Проголосуйте за это произведение |
(Учитель математики, США)
В защиту реформы образования в России
Я по-прежнему получаю большое удовольствие от "Переплета". Как только у меня появляется время ( я бы хотела, чтобы это случалось почаще), я заглядываю в ваши статьи и дискуссии. Я прочла ваши последние публикации об образовательной реформе с большим интересом - у нас так много аналогичных проблем в американской школе. К сожалению, я нашла только отрицательные мнения о проекте реформы. Я бы хотела предложить свою точку зрения, в качестве попытки сбалансировать дискуссию, в своем письме - ответ 67 Соровским Профессорам + многим другим. Прошу прощения, что не могу писать по-русски.
Господа,я рассматриваю ваше письмо как обращение к интеллектуальной элите, которая испытала на себе действие предыдущей системы. (Я должна признать, что моим первым побуждением было также ответить "да".) Мы с мужем прошли через советскую систему образования, и я наблюдала за тем, как мои дети проходят через американскую. В течение многих лет я пыталась примирить с реальностью свои внутренние противоречия, рожденные советско-императивным стилем абсолютного знания и фундаментальных подходов ко всему.
Оглядываясь назад, я вижу, что русское всеобщее образование было очень жестким (в военном стиле), обращенным к наиболее способным и быстро схватывающим ученикам. Я высоко оцениваю интеллектуальный уровень людей, которые подписали письмо, но я также помню подавляющее большинство моих одноклассников, которые были вынуждены постоянно списывать, чтобы держаться на уровне и не отставать от учебного плана. (Не предлагая мотивации к учебе, система вынуждала их мошенничать, просто чтобы разделаться с предметом.) Я не нашла полный текст предложенного проекта и, возможно, я не вполне понимаю современную ситуацию, сложившуюся в российском образовании. (Я осознаю, что то, что я вижу - это только несколько деревьев леса; настоящий лес, как заметил Ортега И Гассет, состоит из деревьев, которые я не вижу.) По моему мнению, Россия только выиграла бы от более гибкой системы, направленной на подавляющее большинство русского населения, а не только на одаренную городскую молодежь, которая способна сама найти себе мотивацию. Система обучения должна снижать количество "эмоциональных фильтров", а не создавать их.
Похоже на то, что новый проект делает также более гибкими методологические подходы в обучении. Меня всегда озадачивало, что все русские (или бывшие советские) люди, которых я знала, - "структуралисты"; при обучении они стремятся сначала охватить картину в целом. В то же самое время психологические данные свидетельствуют о том, что на самом деле таких людей должно быть меньшинство. (Вероятно, структуралистам в России сопутствует успех, потому что система образования адресована в первую очередь к ним.) Статистически, большинство людей - "бихевиористы"; они легче всего реагируют на изначально простые задания с немедленной обратной связью. К фундаментальной идее они приходят после приобретения отдельных небольших навыков, каждый из которых не предполагает владения теоретическими основами. Гибкая система могла бы также быть полезна для многочисленных студентов, которые стремятся все уложить в иерархическую схему или подвержены действию социального окружения (которое создает "гештальты"). Почему мы интересуемся этими различными стилями обучения? - Потому что они являются методами, обладающими той или иной мотивацией, ключами, открывающими путь к пониманию окружающего мира.
Какова же в конечном счете цель вашего обучения? Разве она не заключается в том, чтобы обеспечивать каждого ребенка всеми возможностями для его/ее развития в наивысшей степени: выявлять и поощрять таланты ученика и стимулировать развитие у него критического мышления (включая его собственное размышление по поводу его/ее способностей и поступков)?? Разве вы не согласны с Оруэллом, что знание многих вещей само по себе не заставляет вас во что-либо верить?
Как и большинство американцев, я очень недовольна нашими общеобразовательными школами. И я стала частью этой системы, потому что я хочу ее изменить. Я бы хотела выделить три основные проблемы, которые меня больше всего волнуют с личной и профессиональной точки зрения, и привести вам пример американских крайностей. Прежде всего, нам не хватает профессионального обучения. Меня больше всего волнует не нехватка учителей, а их некомпетентность. Слишком много раскрашивания, вырезания, наклеивания, пробования на вкус не только отнимают время от думания, - они ухудшают мышление. Во-вторых, форма в Америке преобладает над содержанием. Американцы начинают строить новое здание и при этом выбрасывают старые библиотечные книги. Мне довелось выступать в роли беспомощного свидетеля во время экзекуции над "Семьей Тибо". (Книга Мартена дю Гара "Семья Тибо" включена в русское двухсоттомное издание шедевров мировой литературы - прим. пер.) Да, я согласна с тем, что американская общеобразовательная школа проводит поистине беспрецедентный эксперимент - старается вовлечь каждого ребенка в процесс обучения и, в конечном счете, создать разнообразные возможности для всех. Но я не могу назвать эти возможности обучающими. (Подобно тому, как можно найти лучшее применение роману Мартена дю Гара.) И, наконец, так называемое распределение фондов. Существует огромное число всевозможных федеральных и государственных фондов. Но, сравнивая их число с достигнутыми результатами (ср. с налогами, которыми облагается ваша зарплата!), я начинаю сомневаться в том, что существует какая-либо подотчетность. Сколько центов из каждого доллара идут на содержание бюрократов? Когда политики начинают заниматься образованием, эта тенденция только усиливается.
Дебаты по поводу образования у нас продолжаются, - также как и у вас.
Время от времени, однако, мне приходят на ум слова Ницше: "Все, что сейчас
мы называем образованием, предстанет однажды перед судом непогрешимого
Диониса".
Проголосуйте за это произведение |
Советская система образования была логическим продолжением дореволюционного гимназического образования. В СССР его сделали из элитарного всеобщим и бесплатным. Его основным принципом было - формирование у учащегося теоретического мышления; да это трудно, но для того, чтобы побеждать "планку надо поднимать высоко". В СССР - как верно отметил в дискуссии СЕЗ - школьное и университетское образование существенно отличались от официальной пропаганды. Целью воспитания и образования был самостоятельно мыслящий человек. Эта система стала терять эффективность в брежневское время по трем причинам: во-первых, отсутствия хороших учителей, во-вторых - снижения уровня учебников; в-третьих - отсутствия последовательной государственной идеологии.Мой школьный учитель математики, ныне покойный - Царствие ему Небесное - открыто говорил нам на уроках: "Кто будет учиться по школьным учебникам не поступит даже в техникум". И он сам, отступая от программы, учил в е с ь класс решать конкурсные задания мехмата МГУ; и получалось у всех, не только у отличников! Все дело в учителе; товарищ Сталин был совершенно прав, говоря: "Кадры решают все". Надо платить учителям; тогда в школы придут мужчины - а не снижать уровень требований. Что касается "демократического рая" - США, то там в основу преподавания положен бихевиористический принцип выработки навыка; транснациональным корпорациям не нужен самостоятельный и думающий человек; необходимы тупые исполнители чужой воли. Об этом подробнее можете прочитать у Юлия; в этом жанре - разоблачение "Язв" капитализма - он точен и убедителен. Господ же в США готовят в закрытых школах, обучение в которых строится по советскому принципу. Так что, дорогая Елена, не надо менять "виноград и персики на бананы и киви "демократии". Первые и слаще и питательнее.
|
|
|
Над Канадой небо сине, В синяках на елях иней - Так похоже на Россию, Только здесь ещё сенильней.
|
|
В добрые намерения бюрократов я не верю, для этого я слишком хорошо знаю эту публику. Вообразить несмышленого чиновника, который бы возлюбил американскую систему образования и решил для блага своей страны внедрить ее на земле тульской и смоленской я не в состоянии. Нет таких чиновников. Поэтому и критиковать американскую систему совершенно бесполезно, она здесь совершенно не при чем. Единственное, что может привлечь чиновника, это возможность, как теперь принято говорить, "попасть на деньги", или, используя более точную идиому, погреть руки. Реформа образования подразумевает значительные траты, которые расторопный бюрократ всегда сумеет направить в такое высохшее русло, где эти деньги уйдут в землю, то есть в его собственный карман. Предлагаемая система образования - это всего лишь еще одна наглая чиновничья афера. Палка, как наиболее эффективное оружие в борьбе с расхищением казенных денег, не потеряла своих тактико-технических характеристик и по сию пору и вполне подходит для вооруженной борьбы с чиновным ворьем. Судя по тому, что реформа вдруг затормозилась, палка была продемонстрирована недвусмысленным образом. Ну, и слава Богу.
|
|
|
|
Полностью согласен с Вами. Именно усилие лежит в основе образования и все мероприятия, которые направленны против такого образовательно-духовного усилия являются антиобразовательными.
|
Осмелюсь несогласиться с Вами в одном важном пункте. Я окончил в 1966 году одну из элитных питерских школ (в оной были только 9-11 классы, т.е. это было нечто в стиле колледжа при Технологическом институте). В моем классе один человек получил золотую медаль, а 8 - серебряные (и аз, грешный). Учили нас очень справно всему (впрочем, химию и радиоэлектронику я возненавидел на всю жизнь). Но речь не об этом. Все равно учителя равнялись на "середнячка", к этому их (и нас) подталкивала рутинная советская педагогическая машина, увы. Да и списывания тотального я что-то не припомню...
|
(пожалуйста, подписывайтесь своим именем, если обращаетесь лично к автору неловко отвечать анонимам) Мне жаль, что Вы увидели в моих словах поучение или высокомерие, - я всего лишь высказала свое мнение по поводу двух полярных систем образования. Как человек, преуспевший в советской системе, Вы, конечно, защищаете ее право на существование, и это понятно. Образование в широком смысле, однако, не есть просто обучение тех, кто пришел в школу за знаниями, и тем более, не есть обучение способных. Это в основном психологический труд, поиск подходов, вариации методов, направленных на основном на большинство детей, которые сидят перед Вами в классе не потому, что они хотят. Это поиск (и иногда находка) ключа к каждому ребенку (и 17-18 летний человек тоже ребенок, и в ваших силах что-то изменить в его формировании). В массовой педагогике нет ничего общего с преподаванием в университете или даже в элитарных школах, одну из которых закончил г-н Пригодич. Система общего образования для успешного воплощения по моему глубокому убеждению должна базироваться на предпосылке ╚нет плохих учеников, есть плохие учителя╩. (Не подумайте, что я полагаю себя хорошим учителем). Армейская система ╚не можешь научим, не хочешь заставим╩ проявила себя как крайне неэффективная в современном мире. Никто не говорит об учебе без усилий. Усилия, однако, бывают разные (можно пытаться перелезть через шестиметровую стену, а можно ее оббежать, в первом случае у вас вряд ли возникнет желание повторить, стремление к цели). Уважаемый Сергей Сергеевич! Спасибо за аванс, я понимаю, что при наших разных взглядах и стилях, Вам приходится иногда пользоваться огнетушителем внутреннего возмущения, чтобы написать несколько вежливых слов, или по крайней мере промолчать. Тем более мне дорого наше взаимное уважение. Статью об образовании я отдала в Переплет более года назад, тогда я еще не печатала по-русски, и редакция РП любезно перевела ее с английского. Этим, а также тем, что мой опыт в публичных школах был невелик (значительно уступал опыту обучения мотивированных молодых людей в университете) можно объяснить ее тезисность и в некоторой степени категоричность. Теперь я пробыла в траншеях дольше, и думаю, что интереснее было бы написать о конкретных случаях, чем звенеть доспехами педагогических терминов. Конечно, я не была в российских траншеях, но если Вы меня спросите об одном главном препятствии американской общеобразовательной системы (очень пестрой и сложной, и со множеством недостатков), я не задумываюсь, скажу ╚профсоюзы╩.
|
|
|
|
|
Это значит, что каждый преподаватель получает денежное вознаграждение в зависимости от того, сколько человек свободно(!) посещают его лекции, семинары. Если бы такое возможно было, то вся красная профессура полетела бы. Чего от всей души ей и желаю.
|
|
|
|
|
|