Проголосуйте за это произведение |
Шестая книга
(О романе Михаила Садовского "Под часами")
"Где алтари?
Где жертвы и где боги?
Сожгли.
Убили.
В прахе погребли.
И завалил горечью дороги.
И ничего взамен не возвели".
Ты спросишь, читатель: о чем эта книга? И я отвечу: об Исходе. Об Исходе из тьмы, из несвободы
, о бегстве от непонимания и гибели. О том что уже происходило в течение тысячелетий, во времена потрясений, когда народ-богоносец и богоборец вынужден искать спасения в долине Иордана. Это книга о неизбежном, о неизбежных страданиях - спутниках любого Исхода, о неизбежности повторения истории┘Я долго читал книгу, пока, наконец, передо мной стала выстраиваться четкая картина событий, вязь замысловато переплетенных сюжетов┘ Театр, талантливый режиссер, ставящий "утвержденные" пьесы за регалии и деньги, мечтающий найти наконец "настоящую" пьесу
; автор, создавший такую пьесу на основе стихов неизвестного поэта-диссидента, таинственного гения, рассылающего свои беспощадные к режиму стихи в толстые журналы без указания обратного адреса; красивая женщина, которая объединяет их и которую они делят между собой, и которая достается менее мужественному автору, ищущему помощи, поддержки и советов покойной матери. Судьбы переплетаются, обрываются, начинаются новые, сюжеты едва уживаются в голове, но постепенно начинает проявляться картина куда более масштабная, чем жизни нескольких человек, проступает картина эпохи.Многие хотят
, чтобы книга сама вела, увлекала читателя, уносила его в иную реальность в описываемые предполагаемые обстоятельства┘ порою не требуя думать, чувствовать, оставляя после себя лишь пустой звон┘ Эта книга, читатель, уносит в другие дали┘ Она заставляет сочувствовать и сопереживать героям, трогая жалостные, давно безмолвные струны.Обстоятельства непривлекательны, мрачны, бесперспективны и безнадежны. Но так и должно быть. Иначе в чем же причина Исхода
?Книга ведет диалог с читателем, заставляет спорить, не оставаясь равнодушным
, так же, как ее герои разговаривают с давно умершими дорогими людьми.Автор вскрывает причины
эмигрантской обиды на неласковую мачеху Россию, которая ко многим была несправедлива... ломала судьбы, крушила народы. И тут книга словно сама подсказывает: откройте Библию. Где сказано, что в жизни нас ждут только лавры и почести? Где рай земной? Нет его┘ И быть не должно. Скорее напротив - вечная битва, в которой невозможно победить.
"Время - река, все вокруг пловцы, и тот, кто хочет прокатиться на чужой спине, не достоин ни общения, ни улыбки."
Олицетворением несправедливости, невежества и безбожия предстает "система" основанная на чиновничьем благополучии и подавлении человеческой свободы, духовного мира людей
. Система абсурдна, но она диктует свои законы, основанные на идеологических догматах советского строя. И с этой позиции книга весьма интересна. Она дает возможность сравнить нынешнее общественное устройство с псевдокоммунистическим прошлым.Книга рассказывает и о врагах системы и о тех, кто был ею обласкан. Для одних вступление в партию является непреодолимым барьером, подписью под всеми преступлениями, готовностью и самому стать преступником, лгать, предавать, убивать, голосуя, как все┘ Для других это лишь ступень в карьере, мелочь, дающая право на движение вперед к номенклатурному благосостоянию┘ Тут вопрос в желании служить или не служить системе, быть послушным или иметь свой голос, мыслить или соглашаться┘ И об этом рассказывает книга.
Враги системы должны быть также сильны, как и сама система. Мир полон безумцев. Но почему это безумие не обходится без упоминания еврейской нации? Кому выгодна эта вражда?
"Как только евреям начинают помогать жить - льется кровь!"
Герои романа
- люди неординарные, выделяющиеся из общей массы способностью самостоятельно мыслить, творить. Они либо борются, либо приспосабливаются под систему, где правит пятый пункт, самодуры-чиновники и "железный занавес".Виновата ли Россия?┘ Нет┘ Тяжело? Да. Но сказано: вы - соль земли┘
Мир
задыхается от внутреннего духовного и внешнего рабства, от истощения генофонда, от абсурда общественного устройства и собственной дикости┘ Герои романа отчаянно ищут выход, понимая что изменить систему невозможно, а говорить правду √ равносильно гибели.
"Что я буду им рассказывать? Как ходил в разведку? Как замерзал на морозе и захлебывался в грязи? Да?... Как открывал трофейные консервы ножом, которым до этого убил фрица. И которые у него же в сумке нашел┘ как особисты шли сзади штрафбата и по ним палили? Что?┘ Или мне им преподать, как с деревянной палкой бороться с танками? А?! Или мне им преподать науку выхода из окружения, когда свои драпают с такой скоростью, что их догнать невозможно? Что? ┘ как от человека, с которым только что
разговаривал, остался один сапог┘ и все┘ про генералов, которые "брали высотку", чтобы отрапортовать, что взяли, а она и не нужна никому была ни на┘ а там мои друзья теперь под этой высотой навсегда┘ это им рассказать, деткам?"
√ Да! И про это тоже, √ невольно вскрикивает читатель. √ И про лагеря, и про почтение к родителям. И про "доброе утро" и про "извините пожалуйста" и про "будьте любезны", везде, в транспорте и на улице, в газетах и по телевидению. Каждый божий день, неустанно┘ А иначе, невежество, хамство и беззаконие, незнание собственной истории и нежелание ее знать, да и вообще отсутствие потребности узнавать что-либо новое уничтожит само себя и все вокруг и хорошо от этого не будет никому, ибо защититься от этого невозможно.
"Каждый имеет право на жизнь. Но в жизни бывает такой момент, когда это право не совпадает с желанием. Только инстинкт удерживает нас на той грани, через которую переступит каждый, но день этот определяется одним лишь Б-гом".
Исход. Вечная тема еврейского
народа. Народа талантливого, с едва ли не самой древней культурой основанной на единобожии. Почему же он гоним? Почему презираем? Почему в разное время, властители и тираны пытались уничтожить его, вывести с лица земли под корень. Возможно ответ кроется в мистике, возможно в Ветхом Завете, возможно в этих стихотворных строках живой книги Михаила Садовского:
Господь, взглянув на землю,
Дивился чудесам:
- И право: черт не дремлет
покуда сплю я сам!
О, люди, Бог ли с вами?
Кто научил вас жить?
Мне поклоняться в храме,
А дьяволу служить?!.
Проголосуйте за это произведение |