Проголосуйте за это произведение |
Критика
8 декабря
2019 года
Философическое
эссе
Когда маленький мальчик возит в своей
детской комнате по полу паровозик с высокой трубой или ярко раскрашенную
игрушечную машинку и увлеченно кричит во весь голос «би
би»… Или подражая паровозному гудку который слышал
в
детском приключенческом фильме завывает протяжно на всю квартиру «туу-у- у…ту» …
Мы понимаем что он никуда не едет на
своем паровозике или машинке, а просто играет.
Но когда футболисты играют в футбол
на
огромном переполненном стадионе под умопомрачительную какафонию
криков и скандирований разного рода многих тясяч
их болельщиков и при этом порой
отдают в
игре свои последние силы без остатка - мы уже далеко не всегда понимаем что
они
«просто играют»…. Вот как мальчик в комнате на полу со своим паровозиком и
машинкой.
Нам кажется что эти футболисты
делают
какое-то очень серьезное и важное дело…
Ведь
оно вызывает такие неподдельные эмоции, такие волнения и переживания у
многих и
многих тысяч людей и на стадионе и во время просмотра матча на видеоэкране
дома
в кафе или где бы то ни было.
Игра превращается в некое
сакральное
действо… И обретает едва ли не
магические черты.
И любое священнодействие на самом
деле - в той или иной мере игра…
Даже и богослужение в
церкви.
Вот это хождение священника
вокруг
алтаря, пение хора… Все это - имитация чего-то
иного и происходящего не «здесь и сейчас» а в потустороннем и недоступном земной
жизни
мире…
Священнослужители играют что они в
этот потусторонний и высший невидимый мир проникают, что они с этим миром
общаются…
Хотя на самом деле они
остаются в
храме среди верующих все время службы и в их организме продолжают идти те же
процессы что и у всех обычных земных людей.
Налицо лишь имитация
чудесного и
игра в чудесное возвышенное и неземное если называть вещи своими
именами.
Игра - это всегда имитация, подражание тому
что «по настоящему» происходит или происходило
когда-то.
Я помню как один
патриотически
настроенный российский публицист приглашенный в эфир оппозиционного радио
«Эхо
Москвы» для интервью удивлялся - ну вот выиграл московский «Спартак» или
петербургский
«Зенит» какой-то там матч… И повсюду ликование… Люди выходят на улицы
танцевать
и обнимают друг друга пребывая в диком восторге… А отчего собственно? Что
произошло? Ну закатили мяч или два мяча в какие-то ворота обтянутые сеткой…
И
что с того? Можно подумать что всенародную войну выиграли или спасли моряков
с
тонущего корабля… Или космический корабль с космонавтами на борту вернулся с
Марса…
Комично было это недоумение
нашего
«коренного» российского патриота футбольным страстям и восторгам. Но ведь -
и
не беспочвенно.
Действительно все эти игры
подобные
футболу - это развлечение, никак не заслуживающее особенно серьезного
отношения.
Но оно используется в обществе чтобы
дать выход «страстям человеческим» - выход по возможности безобидный и для
всего общества и особенно для правящих элит.
Не будь футбола и хоккея
многие
молодые люди из числа «фанатов» запросто вышли бы например на политические
демонстрации - нынешнюю власть, любую
власть причем, в значительной мере продажную повсюду, и богатеев прижившихся
«при власти» эта молодежь конечно не любят…
Но футбол хоккей и другие спортивные развлечения подобного рода
отвлекают их от недовольства властью и своим положением в обществе…
Потому кстати в немалой мере тот
же
футбол любые власти повсюду в мире и
поддерживают даже с большим энтузиазмом чем они поддерживают официальную
церковь
- это отвлекающие «злобу масс» институты и затеи, которые власть имущим
выгодны. И помогают им жить и богатеть спокойно и вне конкуренции «со
- стороны голытьбы».
Игры вообще выполняют в
человеческой жизни самые разные функции. Ребенку игра помогает научиться
быть
взрослым и понять взрослую жизнь, приготовиться в ней к той или иной роли.
Это давно известно психологам и философам. И они об этом немало
писали в
разные времена.
Девочка играя в куклы и в
«дочки-матери»
конечно учится быть матерью - в чем состоит одна из ее важнейших будущих
функции на этой земле…
Мальчик играя «в войнушку»
к сожалению уже с детства учится и привыкает воевать… Как будто заранее зная что его рано или
поздно на войну отправят и может быть на ней и
убьют.
Но все таки игры - играми… А что-то в
жизни должно же происходить (и происходит действительно)
всерьез.
Любой популярный современный политик
пафосно говорит во всеуслышанье что
он заботится о благе и процветании народа и жизнь готов за это отдать -
такова
его роль в политической игре.
А на самом деле же он обычно выполняет
требования всевластного крупного бизнеса и капитала… И плевать ему на народ
и
на простых людей…
Второе - правда жизни. А первое -
игра.
И так во всем. Какую бы сферу нашего
существования мы ни взяли.
Русский писатель и философ Василий
Розанов как-то признался что боится заходить в гримерную артиста… Боится
увидеть там «пустое место».
Это гипербола конечно. И Розанов
такие
шокирующие публику гиперболы любил.
Но ведь и правда в этом признании
Розанова - тоже есть…
Когда я изучал воспоминания Федора
Шаляпина
я обратил внимание на его признание, что мол мы мол артисты легко приняли
советскую власть - мы привыкли играть.. Ну стали играть комиссаров и
коммунистов… Как могли бы играть
Египетских фараонов или вождей племени Мумбо-Юмбо…
И Шаляпин был правдивым русским человеком и человеком умным
конечно.
Ему можно верить.
Игра - то что может быть полезным, может
приносить
радость.. Но то что не на самом деле… То что принадлежит к миру вымысла ,
имитаций и подделок.
Если мужчина понимает что
девушка
играет (и притворяется) когда говорит что она его любит и что она мол от
него
без ума - ему же всегда больно и обидно…
Он понимает тогда что значит
девушка
лишь разыгрывает свою мнимую влюбленность
и на самом деле ей нужны не его ласки а что-то другое - его
деньги, его наследство или возможность за его
счет
прославиться… А вовсе не его любовь.
И так во всем когда в действие
вступает
ИГРА.
Девочка, нежно играющая в
куклы,
может вдруг из озорства оборвать им не только платье но и уши.. Глазки
куклам выколет и выбросит их на помойку… Будущая
мама.
Мальчик из игрушечного ружья
«убьет» приятеля и будет гневно кричать ему - падай гад, ты убит… Я больше с тобой не играю. Будущий
воин.
Только когда ты понимаешь что
перед
тобой маленькая девочка а не пластмассовая кукла и перед тобой твой добрый
приятель во дворе а не «фашист» времен великой войны с ними ты перестаешь
играть и становишься по настоящему
человеком -
ты чувствуешь неподдельную нежность к этой маленькой девочке и ты хочешь
помочь
своего доброму приятелю во дворе, а не орать на него чтобы он умер
поскольку ты
уже давно его убил…
И известный профессиональный
футболист
когда поймет хотя бы только для себя наконец что ему важно не забить мяч в
чужие ворота а много денег заработать и прославиться… Тоже будет вести
себя
сдержаннее в жизни на самом деле. Хотя от любви к большим деньгам и шумной
славе его уже не
отучить.
И все бы были другими - если бы
в
жизни не было ИГРЫ.
Мы конечно знаем знаменитую
книгу Хейзинги «Человек играющий» - но эта книга и
величайший
философский обман и величайший самообман автора.
Хейзинге
кажется что вся жизнь человеческая состоит из
игры.
Ну так что же тогда - когда
человек
умирает например… Он тоже играет в смерть?
Вот на сцене он играет что едва дышит, что задыхается…
Потом
играет в то что неподвижными стеклянными становятся его глаза..
Открывается
бессильно его рот.. И что он
наконец
умер.
И слышатся тогда бурные
аплодисменты из зрительного зала и крики «браво»… Дамы бросают ему букеты
цветов…
Великий актер встает с
кровати
посреди сцены и кланяется зрителям..
Такова что ли жизнь на
самом
деле?
Нет господа … жизнь
совсем
другая. Жизнь - это когда ты умер и тебя больше не стало.
Навсегда.
Жизнь - это когда ты
перестал наконец врать и притворяться, играть и кривляться. А вспомнил что
врать стыдно и грешно.
Настоящая жизнь
- это когда
ты стал самим собой и выбросил ложь и притворство из своего
поведения
навсегда.
Если ты этого не
сделал и
не сделаешь - ты родился клоуном
и
обманщиком. И таким и умрешь.
И вот в этом и
состоит - подлинная ПРАВДА
ЖИЗНИ,
----------------------------------------------------------
СВЕДЕНИЯ
ОБ
АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде (
Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный
критик, эссеист и поэт. Доктор
филологических наук и кандидат исторических наук.
С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской
Литературы) Российской Академии
Наук.
Автор большого числа работ по истории
русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой
заметный след в истории русской
культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель».
1990; В. В. Розанов Эстетика
свободы.
СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин»
2008; Антирационализм в
художественно-философском творчестве
основателя русского
славянофильства В. В. Киреевского. СПБ.
2009.
Публиковал произведения разных
жанров во
многих ведущих российских литературных журналах -
«Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в
парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в
русском
самиздате - в ленинградском
самиздатском
журнале «Часы» 1980-е годы. В годы
горбачевской «Перестройки» был
допущен и
в официальную советскую печать.
Входил
как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО
ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах
«Семь
искусств» (Ганновер), в
петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки»,
«Петрополь» и
многих
др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После
долгого перерыва вернулся в поэзию
в
2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии
и Германии, Польши и
Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ»,
«Российский Колокол» , «КАМЕРТОН»,
«ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР»,
«КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ».
«НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА»,
«ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА
НОВА»,
«МЕТАМОРФОЗЫ» ,
«СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «ЮНОСТЬ»,
«НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ»,
«СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «СИБИРСКИЕ ОГНИ», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,
«НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «СТУДИЯ»
(БЕРЛИН),
«РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,
«БЕРЕГА»,
«ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» .
«ДЕНЬ
ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях
«Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ
ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ»,
«КАМЕРТОН», «АРТБУХТА»,
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ
СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ»,
«ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «Форма слова»
и «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ! ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ
ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ»,
«ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД
ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД
БИЙЕЙ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ»
(ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,
«СЕВЕРО-МУЙСКИЕ
ОГНИ», «КОВЧЕГ», «ПРОАРТИНФО»,
«МЕГАЛИТ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ
АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ РУНО», в сборнике посвященном 150-летию со дня
рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ
ГОЛУБИ(К 125-летию М.И.
Цветаевой), В сборнике «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира
Маяковского( и в целом ряде других
литературных изданий. В 2016
году
стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 13-ти тысяч поэтических произведений.
Принимает
самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Проголосуйте за это произведение |