Проголосуйте за это произведение |
═
═
КНИГА ВЕКА
В "Монархической государственности" Льва Тихомирова чи-
татель найдет редкое сочетание научной обоснованности мысли с
простотой и ясностью авторского стиля. Главный смысл этой
книги, для нашего и будущего времени заключается в том, что
она является фундаментальным философско-историческим ответом
на все фундаментальные государственные и общественные потря-
сения происшедшие в ХХ веке.
Личность Тихомирова и его жизнь интересны и поучительны
сами по себе. Начав свою политическую биографию с революцион-
ной деятельности, он, с присущей ему искренностью, становится
активным противником монархического строя в России. Тихомиров
был членом исполкома партии "Народная Воля", организовавшей
убийство императора Александра═II, редактировал партийные га-
зеты, был автором "Письма Исполнительного Комитета" Императо-
ру Александру ═II после события 1-го марта 1881 года.
11-го ноября 1873 года Тихомиров был арестован, пробыл
более четырех лет в Петропавловской крепости, как важный го-
сударственный преступник, откуда, как рассказывают, был осво-
божден при исключительных обстоятельствах.
Император Александр ═II обходил своих врагов, заключен-
ных в Петропавловке, лично проверяя условия их содержания. На
вопросы царя о качестве пищи и т.п. каждый осужденный пытался
сказать, что он содержится здесь безвинно или же за малую ви-
ну, несоответствующую сроку. Тихомиров, в отличии от всех,
признал себя во всем виновным и заслуживающим наказания. Им-
ператор в последствии сказал, что считает невозможным содер-
жать одного "преступника" среди стольких "невиновных" и пове-
лел освободить Тихомирова.
После освобождения из тюрьмы Тихомиров, со временем,
становится убежденным, а главное умным и грамотным защитником
монархического строя в России. Он пишет статьи, издает брошю-
ры и книги, сотрудничает в консервативных "Московских Ведо-
мостях"
"Монархическая государственность" это его капитальный
труд, который во многом суммирует и проясняет предыдущие. Эта
книга является последовательным и цельным изложением мыслей и
научных исследований Льва Тихомирова, выношенных в течении
всей жизни, это развернутая и замкнутая внутри самой себя
социально-философская система, главной мыслью которой является
последовательное и научно строгое доказательство духовного,
культурного и нравственного превосходства самодержавной нас-
ледственной монархии над любым другим принципом устройства
государства.
Знаменательным в контексте русской истории выглядит год
окончания автором работы над книгой -- 1905. Время, в кото-
рое, по его словам: "Все разбились на партии, враждующие, оз-
лобленные... В такое время сочинение начатое и конченное с
единственной заботой определить объективную истину, становит-
ся вне всех общественных течений, а потому каждым из них мо-
жет быть воспринято, как идущее будто бы против него."
Общие рамки книги таковы -- она состоит из четырех час-
тей:
═В первой═части═выясняется происхождение и содержание мо-
нархического принципа.
═Во второй═части═ излагаются исторические проявления зако-
нов государственности, теоретическая формула которых дана в
первой части книги. В качестве конкретных примеров автор по-
казывает развитие Римской и Византийской монархий, при чем в
пояснение условий определявших их тип, введен общий очерк мо-
нархии Израильской, как предшественницы идеи христианской мо-
нархии.
═Третья═часть═ представляет из себя очерк развития русской
государственности на сложном фоне исторических условий, кото-
рыми обуславливалось возникновение и действие самодержавной
монархии в России, как верховной власти выработанной русской
нацией.
═Четвертая═часть═ посвящена монархической политике, как
искусству разрешения многообразных и сложных практических
вопросов устройства государственной и народной жизни с монар-
хом во главе.
В течении своего исследования, шаг за шагом, Тихомиров
выводит неизменные законы человеческого общества, которые
связаны с устройством самого человеческого существа, и с из-
менением которых, как говорит автор, нельзя уже было бы гово-
рить о человечестве, а пришлось бы говорить о чем-то совершенно на
него непохожем, таким образом автор высказывает
обоснованные сомнения в правильности взгляда на человеческую
историю, как на эволюцию принципов правления.
"Если мы постараемся стать на почву фактов, -- то увидим
основные элементы государства (союз граждан и верховную
власть) в некоторой постоянной обстановке не меняющейся ни в
каких государствах".
В этой постоянной обстановке Тихомиров различает три
тесно связанные между собой элемента, имеющих однако отдель-
ное существование.
1)═Нация, которая представляет всю массу лиц и групп, ко-
их совместное жительство порождает идею верховной власти над
ними одинаково владычествующей. Государство помогает нацио-
нальному сплочению и в этом смысле способствует сплочению на-
ции.
2)═Верховная власть, которая есть конкретное выражение
принципа принимаемого нацией за объединительное начало.
Причем принципов ═верховной власти три:
это а) власть единоличная, б) власть некоторого влиятельного меньшинства, в)
власть общая, всенародная.
3)═Правительство, которое есть организация системы управ-
ления. Оно организуется верховною властью, но не есть само
верховная власть.
Таковы, в самых общих чертах, мысли изложенные в этой
книге, но для понимания ее духа удобнее всего будет привести
Тихомировское определение истинной монархии в ее отличии от
самовластья и абсолютизма.
"Религия связанная с истинным богопочитанием открывает
людям действительные цели их жизни, открывает природу человека
и действие Промысла, указывает несомненные основы социальной
жизни, и всем этим подготовляет среду, в которой может дейс-
твовать государственность подчиненная верховенству нравствен-
ного идеала. Когда все это имеется -- может возникать истин-
ная, идеальная монархия. Тут монарх -- не деспот, не самоволь-
ная власть, руководствуется не своим произволом, и властвует
не для себя, и даже не по своему желанию, а есть Божий Слуга,
всецело подчиненный Богу на своей службе, подобно тому, как
каждый подданный в своем долге семейном и общественном испол-
няет известную малую миссию, Богом назначенную. Так и монарх
несет в своем царствовании лишь службу Богу."
═
═
═
═
═