Проголосуйте за это произведение |
Сомнения и Споры
30 июня 2023 года
У
одного отечественного культуролога советских времен я в свое время нашел
очень
позабавившее меня «жизнеутверждающее» (по замыслу) высказывание - вот мол как велика «премудрость» живой природы: еще
задолго
до появления человека у муравьев и
пчел
мы видим победоносные «прорывы в цивилизацию» и развитое «общественное
устройство»…
Да уж действительно…. муравьиные и
пчелиные «прорывы в цивилизацию» конечно впечатляли «трудового» советского
человека,
тщетно строившего несбыточный коммунизм.
Мне хотелось помнится сразу же
рассмеяться при чтении этих наивных и восторженных пассажей «прогрессивного»
советского культуролога, но…
Я представил себе муравья - вот он
бежит по своей муравьиной тропе, выполняет «задание природы»… И что он
чувствует? (если позволительно говорить о чувствах применительно к муравью у которого нервная система как свидетельствует
биология - очень простенькая если не
простейшая).
Так вот если позволительно
говорить о муравьиных чувствах, то ощущает муравей одно огромное
всепоглощающее
«надо» - надо бежать, надо ловить жука, надо парализовать его и тащить в
муравейник… надо, надо, надо…
В жизни муравья - одна
сплошная
необходимость, одно исчерпывающее все его существование, приказывающее ему
что
делать и как поступать великое и непобедимое «надо».
Свободы муравей конечно не
знает ни в чем и никогда.
Свобода - нечто запредельное
для него и совершенно непонятное и
недоступное.
Как и для советского
человека
прежних времен...
Но без свободы нет ни культуры ни
цивилизации.
Этого упомянутый советский
культуролог конечно не понял поскольку и сам жил в обществе тотальной
несвободы
- среди бесконечных запретов,
- указаний и
приказаний, которым советское общество являлось пожалуй в «идеальном»
- виде.
Муравей подчиняется только
инстинктам…
Советский человек подчинялся
только
указаниям и приказам «мудрого советского руководства»…
Оба они свободы не
знали.
И по этой же причине подлинной цивилизации
и
культуре советское общество было и чуждо и
враждебно.
Сейчас в
моде романтическая ностальгия по СССР с его «братством народов», с
характерной
для советской эпохи предсказуемостью жизни и судьбы простого человека и его
защищенностью от серьезных социальных потрясений при всей (тоже очевидной)
позорной
бедности, невыразительности и реальном убожестве его
жизни…
Людям в России (да и во всем мире тоже) надоело
вопиющее неравенство, надоели «хищники» капитализма, надоела незащищенность
бедного и среднего человека…
Но когда человек слышит одни
приказания (инстинкта или начальства, чувства долга или чего-то еще) - он
просто муравей…. Большой муравей на двух ногах… И больше
ничего.
У человека чтобы он стал
человеком «по настоящему» (а не одним из представителей животного царства)
непременно должна быть свобода выбора - как поступить, что делать, куда
идти, к
чему стремиться…
Причем это свобода должна
корениться в самом сознании человека, в глубинах его души и сокровенных
тайниках его сердца, в самой природе его желаний, симпатий и антипатий, а не
в
одних лишь его внешних действиях - уехал как и хотел жить в столицу или на
заработки за границу, устроился чиновником на престижную должность и
пр.
И чем больше в обществе
любого рода обрядов, ритуалов, писаных и неписаных правил и обязанностей -
тем
меньше в этом обществе свободы и творчества, тем более оно архаично и
примитивно, носит застывший характер и неспособно ни к какому
развитию.
Пышные церемонии,
обряды,
различного рода таинственные религиозные «священнодействия» заменяют в
примитивном обществе свободную жизнь.
В тех странах где
всегда
тепло и есть возможность преспокойно заниматься «охотой и собирательством»
без
больших усилий очень часто вся жизнь
людей - бесконечная череда то веселых то печальных
но
непременно торжественных и «священных» церемоний и обрядов….
А само подобное
общество -
нередко и до сих пор остается первобытным.
Но только там где
есть
Свобода - существует и Развитие и Творчество.
Это нельзя забывать
никому
в современном мире.
И конечно это нельзя забывать нам в
России
с нашим печальным историческим опытом
создания общества тотальной несвободы, оказавшегося не только не
способным к длительному (более 100 лет хотя бы) и последовательному саморазвитию, но и
обреченным на разложение и полный самораспад, на руинах которого и
появилась
нынешняя Россия…
Более или менее
свободная
сейчас страна… Что бы там наши «злопыхатели» теперь о России порой
ни
говорили..-
СВЕДЕНИЯ
ОБ
АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде (
Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный
критик, эссеист и поэт. Доктор
филологических наук и кандидат исторических наук.
С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской
Литературы) Российской Академии
Наук.
Автор большого числа работ по истории
русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой
заметный след в истории русской
культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель».
1990; В. В. Розанов Эстетика
свободы.
СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин»
2008; Антирационализм
в
художественно-философском творчестве
основателя русского
славянофильства В. В. Киреевского. СПБ.
2009.
Публиковал произведения разных
жанров во
многих ведущих российских литературных журналах -
«Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в
парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском
самиздате - в ленинградском
самиздатском
журнале «Часы» 1980-е годы. В годы
горбачевской «Перестройки» был
допущен и
в официальную советскую печать.
Входил как поэт в
«АНТОЛОГИЮ
РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах
«Семь
искусств» (Ганновер), в
петербургском «НОВОМ
ЖУРНАЛЕ»,
альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и
эмигрантских газетах.
После
долгого перерыва вернулся в поэзию
в
2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии
и Германии, Польши и
Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ»,
«Российский Колокол» , «КАМЕРТОН», «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ»
(ГЕРМАНИЯ),
«КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ».
«НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА»,
«ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА
НОВА»,
«МЕТАМОРФОЗЫ» ,
«СЛОВО/WORD»
(НЬЮ-ЙОРК), «ЮНОСТЬ», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН),
«ГРАФИТ», «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ»
(ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ),
«ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «СИБИРСКИЕ ОГНИ», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,
«НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «СТУДИЯ»
(БЕРЛИН),
«РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,
«БЕРЕГА»,
«ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» .
«ДЕНЬ
ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях
«Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ
ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ»,
«КАМЕРТОН», «АРТБУХТА»,
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ
СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова» и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ!
ВЕКА», в
альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР»,
«45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ»,
«ЧЕРНЫЕ
ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ», «
АРИНА
НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ»
(НИЖНИЙ
НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ»,
«ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ»,
«ЛИКБЕЗ»
(ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ
РУНО», в сборнике посвященном
150-летию
со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ (К 125-летию М.И. Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к
125-летию со дня рождения Владимира Маяковского( и в целом ряде
других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом
ряда
поэтических премий – премии «Поэт
года»,
«Наследие» и др. Является автором более 13-ти тысяч
поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой
поэзии. Стихи переводились на несколько
европейских языков. Живет в
Санкт-Петербурге.
Проголосуйте за это произведение |