Проголосуйте за это произведение |
Литература (искусство) как тензор второго ранга.
Литературу, искусство, конечно же, не следует мерить моралью. Но и одной отвлеченной эстетикой вымерить ее не удастся. И, видимо, потому, что истинно художественное произведение ТРЕХмерно ≈ содержит и познавательную, и эстетическую, и этическую компоненту. Наряду с познанием, этикой и эстетикой в чистом виде можно учесть и перекрестные составляющие≈ эстетико-познавательную, эстетико-этическую и этико-познавательную и говорить , таким образом, уже о ШЕСТИ компонентах художественного произведения. А можно пойти еще дальше и допустить, что в принципе
этико ≈эстетический дискурс произведения может отличаться от его эстетико-этического дискурса. Это звучит диковато, но при неторопливом чтении, например, ⌠Войны и мира■ обнаруживаешь, что, порой, невозможно понять, где причина, а где √ следствие: удивительно совершенный текст тянет вверх или же абсолютно безупречная в нравственном отношении позиция персонажа является источником эстетического чувства.Если мы признаем возможность несовпадения двух соответствующих перекрестных дискурсов, то для характеристики произведения нам понадобятся уже не шесть, а ДЕВЯТЬ компонент┘
Тут придется сделать небольшое отступление и напомнить, что простое число полностью характеризует само себя и может быть названо тензорм нулевого ранга (три в нулевой степени ≈ единица ). Вектор характеризуется уже тремя числами и может быть назван тензором первого ранга (три в первой степени≈ три ). А нечто, характеризуемое девятью числами, позволительно тогда
назвать тензором второго ранга (три во второй степени ≈ девять ). Не стоит пугаться этой терминологии. Нужно просто принять к сведению, что, пересчитывая, скажем, сдачу в магазине, мы занимается не чем иным, как тензорным исчислением. Тензоры, правда, примитивные, нулевого ранга, но это не меняет сути дела.Теперь можно объясниться, зачем все это понадобилось . Оказывается, что симметричный тензор второго ранга ( шесть компонентов, перекрестные компоненты в каждой паре равны ) всегда можно повернуть в пространстве ( в нашем случае три координаты ⌠пространства■ это познание, этика, эстетика ) так, что перекрестные компоненты обнуляться и все сведется к трем главным компонентам ≈ ранг тензора понижается, он как бы становится вектором . В приложении к литературе это означает, что всегда найдется ушлый критик, который на произведение глянет под таким углом, что сумет доказать: познавательный, эстетический и этический дискурсы в нем никак друг с другом не взаимодействуют
(нет перекрестных компонент), и потому авторская затея с созданием художественного произведения явно не удалась.Наряду с таким, естественным, понижении ранга возможна и более грубая, бесцеремонная редукция. Например, можно хлестким ударом отбить этическую ось ≈ вдавить произведение
(еще на уровне замысла) в плоскость, довольствуясь двумя компонентами. Можно усилить этот результат деконструкцией ≈ откромсать, скажем, и познавательную ось. И далее решительно подключить трансгрессию ≈ начать потихоньку стравливать оставшуюся эстетическую (а может быть, уже ⌠эстетическую■) ось. Предел здесь очевиден ≈ сингулярность, единица, деленная на ноль, точка коллапса.Представляется весьма полезным держать перед глазами ( или по крайней мере время от времени вспоминать ) эту последовательность : тензор второго ранга (
9- 6 ), вектор (3), плоскость (2), линия (1),точка (0)┘Дискуссия о литдеятельности В
. Сорокина, случившаяся в прошлом году в РЖ, оказалась в какой-то степени и попыткой определить место литературы-искусства в этой последовательности. Вся классика здесь исключительно слева ≈ левее ШЕСТЕРКИ, вплоть до ДЕВЯТКИ. Девятка, то есть несимметричный тензор второго ранга≈ это область художественных шедевров. Как ни крути здесь произведение (или как ни крутись вокруг него), но если, скажем, его этико-эстетический дискурс не совпадает с эстетико-этическим, свести его к трем главным компонентам, то есть выделить не взаимодействующие друг с другом этическое, эстетическое и познавательное начало не удастся. Все три начала есть, а ни одно из них о т д е л ь н о не ухватишь. Это и делает произведение бессмертным.Это и есть классика.Что же касается В. Сорокина, то у него, увы ≈единичка, да еще в полуплевке от точки коллапса┘ То ли агонизирующая отвлеченная эстетика, в конец затерзанная физиологией, то ли откровенно поданная физиология, из которой методично выщелкиваются последние этические ⌠блошки■┘.
И это, судя по всему, место всего либертинажа ┘
Проголосуйте за это произведение |