Проголосуйте за это произведение |
Интеллигенция Россия
(по материалам сборника " Россия накануне XXI: Новые вехи ")
XX век принес России небывалые потрясения. За какие-то сто лет страна несколько раз сменила общественный строй, кидалась в пучину социальных и научных свершений, выигрывала мировые войны, была супер-державой и переживала времена страшного упадка и разрушений. Слишком много выпало на долю нашего многострадального отечества.
Но при всем разнообразии происходившего с Россией бросается в глаза одинаковость, повторяемость событий начала и конца века. Сегодняшнее время, если и не буквально, то во многом воспроизводит сумятицу, связанную с революционными событиями 1905-1917гг. Им суждено было стать определяющими в дальнейшей судьбе России.
Особенностью русских социокультурных неурядиц является факт непосредственного участия интеллигенции в этих процессах. Инициатором коммунистических преобразований 17-го года была интеллигенция, инициатором демократических 91-го - также интеллигенция.
В 1909 г. в известнейшем сборнике " Вехи " , как раз и была осуществлена одна из первых попыток саморефлексии русской интеллигенции.
Это голос изнутри; он прозвучал честно и мужественно в свое время и вызвал, соответственно, известную реакцию. Отношение к " Вехам " было разное, таковым оно остается и поныне. Но как бы ни воспринимать эту " пророческую " книги, несомненно одно: " Вехи " заложили традицию. Это открытая книга: она имеет начало, но не имеет конца. Каждое последующее поколение должно заниматься аналогичной работой, а именно, продумывать " вечные " вопросы национального бытия: каковы идеалы, ценности России, как они проявляются в той или иной социокультурной обстановке, какова роль интеллигенции в процессах преобразования жизни, что она может предложить народу, в чем коренятся причины стабильного политико-экономического неустройства России.
Вот на эти вопросы попытались дать ответ участники межвузовской научной конференции " Россия накануне XXI века: Новые вехи " , которая состоялась 2-3 февраля 1999 года. А в декабре того же года вышел сборник под таким же названием.
Авторы (среди которых воронежские и московские философы) не ставили перед собой претенциозных задач - повторить классические " Вехи " (что невозможно, а главное ненужно). Цель иная - попытка продолжить традицию, ибо сегодняшнее состояние нашей жизни просто вопиет к подобной работе. Цели " Новых вех " четко обозначены во вступлении профессором В.П.Фетисовым, по инициативе которого и состоялось данное мероприятие. " 90 лет назад авторы знаменитого сборника "Вехи" призвали русскую интеллигенцию пересмотреть свое мировоззрение, грозящее завести общество в тупик. Они писали об опасности чрезмерного увлечения внешними социально-экономическими задачами в ущерб духовному развитию личности, об утрате интеллигенцией подлинных национальных корней и неспособности ее понять религиозно-метафизические идеи и верования народа, о недооценке абсолютных религиозных и моральных ценностей и беспрекословном подчинении их классовым и политическим интересам, о недопустимости разрушения государственных устоев, неизбежно ведущего к примату силы над правом.
Сейчас, на пороге XXI века, эти предостережения не только не стали менее актуальными, но, напротив, обрели еще большее значение и, может быть, только сейчас становятся по-настоящему понятными. За 90 лет России все-таки пришлось пройти через испытания, о которых предупреждали "веховцы". В погоне за материальными земными благами, уповая на политическую хитрость и экономическую заинтересованность, мы ни чистоту коммунистической идеологии не сохранили, ни буржуазного благополучия не достигли. Сама интеллигенция все больше растворяется в криминальном бизнесе и коррумпированном чиновничестве. Как и тогда, даже самые бескорыстные и самоотверженные защитники интересов народа оказываются в партийном соседстве и духовном родстве с грабителями и мошенниками ".
Что же предлагают современные авторы?
Тематика сборника - это полный охват сегодняшней духовно-культурной ситуации. Рассмотрению и продумыванию подвергнуты разные сферы жизни.
Статьи, представленные в сборнике написаны по-разному. Здесь есть работы как высокого академического стиля (Ю.М.Бородай, Т.А.Кузьмина), так и содержащие иронические элементы (А.Шапошник). Но не смотря на стилевое различие, проглядывается нечто общее. Главное, что объединяет авторов, так это небезразличие к судьбе России, желание видеть в русской интеллигенции не разрушителей, а опору национального самосознания. По сути дела, такая же задача стояла перед " Вехами " : не обличать и поносить интеллигенцию, а стремиться к выявлению ее подлинно светлого начала. С.Н.Булгаков прекрасно выразил эту мысль: " Из противоречий соткана душа русской интеллигенции, как и вся русская жизнь, и противоречивые чувства в себе возбуждает. Нельзя ее не любить, и нельзя от нее не отталкиваться. Наряду с чертами отрицательными, представляющими собою симптом некультурности, исторической незрелости и заставляющими стремиться к преодолению интеллигенции, в страдальческом ее облике просвечивают черты духовной красоты, которые делают ее похожей на какой-то совсем особый, дорогой и нежный цветок, взращенный нашей суровой историей. ...
Рядом с анитхристовым началом в этой интеллигенции чувствуются и высшие религиозные потенции, новая историческая плоть, ждущая своего одухотворения. Это напряженное искание Града Божия, стремление к исполнению воли Божией на земле, как на небе, глубоко отличаются от влечения мещанской культуры к прочному земному благополучию. Уродливый интеллигентский максимализм с его практической непригодностью есть следствие религиозного извращения, но он может быть побежден религиозным оздоровлением ".
Да, сейчас мы видим. что во многом это было благим пожеланием. Со всей откровенностью нужно признать, что религиозного выздоровления интеллигенции не произошло. И поэтому мы имеем в стране то, что имеем. Конечно, безнравственно и неверно все наши беды списывать на интеллигенцию, но нужно честно признать, что значительная доля вины за разрушение народной религии и разложение народной души остается за образованным классом. Об этом нужно говорись как можно чаще, и как можно громче.
Если кратко охарактеризовать основные идеи сборника, то картина будет выглядеть следующим образом. В статье В.И.Авдеева " Вехи новой национальной модели образования " речь идет о современном кризисе, который охватил все сферы жизни. Поистине культура стала бездуховной, а духовность - бескультурной. Это приводит к драматическим последствиям в системе образования. По мнению автора новая национальная модель образования наилучшим образом может быть реализована при развертывании образовательной программы: " Святая Русь как духовная основа русского национального характера ".
Статья известного московского философа Ю.М.Бородая носит название " Антропно-соборное ограничение воли - культ (отец Павел Флоренский против доктора И.Канта) " . Написанная со всем блеском философско-культурной эрудиции автора, статья посвящена разъяснению вопроса " можно ли рассматривать христианство как религиозный культ наряду с другими культами? " . На первый взгляд данный вопрос как будто не имеет непосредственного отношения к " веховской " проблематике. Но мы видим, как тонко, через анализ понятий " культово-религиозный фетиш ", " апокалиптическая глобалистика ", " аскеза ", " страх Божий " и др. автор выходит на проблему, имеющую самое непосредственное отношение к рассматриваемой теме: сопоставление русской православной культуры и западной протестантской. Выводы Ю.М.Бородая ценны в плане уяснения смысла происходящего сегодня. Так, он отмечает, что " в рамках западной христианской культуры (прежде всего протестантской), у расплодившихся " богоизбранных учителей человечества " появилась соблазнительная возможность заменить собой устранившегося Бога, навязывая человекоподобным массам многообразные самодельные рецепты " разумного поведения " и взаимоисключающие прожекты всеобщего идеального благоустройства ".
Здесь, между прочим, корень русского интеллигентского утопизма, традиционно копирующего западный опыт. Современный кризис в России - часть общечеловеческого, связанного, по мнению автора, с новым, массовым сознанием, который он называет смердяковщиной. Ю.М.Бородай четко обозначает мировоззренческий водораздел, лежащий между западной и русской культурами. Здесь есть над чем призадуматься современным эпигонам западно-европейских ценностей. " Западное христианство раздвоилось, обернувшись либо к грозным культовым ветхозаветным корням, либо к протестантствующему человекобожию, ведущему к полному атеизму .
Русское православие еще сохранило в значительной мере мотивы исходного христианского вероучения. ... Западно-христианский праведник ищет правовой конкретности - даже в своих отношениях с Богом. Русский праведник ищет святости. В этом, может быть, суть " мессианства " русской национальной идеи ".
Статья воронежского автора Варава В.В . " Третий удар русской интеллигенции (заметки о законе русского богоборчества) " по сути продолжает тему выявления причин утопичности интеллигентского мировоззрения. " Принесение народа в жертву во имя отвлеченного идеала " - таков один из принципиальных выводов работы. Утопизм рассматривается как одна из наиболее распространенных форм лже-религиозности. Таковых в XX веке было две: социализм и современная " рыночная демократия ". " Ожидания светлого рыночного будущего сродни ожиданиям миллионов советских людей светлого коммунистического будущего " , - считает автор. Современная демократическая интеллигенция совершила нечто подобное своей социалистической предшественницы, а именно, создала миф о достижение комфортного земного бытия через рыночные преобразования.
Также здесь есть размышления о русской идее, об " апокалипсисе виртуального мира " , в которых обозначена инаковость России по отношению к западному миру.
Э.П.Ефремов (статья " К обретению потерянного " ) размышляет о непреходящей роли православия в русской государственности и культуре. Именно с ним автор связывает возрождение России: " православие - не удел фанатиков, не какая-то особая секта, как хотят эту Веру представить некоторые. Пока мы еще не пыль на ветру, благодаря именно этой Вере, которая не исчезает с разрушением церквей и уничтожением духовных пастырей. В генах народа таится та сила, которая способна обернуть нас от тьмы к свету. И какова общенародная тяга к истинными светильникам, свидетельствует советское время атеизма, безбожия " . Особое значение здесь придается феномену старчества, обращение к которому просто необходимо во имя спасения отечества.
Работа Т.А.Кузьминой " Метафизика, истина, польза " , профессора института философии РАН - серьезное академическое исследование, посвященное анализу " зкзистенциально-онтологического понимания истины " . И это не сугубо теоретическая тема, здесь большой практический смысл, так как выявляются идейные истоки интеллигентского сознания. Понять их - значит во многом разгадать " тайну " интеллигентского мировоззрения. Автор ведет свое исследование в контексте идей Н.Бердяева, который в " Вехах " именно этой проблеме посвятил свою статью " Философская истина и интеллигентская правда " . Главная особенность интеллигентского умонастроения - рационализм, в свете которого религия превращается и иррационализм, а истина в пользу. " Ненужность " духовного опыта - вот, что в конечном счете определяет интеллигентское сознание. По мнению автора " истина, дух, личность, свобода, творчество, смысл предполагают друг друга, это разные наименования одного и того же - того, что делает человека человеком. ... духовная жизнь и Истина самодостаточны. самозаконны, безусловны. Они - " ни для чего " . Это не программа, стратегия и тактика, не технология, не ноу-хау. Но если они есть, человеческое бытие обеспечено. Так только абсолютная неутилитарность может дать высшую прагматику ".
" Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия) " таково название статьи известного православного богослова и, пожалуй, самого читаемого православного писателя диакона Андрея Кураева. Как и все, выходящее из под пера отца Андрея, данная работа обстоятельна, основательно аргументирована, и при этом увлекательна. Серьезность размышлений сочетается со стилистическим изяществом, что придает его работам высокий полет мысли и доходчивость. Говорить просто о серьезных вещах, в тоже время не упрощая сложность проблематики - редкое качество.
" В какой стране мы живем? " - вот главный вопрос, который находится в центре внимания автора. Причина оккультного бума конца XX столетия коренится в том, по его словам, что " от неверия мода бросается во всеверие, минуя трезвую середину Традиции " . Результат печален: " на исходе XX века можно сомневаться в том, что существует Бог, но сомневаться в том, что существует сатана уже нельзя ... Сегодня в наших православных храмах очень много людей, которые приходят к нам не потому, что они Христа полюбили, а из страха. Но это великий и добрый страх. Это не страх от того, кто победит на следующих выборах, не страх от того выплатят пенсию или нет, а страх от того, что люди попробовали войти в мир религии через черную дверь и обожглись. Они увидели, что дьявол - это реальность " . Автор уверен, что современные духовные нестроения нашего общества вещь не новая. В православной традиции подобное уже было. Главное не отчаиваться. Будущее у нас есть.
В работе преподавателя философии воронежского педагогического университета О.Т.Поповой " Крах политических и экономических утопий " речь идет о традиционных нравственных устоях русской жизни - жить по совести и справедливости. Предание забвению этих начал, увлечение западноевропейскими теориями порождает кризис в нашей жизни. Вывод автора суров, но справедлив: " как социалистические, так и капиталистические преобразования в России прошли под лозунгами чуждых русскому характеру западноевропейских гуманистических идеалов. Они опирались в большей степени на худшие качества русского человека, побуждая в нем злобу, жестокость, хамство, склонность к бунту и преступлению, холодную расчетливость и зависть и сводя на нет такие положительные черты, как щедрость, соборность, всемирная отзывчивость, предпочтение морального фактора материальному, эсхатологичность.
Но XX век не прошел для России даром. XX век для России - век краха политических и экономических иллюзий. В этом его историческое значение. Только отказавшись от легкомысленной веры во всесилие властей и политических доктрин и только убедившись в разрушительном воздействии корыстного интереса, русские люди поймут, что кроме голоса совести ничто не может оправдать политических и экономических прожектов, какими бы заманчивыми они не были ".
Статья молодого московского философа А.Скворцова " Судьба интеллигенции в России " - трезвый взгляд на прошлое, настоящее и будущее России. Поражает выстраданность и глубина многих суждений автора, проникновение в самую суть происходящего. " Я хотел бы ошибиться, - говорит А.Скворцов, - но никогда интеллигентское отношение к России не было настолько злобным, как ныне. ... Подшучивания, хихиканье, а часто открытая злоба, граничащая с хамством, не сходят со страниц ведущих газет уже долгое время. Видно, наша " постмодернистская " интеллигенция всерьез обиделась на Россию. За что же? " За то, что призвана Россия для спасения всего мира. Вот чего не понимают и боятся наши интеллигенты, вот за что они не любят " эту " страну. Но автор далек от обличительства, он стремится видеть в интеллигенции прежде всего народную интеллигенцию. Что это значит? Ответ прост, но содержит задачу большой нравственной работы: " любить, постигать, почитать и утверждать дух народа; отгонять от него тучи страстей, способствовать его просветлению. Поле деятельности интеллигенции, ее хлеб - духовная сфера. ... Интеллигенция должна сделаться тем слоем, который понимал бы народную боль, сочувствовал бы его страданиям и давал бы ему силы, чтобы боль и страдания преодолеть. Я понимаю, что это - идеал, но без него существование интеллигенции теряет всякий смысл... "
Завершает сборник работа воронежского автора А.В.Шапошника " Историческая миссия русской интеллигенции " . Ироничный стиль данной статьи как бы выходит за рамки " серьезного " повествования предыдущих работ. Но она не выбивается из общего тона, и по-своему, вносит оживляющее начало в общий разговор. Статья содержит ряд тонких наблюдений, вскрывающих подлинную суть интеллигентской ментальности. Можно не соглашаться с автором относительно некоторых характеристик интеллигенции, но оригинальности и юмора у них не отнять. Миссия же интеллигенции в следующим: " В России, как известно, все непросто, все исполнено особым мистическим смыслом, и если уж наш народ - не просто народ, а " богоносец " , то и противостоящая ему общественная группа просто не может не иметь своей особой исторической миссии " . Одним словом, ссылаясь на Леонида Андреева, автор говорит, что " без Иуды не было бы Христа ".
Изъяны интелигентского мировоззрения, выявленые " Вехами " в начале века, дают о себе знать сегодня с новой силой. Нежелание внутренней духовной работы, стремление лишь к изменению внешних, общественных форм жизни через имитацию чужого культурного опыта остается существенным компонентом сознания современной интеллигенции.
Сборник " Новые вехи " как раз и представляет собой попытку восстановления разрушенной иерархии традиционных ценностей русской культуры.
Итак, мы видим, что несмотря на тяжелейшие и духовно-нравственные, и социально-экономические условия, среди современных ученых-гуманитариев находятся люди, в ком не угасла вера в высокое предназначение России, которые вносят свой посильный вклад в дело оздоровления нашего отечества. Остается надеется, что книга будет востребована и прочитана должным образом. В этом случае она принесет несомненную пользу. Правда, из-за малости тиража, книгу можно найти только в некоторых воронежских и московских библиотеках.
В заключении нужно сказать, что выход в современных условиях даже малотиражного сборника научных трудов - дело экономически нелегкое. Авторы признательны Бакулину Анатолию Ивановичу, председателю колхоза им.Ильича Калачеевского района воронежской области за то, что его хозяйство смогло отыскать скромные средства на издание этого сборника. Сам же Анатолий Иванович уверен, что в нем речь идет о самых важных для нас вещах.
Проголосуйте за это произведение |