Проголосуйте за это произведение |
Виктор НИКИТИН
НАШЕ СПАСЕНИЕ В НАШЕЙ ВЕРЕ
Варава В. В. Горизонты русского Бытия. (Размышления. Заметки. Статьи). √ Воронеж, 2001 г.
⌠Мир печалиться не станет, если Россия исчезнет. Надеяться на помощь извне вряд ли разумно. В современном мире большого хищничества и лицемерия действует ницшеанский принцип: ⌠падающего да подтолкни■. Это цитата из книги философа Владимира Варавы, в которой он размышляет о духовном пути России и ее предназначении. Размышляет заинтересованно, страстно, со знанием дела. Недаром автор является кандидатом философских наук, преподает в университете, работает в духовной семинарии. Предметом его искренней обеспокоенности является та непростая ситуация, в которой оказалась Россия в настоящее время. Не только экономическая, но и, в большой степени, культурная. В своей книге Владимир Варава выступает против фрагментарного видения мира, навязываемого нам западной цивилизацией, против эклектизма в отечественной философии и призывов доброжелателей отказаться от ⌠русской идеи■. Автор аргументировано доказывает, что отказ от национальных традиций есть тупиковый путь во всех жизненных сферах √ в политике, в экономике, в образовании. Статьи, собранные в ⌠Горизонтах русского Бытия■, будят мысль читателя, заставляют его самого задуматься о самых насущных вещах.
Многие, например, замечают, да всё никак не могут поверить в то, что у нас строят какую-то виртуальную Россию, ничего не имеющую с настоящей. И под это придуманное дело пытаются подвести новую философию предпринимательства. Добиться успеха любой ценой √ вот просвещенный европейский, американский лозунг сегодняшнего дня, сбрасываемого в народ сверху, а стало быть смыслом жизни в новейшей, реформируемой России становится вдруг накопление материальных богатств и радость по поводу их обладания, чего прежде никогда не было. ⌠Не богатство (деньги) зло, - пишет Владимир Варава в своей работе ⌠И возненавидел я весь труд мой┘■, - а отношение к нему. Если смысл жизни в стремлении к богатству √ это уже опасно для души, - учит христианство■. А потому вокруг царит суета, в душах людей воцаряется непокой. Меняются приоритеты, что ведет к духовной деградации. Все действия человека подчинены социуму, внешне многоликому, но в итоге плоскому, механистичному, ежедневному удовлетворению
желаний. Но почему-то не приживаются на русской почве рекомендации западных специалистов. В ⌠Гранях евразийской идеи■ читаем: ⌠┘ очевидно, что в России люди не могут жить исключительно для себя. Нужда в идеальном √ экзистенциальная суть русского бытия, которую не смогут уничижить никакие протестантски ориентированные реформаторы■. Может быть, ещё и потому, что на самом деле так называемые ⌠общечеловеческие ценности■ оказываются именно ⌠ценностями западного мира■. Тем более, что такое понятие существует как раз на Западе. Наши ценности для Запада дело темное, почти варварское и рабское. А глобализация √ это рыночное, денежное понятие. Так что даже и думать в основополагающих вопросах жизни и смерти нас хотят ⌠научить■ думать одинаково, в соответствии с гуманистической западной традицией. Кстати, к чему это приводит, показал в популярном ныне в Европе романе ⌠Элементарные частицы■ французский писатель Мишель Уэльбек.Но у нас свой, самобытный путь. Россию нельзя свести к какой-то удобной и всё объясняющей формуле √ только Европа она или только Азия. Как пишет Владимир Варава применительно к евразийской идее, оценивая ее, а я уже подхватывая его мысли (так заставляет задуматься его книга!) дальше, суммируя их, - нам необходимо положительное мировоззрение,
идеология, преобразующая жизнь, а не политическая доктрина. Идеология, не убогая, только в пику Западу, но цельная, критично настроенная по отношению к Западу, не принимающая чужие идеи на веру.Как жить? Для чего жить? Вопросы, кажется, уже отменяемые новейшей философией потребления, когда ⌠формируется установка ненужности поиска истины, отбивается навык к осмыслению бытия, да и просто к вдумчивому отношению к миру. Мир предстает в качестве готовой рекламной упаковки: бери и наслаждайся■. Увы, наша
жизнь скоротечна. Благодаря ежедневным новостям смерть становится нормой жизни, ее хозяйкой. Неуверенность отравляет существование, и желание может порождать страх. В жизни, конечно, есть свои загадки, но только в рождении и смерти √ тайна. Что там, за порогом? Бог стоит за нашим рождением и смертью. Проблема смысла жизни и смерти рассматривается Владимиром Варавой в контексте с научными изысканиями в области достижения биологического бессмертия. Вывод точен и однозначен: никакие внешние подпорки так и не откроют нам сокровенной сути неисчисляемого.Много сейчас говорится о хаосе в образовании. И в методиках, и в своем ценностном положении отечественная школа застыла на полпути к устойчивому абсурду. Судите сами: это раньше мы думали, что ⌠человек звучит гордо■, сегодня же, благодаря внедряемым в школьные программы пелевиным и сорокиным, ⌠человек звучит смешно■. В статье ⌠Образование духа■ Владимир Варава выступает против разноголосицы педагогических установок, которые только не позволяют ⌠формирующейся личности полноценно воспользоваться всем культурным богатством отечественных традиций■. В конечном счете разношерстность образовательных программ, захваченная постмодернистским сумбуром и выдаваемая за плюрализм, угрожает утрате национального самосознания. Отдельная история с проникновением в Россию западных моделей образования, которые не только принадлежат иной культуре, но и собственно несут чуждые России идеи.
Так же навязываются нам западные модели семьи и брака, голое калькирование которых происходит без учета наших национальных особенностей, многовековой православной традиции (статья ⌠Русский ⌠гендер■). Таким образом само понятие женщины во многом опошляется, становится механистическим, инструментальным. Естественно, автор касается метафизики появления ребенка на свет. И тут необходимо привести следующие слова: ⌠Социальные проблемы возникают тогда, когда в рождении не постигается чудо, а видится лишь физиологический процесс с последующими социальными тяготами. Утрата духовного видения мира (что
приравнивается к умопомрачению) приводит в конце концов и к социальным бедам. Связь очевидна и определенна■.Говорить о книге Владимира Варавы и тех мыслях, которые она вызывает по прочтении, можно ещё долго. Тем более, что понятия и предметы философского исследования автора поистине жизненно основополагающие и касаются каждого. А закончить эти заметки хочется словами самого Владимира Варавы, которые он сказал по поводу работы другого автора и которые, безусловно, можно отнести к его собственному труду: ⌠Эта книга, безусловно, необходима сейчас, именно в такое время, когда жизнь застыла в бездумье, и одержимость тщетным достигла невероятного■.
Проголосуйте за это произведение |
|
|