Проголосуйте за это произведение |
Величие духовной традиции
Священник Игорь Филяновский
. ⌠Держись мира и сотвори любовь■. (Очерки из истории православного миссионерства XIX √ нач. XX века). √ Мельбурн, 2001 г.
Это книга о русских людях, православных священниках, несших слово божье в самые отдаленные уголки России и за ее пределы. Книга о самых настоящих первопроходцах √ не только в духовном, надлежащем смысле. Потому как те, кто приходили на эти земли прежде, не несли с собой ничего, способного улучшить местную жизнь, придать ей истинный смысл, а
только лишь являлись временными гостями с не самыми лучшими целями √ обмануть неграмотных да несведущих, сбыть лежалый, ненужный товар, взять свою наживу.
Идти с проповедью учения Христа к другим народам √ это труд. Каждодневный, тяжкий даже физически, требующий немалого самоотречения. Идти строить, а не разрушать. Убеждать собственным примером, верным словом. Для этого надо обладать высокой душевной стойкостью, быть готовым к различным неудобствам и лишениям. Стоит ли ещё говорить об опасности для жизни в далеком, часто настроенном поначалу враждебно к православному священнику краю?
В книге четыре имени, четыре истории жизни и православной миссии √ святых для русской православной церкви. Святитель Иннокентий, архиепископ Японский Николай, митрополит Алтайский Макарий и митрополит Нестор.
Святитель Иннокентий в 1823 году отправился в Америку служить православным священником. А вот соборный диакон Малинин заявил, что ⌠лучше пойдет в солдаты, чем поедет в Америку■. Уже по одной этой фразе можно предположить, что собой представляла Америка и какое к ней было в те годы отношение. Не стремились туда русские люди. К тому же предприятие это было весьма опасное: к примеру, отец Ювеналий, один из первых православных миссионеров, в 1795 году был убит на Аляске местными жителями. И ещё интересный факт: отец Иннокентий добирался до Алеутских островов, места своей службы, целых 14 месяцев. Жил в самом начале своей миссионерской деятельности вместе с семьей в землянке. Перво-наперво взялся за возведение церкви. Был на все руки мастер, собственноручно собирал часы. Был этнографом и географом. Обладал обширными познаниями в области языкознания и лингвистики. Избирался членом-корреспондентом Российской Академии наук. Поставил себе задачу √ создать алеутскую письменность на основе кириллицы. И справился с ней. Написанная им на алеутском языке (!) книга ⌠Указание пути в Царство Небесное■, переведенная впоследствии на русский язык, выдержала более 47 изданий.
Показательно, что главным в своем служении, в отличие от католического и протестантского, православное миссионерство считало просветительские формы борьбы с невежеством и язычеством, способствующие исправлению дурных нравов. Не с огнем и мечом приходили православные священники в неохваченные христианской верой места, а
с любовью. И ещё недавние дикари, обретшие Бога, отвечали им взаимностью. Вот что писал о. Иоанн: ⌠И если Алеуты любили и любят меня, то единственно за то, что я их учил■.
Поле деятельности православных священников было поистине широко. После алеутов о. Иоанн наставлял индейцев в Ново-Архангельске, тогдашнем центре Русской Америки. Убеждал их в необходимости прививок против ветряной оспы. Митрополит Алтайский Макарий занимался обучением детей. Строил школы, врачевал. Выступал против шаманства и жертвоприношений. Митрополит Нестор в своих воспоминаниях писал: ⌠Я сознательно отрекся от мирских, суетных благ житейских, пренебрег служебной карьерой и отправился в далекую, необжитую, всеми забытую и неведомую тогда ещё мною Камчатку, движимый желанием помочь страждущим там в темноте, невежестве и лишениях людям■. И весьма преуспел в своем духовном служении, оказывая местному населению медицинскую помощь, обучая правилам личной гигиены, заботясь о прокаженных, изгнанных из своих селений. Это ему, о. Нестору, принадлежат знаменательные слова: ⌠Надеть туземцу крест при крещении и думать, что уже сделано все нужное и на этом успокоиться, этого мы, миссионеры, не должны допускать■. Речь идет о том, что нельзя бросать на произвол судьбы новоприобретенную паству, а надо постоянно о ней заботиться и быть с ней вместе, жить ее жизнью.
В этом смысле интересен пример архиепископа Японского Николая, прибывшего в 1861 году в далекую и совсем неизвестную многим его соотечественникам (один почтмейстер даже поинтересовался у него: ⌠А в каком государстве будет Япония?■) страну восходящего солнца далеко не на пустое в духовном смысле место. Три главенствующих у японцев религиозных течения √ синтоизм, буддизм и конфуцианство, - казалось, не оставляли о. Николаю никаких шансов на
укоренение в Японии православной религии. К тому же ещё в 17 веке ⌠постарались■ католики-иезуиты, насильственными методами насаждавшими христианство, так что с тех пор население Японских островов стало враждебно относиться к иностранным проповедникам. И тем не менее, не оскорбляя религиозных чувств японского народа, о. Николай добился многого. В 1891 году в Токио был построен Воскресенский собор. ⌠Это было замечательное храмовое здание, одно из самых высоких в городе, которое сразу привлекло к себе внимание не только жителей столицы, но всех японцев┘ Его упоминали в поэмах, стихах и песнях. В воображении народа он стал символом христианства в Японии■. Выпускники Токийской семинарии становились влиятельными людьми, имеющими вес в обществе: ⌠Такусабуро Горо был одним из авторов конституции императора Мейдзи, Кенсусе Андо преподавал в Петербургском университете, а затем стал мэром Иокогамы. Нозому Никава √ губернатором Осаки, а Хичисабуро Хирао √ министром просвещения■. И тем большим испытанием для о. Николая стали события русско-японской войны, когда он несмотря на опасность для жизни не покинул свою паству. ⌠Кроме земного отечества у нас есть ещё Отечество Небесное, - писал он. √ К нему принадлежат люди без различия народностей, потому что все люди одинаково дети Отца Небесного и братья между собой┘ Поэтому-то я не разлучаюсь с вами■. Когда в Японию стали поступать русские военнопленные (а всего их было более 73 тысяч), православные японцы под руководством о. Николая создали ⌠Общество духовного утешения военнопленных■, которое занималось сбором средств в их поддержку.
Много чего ещё интересного можно узнать из этой замечательной книги, написанной священником Игорем Филяновским. Его очерки просто изобилуют интересными фактами и сведениями. Кроме обширного списка источников и использованной литературы в конце издания в качестве приложения даны два немаловажных для понимания личностей миссионеров документа: ⌠Окружное послание епископа Николая (Касаткина) к русским военнопленным в Японии■ и ⌠Доклад епископа Нестора (Анисимова) на камчатском миссионерском съезде■.
Сам о. Игорь служит настоятелем Свято-Троицкого прихода Московского Патриархата города Мельбурна, в Австралии. Налаживает жизнь в православной общине. Сотрудничает с местным обществом русской словесности им. Владимира Солоухина и старается не терять связи с родной стороной. Его книга, изданная университетом Мельбурна в рамках ⌠Русской программы■, является ещё одним свидетельством подлинного величия нашей духовной традиции.
И хочется выразить искреннюю благодарность о. Игорю за то, что он собрал все эти сведения в книгу, которая откроет большинству читателей неизвестные страницы русской истории и поведает о самых настоящих героях, подвижниках, умнейших и образованнейших людях, без преувеличения являющихся гордостью нации. Вот они, перед глазами, примеры служения Отечеству и Вере! Вот с кого подрастающему поколению делать свою жизнь! ⌠Держись мира и сотвори любовь■ √ книга духовная, историческая, документальная, заставляющая задуматься: а как я живу? для чего? что сделал в этой жизни для того, чтобы вокруг было хорошо? И особенно отрадно отметить, что ныне готовится ее издание в России, на Родине самих миссионеров
, людей, превративших свою жизнь в подлинное служение добру и справедливости.
Проголосуйте за это произведение |
|