TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет


Денис Трофимов

Тетрис и Вита*.

Избитый эпиграф:

Что наша жизнь?

ИГРА!

ХА-ХА-ХА!!!

 

За годы освоения компьютерных технологий, за сменяющие друг друга поколения интегральных друзей человека от ДВК до Пентиума 2, 3, ... N родилось и умерло огромное количество игр. Безудержная фантазия их создателей порождала целые миры, в которых нужно было быть сильнее, ловчее, хитрее и подлее, чем все, что движется на экране. Невыразимо омерзительные монстры, демоны ада, злобно шипящие в SoundBlaster , недружественные нам пришельцы, машины-убийцы, самолеты, танки, гонки, Quest & RPG - все это благополучно кануло в лету, не оставив практически никакого следа. Умер даже супергерой всех времен Дюк Нукем. Единственной выжившей в этой смертельной борьбе за существование игрой оказался Тетрис. Скажу больше. Эта игрушка появилась и на карманном носителе, и уж тогда она стала доступна почти каждому. Почему именно Тетрис? Что в этой игре такого, что позволяет ей, почти не меняясь и не совершенствуясь существовать уже лет эдак 20? Кто ее изобрел?

Мне лично кажется, что Тетрис придумал не человек ** . Просто Тетрис взял и пришел в этот мир, как в свое время приходили все боги. Только вместо огненных колесниц был компьютерный сбой, немного дыма и запаха горелой изоляции. И вот родилось то, что вы хорошо знаете. Хотя может и был некий пророк, увидевший высшую истину на мониторе: там опускались замысловатые фигурки из 0 и 1. Они падали и слой за слоем погружались за нижний край экрана. " Эврика! " - возможно, закричал он или просто сдавленно прошептал: "Чур меня... " Однако с этого момента он перестал быть человеком и превратился в миссию - перевести увиденное в машинные коды. Что с ним стало дальше, меня не очень интересует, но судя по тому, что его не знает никто и нет памятника создателю Тетриса, он закончил жизнь в психушке, днями на пролет вылавливая что-то из воздуха.

А Тетрис тем временем зашагал по планете самостоятельно. Его распространение было сродни эпидемии. Уже вскоре про него знали все, и некоторые даже пробовали играть. Гомо сапиенс, хоть раз увидевший падающие фигурки становился другим. Сам того не ведая он пополнял тайный клан существ, сейчас классифицированных, как гомо тетриус. На данный момент гомо тетриусов , или просто гомотусов вероятно больше, чем китайцев, правда, они не так бросаются в глаза. Их практически невозможно отличить от людей, разве что по нервно двигающимся пальцам и по медленно вращающейся радужной оболочке глаза. Вы можете спокойно жить с человеком, даже не догадываясь о том, что он гомотус. Опасно это или нет? К сожалению, должным образом не проводилась статистика по количеству преступлений, совершенных обычными людьми и гомотусами. Также не исследовались их ответные реакции на различные ситуации. Кто они? Стремятся ли они к уничтожению нас, людей? На этот вопрос с уверенностью пока ответить нельзя. Возможно, они безобидны, даже скорее всего гомотусы не хуже и не лучше, а просто не такие, как мы. Однако разумная осторожность не помешает. Например, входя в лифт с незнакомым человеком подумайте: "А не гомотус ли он?"

Но давайте вернемся к самой игре. Разновидностей тетриса немного, а существенно отличающихся только три. Во всех них что-то падает. В первом (основном) варианте падает стандартный набор - квадратик, длинная палочка, уголок и загогулька. Их падением можно управлять, вертя фигурки по оси и сдвигая вправо-влево. Цель крайне проста - как можно ровнее уложить их в ряды на дно специального стакана. Ряд, заполненный целиком, проваливается вниз, принося играющему определенное количество бонусов. Чем больше очков, тем быстрее падают штучки, тем меньше времени соображать, тем хуже получается и тем скорее развязка - весь экран забит и написано печальное "Game over".

Второй вариант игры более красочен и забавен. Это, так сказать, попсовая версия. В ней падают колбаски, состоящие из кружочков (квадратиков, треугольников...) разных цветов. Можно передвигать кружки по колбаске и саму колбаску по стакану. Одноцветные ряды исчезают, а шарики, лишенные опоры смешно скатываются (жаль, что не гремят).

И, наконец, тетрис для обладающих пространственным воображением. Для "взрослых". Для серьезных. Для продвинутых. Пытаться играть в него начинающему крайне опасно. Опасно его даже описывать. Если Вы все же решите читать дальше, то держите себя в руках и не пробуйте все это представить. Это объемный тетрис. Космос на дисплее. Глубина. Медленно вращаются замысловатые фигуры, напоминающие станцию "Мир" на орбите. Я видел парня, одевшего наушники с рэйвом и погрузившегося в эту "игру". От человека в нем осталось так мало, что мне стало страшно. Я тихо вышел и закрыл за собой дверь.

Вот такая игра. Так почему же она?! У меня есть предположение. Крайне спорное, но я попытаюсь его обосновать. Тетрис так популярен и живуч потому, что он и есть сама жизнь! Это символ жизни, конспективная форма, выжимка из всех нас. Бред? Вы думаете, что мир, например, стратегии больше похож на реальность? Что там есть люди, деньги и дома? Нет, нет и еще раз нет! Натуралистичная езда на гоночном авто по сельским дорогам, мрачные коридоры DOOM , унитазы, в которые крякая от удовольствия писает Дюк - это либо пародия, либо неряшливая копия старушки Жизни. Так играют дети, выстраивая очень похожие на настоящие города из песка или кормя куклу, которая может говорить "МАМА". Это игры в прямом смысле этого слова. Это попытка что-то понять в окружающем нас мире, адаптироваться к нему путем имитации и off-line разбора ситуаций. Тетрис же не имитирует и не пародирует. Он вообще ничего не делает. Он просто есть и все. Как и жизнь.

Говорить о жизни можно много. Если спросить человека в лоб: "Что такое жизнь?", то он вряд-ли ответит. Вопрос крайне непростой. Философы, теологи, биологи и прочие ологи до сих пор не могут дать четкого определения, умещающегося хотя бы в пять-шесть фраз. Я не стану сейчас заниматься пространными размышлениями о смысле жизни, о нашем месте в ней... Это никому не нужно. Моя цель в другом - я хочу на простых и ясных примерах проиллюстрировать схожесть (а подчас и полную тождественность) жизни и Тетриса. Поэтому буду проще.

Для меня жизнь человека - это череда лет, сменяющих друг друга. Чем Вы взрослее, тем быстрее бегут года, тем меньше успеваешь, меньше можешь, быстрее устаешь и уже готовишься к высеченной на камне надписи "Your game is almost over" . Похоже на тетрис? Так-то! Это самая очевидная аналогия.

Пойдем дальше. Как играют в Тетрис? Правильно, кто - как. Стиль игры сильно зависит от характера гомотуса, нажимающего кнопки. Кто-то думает глобально. Выстраивает загогули ровно, но не заполняет ряд целиком. Поджидает длинную палочку, чтобы потом сразу получить много очков. (Сравните это со стилем жизни "правильного" человека: хорошо учиться, найти работу и, когда придет нужный момент, вместе с ним придут деньги, авторитет и место на доске почета). А кто-то хочет сразу. Спешит. Ошибается. А исправлять ошибки в тетрисе сложнее, чем их не допускать. Такая партия долго не длится, хотя до поры у этого игрока очков больше, чем у аккуратиста. (Не буду приводить аналогию. Вы и сами знаете. 600 и контрольный выстрел). Вот когда задумаешься о хороших и плохих поступках. Хорошие приносят свои плоды (бонусы), плохие же остаются висеть нелепыми гроздями, как неправильно уложенные фигурки.

Можно сравнить Тетрис и Жизнь и по временной шкале. Их роднит то, что продолжительность "партии" у разных индивидуумов меняется крайне незначительно. Вот - люди (за исключением Маклауда), в зависимости от наследственности и образа жизни, живут примерно от 0 до160 лет. Просто больше не могут, и все! И в Тетрисе, как бы хорошо ты не играл, твоя партия будет идти в промежутке времени от 0 до 20 минут. Почему так, я не знаю. Говорят, что человек по строению организма и структуре ДНК рассчитан на более долгое существование. Этим занимается геронтология. Очевидно, и в Тетрис можно играть дольше. Гомотусам следует иметь это в виду и разрабатывать методики увеличения продолжительности жиз... игры.

Но как бы долго не шла игра, никто еще не дошел до ее логического завершения. Это отличает Тетрис от всех остальных игр, в конце которых ты либо кого-то побеждаешь, либо кого-то спасаешь, либо куда-то приезжаешь. Есть ли вообще конец игры в Тетрисе? Гомотусы знаю о нем так же мало, как и мы о конце света. Хотя были люди, что-то нам предрекающие. Представьте себе такого тетрисного Нострадамуса: "Я ясно вижу - настанет год и поднимутся упавшие фигурки и придет сверху тьма и наступит " All reset" !!!

Теперь попробуйте поставить себя на место падающей фигурки. Вот Вы появились. Вертитесь, крутитесь, стараясь как можно удачнее разместиться в жизненном пространстве. И вроде бы уже удобно устроились, как вдруг "ш-ш-ш" и Вас нет. Люди уходят, на их место приходят новые и тоже крутятся, вертятся и тоже уходят... Что может знать фигурка об игроке? А о самой игре? Партия, в которую нами играют продолжается долго. С тех самых пор, как Бог создал первого человека. Откуда мы? Куда мы уходим? Кто играет нами? Когда это кончится?

Вот, кстати, буддийская теория о кругах сансары. Что, дескать, человек после смерти возрождается и снова живет и мучается. И так пока он не достигнет той степени постижения, когда сможет вырваться из этого круга и впасть в нирвану. Но ведь и в тетрисе после кончины можно нажать "новая игра" и, пожалуйста, давай снова, снова, пока... А вот тут я не знаю. Человек, впавший в нирвану называется Буддой и где-то обитает. Но что происходит с гомотусом, впавшим в тетрисную нирвану?

Я ни кого не удивлю, если скажу: "все люди разные". Справедливо даже высказывание : " нет одинаковых людей " . Но ведь нет и одинаковых гомотусов! Уже первоначальные исследования дали удивительные результаты. Гомотусы отличаются длинной тела, колеблющейся примерно между 1-2 метрами. Их волосяной покров отличается яркостью и цветокомпонентами. Разной формы конечности. Совершенно несхожие обертона и тембр голоса. И, как и у нас, у гомотусов сушествует разделение особей на два пола (мужской и женский). Я представляю, какие еще потрясающие открытия ждут исследователей, вооруженных современной аппаратурой!

Еще я хотел бы немного рассказать Вам о том, почему Тетрис так легко и быстро распостранился у нас в Росссии. Когда игра появилась на наших просторах, слово Тетрис еще не было на слуху. Соотечественники назвали ее "стакан". И это не удивительно. Хрустальная и граненая мечта русского мужика - это такой огромный стакан водки, который сам наполняется, только успевай глотай. И глотали ведь. Правда из маленьких, однонаполняющихся стаканчиков. И глотали так, что к середине восьмидесятых проблема алкоголизма встала черезвычайно остро. Тогда Горбачев решил выпустить указ о борьбе с пьянством и алкоголизмом. Он считал, что достаточно простыми мерами (продажа водки с 14:00 и в бутылках с пробками без язычка (для затруднения их открытия на рабочем месте), можно победить этот древний порок. Порок не поддался. Кроме мордобоя в винных, ухудшающего показатели МВД по преступности, ничего позитивного не произошло. А результатов хотелось. Причем указ выпустил-то Михаил Сергеевич, а отчитываться о результатах приходилось руководителям трехбуквенной организации. Я не знаю кому из них пришла в голову идея использовать Тетрис в виде замещающего алкоголь воздействия, но уже через два дня на секретном совещании был организован новый отдел. Его пометили грифом совершенно секретно, назвали ОРТ (отдел распостранения Тетриса), выделили фонды, набрали сотрудников, отличающихся абсолютной лояльностью и обладающими способностями к программированию и работа закипела. Вот так, решая сиюминутную проблему, сами того не ведая, они стали способствовать превращению людей (путь и много пьющих) в гомотусов. А через четыре года, наконец поняв ужасные последствия своей деятельности, отдел был распущен, информация уничтожена, но было поздно. Никакими силами уже нельзя было остановить лавину тетрисомании.

Еще очень помогла распостранению Тетриса главная черта русского человека. Это страсть к халяве. К любой. Главное, чтобы много и даром. Тетрис предоставил эту возможность. Это был просто новый вид давно известного "рога изобилия", который, правда, в отличие от тетриса в природе не существовал. А тетрис есть. Он вокруг. Давайте просто оглянемся. Вот гаишник в час-пик на перекрестке разгоняет машины. Как он увлечен! Машины все едут и едут, а он все играет и играет. А вечером придет к жене и скажет: "Сегодня бонусы просто сыпались! Получил тысячу очков!" И выложит их на стол, оставив (а как без этого!) еще сотенку в потайном кармане. Грузчики у подъезда занимаются объемным тетрисом, загружая фургон "Газели" сложной формы предметами. Человек, управляющий подъемным краном рядом со строящимся домом. Доминошники на лавочке.

Да, кстати! Вспомнил анекдот про игру в тетрис. Сержант в армии построил свое отделение перед траншеей и командует: "Рядовой Петров! Правую ногу поднять! Шаг вперед!" Бух! "Ефрейтор Иванов! Левую руку вперед! Шаг вперед!" Бух! "Младший сержант Сидоров! Левую ногу вперед, правую руку в сторону! Шаг вперед!" Мимо проходит майор и, остановившись, говорит сержанту: "Сержант! Война идет! Твои товарищи под пулями гибнут, а ты тут в тетрис играешь!!!" А ведь анекдоты складывают только о том, что либо есть в реальной жизни (муж в командировке), либо о том, что прочно вошло в жизнь (о Штирлице). Поэтому я считаю анекдот о тетрисе еще одним доказательством правильности моей теории.

Хотелось бы на этой оптимистичной ноте и заканчить мое исследование такой простой и распространенной игры, однако, рассматриваемая проблема очень серьезна. Помните: наступает 21 век. Только Вам решать, каким он будет. И кому жить в третьем тысячелетии - людям или гомотусам. А может и тем и другим. Ведь мне кажется, что даже если в Америке белые научились более-менее мирно сосуществовать с неграми, то уж мы, не отличающиеся ни цветом, ни запахом сможем жить дружно. Всего Вам доброго!

P.S. Я надеюсь, что теперь Вы более осмотрительно будете относиться и серым коробочкам, продающимся в любом ларьке, и к существам, нажимающим кнопочки на них.

* Слово Вита - это не женское имя. Как мне кажется, Vita по латыни означает жизнь (например: витамин, витальный исход, витать).

** Приношу свои самые искренние извинения г-ну Пажитнову за искажение действительности и явную клевету, допущенные мной во втором абзаце .



Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
223476  2000-09-15 13:57:46
- Изящно. Легковесно, но изящно.

289717  2009-09-06 10:55:46
Касым
- Денис! Это круто! Как яркий представитель гомотусов под всем могу расписаться, хотя аналогия с жизнью мне в голову не приходила. Следуя тексту, я - гомотус-долгожитель. Мои партии доходили до 40 минут. Я до 200 лет доживу?! )))

Русский переплет



Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100