TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение
[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Юрий Нечипоренко



Начала цивилизации и смыслы истории

( Начала цивилизации, сборник: В.Н.Даниленко Космогония первобытного

общества, Ю.А.Шилов Праистория Руси - "Деловая книга", "Раритет" - Москва, 1999

)

Юрий Алексеевич Шилов, известный широкому читателю по книгам "Космические тайны курганов" и "Прародина ариев" подготовил к печати и издал труд своего учителя Валентина Николаевича Даниленко, присовокупив к нему свой курс лекций по праистории Руси. Выход этой книги - событие не только и не столько в археологии, сколько в культурологии и идеологии. Перед нами - попытка представить картину мира древних славян и индоевропейцев, по масштабу сравнимая разве что с трудами Б. Рыбакова и Дж. Фрезера. Книга Даниленко является не только уникальным компедиумом визуальных образов, связанных с археологическими находкаами: автор показывает, какой мифологический и религиозный смысл владывается в тот или иной орнамент. Случайностей и произвола в оформлении сосудов не было, каждый сосуд представлял модель мироздания, каждый орнамент символизировал соотношения лунно-солнечных богов, календарные и тотемические знаки. Сопоставления разных рисунков позволяет выделить повторяющиеся персонажи: рогатого змея, небесного быка и водоплавающих птиц. Соотношения солнца, земли и воды (дождя) являются важнейшими для древних земледельцев. Лабрисы (солярные знаки) напоминают двулезвийные топоры. Автор выстаивает системы мировоззрений как охотников и собирателей так и земледельцев и кочевников, вводя в научный обиход интерснейшие идеи. В отличии от работы Даниленко, Шилов широко привлекает в своем исследовании не только археологический и фольклорный материал, но и те источники, которые до сих пор считаются в научной среде спорными (например, "Велесову книгу"). Следует отдать дань смелости автора: он задумал изменить не только наши представления о древности, но и саму парадигму начного знания - соединить художественный, образно- интуитивный подход с рациональным в некое синкретичное учение, задача которого не столько в доказательствах истины, сколько в показе и убеждении. В этом смысле труды Шилова по сути своей напоминают практику древних жрецов, в задачу которых вовсе не входило доказательство чего бы то ни было, речь шла о передаче наследия предков, о мифо-ритуальном действии, внушающем слушателям и зрителям веру в предания и пророчества. Если подходить к данной книге как к популяризации определенного мировоззрения, как к проекту новой идеологии, то многие из вопросов будут сняты - и именно на такой подход должен ориентировать читателя тот факт, что книга издана под эгидой научно-культурного центра Российского общенародного движения (РОД).

В таком случае будет понятно, что ряд повторов в тексте Шилова имеет суггестивное значение - они напоминают чем-то припевы в песне, и одним из таких "припевов" служит упоминание о расшифровке шумерологом А.Г.Кифишиным надписи в древнем святилище "Каменная могила", что под Мелитополем. К сожалению, фундаментальный труд Кифишина еще не увидел свет - и о его обнаружении факта копии надписи в анатолийском святилище Чатал-Гуюке и в гроте "Каменной могилы" известно лишь по докладам на конференциях в Институте Археологии и отдельным сенсационным публикациям. Однако наличие протошумерских надписей в табличках, обнаруженных при раскопках в Румынии, дает основания надеяться на то, что наука о Древней Истории находится накануне грандиозного переворота - и Шилов может оказаться во многом прав, более угадав, чем доказав читателю сейчас свою схему происхождения и рассления славян и русов, которая кажется сейчас фантастической: еще бы, в ней связываеся Шумер и Триполье, Троя и легендарная Аррата, которую археологи находит в степях Украинны. Позволим себе процитировать основные положения новой концепции истории и цивилизации, сформулированные Шиловым: - первобытнообщинный строй ("первобытный коммунизм") изначально завершается длительным периодом "священной (а не "военной") демократии" - когда не воины, а священнослужители возглавляют общество; - эти жрецы-правители ("первобытная интеллигенция") создают древнейшую государственность типа Арраты, которая является апофеозом общинного строя (а не началом классовых формаций) и зиждится на присущей ей естественной иерархии; - в основе цивилизации (=государственности) лежит, таким образом, интеллектуальный диалог человечества с мирозданием (а не "классовая борьба"), направленный на сохранение и разработку естественной гармонии... Перед нами - мировозрение, которое имеет уже черты политические: так плавно от космогонии Даниленко сборник переходит чуть ли не к формулированию программы народно-патриотической движения. Это еще одна черта синкретизма Шилова: соединение воедино не только науки и искусства, но культуры и политики.


Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100