Проголосуйте за это произведение |
[ ENGLISH ][AUTO] [KOI-8R ] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]
О повести Владимира Хлумова "Прелесть".
Первое, что бросается в глаза, когда входишь в повесть Хлумова, это его красочный очень образный язык, который есть. Как у Булгакова сказано: свежесть бывает одна - первая, она же последняя. Так и язык, он есть у Хлумова, настоящий хороший литературный язык. Повесть не приходится читать, она сама собою льется. Не знаю, как другие из страны читающих, но мне с самого детства подобные тексты всегда хочется потянуть подольше, растянуть наслаждение, от них получаемое. Глаза разбегаются, чтобы на чем-то конкретном остановиться, чтобы что-то одно выделить.
Возьму хотя бы начало главы восьмой. Происходившее в стране казалось главному герою гигантским спектаклем. Да, да, да, именно так и было. Всякий, способный реально воспринимать действительность должен был тогда переживать такое почти шизофреническое ощущение спектакля, в котором играют все окружающие тебя люди, а ты - единственный одинокий зритель, которому делается страшно, если повернуться в темный и пустой зрительный зал. А не надо поворачиваться, смотри на сцену, как положено, как все другие глядят из своей пустоты и ничего не боятся, потому что не замечают, ряда кресел, занавеса и декораций, то есть не замечают, что это лишь декорации. Сиди и молча смотри, а когда надо - аплодируй…
Страшно одному? А почему? Ведь все это - игра, не настоящее, жизнь не настоящая!
А чего стоит ощущение себя автором всего творящегося? "Себя считали кем-то из немногих…" Да не из немногих, а единственным, кто все видит и кто способен творить дальнейший спектакль по своему произволу. Захочу - и этого шамкающего бреда не станет. Не сразу, конечно, но не станет, если я захочу по-настоящему.
"Поэтому он решил стать писателем." (?!) Чтобы изменить мир словом? Это не о себе самом автор? Настоящий, подлинный созерцатель не может быть преобразователем реальности. Это две вещи не совместные.
А вот и глава двенадцатая. Всякое художественное произведение, предназначенное стать не только чтивом, дабы скоротать время в очереди или в поезде, должно содержать в себе философию автора либо какого-то персонажа. Это не должна быть некая новая великая философская или мировоззренческая система, которая, без сомнения, потребует слишком много скучного логического изложения системы доказательств. В художественном произведении вполне может присутствовать некоторый сегмент какого-то уже сформулированного философского учения, с которым уже несколько лет как ознакомились все сто человек во всем мире, которые могли им заинтересоваться настолько серьезно, чтобы найти толстое малотиражное издание и скрупулезно проработать его от корки до корки. Остальные пять миллиардов жителей земли даже не подозревают о существовании подобного мировоззрения. Задача или одна из задач серьезной интуитивной художественной литературы как раз состоит в том, чтобы донести пару слов из той толстой книги до тысяч, десятков и сотен тысяч или даже -кто знает - до миллионов.
Хлумов делает такую попытку, и в двенадцатой главе я вижу ее начало. Я вижу явные признаки юнгианской теории в сочетании с активным фантазированием, переходящим от практики Юнга к Кастанеде с его Доном Хуаном (по крайней мере персонаж туда подался, про автора не скажу, не понял).
В четырнадцатой главе о писательстве и о назначении писателя авторские рассуждения, которые сами по себе, конечно, интересны, как эта, например: "А вообще литература -- это всегда есть крик души о помощи под видом желания спасти человечество". Или вот в тридцать четвертой главе про то же, но иначе: "…знаешь, Катерина, что литература подобна тому, чем мы с тобой сейчас занимаемся, вопрос только в том - каким образом трахнуть читателя, здесь у каждого свой физиологический стиль и темперамент…"
Тридцать вторая глава начинается прямо-таки с гимна Москве (запомнить это место). А вот слова из несказанной над могилой доктора речи: "русский человек -- широкий человек, его не загонишь в подсознание, хрена, жили без архетипов, и дальше жить будем…" - вызвали у меня жуткий приступ хохота (уж не знаю, на эту ли реакцию автор рассчитывал).
Проблема остается неразрешенной: может ли литература повлиять на жизнь. Персонажи повести бьются над этой проблемой, когда в вагон входит человек в черных очках и протягивает им книгу, которая убивает...
А вопрос повести так и остается без ответа: совместимы ли гений и злодейство, может ли писатель сознательно создать текст, способный убить читателя?!
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Господин Корри! Сорокина убивать не надо, вообще никого убивать не надо...
|
"Встретив на своем пути любые препятствия - как внешние, так и внутренние, - немедленно устрани их! Встретив меня - убей меня, встретив святошу - убей его. Встретив отца и мать - убей их всех без колебаний, ибо это единственный путь к спасению."
|
|
Цитирую 19911: "Вам представляется интересным, например буддизм, на самом деле является совершенно неподобающей темой для обсуждения среди серьезных людей" а далее Вы и сами дочитайте
|
|
|
|
|
Кто измерил длину этого шага?
|
|
|
|
- Так все хлопают, - оправдывался Максимов обычно. - А все лентяи. Страна такая, понимаешь, почва - лень три шурупа ослабить. Так и хлопают по всей России, сволочи.
|
ОДНА НАДЕЖДА А ведь выхода нет. Одна надежда на 5 - 10 песен, которые хоть как-то сближают людей. Обратите внимание: документальная телехроника, мусульмане молятся, сняли обувь, на коленях слушают молитву, и время от времени подхватывают "Аллах акбар". Что же нам, неверующим делать для общности? Только и остаётся - десять-двадцать толковых песен: - Сквозь волнистые туманы раннего сентябрьского утра несется первая электричка. Я сижу в третьем вагоне. Сзади тихо посапывает пьяненький гражданин. Но он где-то в углу, в стороне, а настоящее, пассажирское сообщество не спит. ТРЕНЬКАЕТ ГИТАРА. МЫ НЕСТРОЙНО ТЯНЕМ ПРО ТО, КАК БЕЛЫЕ ФЛАГИ РАЗЛУК ВЫВЕСИЛ СТАРЫЙ ДАМБАЙ. Пассажирский поезд или даже электричка представляют собой такое замечательное место в котором особенно ярко раскрываются характеры людей. Например, пассажиры глядящие в окна, кажутся мне замкнутыми одухотворенными натурами, и наоборот, люди вовсе не обращающие внимания на пространство в котором они двигаются - на самом деле более открыты к этому миру. -- Вот так. / 17.02.2010 /
|
|
- Эмка, цэ така машина була, а твоя газэта не Эмка, а липка, ийи и виддай.
|
А Я - ТО ДУМАЛ, ЧТО ОТ ДАМБЫ ... В.Эйснеру / Ой, а действительно, - Домбай! Футы - нуты, так значит не от ДАМБЫ, а от ДОМа. --- Ой, чё там говорить? - всё одно, что ДАМБАЙ, что Домбай. Заграница. И всё тут. Горное Солнце прощай! Но мы им ещё покажем? Или пока маленько погодим ? Удачи, капитан! И мы тут из-за Урала кое-кому кое-что покажем. / из Н - ска, 17.02.2010 /
|
КСТАТИ ... Кстати, это не моя зарисовка. Это Автора этой замечательной повести текст: -- "Сквозь волнистые туманы раннего сентябрьского утра несется первая электричка. Я сижу в третьем вагоне. Сзади тихо посапывает пьяненький гражданин. Но он где-то в углу, в стороне, а настоящее, пассажирское сообщество не спит. ТРЕНЬКАЕТ ГИТАРА. МЫ НЕСТРОЙНО ТЯНЕМ ПРО ТО, КАК БЕЛЫЕ ФЛАГИ РАЗЛУК ВЫВЕСИЛ СТАРЫЙ ДОМБАЙ. Пассажирский поезд или даже электричка представляют собой такое замечательное место в котором особенно ярко раскрываются характеры людей. Например, пассажиры глядящие в окна, кажутся мне замкнутыми одухотворенными натурами, и наоборот, люди вовсе не обращающие внимания на пространство в котором они двигаются - на самом деле более открыты к этому миру." -- Это, к слову. Л.Л.
|
|
Собака вильнула хвостом, но промолчала.
|
- Мы вышли все из Шинели, мы дети страны дураков Нам сам Мармеладов не страшен, Под мышкой у нас Пустота. Быстрее, быстрее, ооо... - вскрикнул Вадим, - Катарсис!
|
Господин Корри! Сорокина убивать не надо, вообще никого убивать не надо...
|
- Во всяком случае, я жив! - В этом я не сомневаюсь:). - Я все сделал правильно, вот только...
|
|
- Мама, - вскрикнул Андрей и открыл глаза. Сверху над ним нависло огромное воропаевское тело. - Ты жив, парень?
|
- Шумыть! - Что шумит?! - как-то нервно спросил корреспондент.
|
|
Собака вильнула хвостом, но промолчала. - Ты не Мескалито и там, - гражданин показал рукой на Мытищи, - не Аризона. Ты Умка. Умкой тебя зовут, - человек нарек пса и выстрелил сигаретой под автобусное брюхо.
|
|
|
- Это моя баба, не трожь... - мужик совсем уже качался, будто еле стоял на ногах. - Ладно, иди проспись.
|
|
Воропаев вопросительно посмотрел на доктора. - Бредит? ))
|
|
Дядя с интересом повернул лицо к мальчику.
|
|
|
Прочитал Вашу повесть ╚Прелесть╩ (повесть о Новом человеке). С Достоевского в нашей прозе не читал ничего подобного. Это именно ТО произведение, которое просто должно было появиться. Вещь чрезвычайно нужная. Вопросы, поднятые Вами, актуальны и близки мне. Созвучные мысли я стремился поднять в жанре поэтического романа, в ╚Новорусском романе в стихах╩ и поэме супербылине нашего времени ╚Три богатыря╩. Был бы очень рад услышать от Вас отзывы на эти вещи. Если Вы не сочтёте за труд ознакомиться с ними. Это ссылки на некоторые из моих сочинений. http://jdanov.ucoz.ru http://www.stihi.ru/avtor/jdanovlg С величайшей признательностью и уважением, Вячеслав Жданов.
|
Новый хулиган? Или просто очередной пакостник? Соратник аргошки?
|
|
|
|
|
Хотите верьте, хотите нет, но я до сего дня дальше первых трёх страниц и не читал! А сегодня прочёл до середины, бя - этот сценарий, отчёт о проделанной работе за последний месяц! Ну, кто там тренькал, шо, дескать, чудес не бывает? А, Хлумов? P.S. Нену, мне так неинтересно, кода уж всё кой-кому известно заранее... Я, чесслово, раньше не читал эту ╚Прелесть╩...
|
Мне, правда, это вот приглянулось: ╚Чтобы стать человеком знания, нужно быть воином, а не плаксой. Нужно биться и не сдаваться, не жалуясь и не отступая до тех пор, пока не станешь видеть лишь для того, чтобы понять - ничего не имеет значения╩.
|
╚...Сон разума сам знаешь, что рождает. Впрочем, господин Фейхтвангер любил это повторять, да сам и попался усатому таракану в кирзовых сапожищах...╩ P.S. Кароче, сёдня и завтра ко мне не лезьте - я дочитывать буду...
|
Все совпадения имён собственных - случайны... (Скиф-азиат) НХ от Скифа-азиата: (303636) 28 января 2013 года - Явление скифов ╚Русскому Переплёту╩ (303842) 9 февраля 2013 года - Явление Игоря Царёва ╚Русскому Переплёту╩ (304429) 25 февраля 2013 года - Исход скифов из РП и недолгое гулянье энтих хуннов во чистом поле под предводительствои Скифа-азиата. с 25 февраля 2013 года по с 25 февраля 2013 года - Смутное время с 18:24:33 аж до 21:17:01 (304462) 26 февраля 2013 года - Скифы пишут челобитную ╚На деревню дедушке╩ в ответ на ультиматум-антиматум турецкага папаши (304433) от 25 февраля 2013 года... с 26 февраля 2013 года по настоящее время - Междуусобица, мелкая возьня и боротьба удельных великих кнезе, графов с графомэнами унд графсвуменс... ╚Эх, ребята, был бы я пророком в своём отечестве, сказал бы вслух╩. (Хлумов В.М.) Ну, а теперь всё по порядку об этом ВМ-IBM: Растекшееся время (по новому хронометру) или ╚Истина всегда выглядит банальностью, пока её не откроешь сам╩. ...сам меня нашёл... ...живешь в главном здании МГУ... (челобитная о выделении помещения с удобствами во дворе) ...Мескалито... (из школьных сочинений о прозревшем...) ...поиграем в разрушение... (ну, ухмыляющиеся и раскосые варвары, чё с них за спрос-то?) ...Все было пропитано отчаянной русской удалью, гусарской бесшабашностью и великой открытостью русского народа ко всему иноземному и прекрасному... (Узнаю!═ воскликнул прозревший Вася.═ Узнаю брата Колю!) ...Слово "блин"... (ну пусть так...) ...о засилии иноземных миссионеров, лжепророков и гуру, хлынувших на опустошенную диалектическим материализмом шестую часть суши... (ну эт-т всегда так бывает...) ...Счастливчик... ...Мне нравится его стиль... (Щасливчек!) ...торгующая своим телом манекенщица... (известно кто...) ...три извилины наехать, оттянуться и трахнуться... (догадываюсь кто...) ...скамейка превратилась в старую мультяшку по рисункам Херлуфа Битструпа... ...люди, сидевшие на ней до него, так там и остались... ...Куда они таперича подевались?... ...сталинские времена... ...игра в DOOM... (или в Марио) ...сегодня управлял миром... ...не было ни одного дня, чтобы ...не выходил на связь... ...Есть только две вещи самые важные в мире, - это звёздное небо над нашей головой и человеческий закон внутри нас... (об этой ╚заезженной цитате из "Очевидного и невероятного"╩ некоторые вспомнили, почему-то, именно по исходу скифов из РП) ...громадьё русской идеи... -═Сначала подорвать, а потом восстановить... (Знаем сами, что кривы сани) ...и не забавы для... ...построить всем миром... (Минхерц всё время это твердит...) ...окружающий мир иногда выкидывал такие неожиданные коленца... ...остальные люди как бы шуты при его дворе... ...Они, как обезумевшие, ползали и летали по экрану дисплея, сталкиваясь и кусая друг дружку, при этом они разговаривали и мыслили как настоящие люди, и если их кликать мышкой, они превращались в разных представителей русского общества... ...с гитарами... ...костерок, палатка, - "Возьмёмся за руки, друзья..." ...молодежь с удовольствием читает... ...Иногда, правда, играючи вмешивался и по мелочам, так, для куражу... ...слово может обладать такой грандиозной созидательной силой... ...Но ясно, что слово не всякого человека может быть всемогущим... P.S. Даже если бы мне специально задали отработать на страницах РП этот сценарий - лучше б не было б! ЧУДНЫ ДЕЛА ТВОИ! (продолжения не будет... ибо всё уже случилось... читайте сами... не всю же повесть в посте размещать!)
|
Не у Макиавелли: горе, зло, боль — чтоб не ржавели. Утверждай смело: память выше сознания, но ниже тела. Право вперед — к бесправию ведет. О человеке, поверьте, говорит форма смерти. Со времени оно — вседозволенность лучше закона. Закон, а не случай, справедливость текуча! Справедливость реальная, но индивидуальна. Добру учишь? Зло получишь! И у козла своя норма зла. Выбор? Не более — план, желание, воля. Слова каковы? Души таковы. Рисунки, узоры — событий споры. С собой не сражайся, сразу сдавайся. Болеешь шибко? Указ на ошибки. Тело из отражений наших убеждений. Спрос! Сила волос? Клетка снова реагирует на слово. Розовый шум, бывает, оживляет. Моя подружка — квасу кружка. От жалости много бед, то вред. Болезни, по слухам, предотвращают распад духа. Хулиганство близ? Вампиризм! Заметьте-ка, замена лекарств — этика. Неживое любишь? Аллергиком не будешь! Не бред? Печатные иконы — вред? Картины, Коля, формируют поле. Насилия вид — не здоровит. Обижаться на ближних нечего! Рак печени! Мельник, искусству должник, отшельник. Смех, поверьте, меняет поле смерти. Люди не дрофы. Подбираются в катастрофы! Порой пьянств бедствия устраняют шизу и эпилепсию. Бронштейн мил? Все б в пустыню превратил. Исстари верстали вестари. Не страшен хаос хору в любую пору. Закон, бывает, слово побеждает? Стая, друг мой, управляет сама собой. Вердикт Наполеона таков: или революция, или власть казаков. Сказали Косте: ларингит от злости. Боль середины спины — от вины. Бытует мнение: болезнь легких от сомнения. Муж и жена — конденсаторы, энергоотрицательны. Головы бренности от неполноценности. У жен спросят, видят все стороны вопроса. Кашель? Сопротивление ваше. Построй тройной общественный строй. В Европе орали! Закон над моралью. От обиды болезни сердца в любом виде. От обид, кроме шуток, болит желудок. Община для обучения чина. Слово отца от разума-кольца. Русь мифы рождает и ими побеждает. Кровь — конов носитель и планов воплотитель. Болезнь? Обмыть и животному выпить. Говор и без боязни — сознание системы обратной связи. Человек замыслен в фиолетовой горе из букв и чисел. Жена даже проректор — перекос, муж — корректор. Уверься в мнении: русская архитектура в системе саженей на трехчастном членении. Зодиак эпох, волна зафиксирована через наши имена. И монтер через совесть с Богом контактер. Монарх, не префект, сын дурак, его дефект. Устранить тридцать лидеров надо, остальные — стадо. Марка на лекарства, и нет мафии царства. Федеративный договор без русских скор. Научим внуков 147 букв. У русских всех времен, аббревиатура из имен.
|
|
|
|
|
Что касается улучшения породы у человека, дело это весьма приземленное, не очень сложное, но очень скандальное, короче, практическое. Простые крестьяне, не мудрствуя лукаво, вывели породу выносливых и неприхотливых в пищевых предпочтениях ослов, почему бы не вывести и породу умных и добрых людей? Методика здесь одна и та же, незамысловатая. Привередливым ослам не давали размножаться. Всё остальное в этом вопросе - глупость и лицемерие.
|