Проголосуйте за это произведение |
Вот моя нога ступает на брусчатую
мостовую
Камергерского переулка. Цок-цок-цок, начинают отбивать каблучки. Нет, не мои
каблучки, а девушки, что идет рядом со мной. Наверное, тоже собирается
поступать в школу - студию МХТ. На прическу, которая похожа на стог сухого
сена, вылито литров пять лака, лицо замазано толстым слоем .штукатурки. -
красавица, в общем. Но сейчас мне не до нее, от осознания того, что меня
ожидает, дребезжу как плохо натянутая струна. Спотыкаюсь на брусчатку,
подкидывая тем самым еще одно полено в разгорающееся пламя моего нервозного
состояния. На мне идеально выглаженная белая рубашка и черные брюки (в таком
виде желательно приходить юношам на прослушивания в театральный институт).
Часы
на моей руке показывают 9 утра, а
начало
только в час дня. Сегодня придется понервничать...
Говорят, мол, первый тур самый сложный .
брехня, наверняка можно запороться
и на последнем экзамене. Делаю несколько сосредоточенных вдохов и выдохов,
чтобы успокоиться. Вдох-выдох, вдох-выдох . черт, не помогает! Слева и
справа
пестрят дорогие летние кафе, где лощеные дяденьки и тетеньки неторопливо
пьют
кофе и жуют круассаны. Да ну их, пусть дальше
жуют.
Даже по сторонам не буду смотреть. Не подумайте, что я мизантроп,
просто не выспался. На горизонте появляется ряд
широких коричневых скамеек, на которых, уныло уткнувшись в себя, сидят три человека. А где же школа-студия?
Слева от себя замечаю памятник какому-то жиденькому мужчине с дон-кихотовской
бородкой. Ой! Да это же Антон Палыч!
Пардон,
не признал. Значит школа-студия где-то рядом... Глупо повертев головой по
сторонам, наконец-то останавливаю свой взгляд на маленьком крылечке метрах в 10 от меня, слева от входа висит
скромная медная табличка, подхожу, читаю . .Школа-студия ВУЗ им. А.П. Чехова
и
Вл. Ив. Немировича-Данченко.. Ну, я и кретин!
Присматриваюсь к зданию получше. Наверное, оно
конца
19 века. Не могу даже описать все эти завитушки, карнизы, барельефы . мало
смыслю в архитектуре. Я хочу здесь учится! Да,
хочу!
Раскатал губушку, все хотят, а чего ты сюда пришел
вообще? Только не надо сейчас вот такие вопросы себе задавать. Хочу стать
актером, и точка!
Немного потоптавшись у входа, решаюсь
зайти
для того, чтобы записаться на прослушивание. На проходной сидит молодой
охранник, на бейдже которого крупными буквами
написано . РУСЛАН. Руслан взглядом голодной собаки пожирает книгу. Что-то
вроде
.Возвращение черной гадюки.. Ага, сейчас подойду к нему и скажу: .Слушай,
Руслик, клевая
у тебя книга! А кстати, не подскажешь, как поступить во
МХАТ?.
-Извините, а где нужно записываться на
прослушивания? - деловито спрашиваю я.
Не прерывая чтения детектива, который он
судорожно сжимает пальцами, Руслан автоматически опускает одну руку куда-то
под
стол, затем достает листок (это и есть список) и молча протягивает его мне.
Однако через секунду все же отрывает глаза от книжки, небрежно окидывает
меня
взглядом и добавляет: .Имя и фамилию пиши отчетливо.. В списке уже
шестьдесят человек.
Я шестьдесят первый. Не 13-ый, не 666-ый, а шестьдесят первый,
ха!
Медленно вывожу
на
листке бумаги . Пестерев Дмитрий
Александрович. От моей излишней старательности имя и фамилия получились
очень жирными, ну и хорошо, хоть этим выделюсь (а еще у меня корявый почерк,
безумно горжусь этим). Первый шаг сделан! Теперь несколько часов можно
подергать струны своей расстроенной психики.
Выхожу на улицу . там сидит уже семь
человек. Ничего, через час будет семьдесят, а потом еще больше. Сажусь и
начинаю думать, что сейчас делать: задаваться вопросом, какого фига я сюда
приперся, повторять свои стихи, прозу, басни или просто
курить и нервничать? Поработаем для начала над первым. Я занимался в
школьной
театральной студии пять лет, и это мне безумно нравилось . это первая
причина,
почему я здесь. Вторая причина... Да чего я пред собой оправдываюсь? Хочу и
все
тут! Хотя, согласен, в голове у меня каша, поэтому буду курить. Достаю
пачку.
Ой! Всего две сигареты, ну да ладно. С наслаждением прикуриваюсь,
жадно делаю первую затяжку, а затем сворачиваю губы трубочкой и медленно, со
смаком выдыхаю дым.
-Молодой человек, у вас сигареты не
будет? -
пробил меня необычно низкий женский голос, от которого я чуть не поперхнулся
дымом.
Поднимаю глаза. Ба! Передо мной стоит
девушка с распущенными волосами, загадочно поблескивающими глазками, острым
мышиным носиком и милой тоненькой улыбкой. Никакого тебе лака на волосах,
штукатурки на лице. Настоящая демоническая женщина. Для такой даже последней
сигареты не жалко. Мило улыбаясь ей в ответ, я говорю .пожалуйста. и
протягиваю
сигарету. Тут же ее лицо становится безразличным ко мне, она садится рядом и
уже сосредоточена на своей сигарете. Наверняка ее последней мыслью было:
.Какой
же глупенький мальчик.. Девушка с бездонным
взглядом загадочно смотрит куда-то вдаль и начинает неспеша
курить сигарету. Создается впечатление, что сейчас она одновременно думает о
том, как спасти заблудшие души человечества и каким образом постигнуть суть
вселенной. Стерва!
- А вы тоже во МХАТ поступаете? -
интеллигентно спросил я и покраснел, поняв всю нелепость
вопроса.
В тот же момент
на
меня, игриво поблескивая, покосился ее взгляд.
-Да, - многообещающе улыбнувшись,
ответила
она.
Ага! Значит, будем играть в .кошки .
мышки..
Хорошо!
И кто кошка, кто
мышка? Как ни странно, у нас завязывается разговор. Начали с вопроса, зачем
каждый из нас сюда пришел. Выяснилось, что ее зовут Саша, она из Нижнего
Новгорода, только что окончила школу, тоже занималась в театральной студии,
и в
голове у нее такая же каша, как и у меня. Продолжили почему-то обсуждением
моего репертуара. Я читаю монолог короля Лира, ну,
помните:
.Дуй, ветер! Дуй, пока не лопнут
щеки!
Лей, дождь, как из ведра и
затопи
Верхушки флюгеров и
колоколен!.
Помимо этого - .Мы еще повоюем. Тургенева и монолог Хлопуши
из поэмы .Пугачев. Сергея Есенина . амбициозный
репертуарчик, не так ли? Ну вот, она мне то же самое
сказала. Говорит:
- Вещи, конечно, хорошие, но, во-первых -
сложные, а во-вторых - сложные.
Ишь ты какая .
словами она играет. Намекаешь, что не по зубам, а ты зубы-то мои видала?
-Ну и что? Меня это нисколько не пугает.
Они
мне нравятся, и все тут! Чего боятся, если чувствую, что могу пропустить их
через себя, к тому же получаю необычайное удовольствие от их
прочтения.
- Ну, в общем, да. Если чувствуешь, что
твое, то надо именно это читать,- наставительно произнесла
она.
- А ты, небось,
Ахматову, Цветаеву читаешь? - ехидно улыбаясь, спросил
я.
В то же мгновение ее презрительный взгляд
пронзил меня длинной иглой. В яблочко, Дмитрий
Александрович!
- Да ты не обижайся, я пошутил...
- Чего мне обижаться... - мстительно
прищурив свои глазки, тихо сказала она.
Однако на этом наш разговор не прервался.
Не
помню, как, но я выправил нелепую ситуацию, и через минут двадцать она уже
читала мне ее собственные стихи. Оказывается, она еще и стихи пишет. Я, конечно, ничего не слушаю, лишь жадно смотрю в ее пылающие глаза. Вдруг
она
неожиданно встает и говорит: .Я сейчас. - и уходит куда-то за киоски,
стоявшие
неподалеку. Больше я ее не видел. Жаль. Как там у Высоцкого поется: .Обидно мне, досадно, но
ладно..
Тем временем у входа в школу-студию
столпилось человек триста. Все они пытаются как можно ближе подойти к
крыльцу,
т. к. скоро выйдет какая-нибудь обворожительная студентка-первокурсница и
своим
поставленным голосом начнет читать фамилии десяток, заходящих по очереди на
прослушивание. Все поступающие сливаются у меня в одну пестрящую, галдящую и
постоянно шевелящуюся массу. Слева доносятся громкие девичьи визги, справа под гитару еле слышно: .Муравейник живет,
кто-то лапку сломал . не в счет....- а рядом со мной стоит высокий брюнет в
обнимку с какой-то девицей и слащаво распевается.
Пойду-ка я, а то меня стошнит прямо на этого красавчика.
Решаю начинать просачиваться поближе к заветному крылечку. По разговорам в толпе узнаю, что курс
набирает Константин Райкин. Буду теперь знать, с кем иметь дело. Хотя что теперь это изменит? Время от
времени по Камергерскому проезжает машина какого-нибудь актера МХТ.
Под
шум абитуры, .бибиканье.
машины, беспомощные выкрики охранника: .Разойдитесь, Гоша Куценко
едет., толпа расступается и освобождает узенький проход машине. Из окна
.мерса. высовывается блестящая голова актера. Ноздри
Куценко мужественно распушаются, и раздается его сильный
голос с хрипотцой: .Всем удачи!. В ответ разносится одобрительный всеобщий
визг. Аш уши заложило. Ну, осталось немного. От
волнения внутри все начинает кипеть. И вот появляется она .
студентка-первокурсница! Первая десятка, вторая, затем третья, после
четвертая,
пятая и...
-Так, теперь заходит шестая десятка, -
почти
кричит студенточка. - Зверев!
- Я!
- Проходите!
- Карнимюк...!
- Карнилюк!!!
- Вы? Заходите, собираемся в
холле.
- Пестереев!
- Я! . кричу, нечаянно наступая при этом
кому-то на ногу. А когда подбираюсь к студентке, добавляю: .только я
ПЕСТЕРЕВ..
Хотя, ей, конечно, это безразлично.
Затем, когда десятка набирается, мы
гуськом
отправляемся за нашей студенточкой.
Перед этим в гардеробе по одному заполняем анкеты . ну, сколько там тебе
лет,
из какого города, что читать будешь и т.д. Почему-то этот небольшой гардероб
мне очень понравился. В углу стоит старый деревянный столик, на нем зеленая
настольная лампа, которая очень мягко и тепло светит. Вообще в
школе-студии уютная обстановка . все очень аккуратно, красиво, не
задиристо. Царит приятная рабочая тишина.
Начинаем подниматься по узкой, но удобной
лестнице неизвестно куда. На стенах в красивых лакированных рамочках висят
фотографии известных актеров - Евстигнеев, Юрский, Высоцкий. От такого
скопления фотографий мэтров становится не по себе, чувствуешь себя
червячком. А
возможно, страшно не от этого, а оттого, что понимаешь . осталось несколько
минут, и твоя судьба решена. И вдруг, что я вижу! Сверху к нам навстречу
спускается сам Табаков! На нем слегка мятый синий костюм и белая рубашка с
расстегнутой верхней пуговицей. Олег Палыч не
идет, а
плывет, словно кит. На его круглом лице печать умудренного опытом актера.
Мэтр!
Все начинают шептаться. Кажется, что сейчас все десять ребят быстренько
выстираются в рядок и хором бодренько по-пионерски
проскандируют: .Это кто у нас таков?! Олег Палыч
Табаков!.. Олег Табаков останавливается возле нас и размеренно с
достоинством,
тепло произносит: .Не волнуйтесь.. Мы с ошарашенными
глазами одобрительно киваем головами. Наконец поднимаемся на четвертый этаж,
поворачиваем налево, немного идем по коридору и подходим к заветной двери,
за
которой заканчивается прослушивание предыдущей десятки. За дверью творится
что-то ужасное:
- Хорошо... а теперь разозли
меня!
-Что? . недоуменно вылетает вопрос
парня.
-Ну, разозли меня,
блин!
В комнате и коридоре виснет напряженное
молчание.
-Да иди ты к черту, хмырь
лысый!!! Разозлите меня, видите ли!
Затем слышатся
быстрые уверенные шаги, после звук выплеснутой
воды. Потом суматоха, тишина и:
-Вот! Молодец! На третий тур его! .
сквозь
прыгающий хохот выдавливает из себя Райкин.- А остальные все свободны,
спасибо!
Комната
распахивается, выходит десять человек - одни растеряны, другие ржут, третьи
в
недоуменье. Лишь один из них . коренастый парень с аккуратно зачесанными
набок
волосами выходит с довольной улыбкой и дерзким взглядом. Напряжение во мне
нарастает, руки и ноги деревенеют, внутри все прыгает и скачет, лицо,
наверное,
сейчас похоже на кипящий чайник. Но отступать теперь некуда... а может ну
его,
МХТ этот, а? Чего!? Вперед, я сказал! Мы заходим.
Перед нами небольшая комната, где-то 15
на
15 метров, сбоку ряд стульев. У окна за столом сидят три режиссера. Слева
Константин Райкин, который только что начал успокаиваться от смеха, рядом с
ним
еще два преподавателя МХТ . один лысый с ехидным выражением лица и оскалом
вместо улыбки, а другой длинноволосый брюнет, своими щеками напоминающий
бульдога, обоих я не знаю. Тот, что с ехидным лицом, вытирает большим
платком
свое лицо и лысую голову от воды, при
этом одновременно впол голоса говорит что-то Константину Аркадьевичу и другому
режиссеру. Дослушав его, все вместе хохочут. Весь стол забрызган водой.
Так...значит, этот юноша вылил на голову этому лысому дяде
стакан
воды, оригинально... Но он ведь разозлил его! А смогу ли я что-нибудь эдакое выкинуть? Не знаю... Затем их лица серьезнеют, и
Райкин деловито говорит .Садитесь, ребята.. Мы присаживаемся. Всегда
почему-то
думал, что Константин Райкин в жизни очень темпераментный, искрометный и
смешной. А теперь вижу перед собой человека с серьезным и сосредоточенным
взглядом. Его большой широкий нос, лысая голова и .некрасивая. редина на передних зубах вызывают сейчас у меня
не
улыбку, а трепет. Передо мной сидит не какой-нибудь паяц, а человек, который
наверняка может быть и смешным и грустным, и омерзительным и притягательным.
Неприятно, наверное, когда люди мешают в одном котле воплощенные тобой
образы и
тебя самого. Ведь ты не просто эфемерное существо, надевающее маски. Чтобы
талантливо надеть эту маску, надо самому быть талантом и личностью. Многие
актеры растворяются в своих образах... а я не хочу, если, конечно, стану
актером. Ну, да прочь эти философствования, лучше настроюсь на то, что
сейчас
придется выложиться на сто процентов.
-Так, хорошо, ребята, - серьезно начинает
Райкин,- по очереди выходим в середину комнаты, говорим, кто вы, откуда,
сколько лет и что будем читать. Сразу даю вам совет, - деловито продолжает
он,-
читайте то, что у вас лучше получается, на ваш взгляд.
Первой выходит .девочка резиновая
улыбочка.
(так я ее окрестил). Дело в том, что до этого она казалась очень серьезной,
но
как только вышла читать, то тут же вылепила на своем личике резиновую
улыбку.
Всем было видно, что она в ужасе. Ее обалделые
глазки
говорили: . Боже мой, это же сам Райкин!!!.
-Ну, начинайте! . торжественно произнес
.ехидный. режиссер и доброжелательно оскалился.
-Меня зовут Кренделева
Екатерина, я из Москвы, мне 17 лет, - наверное, в школе ее обзывали
.крендель.,- для начала хотела бы прочитать стихотворение .Сорванный
цветок..
-А чей он? - заинтересованно спросил
Константин Аркадьевич.- А то что-то не припомню?
Улыбка с лица девушки сползла, и она с
достоинством сказала:
-Мое.
По комнате поползли
смешки.
-Но может для начала
прочтете, что-нибудь из .не своего.,- насмешливо смотря в глаза девушки,
произнес Райкин.
-Тогда Тэффи . .Демоническая
женщина..
О! Как по заказу! Знала, наверное, что
это
мой любимый рассказ Тэффи.
- Ну что ж, давайте нам демоническую
женщину, обреченно произнес Константин Райкин.
В ту же секунду девушка застрочила как из
пулемета. Никаких тебе .Мхатовских
пауз..
- .Демоническая женщина отличается от
женщины обыкновенной прежде всего манерой
одеваться.
Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге,
кольцо с
дыркой .для цианистого калия, который ей непременно пришлют в следующий
вторник....
Если бы у нее был пулемет, то все, кто
находятся в комнате, были бы уже мертвы десять раз.
-Хватит, - мягко остановил Константин
Аркадьевич.
Девушка удивилась.
-Садитесь, - ласково произнес педагог,
похожий на бульдога.
-А может, я еще...
-Не надо, садитесь, - обратился, словно
врач
к тяжелобольному, ехидно улыбаясь, лысый режиссер.
Девочка рухнула на стул. Следующим
вызвали
меня. Началось... Теперь я четко слышал биенье своего сердца.
-Зовут меня Дмитрий Пестерев, мне 18 лет,
я
из города Ижевска . уверенно и четко сказал я, при этом кое-как справляясь с
внутренним волнением. Казалось, что голова сейчас закружится и я упаду на
глазах у всех.
-Хорошо, Дима. А школу закончили в этом
году
или в прошлом? . Оценивающе спросил Райкин.
-В прошлом.
-Учитесь где-то или
нет?
-Нет, - теперь нет, т. к. две недели
назад
бросил свой исторический факультет к едрене фене.
Но
это Райкину вряд ли интересно.
- А чем занимались
год?
-Работал.
-Кем?
-Журналистом в
газете.
-У себя в Ижевске?
-Да.
Константин Аркадьевич одобрительно
покачал
головой. Правда, он не знает, что из газеты я тоже ушел, бросил ее все к той
же
едрене фене. Мои родители были весьма шокированы,
что
их многообещающий мальчик в одночасье бросил все и слинял в Москву, черт
знает
зачем. А только лишь сыночек знает
зачем, хе-хе!
-Ну, что читать
будете?
-Для начала хотел бы прочесть отрывок из
монолога короля Лира.
-Хорошо! . сказал Константин Райкин и тут
же
уставился мне в глаза, словно гипнотизер.
В моем распоряжении было не больше 5
секунд,
чтобы настроиться, иначе пауза получилась бы
затянутой. О том, что творилось у меня внутри, когда я настраивался,
рассказывать не буду, иначе исчезнет все ощущение волшебства. А потом я
начал...
.Дуй, ветер! Дуй, пока не лопнут
щеки!
Лей, дождь, как из ведра и
затопи
Верхушки флюгеров и
колоколен....
В общем, дослушали почти весь отрывок.
Затем
режиссеры немного пошептались, и педагог, похожий на бульдога,
сказал:
-Хорошо, Дим, а есть лирическое
что-нибудь?
Ну, противоположное тому, что сейчас читал, чтобы мы твой диапазон
видели.
-Есть, - Обрадовавшись тому, что мной
заинтересовались, произнес я. - Бунина могу почитать.
-Давай!
Я прочитал Бунина, потом басню .Лягушка и
вол. Крылова, по-моему, неудачно, а затем Есенина и
Тургенева.
Господа педагоги задумались. Когда
чувствуешь расположение, то даже читать приятно. Затем Райкин
начал:
-А есть что-нибудь жесткое
такое?
Интересно, а что для тебя жесткое? Но
умничать я не стал.
-Маяковский .
.НАТЕ.!
И понеслось,
.Через час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш
обрюзгший жир....
Ах, какое это удовольствие читать такое
стихотворение, обращаясь к именитым режиссерам, буа-ха-ха!
В итоге, удовлетворенные моим
выступлением
господа педагоги, уважительно попросили меня присесть. Я сел словно пьяный.
Остальных выступавших видел, но уже
не
слышал. Во мне все гудело от радости. А по постоянно косившимся на меня
взглядам то ребят, то режиссеров понял . сегодня мой день. Единственного из
десятки на второй тур прослушиваний пропустили только меня. Никогда еще я не
был так полон сил, в меня словно заново вдохнули жизнь. Затем была поездка
домой, т. к. второй тур ожидался только через месяц, подготовка нового
репертуара. Потом был второй, третий, четвертый тур, которые я тоже прошел.
После всего этого смотр у педагогов . вокал, пластика, дикция и т.д.
Экзамены
и... Именно в тот момент, когда я был
уверен на сто процентов, что я уже студент МХТ, произошло неожиданное
.
после экзамена по актерскому мастерству из двадцати оставшихся мальчиков (в
число которых я вошел), на курс взяли лишь девять. Я пролетел! Как вышел
после
экзамена, не помню, только четко помню, что в ушах звенело, словно ударили
веслом по голове. Все вокруг скользило и уносилось мимо меня куда-то прочь.
А
может, они что-то напутали, забыли внести меня в список? Нет... ты не
поступил!
Мир моих надежд рухнул. Потом были три дня тихого отчаяния, когда я с утра
до
вечера блуждал по Ботаническому саду и не мог ничего понять. Наверное, так
оно
и должно было случиться. А если мне это действительно надо, то я поеду туда
снова и снова. Пока не добьюсь своего.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|