными
танцами и
концертом), куда пригласят много важных людей: политиков и музыкантов,
режиссеров и спортсменов. Я точно знаю, что придут директора картинных
галерей,
организаторы самых знаменитых выставок. Мне прислали уйму пригласительных,
возьми
один! Обязательно приходи, будет интересно и, может,
полезно.
– Ты будешь? –
спросил
я.
– Конечно, я там
выступаю.
Мы подошли к
набережной, где стояли пришвартованные теплоходы и катера.
– Мне пора, –
сообщила
Тая. – Поплыву смотреть салют.
Я кивнул.
А потом, словно
раздумывая, сказал.
– Может тоже купить
билетик.
Никогда не видел салют с реки.
Тая
согласилась:
– Обязательно. Очень
красочно, тебе понравится.
– Ты на каком
теплоходе? – спросил я.
Она покачала
головой.
– Я на катере, пока!
И упорхнула, по
ступеням спустившись на пристань. Я мог перегнуться через мост и увидеть, к
кому она садится, и кто ей помогает вступить на палубу.
Вот только – какой в
этом смысл?
Я достал
пригласительный
– дата на нем жгла руки. Оставалось всего два дня, пролетевших, как одно
мгновение.
***
В тот день шел дождь. Холодный
и
резкий он косо лил без остановки. Я стоял около окна, время от времени
поглядывая на часы. Улицы поначалу опустели, а потом расцвели цветными
зонтами.
Иногда пробегали промокшие ребята: то ли студенты, опаздывающие на пары или
свидание (а может и то, и другое), то ли курьеры. Перед выходом я с грустью
осмотрел
свою ветровку с капюшоном – на вечер стоило идти в пальто и в костюме. Я не
хотел ни на кого произвести впечатление нарядом, просто боялся, что в моей
обычной одежде меня не пустят. Около дома я купил в лавке зонт – это был
мойпервый
личный зонт.
По набережной быстрым шагом я
добрался до сада, перед воротами в которыйкаждую минуту останавливались
машины,высаживая
нарядных людей. Они улыбались, притягивая вспышки фотокамер. В самом саду
гуляющих не было – крупные капли бились о потрескавшиеся лица статуй и с
хлопками падали в пруд. Швейцар на крыльце дворца не заметил меня, что уже
было
неплохо.
Среди гостей в фойе, где
проходил
фуршет, ее не оказалось.Я попросил показать мне сцену, на которой ожидалось
представление,
и меня направили на второй этаж. Я увиделтаю со спины – на ней была
шифоновая
«шопеновская»tunique, на которойкрепились двабело-розовых крыла. Девушка
внимала
хореографу, и только её правая рука незаметно поглаживала тугую шнуровку
корсета в месте, откуда росликрылья; и я понял, что ей просто щекотно.
Я встал позади как часовой, не
зная, куда дальше идти. Тая дослушала, постановщик махнул головой и отошёл в
сторону к другим ряженым участникам. Услышав дыхание, она с улыбкой
обернулась:
– Пришел! Вот молодец. Давай я тебя
познакомлю…
– Подожди.Может позже?
– Ладно, после концерта. Пока я тебе покажу дворец, я
тут
уже освоилась. Начнем с ямы.
–С чего?!
– С оркестровой ямы!Сегодня туда можно попасть прямо из
зала, по ступеням. Идем!
Мы отбежали в самый конец полутемного
помещения.
– Осторожно, не упади, лестница начинается. Вон видишь:
здесь во время концерта располагается оркестр. Но пока никого нет.
И правда – яма была пуста, разве что у каждого стула
одиноко стояли музыкальные инструменты.
– Пойдем,– звала она. – Внизу такая
акустика…
Но спуститься по ступеням мы не
успели, да и акустика не потребовалась – оглушительный грохот стал
единственной
доступной реальностью.
От него мы одновременно
присели, а
Тая схватилась за уши. Далее последовала череда менее громких звуков,
похожих
на ...выстрелы, –пронеслась мысль, – очередь выстрелов. Резкая тишина,
апотом
раздались леденящие, пугающие больше взрыва крики, и помещение пришло в
движение. В нашу сторонунеслись перепуганные гости. А позади у входа темнели
какие-то люди в чёрном, словно злодеи из комикса. Я увидел, как Тая тянется
на
носках, пытаясь рассмотреть, что происходит за моей спиной, тянется как
балерина; и меня ужалила боль. «Попали».
Я выбросил руки вперед и
оттолкнул
её; Таяпадала в яму, и я последовал за ней.В полутемном углублении девушка
лежала на полу, подтянув к себе вывернутую ногу; илегонько постанывая,
морщилась
от боли.
– Вывихов у тебя тоже раньше не было?– попытался
пошутить
я. Бедро жгло, но я молчал, чтобы не напугать девушку.
Она замотала
головой.
Сверху слышались отрывистые слова, команды или приказы;
выстрелов и криков не было, только быстрые деловитые шаги.
– Они поднимаются выше на этажи. Там те, с кем я
собиралась тебя знакомить, – грустно улыбнулась она. – Что будем делать,
когда
уйдут? Я не хочу навсегда остаться в яме.
Отсидеться только казалось
безопасным.
Здание могло взлететь на воздух или обрушиться – и камень, любая плита,
весьма
иронично похоронили бы нас вместе.
Я огляделся. Выхода через
подсобные помещения не было. Вероятно, «яма» как платформа опускалась ниже,
но
то, что приводило её в действие, находилось не здесь. Оставались только
ступени.
– Надо выбираться, тихо идти на
выход.
– Так просто…, – с сомнением произнесла она.
– Если он будет перекрыт, спустимся со второго этажа,
по
пожарной лестнице.
Тая попробовала потянуть ногу и поморщилась от боли.
– Сильно болит? – спросил я.
Она виновато улыбнулась, мол, не с чем сравнивать.
– Я спущу тебя вниз, обещаю.
Девушка кивнула.
– Я умею падать, а ты будешь моим
партнером.
– Что? – вздрогнул я от волнения.
– Тем, кто ловит в танце, – пояснила она.
– Идем...
Мы поднимались по широким
ступеням,
и плотный ковер как по заказу приглушал звук шагов. Наверху не оказалось
никого
на ногах – все неподвижно лежали: возможно, от страха или оцепенения, а
вглядываться
я не хотел. Когда Тая поднялась, я повел за собой,не дав осмотреться. Наше
счастье, что мы не дошли до входа в гостиницу – взрывная волна сбила нас с
ног,
и дальше по мостовой зашлепали выстрелы.
Вход простреливался.
Пригнувшись,
мы медленно стали пробираться к окну. Передо мной колыхались бледно-розовые
крылья, и я еле сдерживал неуместнуюулыбку. Окно было большим; я торопился,
хотел тихо, беззвучно приоткрыть его, но дело не шло. Шаги над нами то
затихали, то снова раздавались прямо над головой, и казалось вот-вот, и
людив
темном спустятся к нам. Я собрался и со всей силой нажал на раму – та
поддалась,
и с долгим неприятным скрипом распахнулась. Свежий ветер ворвался в
помещение,
и капли дождя забили по карнизу и лицу.
Шаги на этаже выше
замерли;сквозняк
нельзя было не заметить. Я полез первый; свесившись на руках, вытянулся, что
хватало росту, и спрыгнул. Приземлился на ноги, еле удержав равновесие.
Ступни
гудели. Высота не была большой, но с больной ногой Тая бы не слезла.
Она смотрела на меня, не двигаясь с
места.
– Давай, не бойся – я ловлю. Свесься на руках, и я тебя
схвачу.
Она медлила, думая, как лучше
спуститься. И тогда случились несколько подряд взрывов, и даже на улице
почувствовался
запах извести и гари; следом сразу же затрещали очереди: короткие,
повторяющиесяраз
за разом.
А потом громыхнуло еще сильнее, и выстрелы зазвучали на
улице. Штурм, – решил я.
– Быстрее, – крикнул. – Быстрее.
Тая более не ждала: вылезла в
окно,
чтобы свеситься, и тут её тело вздрогнуло, перья разлетелись в разные
стороны, а
на спине расползлось красное пятно. Пуля, взявшаяся невесть откуда, клюнула
сзади, легко пробив костюм. Девушка падала мне в руки, и я еле смог схватить
её
и удержать, пока она не ударилась о мостовую.
Я нес её на руках, боясь только
одного:
что не хватит сил, что мышцы, в конец отяжелев, онемеют. На площади меня
остановили врачи и без слов затолкали в «скорую». По городу мы неслись с
сиреной; Таятихо лежала и чуть улыбалась. И это было самое лучшее, что
случилось
в тот вечер. Нелепые крылья возможно спасли ей жизнь.
В приемной клиники девушку
переложили на тележку. Меня отсекли от неё, и я лишь увидел захлопнутые
двери,
в которые Таю увезли на операцию.
Доктор велел мне не ждать –
после
к ней пустят только родственников, коим я не являлся. Сказал, что возможно я
смогу её навестить спустя день-два после операции, если всё будет хорошо. Я
понял, что спорить бесполезно; сейчас ей нужны только врачи.
Ни через день, ни через два
меня
не пустили. Операция прошла успешно, но пока с Таей работали психологи, о
визитах можно было забыть.
Как-то раз ближе к ночи мне
позвонили. Это была она. Сказала, что
приходить
пока не стоит, что с ней всё хорошо: пуля вошла неглубоко, ранение легкое;
другим
повезло меньше…
– Но спина, спина не болит? – перебил я.
– Не очень, чуть ноет. Наверное, я скоро уеду на
какое-то
время, родители говорят надо пожить в другом месте, в одной тихой стране, у
нас
там дом.
– Куда? – почти крикнул я.
В трубке затрещало.
– Далеко, – ответила она.
– Но ведь всё кончено!Всё завершилось!– не до конца
понимая, что именно я имею в виду, крикнул я.
Тая помолчала.
– Отец сказал, что тех, кто были в отеле всех взяли. Но
в
меня стреляли из здания, напротив. Значит, они еще здесь и ходят по улицам.
Я
позвоню тебе, если смогу. Я просто хотела попрощаться и пожелать удачи.
В трубке затрещало, и я остался наедине с частыми
гудками.
Таю я не послушался. Потерпел
два
дня, а потом нагрянул в больницу. Но было поздно;её перевели на лечение в
другую клинику, гдеона будет восстанавливаться. Кудаговорить не стали. А
узнав
мою фамилию, попросили подождать. Вынесли папку, которую мнепоручили
передать.
Когда в саду я достал холст, то
слезы невольно навернулись на глаза. Там была та самая картина; Тая
возвращала
мне свой портрет.Я сел на ступеньках дворца около полуразрушенной скульптуры
и
поднял голову.
Около причала швартовался
теплоход; чуть поодаль художник писал картину зимнего порта.Рядом
старушкапо-прежнему элегантная продавала вязаные изделия.
У меня дрожали руки; я подошел
к
ней, чтобы купить теплые варежки и согреться хотя бы
так.
Что мне еще оставалось делать?
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
Тая выглядела старше своих лет – на мои семнадцать, – и со стороны нас можно было принять за ровесников. – И эту фразу я бы тоже переделала. Звучит коряво, «на мои семнадцать» можно и убрать. Перечислю шаблонные выражения: с легкой и живой улыбкой ребенка, изучающего мир, брови умиленно взлетели вверх, с белоснежными снежинками в волосах ( масло масленое, разве Вы не чувствуете?) Вы знаете, я могу показать Вам все корявые места, а их немало. Ну, на мой взгляд, произведение затянутое. С ним нужно работать. Конечно, кому-то и такой текст нравится. Пожалуйста, ради Бога!!! Я, конечно, не заканчивала Литинститут, но ходила на литературные семинары и для меня красота слова стоит на первом месте. Поэтому я Вам все это и написала. Просто не смогла промолчать. С уважением, Анна Ванян
|
Какая вы молодец! Я аж почти перестал читать публикации в РП, такие они, большинство, примитивные, назидательные, морализирующие. На таком безрыбье мне какая-то недоговорённость этого Никитина показалась, как струя из форточки. И я, это ЧТО-ТО почувствовав, сразу перестал реагировать на всё остальное. Даже на миллион неисправленных ошибок. А вы одёрнули. Молодец! Вообще, есть какой-то феномен некритицизма у читателя. Ну как же – писатель. О! Я был поражён (см. мою последнюю статью в мой колонке), почитав целую гирлянду упрёков – кому? – Лермонтову! – от Вейдля – на применение штампа – одного, второго, третьего. Ну так там Лермонтов – магия имени. А Владимир Никитин? – Всё равно – магия ЧЕГО-ТО. А «La Seine» зачем названо? Не такое ли мало масляное, как и то, что вы заметили?
|
Здесь все более тонко. Вам подсовывают банальные красивости, а напряжение только возрастает. Очень тонкая вещь. Ну пробелы братцы - это от перевода "ворд" в "html" если вы что-то понимаете. Конечно я видел их, но у нас нет редакторов и все идет в авторской редакции. Кстати, пробелы мне не мешали. Если сделаете хороший файл - я поменяю. Понравилась игра. И конечно автор выбивается из потока. А писателя к нам привел Сергей Магомет, редакторское кредо свое он высказал на последнем вечере РП (которое можно и посмотреть). И по-моему тут как раз нет никаких розовых соплей.
|
Спасибо! ) Лермонтова я органически не могу критиковать. Это самый мой любимый поэт. В юности я выучила наизусть его три поэмы и могла часами себя их читать. ("Демона", "Мцыри", "Песнь про купца Калашникова") Сама себе читала, разыгрывая по ролям. На "Демона" уходило два часа. Да, были стихи, которые мне не нравились, но я их просто не читала и все.
|
Может быть, я что-то не чувствую. Мое ухо настроено на другие звуки. Сказать просто, братцы, смотрите, как тонко, это ведь еще не значит, что другие почувствуют. Мне было скучно. И для меня - это розовые сопли.))) До Хемингуэя еще далеко. И все же даже сам Хемингуэй в работе со словом не допускал таких ляпов. А Владимир Никитин далеко еще не Толстой и не Достоевский, чтобы пренебрегать работой со словом. Тем более в Литинституте, я знаю, требуют чистоты языка.
|