Проголосуйте за это произведение |
Фурманов и пустота
Потеря смысла при достижении цели
" Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать "
/А. С. Пушкин/
" Высшая удача для воина - встретить
своего лучшего врага "
/Восточная мудрость/
Поэт в России - больше, чем поэт, - говорит классик.
Он может еще работать дворником, сторожем, кочегаром, - так развивает сей тезис наш современник, безвременно почивший Борис Рыжий.
Часто подрабатывают грабежами, насильничаньем, разбоем - не может угомониться он...
И далее, на страницах Литературной газеты, Рыжий заявляет, что с поэзией в России сегодня " все в порядке ".
По настойчивому мнению российской прессы и средств массовой информации сегодня мы пришли к условиям, лучше прежнего удовлетворяющих развитию поэзии. Беспримерная " свобода слова " и уважение к самовыражению личности - что более этого может предложить государство своим наидревнейшим оппозиционерам, вечно голодным и недовольным бунтарям, изливающим свой народно-патриотический голос " в виде поэзии " на листы бумаги.
Отсутствие цензуры вообще и " наивно-дидактических задач исправления нравов " , - в частности (о чем подробно спорит сама с собой Инна Булкина в своей статье " Старые и новые... " , опубликованной в 14-м номере " Русского Журнала "), - что еще может сделать для поэта его новая Россия?
Может убить его?, - спросит читатель.
А зачем? Сам вымрет...
Почему-то сегодня не принято заострять внимание на поразительном явлении царскосельского феномена, когда великое культурное созвездие, оставившее нам эпохальное наследие, - осветило небо России в годину тоталитарного самодержавия и суровой цензуры, в час жуткой " несвободы " милитаристко-монархической державы.
Эта эпоха подарила России такой мощный всплеск, по своему культурному значению не уступающий " эллинской культурной революции " времен " афинских мудрецов ".
Вспомним теперь молодежный (и не только молодежный) ажиотаж конца 80-х...
Макаревич и Кутиков, Романов и Никольский, Шевчук, Цой... Длинный список имен кумиров модно продолжить на половину страницы.
Давайте спросим у провинции (Москва и Петербург - это далеко не вся Россия) - где их кумиры?.. Что сегодня слушают и читают в провинции?..
Не буду ходить вокруг да около: старые кумиры утратили свой блеск, а новых так и не появилось. Если продолжать рассматривать тенденции в искусстве на вышеупомянутом примере, то можно констатировать крайне редкое гастролирование бывших кумиров при полупустых залах. Что же говорить о журналах ( " толстых и тонких " ) или поэтических сборниках! Музыкальные концерты ведь всегда пользовались большей популярностью в " широких массах ".
И, думаю, причина этого вовсе не в том, что отмечает в своей статье Инна Булкина, указывающая на усредненное обращение " старой издательской системы " к многомиллионной аудитории.
По мнению Инны, именно такое, " не дифференцированное " отношение к читателю создавало видимость " самой читающей страны ".
М-да, уж - на редкость концептуальный подход...
Интеллигенция конца 80-х (при высочайшем соизволении от Горбачева) в лице своих как иерархов (Сахарова, Солженицына), так и " массовиков " (Тальков, Шевчук и иже с ними...) задали новый тон...
Теперь Солженицын сам хватается за волосы и остается только радоваться за Виктора Цоя, что он ушел из жизни своевременно, не столкнувшись с проблемой, которая стоит перед его нынешними коллегами по перу, микрофону, гитаре...
Объектом красноречия доперестроечного творческого общества был некий образ, тайно боготворимый и одновременно охаиваемый этим обществом, образ ими же по недальновидности навсегда развеянный, словно туман.
Образ загубленной свободы и дискриминации духа, образ бюрократии и партократических унижений, образ пустословия власти и собственного высокого полета над сирой действительностью...
Итак, с подачи интеллигенции и при благожелательности все той же пресловутой партократии, - наступили времена Новой России.
И что мы видим? О, несчастные творцы! Неужели, король был голым?
Что создано на сегодняшний день этим самым " творческим обществом "?
Давайте представим себе боксера. Мощный боец мечется на ринге, могучими кулаками пытаясь достать... пустоту!..
У этих ребят умер их враг, тот самый, что был им лучшим другом, давая пищу для душевных переживаний и темы - для пера...
Когда-то Шевчук " писал кровью " , теперь, похоже, просто не знает, о чем писать. Свою " последнюю осень " он уже прожил.
Когда-то Макаревич сочинял актуальные тексты, - теперь (за последнее десятилетие!) сумел разве что " состряпать " пост-перестроечный гимн для проельцинской предвыборной кампании.
" Не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть этот мир прогнется под нас... "
" А ты поработай-ка, - думает провинциал, - по двенадцать часов в сутки за 50 долларов в месяц на двух работах, чтобы прокормить семью... "
Ах, Инна, Инна! Вот почему мы перестали быть самой читающей страной, хотя именно такими в свое время и были...
Перестали потому, что во-первых, - читать стало нечего (нет больше у доморощенных некрасовых актуальных тем и целей, достойных того, чтобы " жечь их глаголом " ). А, во-вторых, голодная страна думает не о " Смаке " или " Гулаге " , а о более насущных проблемах. А иногда, с отвращением, - об " этих писаках, что зажрались у себя в Москве, выполнив свою миссию в развале страны... ".
Основная их мысль была в том, что слова им не дают. Ну-с, дали свободу. И еще какую, батьке Махно на загляденье!
И нет больше слов - стоят у трибуны с открытым ртом. И сказать больше нечего, и уходить не хочется...
Да, выдохлись " некрасовы " . По инерции еще размахивают кулачками, подобно Иртеньеву, но выдохлись, выдохлись...
" Отслоились " от народа и, как в известной басне " Кукушка и Петух " , издают сами себя и, потирая ручки, рецензируют друг дружку себе на потеху...
Если вернуться к царскосельскому феномену, то можно увидеть забавную антитезу: строжайший тоталитаризм, довлеющий над творческой интеллигенцией с одной стороны и достаточно полная финансовая независимость - с другой.
Иными словами - явление диаметрально противоположное современному состоянию.
Сегодня же Россия может кушать лишь своих Стрелок, и Моисеевых, видимо, просто " потому что нельзя быть красивой такой "...
Голод и анархия пришли на смену необходимым поэту духовным страданиям при физической возможности их воплощения.
Древний праведный гнев ницшеанского духа, обращенный к государству- " дракону человеческого общества " , - был побежден пустотой!..
И боги умерли.
В самом деле, не о задержках же зарплаты писать шевчукам и никольским!.. Тем более, (при той же задержке) - делать больше нечего что ли, кроме как стишки писать?..
И, наконец, - супротив прежнего концептуального гнева - так, мелкое нытье...
Писать можно по-фетовски или по-некрасовски. Эта полемика началась еще задолго до творческого спора " народного горемыки " Некрасова с Яковом Полонским ( " Блажен незлобливый (озлобленный) поэт " ). Кто более счастлив\несчастлив, кому-де проще\сложнее - ругающему худое или воспевающему прекрасное?..
Как бы ни было, а учеников и продолжателей именно некрасовского течения, безусловно, больше.
В чем тут дело? В том, что на " народном горе " проще зарабатывать, чем на трелях соловья? В том, что с легкой руки ряда официальных мудрецов принято считать признаком интеллектуализма скорбно-страдальческо-пессиместически-скептическое мировоззрение истинного художника, прочувствовавшего бренность и несовершенство подлунного мира?.. А если ты еще на этой почве и алкоголик!..
Но, так или иначе, факт остается фактом: бичевание более популярно в народе, чем нежность, а трагедийность взгляда, даже граничащая с аморальностью, практически стала нормой, необходимым предикатом философа, тогда как менестрели и трубадуры, одетые в романтический плащ веселого цвета и с цветущими физиономиями - считаются не более, чем клоунами...
О ' Генри и Хэмингуэй... Первый - милый человечек, юморной автор. Второй - великий американский писатель.
" Фетов " и так давненько не рожала русская земля, а теперь, в силу указанных обстоятельств, - и " некрасовы " перемерли...
В силу образовавшейся идеологической пустоты и финансового геноцида.
Все та же Инна Булкина пишет о наивной дидактике прежних журналов. Но во всех уважающих себя странах, в тех же Штатах, к примеру, таковая (дидактика) ни в коей мере не считается наивной!
Это что касается идеологии и воспитательной цели искусства. (Кстати, мне забавно говорить об этом с коллегами: кому как ни нам, собратьям по перу, пытаться доказать, что государство должно осознавать все значение искусства, а в частности, его воспитательную функцию... и вновь вспомнить о том, что мы, авторы, очень хотим кушать. Шутка?)
Что же касается геноцида - то хотелось бы вспомнить " Дом с мезонином " , где Антон Палыч говорит нам об истинной природе несчастий русского человека: какие там книжки и библиотеки, какие там бани, больницы и аптеки?.. Человек не должен работать по 12-15 часов в день.
Нет места творчеству там, где речь идет о выживании!
Ибо искусство - продукт излишков цивилизации.
Теперь же в России и не пишут и не читают.
Да, кстати! Я говорил всего лишь о малых формах.
Как обстоят дела с крупными формами - нетрудно вычислить: если " некрасовы " со своими стишками, сочиненными на скорую руку между походом на ближайший рынок и вечерними супружескими обязанностями, - всего лишь выдыхаются (если, конечно, действительно добросовестно выполняют супружеские обязанности), то " толстые " - просто сгинули в небытие.
Попробуй-ка написать что-нибудь действительно значительное и масштабное при таком темпе жизни, садясь за перо от случая к случаю, не имея возможности (о грантах я, естественно, не говорю) просто поехать, например, на Дон, как господин Шолохов, чтобы прочувствовать, осмыслить, пережить...
Ни для кого не секрет, какая наряженная работа стоит за продуманным, внутренне логичным сюжетом, над созданием которого авторы иной раз трудятся десятилетиями.
Ну, Борис Рыжий, видимо, об этом не думал. Он специализировался по малой форме, между подметанием улиц и сбором бутылок. С этим у нас " все в порядке "...
А народу нужны хлеб и зрелища. Причем именно в таком порядке. И чем вкуснее хлеб и интереснее зрелища - тем народу лучше. Первым должны заниматься чиновники, а вторым как раз пресловутые " толстые " журналы, противопоставляя себя массовому лобби недорогой быдлоидной культуры.
Нет, они не могут полностью решить вопрос зрелищ, но могут и должны быть поддержкой поэтов, пропагандируя искусство, объединяя меценатов, политиков, партии в финансовые основы для раздачи грантов, создавая почву для популяризации и материальной поддержки, поиска талантливых авторов, вести борьбу за этих авторов в конкуренции между собой.
Ведь каких только грантов у нас нет.
Только вот их не дают частным лицам, а выписывают на общественные некоммерческие организации.
Я предлагаю заинтересованному читателю ввести в "Yandex" или в другую систему поиска слово " грант " - и все станет ясно. Первые по рейтингу гранты выписывают на экологические организации: " свобода алеутским тюленям Средней Азии ", " борьба за олений мох в Кемерове ", " организация поддержки лососевых и парнокопытных ", " Белоярский Опоссум " и так далее, и так далее...
Вторыми (после опоссумов) следуют женщины.
" Женщины независимой Удмуртии ", " Женщины - жены военных ", " Женщины - матери военных ", " Военные дочери военных независимой Удмуртии в поддержку белоярских опоссумов " ... Всего не пересчитать...
И дальше: экономика, финансы, маркетинг, физика, лучший сайт в интернете, конкурс порнографических фотографий лысых знаменитостей XX века...
Но вы нигде не найдете благотворительные организации, оказывающие поддержку поэтам.
И пока " толстые " журналы решают как им быть с поэзией, пока идет прогосударственная пропаганда того, что " у нас с поэзией все в порядке " , пока воцарившаяся пустота правит бал, - я предлагаю создать для начала хотя бы три Экологических Благотворительных Фонда: " Поэты - за чистоту городских улиц ", " Поэты - собиратели бутылок " и " Женщины - жены поэтов " . Хуже уже не будет.
Тем более, что поэт в России - больше чем поэт: он вымирающий вид.
Проголосуйте за это произведение |
Может убить его?, - спросит читатель. А зачем? Сам вымрет..." Истинно так! Все верно!
|
В эпоху, когда нельзя было высказаться открыто, сказать козлу, что он козел, без перспективы за козла ответить, поэты с имиджем бунтарей были вынуждены писать стихи многослойные, с подтекстами, якобы недоступными худсоветам. Худсоветы делали вид, что подтексты им недоступны, ибо за излишнее усердие им все равно никто не платил, и, как результат, рождались произведения, содержащие некий, малозначительный по своей разрушительности, процент крамолы. Это замечалось и высоко ценилось продвинутой молодежью, а также было не очень опасно для автора, получающего в обмен на риск признание. Сейчас ситуация изменилась. Пишите, Макаревич, что хотите, режьте правду-матку. Ан нет, Макаревич помыкался-помыкался да и пошел щи варить по телевизору. Видимо, такой жест ему имиджмейкер подсказал, дескать, тоже своеобразный бунт, лицо сохранишь...
|
|
|
|
Увы, поэты не просто равны непоэтам, а пожалуй, хуже и гаже непоэтов. Даже прекрасная Франция погубила, бросив на поля сражений, свыше трех сотен поэтов (самый известный Аполлинер). Вот так.
|
|
Г-н Барин. Насчет разрозненности мыслей... Возможно это произошло по двум причинам: первая - у меня сгорел монитор и уже давно. А денег починить или купить новый - нет... Монитор гаснет через каждые 15-20 минут и я отключаю его минут на 10... После этого собрать мысли в кучу тяжеловато :)) Вторая причина более уважительная: редакция не уведомила меня о публикации, как я уже и говорил. К следующему вечеру я "причесал" статью, исправил несколько опечаток, добавил несколько фраз, расшифро- вывающие некоторые мысли, выкинул ряд слов... Но "Переплет" решил все по своему :( Может быть, Вы правы на счет Макаревича. Но я в это не очень верю. Бунт, как, например, рэкет - результативен только тогда, когда заявлен адрес: Что толку взрывать должника, не объявив "за что?", и кто предъявляет претензии... Важен (в этом случае) не взрыв, а достижение иного результата: с тем-то и тем-то шутки плохи, человека наказали за то-то и то-то, этому вот такому грозному денежки нужно отдавать, и отдавать вовремя... Также и Макаревич... Вот если бы он разместил на своей поварской одежде надпись: "Я варю щи, потому что Путин лишил меня другой цели!" - вот тогда это бунт. Макаревич, как мне кажется, всегда был дальновидным психологом, сам-себе-имиджмейкером, тонко чувствующим коньюктуру рынка. Без надписи на одежде он дольше проживет, а если режим вновь поменяется (в России все возможно), то, конечно, у него будет возможность позиционировать свою кулинарию, как бунт... Но основная мысль моей статьи все же немного иная, более прозаическая (уж извините меня, Дедушка Кот) - у поэта нет возможности писать, потому что этим семью не прокормить. Уровень жизни на столько низок, что все силы уходят на поиск куска хлеба... Работотадель настолько обнаглел, что требует даже от технички чуть ли ни высшее образование. Автор пишет о себе... Я писал о культуре? Но отталкивался-то я от своих проблем! Думал-то я о себе любимом и горемычном :) Это мне - трудно и печально... В том и проблема: для фетов и пушкиных, для взлилеивания чувств от трелей соловья - нужна (пусть самая махонькая) родовая деревенька... А когда гневный "некрасов" получает возможность жрать, как Макаревич, пиво по 10 баксов за кружку... Что ж... Бытие определяет сознание. Он УДОВЛЕТВОРИЛСЯ по своему уровню...Аминь! Вот и все. Если в двух словах и без аргументации, представленной в статье... Органически перехожу к комментарию Владимира Дубкова: речь шла не о "цивилизованности" общества, а о цивилизации, как таковой: Искусство - как излишки... Имелся в виду хотя бы тот факт, что с появ- лением рабовладения зародилась философия. Этому нас учили еще в началь- ных классах - освободившись от каждодневного тяжелого физического труда-ради-выживания аристократия, духовенство и проч. - смогли заняться науками и искусством. Только в этом смысле - и не более. И, опять же, дело даже не в невозможности "приучения к Фетам". (Кстати, частично приучение возможно, кое-что передается по наследству: потомственные печники, цирковые династии, семьи физиков - это ведь существует. Мои родители привили мне любовь к литературе. Сестра открыла мне Стругацких и Шекли...А вот мой сосед приучил своего сына, друга моего детства - к алкоголизму...) Но речь-то не о том (в моей статье)... Но, мне кажется, что предлагаемый Вами метод "приучения" не исправит положения :) "Фетов" всегда будет меньше. Не будет же больше Архимедов от пропаганды заслуг Сиракузца!.. Слишком большой мудростью надо быть одаренным, слишком огромную волю нужно иметь, - чтобы понимать, что Счастье - оно внутри нас, что делиться радостью с людьми - это высокая, может быть самая высокая радость. Что пение жаворонков и трели соловья - не становятся менее прекрасными из-за внешних бурь, предательств друзей, грабительской позиции правительств и официальный геноцид с их стороны собственного народа. Тем более, сегодняшняя ситуации... Быть романтиком не благодаря - а вопреки и ни смотря ни на что - в чудовищно гипервыраженных жестких обстоятельствах... Но я бы не отвергал столь строго Ваши идеи, как Кот Вася. Вот издателям - неплохо было бы вбить в головы, что нигилизм, порнография, гнев, желчь и красочно описанная блевотина, изрыгаемая автором на темы бренности этого забытого богами мира, - есть обязательный предикат мудрости... Издателям Ваш метод может быть пригодился, особенно на случай нет-нет да залетевшего вдруг - а чем черт не шутит! - "фета"...:) Да и вообще - не надо славы... С тех пор, как человечество изобрело деньги - все может быть значительно проще! Г-н Дворцов! Спасибо Вам. Хотя я и писал статью ради денег - которые так и не получил:) - узнав о Вашем удовольствии, получил больше. Много больше! Не знаю, поверите ли Вы мне, - но я более, чем искреннен: Если бы существовал в природе прибор, решивший проблему с питанием и одеждой (городским транспортом, бесплатной медициной и образованием), - я, зная о том, что кому-то все-таки мое творчество доставляет радость, - запросто ушел бы в монастырь и писал бы для Вас по 2-3 таких статьи в неделю:)) Ну, и стихи. Для себя... А вообще-то я думал закончить свой неудавшийся публицистический эксперимент, ведь меня так и не напечатали почти нигде в "левых" журналах, и абсолютно нигде - за деньги... И ведь ладно бы стихи!..Поэзия слишком субьективна и может быть место сомнениям и спорам: может, техника слабовата, а, может, разные вкусы или отсутствие хорошего PR-а... Об этом есть в "Мартине Идене"... Но публицистика! Ведь ныне она не концептуальна до беспринципности! Когда Починок объясняет журналистам на сколько поднимут процентов детское пособие!.. Да на 1000 надо процентов поднимать, чтобы люди ощщутили разницу! Или когда звонит старушка в эфир (или наемная актриса?) и спрашивает, когда пенсии поднимут! Провакационный популизм! Ты, глупая (если не актриса), - спроси лучше, когда они законы начнут издавать, чтобы твой внук, наконец, смог получать столько, чтобы самому безбедно жить - и тебе, старой, помогать!.. А этот идиотизм с РАО ЕЭС?! Когда они отключают от энергии ракетные базы стратегического назначения?! Когда поднимаются вопросы о том, что это "не красиво, не этично..." Да это ведь преступление! Против национальной безопасности! Так почему, должны спрсить журналисты, Путин, Чубайс, Вяхерев - еще не в тюрьме?!. Еще раз спасибо всем! Извините за возможные ошибки и странное форматирование текста - вторую половину своего ответа я дописывал с погасшим монитором! Возможно, что фамилия Президента проскочила в мой текст по той же причине:))) С Уважением, Олег Назаров.
|
Дорогой Олег! Благодарю за благосклонное внимание.
|