Проголосуйте за это произведение |
"И грянет гром"
О книге Сергея Магомета (Морозова) "Великий полдень"
Читатель, прежде чем ты кинешься в ближайшие книжные магазины и, не найдя там книги Сергея Магомета "Великий полдень", устремишься в центральные, на Мясницкую и Арбат, представь такую картину:
По льду Москвы-реки мчится праздничный Новогодний кортеж┘
"┘сани, а всего я их насчитал более пятидесяти, были громадными, сконструированными специально для этого выезда и оборудованными с комфортом, не уступающим роскоши коллекционных лимузинов┘ Поперек Москвы-реки соорудили несколько ледяных триумфальных арок. Ажурные, украшенные гирляндами живых цветов, со всех сторон подсвеченные интенсивными прожекторами, они сверкали и словно парили в воздухе посреди огромных неподвижных облаков сизого пара
┘"
Так начинается увлекательный роман Сергея Магомета.
После развала империи властью овладевают криминально-олигархические структуры, для которых бог это деньги, цель √ безраздельная власть, смысл жизни √ бесконечная нажива. Они покупают политиков, формируют новый порядок, новую великую идею. Во главе анклава стоит всемогущий Папа, силой своего владычества равный царю. Всякий кто на его стороне, кто служит ему, входит в число "друзей" обеспечен сказочной жизнью. Вот как характеризует его автор: "Он был готов ходить под пулями и грести деньги лопатой. Иначе себе и не мыслил".
И как символ этого нового мироустройства воздвигается Новый город, Новая Москва:
"┘с висячими садами и искристыми водопадами┘ Его многие ярусы, стены и основания сияли, словно чистое золото, а сам он был подобен прозрачному стеклу. В нем было что прежде √ Кремль, Арбат, бульвары, переулки, но только в абсолютно новом качестве".
Новый город √ шедевр архитектурной мысли, воплощение мечты человечества о чудо-граде. Это больше, чем Манхетен в Нью-Иорке, больше, чем ВДНХ в советской Москве. Туда стремится народ с окраин из спальных районов.
"Центральный Сектор √ сердцевина Москвы представлял собой несколько срощенных друг с другом разновеликих небоскребов, составленных по типу непропорциональной, многоярусной пирамиды. Она покоилась на основании, которое в свою очередь, представляло из себя как бы еще большую пирамиду, только обращенную вершиной вниз и скрытую под землей".
Так описывает автор это сказочное зодчество, спроектированное главным героем романа √ архитектором. Многообразие форм, как на дрожжах выросшего комплекса, олицетворяет собой новую эпоху √ эпоху вседозволенности.
Но за внешним великолепием скрывается бездушие главных героев, их ненасытная алчность и жажда власти. Они выстроили новую вертикаль земных ценностей, где бог это деньги, а его наместник √ Папа. Он решает кому и что делать, кому жить, а кому умереть. Он играет людьми, как пешками, меняя окружение, отдаляя и приближая вассалов. Неповиновение подобно измене и грозит потерей тех благ, без которых ни один герой романа не мыслит своего существования. Ими движут мелкие ничтожные мотивы возводимые в ранг великих помыслов. Они ничего не производят, ничего не творят, они лишь прожирают жизнь и пытаются манипулировать окружающими, они озабочены лишь сохранением своего благополучия, своего тщедушного, духовно нищего мирка, выстроенного вокруг власти Папы.
Такую насмешку над навязываемой в наше время системой ценностей и в таком изящном исполнении мог позволить себе лишь большой мастер. И Сергей Магомет вскрывает этот мир полусгнивших душ, показывает его изнутри, повествуя от первого лица, от лица архитектора Сержа.
Лишь архитектор, обладает каким-то талантом и потому ему позволяют иногда ерепениться и возражать Папе, считая его не вполне нормальным, юродивым, не от мира сего. Это мир Скалозуба и Молчалина, где Чацкий слабоволен и покладист, он не бунтует, не обличает, он боится любой ответственности и всячески бежит от нее.
Ничто, казалось бы, не может сокрушить новый порядок, новую власть, новые ценности. Дети нуворишей отделены от обычных детей и воспитываются, как раса господ, готовых продолжить строительство мира придуманного взрослыми. Они получают прекрасное образование, с ними занимаются лучшие воспитатели, но именно дети становятся карой за духовное вырождение взрослых. Они разрушают благополучный, обустроенный мир, нарушают порядок созданный взрослыми, сокрушают Чудо-город, вызывая хаос, крушение и гибель.
Борьба за власть √ вот основной мотив романа. Но если взрослые борются за власть между собой, то дети, объединившись против взрослых, начинают бороться за власть детей. Они хотят разрушить город взрослых и построить новый, чистый, светлый Город детей. Они требуют, чтобы взрослые публично покаялись, повинились в
интригах и заговорах, в своей пошлой никчемной жизни. Конечно, дети выбирают для своей борьбы те же средства, которыми пользуются взрослые: подкуп, заговор, убийства┘ Но они не знают других, их не научили другому, они лишь чувствуют, что взрослые живут неверно и объявляют принцип Правды, взятый из компьютерной игры, главным законом, который должен просиять над Новым городом.
Очищение от всей мерзости и пошлости жизни заканчивается грандиозным потопом.
"Вода находила все новые пути, пробивала себе новые ходы √ то капала по каплям, то обрушивалась целыми потоками. Она то неподвижно стояла в помещениях, то вдруг с шумом и ревом устремлялась куда-то вниз. То что еще недавно было предметом национальной гордости как одно из чудес света, теперь превратилось в какой-то зловещий предательский мир, где полным-полно ловушек и гиблых мест".
Роман погружает читателя в мир нарисованный кистью автора. Происходит сказочное превращение и вот уже не буквы на желтоватой бумаге видит читатель, а живые картины неизвестного будущего. Это происходит безо всяких усилий. Само собой. Достаточно открыть книгу и начать читать. Очень четко, математически точно и даже с некоторою долей лукавства, автор рассчитал сюжетные линии и взаимоотношения героев. Он, как тонкий психолог, сам предчувствует когда читателю захочется отдохнуть, √ а ведь шестьсот страниц это не шутка, √ и дает ему эту возможность.
К несомненным удачам автора можно отнести и выбор имен. Сын Папы, предводитель детей, Косточка, производное от Костя. Но в имени заложен второй план √ Кость, которую не разгрызешь, крепкая, ставшая в горле. Дядя Володя √ воспитатель детей, изобретатель "секретной комнаты", персонаж вызывающий ассоциацию известную всей стране. О. Алексей со своей попадьей Мариной. Партийный лидер Федор Голенищев, банкирище среди банкиров Наум Голицин, университетский профессор Белокуров, уголовники Парфен и Ерема, маршал из генштаба и горбатый доктор, "часто меняющий любовниц и в случае нужды успешно пользовавший домашних животных┘"
Итак, шестьсот страниц увлекательного чтения, мастерски выстроенной психологической композиции, своего рода "Отцов и детей" нашего времени, возможная будущность и печальная расплата за бездушие, ненасытную алчность и жажду власти.
"Великий полдень" √ так называется роман-провидение, роман-предсказание, роман-предчувствие. И мне представляется, что прочесть его необходимо всем мыслящим людям не только в нашей стране, но и за ее пределами, чтобы понять и, благодаря художественному дару писателя, увидеть ту страшную трагедию, которая угрожает миру основанному на лжи и лицемерии, существующему без души , без Бога и Правды.
Проголосуйте за это произведение |