Проголосуйте за это произведение |
Режиссура Вавилонской башни
На Тверском бульваре год назад по весне, как каменный цветок, вырос особняк старинного вида - в аккурат к юбилею открылось кафе "Пушкин". Авторы проекта - Андрей Деллос и Александр Попов. Деллос - хозяин сети ресторанов, Попов - художник кино: начинал с Герасимовым, потом делал сериалы √ от "России молодой" до "Старых песен о главном" (да еще четыре американских картины, в том числе и "Петр Великий" - самый дорогой телефильм по меркам 80-х годов: 36 млн. долларов). Что сблизило столь разных людей и почему среди авторов проекта нет ни архитектора, ни дизайнера? Редактор нашего журнала Юрий Нечипоренко побеседовал с Александром Поповым и получил ответы на эти вопросы.
- То, чем вы занимаетесь, связано с дизайном?
- Для нас с Андреем Деллосом слова "дизайн" и "эффект" являются чуть не самыми ненавистными: ныне они изрядно дискредитированы - сплошь и рядом мы видим дизайн ради дизайна и эффект ради эффекта, - в таких интеръерах нет человека. Архитекторы стараются соригинальничать, чтобы посетители приходили от посещения ресторанов в шок, были ошеломлены необычными конструкциями и кунштюками, дизайнерскими выдумками. Но в такой ресторан посетитель не захочет идти в другой и третий раз - потому что все подобные эффекты быстро приедаются, а посетитель тянется туда, где уютно, где есть ощущение полноты жизни, где он ощущает спокойную радость - и никто не бросается на него со своими фокусами и не хочет ничего навязывать, "нагружать" своей гениальностью.
- Вы хотете, как поется в песне, ╚создать уют╩?
- Это третий наш с Андреем совместный проект, и каждый раз вначале мы сочиняем вместе драматургию, находим пути погружения посетителя в атмосферу, предлагаем ему игру: вжиться в ситуацию через гиперрельное положение вещей. И здесь мне помог опыт работы над большими постановочными фильмами, где ситуация также строилась "с нуля", все создавалось сызнова. Андрей выступает как режиссер: он задает обстоятельства, которые должны ввести посетителя в некое состояние, превратить вечер в ресторане в событие - сродни тому, чем является для театрала посещение любимого спектакля.
- В отличии от театра, в ресторане может раскрыться талант самого посетителя - его гедонизм, вкус, артистизм. В добавок к обычному ╚меню для желудка╩ Вы делаете ╚меню для глаза╩ в своем театре для гурманов?
- Мы стараемся быть далекими от театральщины. Мы строим не "потемкинскую деревню", а настоящее здание, целый дом, в который хочется прийти вновь и вновь. Первых два наших проекта - рестораны "Шинок" и "Ле Дюк" сейчас уже имеют постоянный круг посетителей.
- Я побывал в этих ресторанах √ и ощутил на собственной шкуре, что вы даете возможность посетителю перенестись в края своей мечты. Привлекательность этих мест связана в первую очередь с "режиссурой интеръера", по сути, вы вызываете с помощью интеръера у посетителя стойкую ностальгию: если "Шинок" связан с ностальгией по провинциальному, деревенскому быту, которая прочно живет среди горожан, то "Ле Дюк" - это ностальгия по рыцарской Европе с романтикой старых замков.
- Но наши интерьеры - не копии, не дешовые подделки: мы создаем пространство для того, чтобы вызвать целостное ощущение присутствия в том мире, куда хочет попасть посетитель.
- Да, в "Шинке" можно лицезреть живую лошадь, барашка и петуха, которые пасутся в деревенском дворе┘ Вы воссоздали тихий украинский вечер: там солнце опускается, меняются краски - чем не конструктивизм? Но эта иммитация не кичлива, - все подчинено решению художественной задачи. Ваши интерьеры можно сравнить с развернутыми в пространстве сказками, "визуальными мифами" - каждый помнит детские книжки с прелестными картинками, - и вы разворачиваете, раскрываете эти картинки перед зрителем, даете возможность их не только полистать √ потрогать.
- В кафе "Пушкин" мы шли от глубин того мифа, который у каждого из нас связан с Пушкиным. Ни в коем случае мы не хотели впадать в иллюстративность: у нас там нет ни одного портрета Натальи Николаевны или, скажем, Ганиибала. Пушкин архитектурно связан с садами лицея, с Петербургом, где он созревал - и в те времена там были итальянцы, которые делали вместе с русскими особое, петербургское барокко. Поэтому мы и выбрали для особняка "теплый" стиль барокко. Правда, перед этим изрядно поломали голову - пробовали разные варианты: пришлось, скажем, отказаться от московского ампира и классицизма, которые связаны сейчас, опять же подсознательно, с холодком музеев (купи билет, распрямь спину, знакомся с искусством!) или с официозом особняков (там - вахтер, чужих не пускают). Мы не хотели создавать ощущение барьера, который надо было бы психологически преодолевать посетителю. Решение пришло именно от назначения здания: кафе - это место, которое должно привлекать интерес, возбуждать любопытство. Мягкое барокко - стиль, который втягивает, это стиль контактый, открытый, гостеприимный
- В целом отличие нашей работы от труда архитекторов состоит в том, что мы работаем не с самим пространством, а с глазом человека - с тем, как это пространство воздействует на глаз посетителя. Нам нужно создать впечатление - для этого мы и выстраиваем интеръеры. Когда я делал декорации для фильмов, воздействие на глаз зрителя шло через объектив камеры: это нечто похожее. Любопытно, что недавно нашли и восстановили угломер, с помощью которого строили города и храмы на Руси. Оказалось, что в основании всех видов, которые наблюдает прохожий в уличной перспективе, лежат вполне определенные пропорции - по ним выстроен и Кремль. Мастера делали "на глазок", но глазок тот был вооружен инструментом - отсебятины никто не "порол".
Да, кафе устроено с изрядной долей фантазии. Первый этаж называется "аптека" - здесь на стойках бара расположились диковинные сосуды и реторты. Второй этаж √ библиотека: можно открыть шкаф, достать книгу (все - издания дореволюционные), полюбоваться на звезды в телескоп √ и чувствуется атмосфера домашней библиотеки Х1Х века. В преувеличенном, конечно, эдаком гулливерском масштабе. Третий этаж - антресоль, где можно рукой дотянуться до лепнины на потолке и рассмотреть вблизи картины "старых мастеров". Это кажется даже чрезмерным: а вдруг кто-то поцарапает картину? Наверху, на крыше расположено летнее кафе: здесь уже атмосфера прошлого соприкасается с нашим временем - можно полюбоваться на Пушкинскую площадь и Тверской бульвар. Все сделано так, что у человека не должно возникать сомнения, что это дом - подлинный. Вот сидит человек в ресторане, выпивает и закусывает √ как вдруг засомневается: начнет пальцем постукивать по ╚дубовым╩ панелям, ╚белокаменным╩ стенам. Настоящее
ли все, подлинное, всамделишнее? Можно ошалеть от этих вопросов √ тут засомневаешься не в одном кафе, а во всем мире, в котором мы живем┘ А улица, на которой дом стоит, и вся эта Москва √ правда или обман? По сути, мы имеем дело здесь с тончайшей мистификацией, визуальной мифологией того рода, которая интригует посетителя √ дает пищу его воображению.В подвале расположена лаборатория алхимика. Авторы проекта хотели, чтобы дом жил - и поэтому поселили в этом доме своего рода домового - потомка того самого аптекаря. Это продолжение игры: он может рассказать посетителям историю дома, ту самую легенду, которая здесь обрастает подробностями и свидетельствами, находит подтверждение в массе вещей. Через все этажи проходит лифт с позеленвшей от времени решеткой.
Забавно, что по мере работы пространство, на котором должны быть расположены подсобные и рабочие помещения, все ужималось. В целом для поваров и плит оказались выделены какие-то минимальные помещения: все - для посетителей. Уже после окончания строительства Александр Попов как-то написал записку, которую повара заключили в рамочку: "Ребята, такой хороший дом получился. Зачем здесь кухня?"
В кафе "Пушкин" Андрей Деллос и Александр Попов явили оригинальный подход в работе над проектами подобных заведений. Они не только показали свое понимание дизайна (не как композиции материалов в пространстве, а как организации мира, в котором есть место человеку) √ они создали, по сути, некое новое направление в искусстве √ жанр, который должен пробирать посетителя, захватывать целиком все его чувства, все органы - от глаза и пальца до носа и желудка. Любопытно, что это искусство выросло на ресторанном бизнесе √ этим-то оно напоминает древние мистерии, необходимым моментом которых было жертвоприношение √ и совместная трапеза... Уж на что кино √ синкретичный жанр, а кино-ресторан √ еще синкретичней: это то кино, в которое можно войти √ и оно само входит в вас до кишок! Остается ждать в этом жанре своего Станиславского, который с вилкой и ножом в руках и салфеткой на груди будет громко заявлять: ╚Верю!╩ или ╚Не верю!╩ поварам, художникам и официантам┘
Проголосуйте за это произведение |