Проголосуйте за это произведение |
Критика
30.I.2006
"ЛЮБИТЕ НЕБО,
ГОСПОДА..."
Давно подмечено: у читателей и критиков неизменно
вызывают
интерес книги, названия которых можно истолковывать неоднозначно. Новый
сборник
стихотворений Татьяны Пацаевой (издательство
"Линор",
2005), озаглавлен "Тропы йоги". Имя её хорошо известно любителям поэзии
по
публикациям в печати и в Интернете ("Равноденствия", "Поэзия
Московского
Университета" и др.), а также по книге лирики "Нормальное
распределение";
произведения поэтессы переводились на английский язык.
Что
же означает словосочетание "Тропы йоги"? "Троп" - слово или оборот
речи
в переносном, иносказательном значении, или "тропа", дорога, вечный путь
к
познанию Вселенной и ощущению Себя в ней? Главным признаком творчества Пацаевой
я бы назвала органическую связь душевного мира автора с живым и таинственным
миром природы, буквально пронизывающую всю стихотворную ткань книги. Душа
поэта, сливаясь с образом Матери-Природы, которая "явила на миг свой
огромный
волшебный портрет" (не случайно оба слова - с большой буквы), сама
становится
её естественной, одухотворенной частью:
Я
стоял, как в кроватке дитя,
На
высоком сосновом крыльце.
И
улыбку её узнавал
На
спокойном и добром лице.
И
даже в таких, казалось бы, изящных и бесхитростных строчках, похожих на
картину
Клода Моне "Завтрак на траве", описывающих пикник (стихотворение
"Солнышко
светит, речка блестит..."), заключено глубокое чувство образа природы,
"которая
в нас".
В
саду, заботливо возделываемом поэтом, уживаются совершенно разные
растения:
Эти
жёлтые лотосы - кратеры счастья...
Взбитое в пену стоит на
земле
кружево
вишен в цвету...
сорняки
в своих бледных гусарских рейтузах
подтянулись
и замерли в звуках бравурных...
Но,
самый, пожалуй, запоминающийся цветок в удивительных поэтических кущах -
дикий
шиповник. Это - образ всего мироздания, в котором тернистый путь ведет к
заповедному саду (быть может, только готовому расцвести).
У
Арсения Тарковского:
Я
завещаю вам шиповник,
Весь
полный света, как фонарь,
Июньских
бабочек письмовник,
Задворков
праздничный словарь.
У
Ольги Седаковой:
Ты
развернешься в расширенном сердце страданья,
дикий
шиповник, о,
ранящий
сад мирозданья!
Шиповник
- воспоминание о лете и радости у одного поэта, выпускающий острые шипы у
другого... У Татьяны Пацаевой
он особый, не похожий ни на кого, "цветущий, в избыточной неге
виновник".
Психологи
делят людей на три категории по способу восприятия поступающей извне
информации: визуалы (у которых доминирует
зрительный
канал), аудиалы (слуховой), кинестетики
(через движение, чувственное восприятие). В подавляющем большинстве случаев
только один из них является ведущим, то есть определяющим излюбленный способ
человека общаться с миром. В творчестве поэтессы они тесно переплетены:
почти в
каждом её стихотворении присутствует явно или незримо - кинестетически
(хотя, быть может, данное определение покажется слишком упрощённым) чистый
аромат, "улетающий в вечность". Читатель чувствует этот запах, и
снова перед его глазами встаёт образ Вселенского сада.
А
вот - визуальный, объёмный, как голограмма, неожиданно яркий
образ:
Так
скряга, видя во сне
сундуки,
полные сапфиров и бриллиантов,
старается как можно больше набить ими
карманы.
И
просыпается без них,
Но
с улыбкой.
В этих строках автору удалось передать состояние
пробуждения, когда грань между бытием и явью неуловима. Герой рассказа
Достоевского "Сон смешного человека" признаётся: "...ну, пусть это был
только сон! Но ощущение любви этих невинных и прекрасных людей осталось во
мне
навеки, и я чувствую, что их любовь изливается на меня и теперь оттуда".
В стихотворении "Не адекватно" - сильное ощущение
звука:
Там голос Вечности пронзителен и
внятен,
и он единственный, кто адекватен.
Поэзии Пацаевой присуще
стремление
к ярким, выразительным, "акмеистским" образам. Путь многих классиков
"серебряного
века", в том числе акмеистов, через страдание, что наиболее свойственно
европейцу. Однако любое искусство, в
конечном счёте - от счастья, даже если речь о страдании, которое стихи
именно
преодолевают. При этом не следует отождествлять преодоление с
"сублимацией",
чем нередко грешат стихи совсем молодых стихотворцев, изливающих на всех
свои
юношеские печали. Главный источник творчества Татьяны - счастье, и в этом
его
ЗАКОНЧЕННОСТЬ и мудрость.
Настоящий поэт непременно создает религиозный текст, не в
смысле высокопарных теорий и напыщенно-возвышенных слов, а сущности - по
внутренней музыке и предельной строгости к себе. Не моралистики,
а именно строгости. Строгость - это то, как написаны,
скажем, у Рильке "Часослов" или что происходит с Кришнамурти
в его "Дневнике". Не каждому дано
прикоснуться к этим общим сакральным струнам, связывающим все Библии
воедино, они позванивают, не как феншуйчики,
купленные магазине сувениров, а как колокольчики, переплетённые невидимыми
нитями:
Чем
легче, тише и невнятней
я
заставлял звучать струну,
тем
звук, летевший в Тишину,
был
слаще, истинней, приятней.
Или:
На
стыке разума и тьмы
Есть
грань, где связь еще возможна,
Где
можно очень осторожно
Слагать
стихи и петь псалмы.
Там
можно петь, там жить нельзя...
И
предназначение поэта -
...
здесь, сегодня
не
то, чтоб петь, но подпевать,
разгадывать
и прославлять
оттенки
замысла Господня.
В
стихах Татьяны прослеживаются черты сходства с
полотнами Николая Рериха, наверное, тем, что в них нет места унылым
тонам, невыразительным краскам. Художник писал: "Через цвет звучит приказ
будущего. Всё серое, чёрное мрачное, туманное уже достаточно затемняло
человеческое сознание. Каждый должен снова подумать о ярких, блестящих
оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения". Здесь слово
"возрождение"
- с маленькой буквы, ибо знаменует Ренессанс не в искусстве, а в душе
человека.
Замечательная картина "Полунощная" воспроизводит свечение в Гималаях;
над
горами, гладью огромного озера полыхает ослепительно яркое сияние,
разноцветные
световые столбы вспыхивают и исчезают, словно северное сияние. И сразу
вспоминаются строки:
Славлю
Индию Духа, её океаны
омывают
и греют поверхность земли,
из
глубин их молчанья всплывающий Образ
затмевает
светила в небесной дали.
Это
- образ богини Лакшми, появляющейся из пены
молочного
океана, и одновременно рериховской Матери Мира,
окружённой "рекой жизни", обозначенной силуэтами светящихся рыбок, или
Держательницы Мира с заветным ларцом в руках. Она, Богиня-мать, "сегодня в
золотом", чтобы завтра надеть белоснежное зимнее сари и снова удивить и
восхитить мир чудом вечного Возвращения. ("С Новым годом - светом - краем
-
кровом!" - писала Марина Цветаева.)
В
книге, обложка которой украшена красивым цветком лотоса, можно встретить
словосочетания: "я увидел", "я искал..."
Эти
обороты помогают лучше передать состояние
певца, прикасающегося к "Тающим струнам". И хочется поднять взор
к "квартире
Бога" и внять совету автора:
Любите
небо, господа,
Абстрактное
и голубое,
Инвариантное собою,
Собою
полное всегда.
Проголосуйте за это произведение |