Проголосуйте за это произведение |
Моторчик
В нашем гараже жили два велосипеда, оба спортивных. Велосипеды завелись у старшей сестры - один ей купили, а другой сам прибился: на нем ездил ее кавалер, потом он стал мужем и пересел на мотоцикл - а велосипед достался мне. Этот велосипед был пижонским, гоночным. Обод колеса были тоненьким, и вместо камеры с покрышкой на него натягивалась тонкая трубочка. Гнутый в бараний рог руль разветвлялся на концах рукоятками ручных тормозов; на раме, как две почки, приросли рычажки переключателей скоростей, - в общем, велосипед был классным. На таком и должен был ездить кавалер!
Я держал парк велосипедов в исправности, ухаживал за ними. Заклеивал проколотые камеры, перебирал подшипники, приваривал в мастерской отломившиеся части: там, где крепится колесо, рама кончается такой рогулькой, куда входит ось колеса, так эта рогулька все норовила разломиться! Я давал покататься на велосипедах друзьям. Чувствуешь себя эдаким барином, который может вывести на прогулку двух коней и предоставить одного товарищу. Ездили мы порой в отдаленные и опасные места, на окраины города, где водились злые мальчишки, склонные к хулиганству. Но все обходилось благополучно: и наши экспедиции за абрикосами в посадки, и поездки на склад, где можно было найти противогазы, резина которых прекрасно продходила для рогаток и путешествия на большой пруд в лесу, где был устроен городской пляж.
И вот у одного, потом у другого мальчишки появились моторчики... Что это такое? К обычному велосипеду крепится такая железная штука размером с курицу - и он начинает ездить сам, знай только нажимай на газ!
Впервые я оседлал велосипед с моторчиком в компании приятелей. Моторчик этот чихал, мне дали его уже в заведенном состоянии и сказали:
- Отпускай рычаг сцепления и крути ручку газа на себя.
Не веря в простоту этой инструкции и ожидая подвоха, я устроился поудобнее на сидении - и выжал сцепление. Велосипед подо мной стал медленно двигаться. Он двигался сам по себе, мне не надо было прикладывать никаких усилий - и это было настолько странно, что я опешил. Ноги, которыми обычно приходилось отталкиваться от земли и нажимать с силой на педаль, как плети, висели вдоль рамы. Я впал в прострацию: что-то похожее испытываешь, когда лежишь, расставив руки и ноги на море - вода сама тебя выталкивает и держит на поверхности - лишь иногда чуть шевелишь кистями рук. Это блаженно- расслабленное состояние повторилось здесь - с тем исключением, что меня нес поток, течение, которым я мог управлять, чуть покачивая рукой. Поверну палец - течение становится мощнее, сильнее гудит моторчик - и тащит, несет меня на себе... Это ощущение не забуду никогда - оно было абсолютно нереальным: солнечный день, приятели стоят по кругу, а я показываю сам себе невиданный фокус: еду, несусь с ветром, не прилагая никаких усилий. Велосипед с моторчиком кажется прирученным зверем, который исполняет все пожелания - по мановению руки он ускоряет и замедляет ход, поворачивает и несет меня на себе невысоко над землей. В какой-то момент кажется, что это ковер- самолет...
Сложи два велосипеда - не получишь авто-мобиля. Велосипед с моторчиком дает ощущение авто, само - движения. Первозданного ощущения, которое теряется в машине и автобусе, в поезде и бричке. Лошадиная сила, вмонтированная в железку, имеющую размер курицы. Чудеса...
Вскоре я собрал все свои ценности: марки, порох, старые часы - и выменял на них моторчик у школьного приятеля. Пришлось добавить даже пять рублей денег - дело того стоило. Хотя моторчик был не новым, но главное - он работал! Моторчик на спортивный велосипед никто не ставил - и тут, как нельзя кстати, соседка мне отдала старый велосипед.
Мы с приятелем прикрепили моторчик к раме - и я стал членом стаи подростков, гоняющих по городу железных кур. Куры громко кудахтали под нами, мы летали над землей, оседлав их - что-то похожее было в книжке про Буратино, там деревянный мальчишка носился на петухе. Мне кажется, что я одеревенел тогда, стал бесчувственным: меня не интересовало ничего, кроме скорости. Мы стали отъезжать от города километров на двадцать- тридцать, посещать яблоневые совхозные сады, поселки и окрестные города. Моторчик умножал силы, изменял мир: приближал далекое и удалял близкое. Я почти перестал появляться в соседнем дворе, где жили друзья. Они были детьми из хороших семей, любили книжки и хорошо учились - им бы никто не разрешил целыми днями пропадать невесть где.
"Моторная" компания моя состояла из незлых, но боевых пацанов - мы были грязными и беззаконными, мы пили вино в посадках и расстреливали пустые бутылки из самопалов. Директор школы, человек вежливый и тактичный, как-то при встрече намекнул моему отцу, что я рискую потерять лицо. Он заметил меня в плохой компании! Но наша компания была на самом деле очень хорошей - мы не делали ничего дурного, а если и тибрили яблоки и подсолнухи, горох и початки кукурузы, то это само росло на земле - и на это мы имели права наравне со всеми.
Мы проводили в пути целые дни, купаясь в ветрах на проселочных дорогах. Что могло ожидать нас за дальним холмом? Наши пути проходили по хребтам древних гор, которые на протяжении миллионов лет искрошились так, что стали цепочками холмов. Велосипед с моторчиком превращал чередование впадин и вершин в качание огромных качелей - за полчаса, тарахтя и тужась, он возносил нас, а потом мы летели вниз, летели все быстрее: высшим шиком считалось не тормозить на спуске - и мы пролетали такой же путь за несколько минут, развивая скорость в сто километров в час!
Пространство превращалось в время. Мы расшифровали язык древних гор: результат всех миллионов лет состоял в том, что человек с моторчиком мог кататься по горам так, будто он качается на огромных каменных качелях.
Это была колыбель для людей ретивых и рисковых - сердце замирало и скакало в груди, моторчик придавал ему энергию, с которой не так легко было совладать... Сам моторчик был чуть больше человеческого сердца, его мощность - одна лошадиная сила. Где-то здесь, в южнорусских степях, человек приручил коня. Было это неколько тысяч лет назад - и с этого момента начинает свой отсчет история культуры. Культура - это умение сопрячь свои силы с силами природы: с зверями и растениями, с конем и зерном. Недаром символом искусности, и хранителем древних знаний был Кентавр, символом вдохновения - крылатый конь Пегас.
Мы осваивали технику, приручали моторы. Кто-то так и остался упоительно увлечен моторами - и сейчас, когда я вижу на улицах Москвы рокеров, вспоминаю блаженное время дружбы с моторчиком.
Время это закончилось внезапно и необьяснимо. Меня вдруг начисто перестало интересовать все, связанное с моторами. Может быть, я уже наездился, накачался в колыбели - и выпрыгнул из нее? Я подарил свой моторчик какому-то карапету из соседнего двора - и забыл о нем. Пришли другие волнения, причем сразу два, энергичное и тихое - спорт и нежность. Я стал ощущать сладостное упоение при виде девушки из выпускного класса. Ольга Гончарова была сложена как античная богиня, фигура которой украшала школьный учебник по Истории. Я смог убедиться в этом, однажды заглянув в спортзал, где богиня играла в волейбол. В одном классе с Ольгой учились мои друзья, и я смог о ней кое-что узнать. Девушка входила в сборную команду города по волейболу. Несмотря на свой солидный для начинающего возраст, я стал ходить на тренировки. Ездил я теперь исключительно на гоночном велосипеде, стараясь почаще проезжать по улице, где жила Ольга...
Я даже сделал немалую карьеру: возглавил физкультурный комитет школы! Парадокс состоял в том, что я никогда до того не котировался как спортсмен и в своем классе был на последних ролях. Поджарый физрук, что вел у нас занятия по военной подготовке, выдал мне ключ от спортзала, куда я мог приводить друзей в любое время, когда зал был свободен.
Почему он это сделал - ума не приложу: неужели в награду за то, что вышибал 95 очков из 100 в стрельбе из мелкокалиберной винтовки? Вручая этот ключ, он ехидно заявил что-то типа того, что выбирает из двух зол меньшее. Кажется, дело было в моем конкуренте за высокое звание - парне явно более спортивном, но менее надежном.
Мы собирались в зале по вечерам в будние дни и днем по воскресеньям - и прыгали, скакали в экстазе, били-колотили сгусток воздуха, обтянутый кожей. Зал превратился в своеобразный клуб. Я не имел спортивного разряда, толком не умел играть: занимался волейболом первый год - но это не мешало мне стать капитаном сборной школы и ездить на соревнования в другие школы и города. Я играл не намного лучше других - но в моих руках был ключ от зала, и мы даже выиграли у выпускного класса, победив в чемпионате школы.
Ольга могла бы заметить мои успехи, могла наградить меня хотя бы взглядом - но она смотрела рассеянно не только поверх моей головы - поверх голов всех мальчишек в школе, она ни на кого не обращала внимания и пребывала ровно в том состоянии невозмутимого спокойствия, которое было к лицу античной богине. Кажется, даже в волейбол она играла невозмутимо - лишь порой румянец выступал на мраморных щеках. Удивительно было и то, что ее красота, совершенно ослепительная для меня, почему-то не была очевидной другим. Ее одноклассники выбирали себе в подружки каких-то замухрышек.
Только раз я видел ее во гневе - когда мой одноклассник, носящий невероятную фамилию Липодат, как-то умудрился заглянуть в туалетную команту, где находилась в этот момент она. Липодат тут же бросился рассказывать об этом мне - и в этот самый момент мимо нас прошествовала разьяренная Ольга: ее глаза были особенно ярко невидящими тогда, она презрительно не замечала нас, еще сильнее не замечала, чем прежде! Ее страсть к туалетной комнате я знал - и вертелся у спортзала, где и находился тот злополучный туалет, где любила бывать на переменках моя богиня. Ничего особенного не заметил господин Липодат, все это было обычной школьной хохмой. Туалет этот был особым, без знака на двери - им могли пользоваться девочки и мальчики, учителя и спортсмены. Негласно считалось, что это туалет директорский, он имел высокий статус - может быть, потому, что в нем водилась туалетная бумага висело зеркало над чистеньким рукомойником, в то время как прочие коллективные сортиры были лишены лоска?
Выпускной вечер состоялся, и богиня поступила в Институт в большом городе. Я ничего о ней не знаю с той поры: хотя мне казалось не раз, что я ее видел. Но не было никакой уверенности - ее красота была такого идеального рода, что не имела отличительных черт. Она могла встретится мне через год в городской поликлинике - но там девушка, неотличимая от Ольги, громко смеялась и шутила с парнем - и я отмел ее кандидатуру на роль богини. Я никогда не видел свою богиню смеющейся. Может быть, она научилась смеяться в большом городе? Но с таким же успехом она могла там обрести другие черты - и потерять те, за которые я ее любил...
Мое первое сочинение на вольную тему было посвящено ей. Наш учитель задал тему "За что я люблю своего друга?" Мне показалась эта тема пошлой - и в знак протеста я написал сочинение "За что я люблю свою подругу..." Моя история имела успех - ее зачитывали всему классу. Было неловко - но что поделаешь? Все равно я не назвал ее имени - да и сама она к тому моменту уже закончила школу. Мы не говорили ни разу. Правда, к концу моего пребывания в школе пришло странное письмо, где мне желали удачи при поступлении в институт. Письмо прислала явно девушка - но судя по всему, другая - та, которую не замечал я.
Все эти воспоминания нахлынули на меня, когда я получил письмо по электронной почте со странным обратным адресом: Оlga@moto.ru.
Ru - это значит Россия, moto - мне напомнил моторчик, а уж Ольгу я
забыть никак не могу...
Проголосуйте за это произведение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С наилучшими пожеланиями, Татьяна Калашникова. oli mobil terbaik di indonesia - total quartz Oli Motor Terbaik – TOTAL Hi-Perf https://www.facebook.com/OliMobilTerbaikdiIndonesiaTotalQuartz https://groups.yahoo.com/neo/groups/OliMobilTerbaikdiIndonesia-TotalQuartz/info
|
|
В первый раз я бросил читать рассказ, когда автор заявил, что заклеивал трубки на колесах спортивного велосипеда. Деталь явно фантастическая, требующая развития сюжета именно в эту сторону, а автором представленная, как проходная для дальнейшего размытого и маловразумительного сюжета. Вторая фальшивая деталь привлекла мое внимание при нынешнем – вторичном прочтении рассказа теперь уже до конца. Честно, что автор поставил моторчик не на спортивный велосипед, ставший на после первой части произведения ненужным для сюжета, а на старый обычный (без марки, что очень важно было для велосипедистов) и без новой цепи, без бензобака, а главное, без дополнительной большой шестеренки, которую достать было в годы массовой мотовелосипедомании было архисложно. Да и моторчики были, прямо скажем, хреноватые, постоянно засорялись, работали на смеси бензина с машинным маслом, то есть требовали особого уголка либо гаража. Проблемы были и с тросиками, с ручками тяги газа. То есть мотовелосипед сам по себе был для их обладателей целым миром, не замеченным автором, как если бы он писал не рассказ, а стихотворение. В конце концов, оказалось, что и гоночный велосипед, и моторчик не причем. Главное – это рассказать о том, как какой-то поганец подглядывал за девчонками в раздевалке, а предмет подглядывания оказался красавицей, на которую пускал слюни автор, которому спустя годы какая-то незнакомка прислала по интернету короткое письмецо. И, при всем этом, рассказ называется «Моторчик». Тройная в сути своей история, сбитая автором наспех в одно повествования, украшенная замечательным описанием ощущений юноши, катящим героем по городу на велосипеде с мотором и не набравшимся смелости объясниться с девушкой, рассказавшем читателю о своем фиаско скороговоркой и с изрядной долей смущения, показалась одному из читателей моветоном, который он окрестил произведением образцового графомана без какого-либо объяснения своей позиции, то есть нагло, с апломбом, с желанием уязвить автора – и только. А, между тем, перед нами исповедь – жанр, требующий деликатности от читателя. А от автора – предельной честности. Просто Нечипоренко и Пушков с задачами, поставленными ими самими перед собой, не справились: один захотел выглядеть «покрасивше», другой – ударить посильнее. А Калашниковой могло вполне искренне понравиться в рассказе «Моторчик» то, что он откровенно сентиментальный и даже кажущийся добрым. Но она его забыла. Забудем и мы. Потому что мотор на велосипеде и неслучившаяся юношеская любовь автором не связаны.
|