Проголосуйте за это произведение |
Очередь дошла и до России
(Из журнала "Книжки недели", август 1894 года)
"Revue des Revues", обозревая в своих последних книжках положение журналистики и журналистов в различных странах, приходит к неутешительным выводам. Несмотря на возрастание повсюду влияния печати и общего числа читателей, серьезные журналы везде, за исключением России читаются все меньше и меньше и постепенно исчезают или принимают легковесный характер, чтобы успешнее конкурировать с растущими как грибы иллюстрированными журналами, наполняемыми сенсационными романами или фельетонными статьями. Так "Revue des Deux Mondes", считавший когда-то своих подписчиков сотнями тысяч, теперь едва насчитывает их двадцать тысяч. Наследство его поделено между несколькими журналами, из которых ни один, не исключая наиболее популярного из них "Nouvelle Revue", не может похвастаться и половиной такого числа подписчиков, какое имел в былое время "Revue des Deux Mondes". Французский язык заметно вытесняется у иностранцев английским; но в деле журналистики и в Англии более солидные и дорогие журналы подрываются дешевыми "магазинами", преимущественно иллюстрированными. Наиболее распространенный из солидных журналов "Nineteenth Centure" печатается всего в двенадцать тысяч экземпляров, между тем как иллюстрированный "Shrand Magazine", существующий всего два-три года, выходит уже тремястами тысячами экземпляров. Приблизительно так же преуспевает и пустенький "Idler". При этом половина английской периодической печати монополизирована в руках трех-четырех крупных издательских фирм, убивающих почти всякую конкуренцию. Дело дошло до того, что иные журналы объявляют премию тому, кто принесет им наибольшее число обещаний купить их журнал в розничной продаже; а редакция журнала "Tit-Bits" обещала в премию дом в любом месте тому, кто принесет ей наиболее интересную повесть. Дом приобрел простой солдат, а "Tit-Bits", благодаря подобным ухищрениям, выходит теперь тиражем триста тысяч экземпляров. Заметим, кстати, что в Англии, как и в Америке, журналы держатся только розничной продажей; подписка же на них идет все слабее и слабее, так что иные даже не выставляют подписной цены. В Америке иллюстрированные "магазины" также убивают солидные журналы, исключая "North American Review" , который продолжает сохранять свой престиж. Но американские "магазины" много лучше английских и вполне заслуживают название художественных. Лучший из них "Century Magazine" выходит тиражем пятьсот тысяч экземпляров и приносит около двух миллионов рублей чистого дохода. В тех и других женщины составляют три четверти общего числа сотрудников, довольствуясь сравнительно невысокой платой. Но громким именам платится огромный гонорар. Так Гладстон и Солсбери получали за свои статьи до двадцати тысяч рублей.
Большие немецкие журналы так же вытесняются мелкими "семейными", вроде "Gartanlaube", и положение сотрудников их незавидно. Успех солидных журналов далеко не отвечает добросовестности, с какой они ведутся. В Италии и Испании дело обстоит еще хуже. В Италии прочно держится только "Nuova Antalogia" да и то лишь благодаря подписке ведомств, подчиненных министерству народного просвещения. В Испании из серьезных журналов пользуется успехом одна "Rivista Moderna", благодаря постоянному сотрудничеству Кастлера.
...
В настоящее время решающим элементом в существовании газеты или журнала служат объявления. Даже лондонский "Times" не мог бы существовать без них, так как он печатается всего тиражем девяносто тысяч экземпляров, а бюджет расходов его превосходит бюджет иного немецкого княжества.Во французских газетах объявлений печатается мало, и от этого французская газета, выходящая даже тиражем сто тысяч экземпляров , едва сводит концы с концами, Но недостаток настоящих объявлений породил во Франции вредный обычай оплачиваемых рекламных статей и чрезмерно развил финансовую публицистику, так много содействовшую панамскому скандалу. Удивительно, что, несмотря на бедственное положение массы французских литераторов, число газет все растет и растет. Это вызывается, вероятно, массой безработных журналистов, старающихся, конечно, создать себе работу. В одном Париже издается теперь 2385 газет, на девяносто восемь больше, чем в прошлом году. Но это не означает, что число читателей увеличилось: их только убавилось у других изданий. Беднеют журналы, беднеют и сотрудники их, и пожалуй, недалеко то время, когда в европейской печати будут писать, как былое время в России, только люди обеспеченные, и не ради гонорара, а ради славы.
═
Подготовил А.Саломатов
═