Проголосуйте за это произведение |
Творческий союз, защищавший и профессиональные интересы писателей, то есть по сути свой сильный могучий профсоюз писатели сами же разменяли на партийные пустышки со статусом " общественных объединений " , которые гарантировать социальную защиту профессиональных интересов литераторов по определению не могут. Они, родимые, даже если и боролись, то друг с другом. За то ведь боролись, чтобы одним жилось хуже, чем другим. Но в конце концов плохо стало всем в России, кто еще занимается профессионально литературной деятельностью : что называется не дай тебе Бог заболеть, но и дожить до старости - ни больничных, не пенсий, хотя куда-то платишь налоги, а иногда и членские взносы, и за всю жизнь - всего довольно немало.
Собственность СП СССР - главная копилка трудов нашего писательства - разлетелась в пух и прах. Особняк на Поварской - последний кусок, за который писательские организации еще вели между собой борьбу, под видом идейной. Но вот вдруг право на это имущество было передано фонду Сергея Филатова - общественного деятеля, бывшего когда-то главой администрации бывшего президента Ельцина - тоже идейному, очевидно, объединению, представляющему интересы " демократической интеллигенции " . Это объединение повело себя очень понятным образом, как власть имущее : творческим союзам было предложено освободить занимаемую площадь или перейти на положение субарендаторов, то есть платить ему, фонду, некую дань, которую он сам же для них установит в зависимости от своего же собственного желания. То есть не понравишься или чем не угодишь, вполне возможно, что плата для тебя повысится. За свободу и независимость надо ведь платить, но если бы кто-то что-то мог платить! Общественные объединения не пашут, не сеют, не строят, то есть ничего не производят на свет Божий кроме своей независимости или борьбы, а единственный для них способ кормления в наше время - это сдать что-то доставшееся на дармовщинку в аренду, пусть даже себе подобным.
Я не знаю, как рассуждали наши государственные мужи, принимая такое судьбоносное решение... "Дом Ростовых" - это национальное достояние. Там место национальному государственному музею, посвященному всей русской литературе, потому что именно такую историю он в себя вмещает. Или место общенациональному литературному фонду, с хранилищем авторских рукописей, исследовательским и творческим центром, библиотекой - всем уникальным опытом, который есть в русской литературе. Пусть станет домом Литературы, если не получилось дома Писателей. Свой дом писатели осквернили и растащили по клочками. Не хватило их влияния даже на то, чтобы избавиться от шашлычной вони, которая завелась, когда один из писательских союзов, который нынче борзо дерет глотку за " нашу святыню " , сдал в аренду задворки какому-то ресторану, что почему-то и называется с тех пор " Литератор " . Пивные площадки полезли уже во двор - и летом, надо полагать, со двора "дома Ростовых" будет нести еще и пивной вонью. Вот эта вонь в таком месте называется, если кто не знает - " национальный позор " . Так же национальным позором называется и то, что позволили себе устроить уже сами писатели, то есть " творческая интеллигенция " , конечно, вкупе и c " демократической " . По совести, в "доме Ростовых" не место даже общественным организациям - ни фонду какой бы то ни было интеллигенции, ни тем более писательским союзам, которые населяют его сейчас как коммунальную квартиру. Масштаб их деятельности таков, что не требует ни таких в большинстве своем барских помещений, ни такой красоты и великолепия для осуществления представительских своих функций. Рядом куча иностранных посольств - и то гнездятся скромнее. К тому же это все осколки царства, разделившегося в себе : интеллигенции, узколобо осознавшей себя во вражде, " патриотической " и " демократической " , то есть не желающей по сути принадлежать к одному своему народу и одной своей культуре - просто быть русской. И они раздробятся еще не раз, эти осколки.
У фонда Сергея Филатова вроде бы уже есть, где работать. Относительно же писательских организаций - они должны получить взамен какие-то помещения в Москве для того, чтобы работать. Это и есть главный по-моему вопрос. Коммуналку в "доме Ростовых" нужно расселять, но и прочие " писательские " особняки также, на тех же основаниях, давая каждому из творческих союзов необходимое . То есть какие-то служебные помещения, не обязательно в центре Москвы, сопоставимые с задачами и масштабами реальной деятельности. Для этого государству в лице министерства культуры и Госкомимущества, раз решается такой двоякий вопрос, надо было б прежде всего провести своего рода ревизию деятельности этих творческих организаций : установить штат сотрудников и чем каждый из них занимается (то есть саму необходимость выделения служебных помещений и необходимую им же площадь), определить занимаются ли они вообще реально деятельностью, заявленной в их уставах, или таковая давно уже мнима, существует только на бумаге, а также самое главное - чьи интересы они представляют. Ведь происходит так, что Союз Российских Писателей, за которым тысячи и тысячи литераторов по всей России, множество лет ютится в комнатке кухонного типа, что-то около пятнадцати квадратных метров, в то время как кругом царствует Международное Писательское Сообщество, учредителями которого являются " писательские Союзы стран СНГ " , а реально состоят, вероятно, лишь сами же его начальники - несколько узбекских и таджикских классиков советской литературы, ну и автор нового российского Гимна.
Я не хочу вдаваться в юридическую казуистику. Я не знаю, что давало право нескольким литературным функционерам распоряжаться такой масштабной собственностью . Я не понимаю, на каком основание она же должна отойти к фонду, за которым стоит пока что лишь личность, то есть влияние и связи, его создателя. Если сшиблись связи да влияния различных кланов в борьбе за кормушку для самих себя, и один из них, более влиятельный, перетянул на свою сторону госчиновников - у меня нет вопросов, все понятно. Но если это государство так пыталось честно решить одну из своих проблем, то вопросов очень много.
У государства, если оно хоть как-то ответственно за происходящее в стране, есть такая вот большая проблема : его писатели своими склоками давно позорят Россию и раздирают уже ее на куски своей взаимной ненавистью, но при том оказались в таком социальном положении, которое само по себе позор не меньший и что порождает озлобленность на жизнь просто органическую. Ладно - молодые, здоровые, сильные, кто свой кусок хлеба всегда добудут. Но как же слабейшие ? Это и старики, и которые с плохим здоровьем и все, кто нуждается в помощи и защите ? Даже творческий стаж как трудовой для литераторов уже не зачитывается. Дождались вообще по-моему того, что уму не постижимо : литераторов массово толкнули на паперть к дому правительства - и это тем решением, которое было вроде как " государственным " и, вероятно, кем-то где-то продумывалось именно для того, чтобы " решить проблему ". C амое непостижимое : проблему, судя по всему, хотят решить без всякого хотя бы уж разговора с теми, чей это жизненный вопрос. У министра культуры Швыдкого много проходит разных совещаний о чем угодно - но проще оказалось пихнуть уже и всех митинговать, чем пригласить на разговор и выслушать, ведь было же известно из газет, кто и почему идет на этот шаг. Такого разговора не было - и даже приглашения к нему.
Сталин когда-то решил ту же самую проблему. Как решил, это мы знаем. Можно решить в том же духе : выделить из сонма нечто идейно близкое, вселить недвусмысленно в тот дом, что символизирует собой былое СП СССР - а всех остальных выставить на улицу, то есть по сути таким вот способом прекратить существование уже нескольких писательских организаций, ну и так далее, пока их не останется вовсе. Писательскими делами в демократической России начнет ведать некий фонд демократической интеллигенции : заниматься литературой как организацией, получая под эту свою деятельность государственные деньжата. Дальше опять же все известно. Если все так и хотят сделать - тогда я понимаю, почему Швыдкой допустил позорный митинг вместо того, чтобы всех собрать и спокойно поговорить о том, как же дальше жить.
А жить некуда. Союзы дробятся, принимают кого угодно : кое - где и за бутылку водки. С другой стороны, профессиональный статус поэтов, писателей, критиков выдыхается из государственных законов. Что-то вдохнуть в него пытаются тем путем, что раздают разные премии или организуются по такому же элитарному принципу в некие сообщества (пример - Академия Русской Современной Словесности), но это такие вдохи, которые уже без выдохов. Ясно, что это не для помощи другим делается, а чтобы легче стало в конечном счете только себе : добывать гранты, скажем, усиливать свое влияние в литературе. Да и это есть лишь в Москве - а в России литературное дело обрекает людей талантливых на полное прозябание, где таланты не вспыхивать будут, а гаснуть и гаснуть... И мы окажемся в такой вот тьме.
Нужен профсоюз. Без него никогда и не появятся на свет законы в защиту прав литераторов. Собрать творческие союзы, то есть нынешние " общественные объединения " в нечто подобное, по-моему, невозможно. Хотя и нужно бы дать последний шанс. Если откажутся собраться в единое-целое и заняться нормальной профсоюзной деятельностью : тогда не только выселить тотально всех и вся из занимаемых ныне особняков, но и лешить какой бы то ни было государственной поддержки.
Хотят быть партиями - пусть живут по законам о партиях, пусть им за каждого члена что-то начисляют, как это сейчас решают для партий сделать : ну и прекрасно, поставить надо уже окончательно на положение партий, раз так хотят. А всем творческим людям однозначно дать понять : пойдете к ним, в эти союзы - вступите в партию, получите право на участие в политической борьбе, и все. А если вы профессионалы своего дела и вас интересует защита ваших профессиональных прав - вступайте в профсоюз. Пусть принимает тех, кто занимается литературной деятельностью, профсоюз работников культуры. Литфонды нынешние со всем что осталось - в копилку этого профсоюза и под государственный на этот уж раз контроль как взнос. Даже создавать не надо отдельного ничего. Трудовой стаж должен зачитываться, начиная с профессиональных публикаций. Пусть они учитываются каким-нибудь образом, с учетом, какой имеет место труд. В балете выходят на пенсию - имеют право и как-то это все для них рассчитали. Рассчитайте и для литераторов : что, за сколько и когда - это тоже труженики, а не тунеядцы.
Организовать литературу в творческом смысле профсоюз, конечно, уже не сможет - но союзы нынешние не могут и подавно. Творческая организация нашей литературы должна стать хотя бы такой : открытое и равноправное c оревнование творческих замыслов, проектов на соискание государственной помощи в том, что государство считает важным и нужным в области литературы. То есть где оно хочет и может обозначить некий национальный интерес и делает для творческих людей или организаций как бы заказ - пусть это будет букварь в стихах или роман о жизни о совремнной Чукотки. Кто не хочет участвовать в такой организации литературы - могут делать, что хотят другое, только изыскивать уже сами средства и возможности, будь это журнал, издательство, отдельно взятый автор или творческий союз. Но такое должно быть, чтобы каждый профессиональный литератор в России имел бы шанс хоть что-то заработать и прожить, защищенный при том в своих правах всячески законом и получая ту помощь, на которую вправе каждый рассчитывать, кто трудится : и помощь, и отдых, и защиту - все заслуженное, за что и сам сделал трудом свой взнос.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|