Проголосуйте за это произведение |
Тезисы о мертвой литературе
В ХХ веке искусство предприняло беспрецедентные по неутомимой
старательности попытки "досказать человека". С предельной
тщательностью и скрупулезностью в литературе выписывается каждое прожитое и
пережитое героем мгновение, каждый изгиб интимной мысли или мгновенный ее
скачок к другой, также недолгой и эпизодичной.
Литература, не удовлетворившись художественно достоверными выборками
душевной жизни, ринулась в "белый шум" ее мгновенного
существования,
предпочтя взвешенной алгебре безумие произвольной арифметики. "Поток
сознания" рисовался ошеломляющим и точным оттиском души, ее полным . по
числу мельчайших деталей . слепком в границах отмеренной автором хронологии
(от
секунды икс . до секунды игрек). Но вот беда: человек опять ускользнул,
вновь
оказался недоговорен; внешний мир поместил его в иные обстоятельства . и
вчерашний блестящий художественный опыт отчего-то поблек и увиделся зряшным.
Так происходило постоянно, литература ловила человека, а он,
казалось,
уже пойманный, ускользал вновь. Можно сказать: это ведь было всегда .
искусство
погружалось в человека, и он представлялся ему неисчерпаемым, новый день
приносил иные открытия, и так . беспрерывно. Все верно, но атомизация
человеческого существа, патанатомия его духовной жизни медленно, но
неуклонно
отрывали человека от надчеловеческого, от мирового, совокупного и,
одновременно, . от божественного, сердечно-тайного и принципиально
безграничного. Взятый как объект замкнутый и самодостаточный (а именно такой
статус чрезвычайно удобен для окончательного высказывания о человеке), герой
произведения вдруг выпадает из художественного космоса в сферу
квазихудожественного анализа: он автономен теперь, может пойти туда или
сюда,
может лечь и заснуть, а то и застрелиться . какая стихия найдет... Исчез
мотив,
продиктованный необъятным внешним миром и связанный, так или иначе, с
присутствием в этом мире Бога.
Однако сегодняшний автор едва ли скажет, что его герой живет
собственной жизнью, лишь отчасти подконтрольной сочинителю, чья рука не в
силах
переменить судьбу заглавного персонажа... Теперь такого почти не встретишь,
зато в избытке мелкая деталировка произвольных сюжетных узелков, когда герой
не
вписан в мир, но помещен на условную сцену, над которой автор даже не
всевластен,
но поистине . всемогущ. Потому-то стали ненужными в литературе пейзаж и его
удивительная связь с человеческими чувствами, что почти невзначай увязывало
жизнь человеческую в одно целое с божеским миром (ибо совсем необязательно возводить глаза
в
небеса . образно говоря, небо начинается у горизонта и смыкается с человеком
через пейзаж). И как неизбежное следствие . литература потеряла высокое
созерцание, как-то отвыкла от него. В итоге, настоящее время, в котором как
будто живет герой, стало подменным; даже не сменилось на закамуфлированное
под
текущее мгновение прошлое, но словно перестало быть временем вообще.
И здесь вполне закономерен вопрос: коли нет времени, каким же
образом
герой живет? Или так: вычерченная литературно жизнь . она всамделишная? И
наконец: герой, вообще-то, живой или его можно определить как-то иначе?
Последнее вопрошание . ключевое, и оно, очевидно, имеет ответ: герой
современной литературы, по существу своему, есть человек мертвый. Только
такой
он удобен для всестороннего и холодного анализа, в который катастрофически
превратилась нынешняя художественная литература. Став духовной самоубийцей, потерявшись в
непроглядности душевного, она парадоксально соединила в себе роли и мертвого
тела,
и его анатома. Как ни странно, подобное дикое положение показалось ей
удобным.
Так, в лингвистике только мертвый язык поддается всестороннему и полному
описанию, в отличие от языка живого, загадочного и непредсказуемого. Живое
раздвигает границы своего документального очерка, постоянно опережает любую
фиксацию, делает ее частной привязкой к быстротекущему времени. Только
художественный мир, по определению, способен удержать в себе живое, и только
дух может оживить прах земной. А потому, в их отсутствии, с железной
закономерностью: с мертвыми . на мертвом языке.
Преодолеть эту гибельную энтропию, тягостное отсутствие взлетов и
падений возможно лишь единственным образом . через духовный подвиг
художника:
забыв себя, посмотреть на мир, умилиться ему сердечно и, не боясь быть
смешным
и неловким, сделать шаг навстречу наивной красоте, беззащитности и
доверчивости. На языке мертвой литературы пусть назовут это "новой
волной" или желчно обругают "вчерашним днем", на самом деле .
это возврат к жизни.
Проголосуйте за это произведение |