Проголосуйте за это произведение |
Искания и
Размышления
15 августа 2020 года
У каждого большого художника слова и у
каждого большого мыслителя, у каждого настоящего творца и в известном смысле
у
каждого человека вообще есть своя заветная идея пронизывающая не только все
его
творчество, но и все его существование, всю его жизнь как
личности.
Эта заветная идея-переживание
выражающая
саму сущность человека - то скрыто то явно присутствует во всем им созданном
и
одухотворяет собой всю его жизнь.
У Ницше это - безграничная сила и
свобода, не знающая преград …
У Достоевского - это всепоглощающее и
«больное» чувство жестокости мира, приносящее и муки и наслаждение (да и
наслаждение!) одновременно…
У Гоголя - мир страшного колдовского
смеха, в который затягиваются люди и жизнь неумолимо и властно, мир «смешных
чудовищ», похожих конечно же на реалистических и фантастических одновременно
героев «Мертвых душ»…
У Пушкина - простая и таинственная
незамутненная
радость жизни, в которой все прекрасно, даже боль, слезы и нестерпимые
муки…
И так у каждого настоящего
художника и
у каждого большого творца…
У них у всех есть непременно
«стержень» творчества, вокруг которого кружится все ими созданное… И этот «стержень» на самом деле обычно
очень
прост и ясен… Только его надо - разгадать.
Потому казалось бы большой художник мог
бы
и не писать так уж много незабываемых произведений, а сказать честно всего
несколько своих «главных слов» - и все было бы с ним понятно… С ним самим и
с
его вкладом в копилку мировой и национальной
культуры.
Собственно это и имел в виду
прямой
и прозорливый Бердяев когда писал о Владимире Соловьеве, что в своих больших
трудах Соловье себя не раскрывал а прикрывал и что искать настоящего Соловьева надо в
маленьких
его эссе заметках и на вид случайных статьях…
О
том же писал и Розанов в отношении Вл.
Соловьева.
Но Вл. Соловьев - это
откровенный
случай когда большие труды философа и
мыслителя если называть вещи своими именами - глубоко неискренни и потому
лишены духовной подлинности…
А есть в мире творчества и
много
«промежуточных» так сказать ситуаций когда все намного
сложнее…
Вместе с тем во всем что являет
нам
жизнь людей и общества есть непременно какое-то не отрицаемое духовное
«дно», к
которому сводятся все проявления жизни человека и его души и все его
творческие
взлеты…
Вспомним для примера творчество
Блока… Это - апофеоз «буйного ветра» жизни и безумно красивой «гибели»… Весь Блок как личность и как великий Поэт
России укладывается в это.
И «гибель России» Блок в
конце
концов и воспел в страшной и чарующей одновременно, захватывающей и
гнетущей
кровавым торжеством «гибели и свободы» поэме «Двенадцать» - достойном
финале
великого и отчаянного на самом деле творчества
Блока-поэта.
Конечно если бы каждый из
больших
художников и мыслителей-философов сказал бы одно только свое «заветное
слово» -
кто бы ему поверил, кто бы его услышал…
Художнику и мыслителю приходится
писать много и писать порой долго и трудно… чтобы заставить себя слушать,
чтобы
его заветные идеи увидели и поняли люди…
Совсем другое мы видим в мире
социальном, в мире общественного устройства и тех людей которые многое в
нем
определяют по своему положению в обществе - эти люди себя и свою сущность,
свои
«заветные идеи» всегда скрывают, держат «под замком» и
таят…
Хотя ими всегда на самом деле
всегда
скрыто руководствуются и их именно в реальности и воплощают в жизнь
общества….
Так весь Сталин - это власть без
границ и без любых представлений о справедливости морали и
совести…
Сталин - это олицетворение власти «как таковой», власти над всем что
есть в мире - над настоящим, прошлым и будущим… Над людьми, над природой, и
потенциально и над всем Космосом и Вселенной… Надо всем простирается или
хочет
простираться власть, власть,
власть…
Ленин - это прежде всего
ненависть
к прошлому … К любому прошлому.
Счастливое будущее и только
будущее
- это идол Ленина.
Причем это будущее Ленин хотел
создать
по каким-то бесконечно примитивным схемам и бухгалтерским расчетам
(вспомним
убогие поздние статейки Ленина «Как нам реорганизовать Рабкин»
и пр.)
Лидер СССР в последние
десятилетия
его существованеия, Леонид Брежнев - это своего рода «поэт самозабвенного
безделья»,
Обломов «на троне», забывший обо всем кроме нехитрых своих будничных земных
радостей и удовольствий…
Когда человек живет на свете
он
совершает множество разных поступков и его окружает множество разных
событий…
Но во всем этом - в любых
его
затрагивающих событиях и в любых его поступках - всегда просвечивает
сущность
человека, будь он гением или заурядным
обывателем…
Мне доводилось например
нередко встречать
людей человеческой сущностью которых являлось безграничное хвастовство и
самодовольство - каждое их слово и каждый их поступок с детства до глубокой
старости буквально дышали
безудержным
хвастовством и самодовольством….
И что интересно -
окружающие их
люди этой бушующей стихии
хвастовства и
самодовольства обычно бессознательно
покорялись…
Человек создает вокруг
себя
в жизни своего рода энергетический поток - поток добра поток зла… поток
бушующей
страсти… или поток бескорыстной нежной любви…
Вот Сергей Есенин -
«московский хулиган» в последние годы своей жизни - это Человек-Любовь не
нашедший приюта в «стране бушующих революций»… И поэтому
погибший…
Лучше Есенина писать о
любви
- к женщине, к родине, к жизни вообще - никто в России не умел и не умеет
- до
сих пор…
Гений Любви..
Да это так… Потому и
любит
Есенина русский народ безумно до сих пор - ведь никогда в России на самом
деле настоящей
Любви никому не хватало…
Можно много писать,
можно
много говорить… Это привлекает внимание окружающих людей и
общества…
Ну вот сколько
написал
Александр Дюма - 193 тома кажется…
А
что мы помним из им написанного и что по настоящему любим? - «Три
мушкетера»…
Грибоедов написал
всего
одну замечательную «комедию» - «Горе о ума»…. А после Пушкина он - второй
гений
этой славной эпохи нашей русской литературы и культуры, чтимый и чтимый до
сих
пор… И заслуженно!
Наш всеми уважаемый в
недавнем
прошлом да и ныне академик Д.С. Лихачев рядом с которым и мне довелось
тридцать
лет трудиться как его младшему товарищу
в Пушкинском Доме Российской Академии Наук мог бы и не писать
бесчисленных своих статей об охране памятников культуры в поздние годы
своей
долгой жизни ….
Дмитрий Сергеевич и сам был
- «живой памятью» о прошлом России… Только
Памятью быть может… Но все таки и великой Памятью при этом…
И не надо думать что «заветные
идеи» творцов культуры - это некие их «роли» в обществе… Отнюдь
нет.
Это их сущности… И не только на
уровне психики и чувств.
Скажем эпоха «шестидесятников»
в
СССР - времен конца 1950-х и начала 1960-х годов, времен Хрущева - это эпоха наивных общественных
надежд
и пустой при всем своем
«чистосердечии» восторженной
болтовни о грядущем
коммунизме…
И конечно провозвестники этой эпохи - пустые
болтуны в
русской поэзии Вознесенский и Евтушенко…
Крикливым и трусливым
одновременно
«шестидесятникам» к 1970-ым годам успешно заткнули рот - и восторжествовала
как
и следовало ожидать «поэзия мещанства» во главе с главным своим выразителем
Александром Кушнером…
Все стали мещанами сидящими
«в
своем углу»… И об этом им сладкозвучно пел и поет до сих пор престарелый
уже
господин Кушнер…
Ведь мещанство -
неистребимо.
Оно торжествует на любых развалинах -
культуры, личной жизни, поэзии, справедливости…
Суть мещанства - погружение в маленький мирок «личного
счастья» при котором весь большой окружающий мир теряет какой-либо смысл и
значение…
Так вот нам в России такого
уродливого личного счастья - не нужно…
Мы обойдемся той
реальностью
которая исторически сложилась в нашей стране и не будем ее презирать и
ненавидеть какой бы несовершенной она ни была или ни
казалась.
Россия - великая страна.
И
страна великой культуры.
Лично я прожил в России
всю
свою жизнь и не жалею об этом - великая страна каких мало на
свете…
СВЕДЕНИЯ
ОБ
АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде (
Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный
критик, эссеист и поэт. Доктор
филологических наук и кандидат исторических наук.
С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской
Литературы) Российской Академии
Наук.
Автор большого числа работ по истории
русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой
заметный след в истории русской
культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель».
1990; В. В. Розанов Эстетика
свободы.
СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин»
2008; Антирационализм
в
художественно-философском творчестве
основателя русского
славянофильства В. В. Киреевского. СПБ.
2009.
Публиковал произведения разных
жанров во
многих ведущих российских литературных журналах -
«Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в
парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском
самиздате - в ленинградском
самиздатском
журнале «Часы» 1980-е годы. В годы
горбачевской «Перестройки» был
допущен и
в официальную советскую печать.
Входил
как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО
ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах
«Семь
искусств» (Ганновер), в
петербургском «НОВОМ
ЖУРНАЛЕ»,
альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и
эмигрантских газетах.
После
долгого перерыва вернулся в поэзию в
2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии
и Германии, Польши и
Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ»,
«Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,
«ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС»,
«АРТ»,
«ЧАЙКА» (США, «АРГАМАК», «КУБАНЬ»,
«НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), «
ДЕТИ
РА», «ЮНОСТЬ», «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН),
«ГРАФИТ», «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ»
(ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ), «СИБИРСКИЙ
ПАРНАС», «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
(ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ
СВЕТ, «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ
КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,
«ДЕНЬ И
НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ
ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях
«Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ
ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ»,
«КАМЕРТОН», «АРТБУХТА»,
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ
СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,
«ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова»
и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ
ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ»,
«ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД
ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД
БИЙЕЙ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ»
(ГЕРМАНИЯ) , «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ
НОВГОРОД)
, «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ»,
«ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,
«ЛИКБЕЗ»
(ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ
РУНО», в сборнике посвященном
150-летию
со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ (К 125-летию М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к
125-летию со дня рождения Владимира Маяковского) и в целом ряде
других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом
ряда
поэтических премий – премии «Поэт
года»,
«Наследие» и др. Является автором более 13-ти тысяч
поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой
поэзии. Стихи переводились на несколько
европейских языков. Живет в
Санкт-Петербурге.
Проголосуйте за это произведение |