Проголосуйте за это произведение |
Рассказ имени Солженицина
Когда я встретился с ним глазами, то сразу понял, что он убил его.
- Где тело? - спросил я.
- Вот, - сказал Ваня, протягивая мне вишневую косточку, - это все, что от него осталось, она была, очевидно, в его желудке.
Конечно, ее нельзя выкинуть просто так. Во-первых - это улика, и все-таки, что самое главное, это все, что осталось от великого писателя...
- Нужно похоронить, - сказал я, - но где и как?! Просто так зарыть в землю - как-то нехорошо, нужна какая-то оболочка вокруг, что-то вроде гроба...
Ваня протянул мне бумажный пакет. Мы положили в него косточку и не зарыли, а спрятали в уже насыпанный около дерева холм земли и ушли с чувством исполненного долга, с чувством сделанного дела, которое хоть как-то искупает наше преступление. И еще было чувство облегчения, что теперь все концы в воду, и мы в полной безопасности. Но вскоре мы услышали позади себя лай, и когда нас догнала огромная мохнатая и веселая собака, из шерсти которой торчал уже знакомый нам пакет, мы поняли свою ошибку: очевидно, мы спрятали пакет с косточкой не в холм земли, а в шерсть этой собаки. Поймать ее нельзя: она постоянно прыгает и скачет от веселья. И хуже всего, что пакет выпадает из шерсти не здесь, а неизвестно где, там, где мы и знать не будем. Во-первых, он может навечно затеряться, и никто, ни один человек, даже мы, не будет знать, где останки Солженицына, а во-вторых, его могут найти и тогда уже найти и нас. И то и другое одинаково плохо. Но все же первое хуже - неужели так и затеряется навечно след его тела, даже для нас, его убийц; наше преступление будет тогда вдвойне велико, и я с ужасом вижу, как собака ускакала с пакетом в шерсти.
- Ваня, - говорю я, - но ведь кроме косточки где-то должны быть и настоящие кости и тело...
- Да, - говорит Ваня, - но об этом тем более никто не должен знать. Ведь это будет вторая улика, не говоря уже о том, что она слишком большая по объему, слишком неопровержимая, я ее спрятал навечно, не стоит и волноваться, что ее кто-то найдет, настоящее тело невозможно найти никогда никому, как раз поэтому я и взял из него вишневую косточку, чтобы она была похоронена не так далеко, не так глубоко от людей, чтобы оставалась какая-то возможность найти ее, а то было бы слишком несправедливо и безнадежно.
- Но раз утеряна косточка, скажи, чтоб хотя бы я знал, где он лежит.
- Вон, в песке. Видишь песок под плитами; и там уже проведена центральная магистраль и извлечь его никак нельзя...
Но я уже знаю, что косточка цела, что собака нам просто почудилась и у человечества все же есть надежда найти хотя бы этот остаток великого пророка-громовержца.
И вот поиски сузились уже до нашего района. Кругом солдаты, милиция, они прочесывают лес и все ближе и ближе к той куче земли, куда мы спрятали пакет с вишневой косточкой. И я все явственней чувствую, что никому (почти никому) не жаль писателя... И те, кому меньше всего жаль, больше всего и озабочены, особенно озабочено государство: мало того, что не смогло препятствовать убийству знаменитости, но еще и не сможет разыскать тело... Как же оно будет выглядеть тогда в глаз3х мировой общественности? И все силы брошены, чтобы найти.
"Я знал, предвидел это умом и чувством своим, - слышу я голос Солженицына, - я мог бы избегнуть этого, тем более что был не один, со мной был старый друг, тот самый, которого я когда-то послал за запчастью для автомобиля на свою дачу и где его избило КГБ (я описывал это), но решил боле не подвергать его риску и отослать его и сразиться со злом один на один. И мы сошлись со злом опять! И вот случилось так, что зубы дракона, которые давно уже были нацелены на мою шею, теперь, только сейчас, похоже, достали ее. Я знал, что Дракон не умер, что пасть его только на время захлопнулась, и знал, что мы еще сразимся! И я вышел к дракону с открытым забралом!"
Тем временем солдаты уже раскапывают кучу земли, где пакет с косточкой. Во мне борются смешанные чувства: я хочу, чтобы нашли, жалко, если вообще никакого следа не будет от тела, но, с другой стороны, тогда могут найти и нас и доказать, что мы убили... И вот уже пакет на лопате одного из солдат, но я спокоен: все слишком слепы, очень мало шансов, что кто-то догадается заглянуть в пакет, еще меньше шансов, что кто-то заметит, что там вишневая косточка, и наверняка никто в мире не догадается, что она взята из желудка Солженицына, а во-вторых, спокоен потому, что даже если она сейчас затеряется навеки и никто, даже мы (я и Ваня) не будет знать, где она, то все равно в этом месте, в этом разрытом карьере с кучей земли посередине, все равно будет какое-то убежище его, вернее памяти о нем, о том, что здесь была и могла бы остаться хоть какая-то его часть. Это все равно будет второе его захоронение, хотя о нем никто не будет знать и в нем ничего не будет лежать, но именно поэтому более близкое и доступное людям по масштабу - не сам Солженицын, не все его тело, а захоронение одной лишь памяти, одной лишь возможности того, что здесь могла покоиться (и действительно одно время лежала) вишневая косточка, которая была в его теле. Это самое реальное захоронение его - настоящий склеп, выложенный изнутри камнями, и в нем я вижу Солженицына. Он сидит на корточках на холодном полу, чувствуется, ему здесь хорошо и он не хочет наружу. Лицо выражает строгую силу и непреклонность.
- Почему вы не выходите наружу, к людям? - спрашиваю я его. - Ведь склеп замурован не полностью - видите, есть правильной формы овальное окно, оно специально не заложено, чтоб можно было выйти отсюда.
И Солженицын, почти не меняясь в лице, почти не замечая меня, говорит (не отвечает мне, а просто говорит): "Мне не нужно наружу, я не выйду отсюда, ибо я самый всевидец, самый понималец, самый сексоведец, кришнаитец, христианец, трудилец и всесилец".
Я иду прочь от карьера, иду к лесу, рядом со мной Ваня, все говорит о подробностях, как он убивал Солженицына. Правда, он не говорит о самом акте убийства, все как-то вокруг да около, все только о том, как он пытался убить его, так что, быть может, он вовсе и не доделал начатого.
- Я набросился. У меня был нож, а он безоружен. Я напал со спины. Но представляешь, он специально стоял спиной, чтоб я ослабил внимание, он только притворился, что ни о чем не догадывается, лишь только я занес нож, он развернулся (ох, злющая морда), да как врежет мне под дыхало кулачищем. Кулак, представляешь, с мою голову! До чего же здоров, но я здоровее - ведь я-то моложе. Говорю: ну что ты крысишься, уж попался, что теперь сделать, теперь уж все...
И слышу, Ваня все рассказывает, рассказывает с большим увлечением. Мы проходим мимо плит, под которыми лежит тело Солженицына и где уже проведена тепловая магистраль. Я стараюсь не думать об этом месте, чтоб даже самому не знать и не помнить. Однако голова сама собой поворачивается к плитам. Чтоб не навлечь подозрений, я достаю журнал "Огонек" и на ходу начинаю читать его. И вдруг замечаю, что в нем не хватает страниц, нескольких страниц. Они случайно оказались там, под плитами, когда Ваня зарывал тело. Первая мысль - раскопать и забрать их. Но ведь они оставят на себе отпечаток этого места, этой могилы и каждый, кто увидит их, догадается, откуда они взяты , найдет это место, и сразу станет ясно, что мы убийцы. Нет, пускай остаются там. И вдруг замечаю, что из-под плит торчит угол портфеля, с которым моя жена ходит на работу. Портфель очень хороший, из тисненой натуральной кожи, если кто-то возьмет его, то сразу будет обнаружена могила и по портфелю найдут мою жену, а там уже меня и Ваню. Портфель надо забрать... но ведь и портфель уже хранит на себе печать этого места, и всем сразу станет ясно, откуда он взят, брать его никак нельзя. Нас охватывает страх. Сейчас кто угодно заметит портфель, возьмет его, и будет улика, но тут же понимаем: ведь это место недоступно, недостижимо ни для кого. Так что никто не сможет отсюда взять портфель, хотя он и очень заметен. В доступном захоронении уже ничего нет, а это недоступно ни для кого. Так что мы в безопасности. И идем дальше и видим в лесу, как уже сам Солженицын возглавил поиски своего тела. Он отдает приказания солдатам, вид его повелительный", властный и, кажется, нет никакого сомнения, что он достигнет цели, но я даже и сейчас спокоен: в доступном захоронении его просто нет, нет даже вишневой косточки, которая когда-то была в его теле (солдат выбросил пакет, в который мы так бережно ее положили).
И вдруг видят все, как высоченная сосна начинает раскачиваться.
- Оно там, оно там, под не-е-ей-й!!! - кричит Солженицын могучим голосом. - Это единственный признак! Других нету! Конечно, только мои останки могут опрокинуть сосну!
Эта догадка вселяет всем силы, а меня приводит в трепет - ведь действительно других признаков нет. Все бросаются к сосне, она раскачивается все сильней и сильней и, с треском ломая сучья, падает на землю. Все уверены, что под ней должно быть тело. Но нет... у сосны от времени сгнили корни - вот и вся причина ее могучих качаний. Только один Солженицын не разочарован, он полон энергии искать дальше. Я чувствую, что вовсе не любовь к себе движет им. Однако он и не похож на государство, которому важно просто соблюсти сейчас все приличия, которому только ради формы, ради закона тоже важно найти его тело , преступников и покарать их. Он, в отличие от государства, борется именно за правду, против зла, только ради этого ему нужно найти виновных. И он опять одинок в своей борьбе, одинок еще больше, чем раньше - ведь никто из солдат не ищет правды, просто подчиняются приказу - слишком уверенный у Солженицына вид, не говоря уж о том, что само государство на этот раз послало их ему в подчинение.
"Они не найдут, - уже совсем успокоившись, говорю я себе, - ведь в доступном захоронении его просто нет". Конечно, оптимальный вариант, чтоб они догадались о нем, тогда там будет место его памяти, то есть Солженицын не будет забыт и тело его не найдено - то есть я с Ваней не пострадаю и Солженицын тоже не пострадает. Но никто не догадывается. А я не могу! Хочу, но не могу указать им это место, и в этом моя трагедия. И вот решаюсь... решаюсь пожертвовать собой и сказать вслух о доступном захоронении, захоронении одной лишь памяти, но Иван уводит меня, и я оказываюсь у себя дома. Я один. В квартире темно. И пока я один, приходит решение сказать хотя бы отцу. Дверь открывается, и входит отец. Он в передней снимает ботинки. Но то, что и я соучастник, как раз ему-то и не в силах сказать. И говорю:
- Ты знаешь, что сделал Ваня? Он убил Солженицына...
- Что за друзья у тебя - одна гниль! - восклицает отец. - Он мне сразу же не понравился. Я с самого начала увидел в нем признаки разложения и какой-то уголовной гнили. Убить такого человека! Какая подлость! Такого благородного человека! Который столько вынес, пережил! И вдруг какой-то Ваня! - (Я чувствую - отец ужасно переживает, что он на пределе от своего бессилия изменить хоть что-то.) - Чтобы этого Вани у нас никогда не было в доме! - почти что кричит он.
Хорошо, что я про себя не сказал, - думаю я, - а то бы он не пережил этого, - и иду к двери и вижу, как веер света настольной лампы вырвал в черно-белом сумраке комнаты ядовито-зеленый фрагмент зелени из висящего на стене пейзажа. В комнате темно, и вдруг эта ядовитая зелень.
- Меня уже вызывали в милицию, - говорит Ваня, - подозревают, что это я сделал.
- И что ты им сказал? - спросил я.
- Они меня били, и я сказал им о втором, доступном захоронении... но они сказали, что я лгу, что они уже были и рыли там и что там ничего нет... я им тогда сказал, что они слепые и что о главном захоронении им просто нет смысла знать...
- Как, ты сказал о главном?!
- Но я только сказал, что им нет смысла знать и все, и они меня временно отпустили.
- Нельзя было говорить даже этого! Ведь если они ничего не увидели в доступном захоронении - их не волнует Солженицын, их не волнует правда и память о нем, это лишь игра в нее, но чтобы доказать, что это не игра, а правда, они убьют нас - стоит сделать только один неверный ход и дать им настоящую улику: не Солженицын, им просто улика нужна. Я сам уже собирался явиться с повинной, но если б это не было игрой, а то ведь наша казнь придаст ей еще большую видимость действительности, и еще больше усилит зло, этот обман, эту видимость правды. Но даже и на это наплевать. Обидно, что погибнем ни за что, из-за того, что просто ошиблись в игре, как дураки...
Мы идем по полям. Весна - свежесть и сырость, необъятный простор и ни единой души... Но простор слишком огромен, чтобы в нем не было больше людей... кажется, часть земли разогнулась в обратную сторону и неизбежно должна была захватить в себя еще хоть кого-то, хотя б одного человека... И тут же впереди себя мы замечаем людей (веселая компания), идут, чавкают сапогами в грязи, хохочут.
- Тише ори, - говорит Ваня, - не видишь - люди! Услышат!
Я продолжаю внушать ему шепотом, уже так, чтоб никто не услышал (его ругаю, а сам тоже чуть не допустил ошибку). Мы идем, весны уже нет (ее и не было вовсе, просто дождик пролил). И жара усиливается с такой быстротой, что вода не успевает высохнуть в лужах - она накаляется и дышит зноем, от нее страшная сухость, а воздух местами самовоспламеняется и тут же гаснет. Вдруг мы замечаем, что какая-то подземная невидная тесность выперла наружу в пустое пространство. Не сразу вспоминаем, что это погреб. Он тянет к себе - мы открываем его и видим, что он затоплен: вернее, это мощный, подобно горной реке, ледяной поток. От него прохлада и свежесть. Нам приятно видеть внизу, в глубине, крохотный стремительный участок потока. И особенно радует, что светлые каменные ступени уходят прямо в него, продолжают белеть в бурной прозрачной воде. Мы закрываем за собой дверь и начинаем спускаться вниз по ступеням.
Проголосуйте за это произведение |
|