Проголосуйте за это произведение |
Савва Великолепный
Имя Саввы Ивановича Мамонтова широко известно. Трудно найти человека, который бы ничего не слышал о частной мамонтовской опере, об абрамцевской керамической мастерской, о содружестве художников, объединяющим центром которого был " Савва Великолепный " (так его за глаза звали в этом кругу). Но меценат заслонил практического деятеля. Далеко не каждый ответит на вопрос: каков вклад Мамонтова в промышленный прогресс России?
Старинный купеческий род Мамонтовых известен с XVIII века. В конце 1840-х годов отец " Саввы Великолепного " И.Ф.Мамонтов переселился из Сибири в Москву и уже в 1853 году стал почетным гражданином " второй столицы " России. Он построил одну из первых русских железных дорог - Троицкую, соединившую Москву с Сергиевым Посадом (1860 - 1862 гг.). С железнодорожным строительством всю жизнь был связан его четвертый сын Савва, возглавивший после смерти отца семейное предприятие. Выходец из другой знаменитой купеческой семьи К.С.Станиславский писал в своей книге " Моя жизнь в искусстве ": " Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом " . Донецкая железная дорога была построена в 1882 году, Вологодско-Архангельская - в 1897 году. С.И.Мамонтов состоял председателем правления Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги.
Одна из сторон деятельности Саввы Мамонтова, которая связана с культурой. Он любил вспоминать, что в юности участвовал в любительском представлении " Грозы " А.Н.Островского в роли Кудряша, а сам великий драматург в том же спектакле исполнял роль Дикого. Пожалуй, Мамонтов как никто другой подтверждает мнение, что меценат - несостоявшийся художник. В душе он всю жизнь оставался музыкантом и художником. Свой досуг железнодорожный магнат отдавал сочинению опер и скульптурной миниатюре - майолтке. Мамонтов создал Частную русскую оперу, однако, совсем не для того, чтобы воплощать собственные произведения. Им он отводил место исключительно на домашней сцене в Абрамцеве. Принято считать, что главной заслугой " мамонтовской " оперы было открытие Ф.И. Шаляпина. Но не менее значительно то, что антрепренер сделал художника полноправным участником спектакля. Именно с этого времени появилось само понятие " театрального художника " . Действительно, для постановки " Снегурочки " Римского-Корсакова В.М. Васнецов нарисовал знаменитую серию набросков костюмов и декораций. Именно на спектаклях оперы впервые выявилось выдающееся дарование К.А. Коровина как декоратора.
Русская опера впервые прозвучала как великое искусство на " мамонтовской " сцене. После грандиозного успеха Шаляпина в роли Бориса Годунова гениальное творение Мусоргского завоевало Европу (а ведь ранее выдающиеся достоинства произведений Мусоргского признавались далеко не всеми в музыкальных кругах). Столь же громадный успех сопутствовал постановкам опер Римского-Корсакова: " Садко ", " Псковитянка ", " Царская невеста ", " Сказка о царе Салтане " . Неутомимый меценат пробудил творческую энергию композитора и заставил его поверить в свои силы.
В 1870 году Мамонтов купил у дочери знаменитого писателя С.Т.Аксакова имение Абрамцева (около Сергиева Посада). Он превратил эту усадьбу в своеобразную колонию художников и музыкантов. Трудно найти какое-нибудь громкое имя из мира искусства того времени, в чьей биографии так или иначе не мелькнуло бы знаменитое " мамонтовское гнездо " . У одних это было случайным эпизодом в жизни, другие были привязаны к Абрамцеву " всерьез и надолго " . Среди первых - Крамской, братья Рубинштейны, Чайковский. Вторых целое созвездие: Репин, Серов, Поленов, Коровин, Врубель. Очень быстро Абрамцево стало одним из центров творческой жизни России.
Всеевропейскую известность приобрели изделия керамической мастерской Абрамцева - знаменитые майолики. Эта мастерская была любимым детищем Мамонтова, в которой он сам проводил много времени, всецело отдаваясь созданию хрупкой скульптуры. Современникам казалось, что " открыто новое искусство " . Душой дела был Врубель, чутким покровителем которого был меценат (по словам литератора Амфитеатрова он с Врубелем " возился как мать с новорожденным " ). И это продолжалось до того времени, пока над Мамонтовым не разразилась катастрофа.
Мамонтов никогда не собирался отходить от деловой активности. В начале 1890-х годов он начал осуществлять грандиозный замысел, создавая конгломерат промышленности и транспорта. Конгломерат объединял упомянутые железные дороги и взятые в аренду у казны и модернизированные крупные предприятия: Невский судостроительный и механический завод в Петербурге и Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Однако вовремя погасить взятые ссуды не удалось. Среди кредиторов был могущественный Петербургский международный коммерческий банк. В результате Мамонтов был объявлен банкротом, арестован, имущество было описано. В июне 1900 года суд присяжных не нашел в действиях Мамонтова злого умысла. Он был оправдан. Точные обстоятельства дела до сих пор остаются невыясненными, но, по-видимому, Мамонтов просто стал козлом отпущения. Возглавляемое С.Ю. Витте правительство всеми силами стремилось прибрать к рукам частные железные дороги.
Крах Мамонтова был связан не только с тем, что он взял на себя непосильную финансовую ношу. Как писал современник, " он был разорен и опозорен главным образом за свое отступничество от традиций московского купечества " . Не будь Мамонтов белой вороной в среде финансовых тузов и железнодорожных магнатов, он, конечно, нашел бы у них поддержку, избежав скандала и бесчестия.
В связи со сложившимися обстоятельствами Керамическая мастерская была переведена из Абрамцева в Москву и расположилась рядом с маленьким деревянным домом по Бутырскому проезду. Здесь провел свои последние годы разоренный и опозоренный меценат. Официальной владелицей мастерской была его дочь Александра. В этом крошечном помещении были выполнены самые прославленные творения " нового искусства " , в том числе панно " Принцесса Греза " (по картине Врубеля), украшающее фасад гостиницы " Метрополь ".
В истории народа навсегда сохранится память об известнейшем российском промышленнике и меценате, покровителе знаменитых деятелей русского искусства, основателе частной русской оперы, а также создателе в 1970-90-х гг. важнейшего центра русской художественной жизни. Здесь работали: В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.Д. и Е.Д. Поленовы, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, М.В. Нестеров и др.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|