TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

 

Вячеслав Лунин

 

Россия-Япония: тайм-аут в апреле 2002 года. Что дальше?

 

Сообщения российских газет 27-29 апреля 2002 года возвестили о решении застарелой территориальной проблемы, которая так долго смущала умы по обе стороны Японского моря.

Теперь и мы, и японцы √ все твёрдо знают о том, что никто никому спорные острова не отдаст. Аминь!

Японский МИД отреагировал на это закрытием русского отдела, расформированием русскоговорящего стаффа, арестами и анафемой особо отличившимся на фронтах дружбы с Россией за последние 10 лет. В опале ⌠перспективный японский политик■ Мунэо Судзуки и примкнувшие к нему высокопоставленные дипломаты из МИДа Японии.

⌠Развод, и девичья фамилия■, - принято говорить в России в таких случаях.

И действительно, в сочетании с некоторыми другими фактами, такими как закрытие ⌠по причине несоответствия международным стандартам■ дальневосточных таможенных пунктов, в том числе на границе с Китаем, абсолютная ориентация России на Запад, о которой недвусмысленно и часто говорит Путин, а также активизация дружбы Японии с Ю. Кореей и Китаем и т. д., всё просто вопиет о том, что ⌠вместе мы не будем никогда■. Но так ли это, и если так, то кому это нужно?

Понятно, и ниже мы проследим, что такое решение инициировано Россией, а проведено в жизнь Японией. Так же понятно, что такое решение не в пользу Японии, а для России такое решение не особо болезненно.

Но главный вопрос - почему Россия была так упорна, что так и не отдала острова даже после 10 лет колебаний и обещаний. Сразу же оговорюсь, что одна из возможных причин, а именно √ необходимость переизбрания Путина на 2-й срок √ это только 3-5% российской аргументации в пользу ⌠отказать■ Японии, не больше. То есть Путин и его рейтинг тут ни при чём, поскольку глобальные политические сдвиги и темпы, с которыми эти сдвиги сегодня происходят, не очень учитывают такие деликатные моменты, как поддержание авторитета президентов перед их электоратами, и прочие газетно-пиарные аргументы.

Если надо было бы отдать острова японцам, то отдали бы, и не спросили бы ни у кого. А электорату бы доходчиво объяснили, что ⌠так, мол, надо■, и точка. Мало ли уже отдали с конца 80-х, и электорат √ ничего, ни гу-гу. Очень сильно похоже на то, что эти острова российская сторона вообще не собиралась отдавать, но использовала островную карту для достижения своих политических целей.

И теперь видно, что не так уж сильно Россия заинтересована сегодня в крепкой дружбе с Японией, раз так легко идёт на громкий разрыв. Или есть какие-то иные причины, произрастающие из неочевидных пока новых политических интриг? Ведь не бывает так, чтобы в политическом пространстве возникал вакуум. В политике не бывает ⌠друзей■ и/или ⌠врагов■. В политике правят ⌠совпадения■ или ⌠несовпадения■ политических и экономических интересов. И это - Альфа и Омега политического закона.

Но сначала о событиях.

События обозначились после 11 сентября 2001 года, когда было завершено противостояние ⌠Восток-Запад■ и возникло другое, которое условно назовём ⌠ЦивилизацияVCТерроризм■.

 

⌠Отказ Японии■ в спорных островах был разыгран в России как по нотам.

Сначала появился фильм Елены Масюк про ⌠Акваторию Восходящего солнца■, правдиво и объективно ⌠вскрывший■ наболевшее. Затем в СМИ прошла волна статей ⌠об этом■. Затем состоялось возмущение Сахалинских законодателей по поводу того, что Российский МИД, якобы, ведёт ⌠тайные переговоры■ о передаче Японии Южных Курил. В результате чего в стране произошёл взрыв патриотического негодования, а прохановская газета ⌠Завтра■ подлила масла в патриотическое пламя тем, что поведала россиянам о ⌠тайном протоколе■ о передаче островов Японии, который якобы заключил наш МИД с Японским МИДом. Российские законодатели не мешкая призвали к ответу министра И. Иванова который, не желая оставаться ⌠крайним■, возражать депутатам Госдумы не стал, от ⌠тайного протокола■ открестился и уверил всех в том, что МИД России ничего и никому отдавать не собирался, и не собирается. Ну а потом слово взял ⌠товарищ Пи-Ар■.

 

А в это время в Японии, прекрасно понимая, что островов им не видать, тоже давно искали приемлемый повод и возможность ⌠не потерять лицо■: ведь столько лет-то старались┘

Ещё в прошлом году экстравагантная министр иностранных дел Макико Танака заявила, что Япония не согласна на 2-а острова, но возьмёт только все 4-е. Затем, за излишнюю экстравагантность её поменяли на взвешенного профессионала Ё. Кавагути, которая даже успела встретиться с Ивановым через пару часов после своего нового назначения. Но требование ⌠всех территорий■ уже было-таки озвучено прежним министром, и тут совершенно кстати ⌠подвернулся■ Мунэо Судзуки и связанные с ним финансовые махинации на ниве японо-российских связей.

 

Надо сказать, что основным ⌠каналом■ по установлению дружественных контактов с Россией, которые должны были привести, по идее, к передаче Японии её ⌠Северных территорий■, как раз и был г-н Мунэо Судзуки. Личность во многом замечательная и неординарная. Сегодня его обвиняют во всех смертных грехах и чуть ли не в измене интересам Японии, но тогда, в конце 90-х, он был признанной восходящей звездой японо-российской политики. Однако он был излишне харизматичен для японцев, что не позволяло ему на равных войти в довольно однообразный и унылый ⌠мэйн-стрим■ уравновешенных японских политиков. И Судзуки успешно делал свою политическую карьеру ⌠на обочине■, там, где у него не было конкурентов из среды японского истеблишмента, а именно на севере страны, на о. Хоккайдо (г. Нэмуро) и в тесной связи с географически близкой Россией.

Популярность его в качестве Генерального секретаря ЛДПЯ росла, и стала догонять популярность таких ⌠супер-бизонов■ японского политического поля, как Коидзуми и Хасимото. Говорят, что при этом Судзуки весьма мощно влиял на японский МИД как раз в том смысле, чтобы японский МИД слабохарактерно просил от России только 2-а острова, а не требовал бы решительно сразу все 4-е.

 

В общем, так или иначе, но обстоятельства сложились не в пользу Судзуки, и под сурдинку о скандале с государственными подрядами для предприятий Хоккайдо, которые тесно сотрудничали с Россией, в Японии ⌠свалили■ сначала самого Судзуки, а затем ⌠подчистили■ тех чиновников из японского МИДа, на которых он влиял особенно тлетворно. А заодно с мидовскими чиновниками подчистили вообще всё российское (или про-российское?) направление в японской внешней политике, и даже закрыли соответствующий российский департамент в Министерстве иностранных дел Японии.

 

Одним словом, подходы к решению территориальной проблемы у России и Японии в конце концов совпали в смысле сакраментального ⌠да па-а-ашли они!!!■ в адрес упорствующего оппонента, и между странами снова образовалась ⌠лакуна■, увенчанная развалинами дипломатических усилий второй половины 90-х годов 20-го века (за что они так долго зарплату получали √ не понятно┘).

По последним данным министр иностранных дел Ёрико Кавагути закрыла даже Комитет по содействию реформам в России, пообещав, правда, создать другой орган, работающий по той же проблематике.

Таким образом Япония решительным самурайским движением разрубила ⌠гордиев узел■ территориальной проблемы, видя очевидное нежелание России идти на уступки. Тем самым Япония как бы взяла на себя моральную ответственность за нерешённость этой самой проблемы, в результате чего отношения между Японией и Россией могут теперь охлаждаться как угодно долгое время, и до уровня самых сильных заморозков.

Тут возникает вопрос, может ли позволить себе Япония НЕ развивать отношения с Россией, и если может, то почему, на основании каких внутренних ресурсов, а также в пользу каких явных или скрытых ориентиров?

 

Думается, что при всем стремлении ⌠сделать хорошее лицо при плохой игре■ Япония находится в цейтноте.

Во-первых, после 11 сентября 2001 года Япония окончательно потеряла идентичность, и оказалась на обочине мировой политики, поскольку перестала быть основным форпостом США в Азии.

Во-вторых, экономика Японии даёт судьбоносные сбои.

В третьих, инфантилизм японцев принимает угрожающие размеры, грозя вовсе выдавить из Японии последние остатки ⌠японского духа■.

В четвёртых, на мировую арену выдвигается Китай. Он очень подрос за последние годы, у него 200 ядерных боеголовок, большая армия, которой нет у Японии, и Япония теряется в его тени.

Список можно продолжать долго и единственное, что остаётся сделать, так это согласиться с мнением А. Кавато, полномочного министра Посольства Японии в России, который как-то в лекции сообщил, что лет через 200 Японии вообще больше не будет. Мне думается, что это произойдёт значительно раньше, если японцы не произведут решительных, но необходимых изменений в своей политической доктрине.

 

Следует отметить, что все изменения в мире в Новейшее время прежде всего связаны с окончанием Холодной войны, главным персонажем которой являлся СССР.

СССР распался оставив России не только отягощённое наследство, но и часть былого могущества. И странно было бы игнорировать тот факт, что именно Россия по многим показателям, и не смотря на многие проблемы, продолжает сильнейшим образом влиять на общемировые процессы. Это неоспоримый факт, просто в мире произошла смена центров тяжести. И Япония после этой ⌠смены■ оказалась ни при чём, продолжая однако сохранять в своём подходе к России прежние стереотипы времён даже не Холодной, а вообще Второй мировой войны, в результате которой Япония, кстати, и капитулировала.

Так и хочется воскликнуть: ⌠Очнитесь, господа, какие острова?! Пора уже думать о другом, о новом, о хорошем!■

Но японская политика, понимая в глубине, что новая японская идентичность Японии, как страны в ⌠Восьмёрке■, неизбежно связана с Россией, которая уже практически вошла в НАТО, никак не хочет расставаться с упрямым снобизмом в отношении России и сотрудничества с ней. То им гарантий мало, то личной безопасности не хватает, то законодательство российское ещё не готово, то менталитет не совпадает, то ещё, что-нибудь мешает. Прямо как плохому танцору, извините, ноги. Но ведь какие-нибудь американцы, французы, немцы и прочие австралийцы работают в России в тех же условиях, и ничего, всё получается.

А Япония? Единственный банк, который работает в России √ Мичиноку √ всего лишь заштатный региональный японский банк. Фирма Тойота только в 2002 году дозрела до открытия собственного представительства в России, а до этого работала через дистрибьютеров, и так далее. И это тогда, когда даже в Узбекистане уже выпускают автомобили корейского производства. И примеров таких не счесть. А где знаменитые монстры японской индустрии, почему они упорно не идут в Россию?

Долго думаете, господа японцы, долго!

 

Я уже писал об объёмах торговых оборотов между Японией и США √ 190 млрд. долларов, и Японией и Китаем √ 80 млрд. долларов. А между Японией и Россией торговый оборот составляет (внимание!) 4 млрд. долларов.

Ну, неужели нам не о чем договориться, нечем торговать, нечего предложить друг другу даже просто для того, чтобы элементарно заработать? Есть! Но японцам вынь, да положь 4-е острова, и всё тут┘ А иначе √ ни в какую.

Почему бы нам не начать собирать где-нибудь в Хабаровске или Иркутске какую-нибудь ⌠тойоту■ или ⌠ниссан■, например, если даже на Запорожском автозаводе (на ⌠Запорожце■ в Украине!) уже собирают ⌠Мерседес-Бенц■!

Возможности и перспективы были бы огромные, если бы Япония решилась-таки повернуться лицом в сторону НЕполитического сотрудничества и партнёрства с Россией.

 

Политика √ это война. Война, к которой надо готовиться, и которую приходится вести. Это политическая аксиома и иллюзии здесь не нужны.

21 век начался с определения нового глобального противостояния. После 11 сентября мы все узнали, что наш общий враг √ терроризм. Исторические законы диктуют, что главным становится тот, кто участвует в войне, и побеждает. Участие в войне сегодня определяет рамки политического мэйн-стрима в мире. И Россия не просто участвует в этой войне в виде союзника США и НАТО посредством предоставления средств и ресурсов. Россия непосредственно держит свою линию фронта на этой войне на Северном Кавказе. А где свой фронт держит Япония? И этот вопрос не праздный, особенно для тех, кто пока всё ещё думает, сотрудничать, или не сотрудничать с Россией.

Всё это говорю для того, чтобы объяснить тем, кто пока не понял: Россия √ это один из центров силы и мировой политики, и не считаться с этим, по меньшей мере, странно. Из этого следует, что с Россией не то, что ⌠можно■, с Россией нужно, просто необходимо иметь дело. И в Японии с этим должны наконец согласиться.

В противном случае японцам снова грозит ⌠догонять уходящий поезд■.

 

Но мы не можем утверждать, что российско-японские связи нужны только Японии. России они тоже нужны, и не столько в области культурных связей, сколько в сфере кредитования, финансирования, технологического сотрудничества, развития торговых отношений. У России прагматичное отношение к Японии. И так ли уж важен факт подписания Мирного договора для банков, заводов, верфей, флотилий, торговых предприятий и тех людей, которые на них работают? А ведь реальность воспринимается субъектом, без которого само понятие ⌠реальность■ вообще не может существовать. Так может быть стоит обернуться и взглянуть на реальные интересы этого субъекта, оторвавшись на минутку от увлекательного созерцания ушедших в небытие имперских амбиций? Ведь пересмотр итогов Второй мировой войны со стороны потерпевшей поражение в войне страны иначе, чем ⌠имперскими амбициями■, а то и ⌠реваншизмом■, не назовёшь.

Япония тоже нужна России, но у России нет времени ждать: война, знаете ли.

Есть чудесное английское выражение ⌠UP TO THE POINT■. Думается, нам пора взаимно избавляться от чрезмерного количества условностей, которые мешают нашим странам развивать активные связи во внеполитических сферах. Совсем не обязательно взахлёб ⌠дружить■ или до умопомрачения ⌠любить■ друг друга. Надо сотрудничать по существу: считать деньги, ловить бандитов и террористов, создавать рабочие места для своих граждан, развивать торговлю и так далее. Поменьше лирики, побольше прагматизма, и никакого альтруизма. Всё должно быть на предельно взаимовыгодной основе: ⌠ты мне, я тебе■. А время потом подскажет, как быть дальше.

 

Прежде всего следует наладить и активизировать обмен информацией, достичь договорённостей по налогообложению и сотрудничеству между правоохранительными органами России и Японии, дать дорогу развитию консалтингового бизнеса. Но самое главное не мешать. Не ⌠рекомендовать■, не строить рогатки и препоны, отойти в сторонку, пропустить. В конце концов, в России хотят и могут покупать товары японского производства и технологии, но кто об этом знает в Японии? Или, например, многие японцы не знают, как можно совершить туристическую поездку по Волге, и так далее.

Для всего этого нужен новый российско-японский ⌠канал связи■, по которому в обе стороны устремились бы не только люди и капиталы, но и технологии, и образование и всё то, что связывает народы намного прочнее, чем лист бумаги с замысловатыми определениями хитромудрых юристов с обеих сторон, и который называется ⌠Мирным договором■.

Прорыть такой канал, так сказать, ⌠Туннель ⌠Москва-Токио■ нелегко, но необходимо. И начинать такой грандиозный проект нужно уже сегодня не взирая ни на какие негативные изменения во внешнеполитических курсах, которые, как показывает история, не всегда совпадают с требованиями времени и реальности.

Это был бы амбициозный проект, который обновил бы нас, и наши чувства.

А то, что произошло в японском МИДе можно считать достижением определённости и результата в отношениях МИДа Японии с МИДом Россией. ⌠Успехом■, так сказать, дипломатии, который наглядно продемонстрировал, на что способна, а точнее не способна дипломатия.

Теперь российско-японские отношения можно смело начинать с чистой совестью, с чистого листа. И желательно на НЕдипломатических уровнях и условиях.

 

Москва, 15 мая 2002 года.

Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
245203  2002-06-04 11:07:43
-

245604  2002-06-17 14:25:32
ВМ
- Интересная статья человека, знающего положение дел в Японии.

245607  2002-06-17 14:42:32
russo
- Статеенка хорощая. Мы вроде недавно начали недипломатические отношения с Японией, с ее сборной.

Кто выиграет-то, германцы или американеры? Я за первых. Откликнитесь, степные интернетные волки.

245639  2002-06-18 10:47:02
слон
- Это круто, так пока никто не писал. Молодец!

245640  2002-06-18 10:49:53
слон
- А где мнения японоведов, что-то не слыхать?

245643  2002-06-18 12:32:25
Yuli
- Сила государства сегодня определяется количеством ядерных бомб и готовностью их применить. Я не стал бы недооценивать в этом плане Японию. Плутония японцы имеют на тысячу бомб, а готовность применить это оружие в Японии весьма высока. Не следует забывать, что кое-кто у Японии в этом плане в долгу. Все меняется в этом мире, за исключением самих народов, поэтому присматривать за Германией и Японией следует очень внимательно.

245835  2002-06-21 11:07:42
слон
- Присматривать-то надо за всеми, глаз да глаз. На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

245965  2002-06-24 14:17:28
Игрек
- 1) Срыв переговоров был результатом подхода обеих сторон, в том числе и японской, которая сначала намекала на вариант "2 островов" и предлагала вести переговоры раздельно, затем свою позицию изменила, потребовала переговоры объединить, а когда русские согласились, вдруг решила вернуться к старому варианту "раздельных переговоров".

2) По большому счету, главный виновник всего этого - некто Коидзуми, полный дурачок и некудышный политик, первый глава правительства Японии, строящий свою политику почти полностью на популизме. Один из элементов имиджа Коидзуми - игра в "решительного западного политика". Основательная российская политика в этот имидж явно не вписывается. После прихода Коидзуми к власти, российское направление в японской внешней политике было забыто. Плюс внутренние разборки внутри ЛДПЯ между Танакой и Коидзуми. В общем, остается только надеяться, что на грядущих выборах придурок и клоун Коидзуми оставит премьерский пост.

3) Утверждение, что Япония заинтересована в России больше, чем Россия в Японии - традиционно русское выдавание желаемого за действительное. Давно надо понять, что попрекать инвесторов в малой активности и предлагать им учиться на хороших примерах "других дядь" - глупо. Единственное, что надо инвесторам это максимальное значение чистой приведенной стоимости (с учетом всех рисков, которое они могут получить в результате вложений. Нужно создавать условия, чтобы капиталу было интересно приходить в Россию. Японские политики совсем не загоняли капитал в Китай, но он сам туда рвется, причем часто - несмотря на препоны политиков. Будут созданы в России такие же условия, и японский капитал обязательно туда придет.

4) Русским политикам следует перестать воспринимать Японию как дойную корову, а японцев - как болванов, которых можно дурачить до бесконечности. Вся ельцинская политика по поводу Северных Территорий была сплошным вымогательством - давались различные неконкретные обещания и намеки, в обмен требовались деньги и проекты, в которых был заинтересован российский политический истеблишмент. Через 10 лет такой политики японцы поняли, что денег вложено немерено, а политические дивиденды - нулевые. Вряд ли в такой ситуации Россия может рассчитывать на особую благосклонность Японии.

5) Надо наконец определиться, причем не только для внешней политики, но и с точки зрения своих собственных принципов, по поводу пресловутых Северных Территорий. Если г-н Путин рассуждает насчет "юридической силы Совместного Заявления 56 г.", то пусть будет четко сказано, что Россия ГОТОВА передать Японии Шикотан и Хабомай. Пусть так же четко будет сказано, что Итуруп и Кунашир НИКОГДА не будут отданы Японии. Все (специалисты) ведь и так понимают, что именно на этот вариант Россия и согласна. Тогда может быть хватит дурачить и своих граждан и японцев и сказать все напрямую?

6) Проблема Северный Территорий - не только проблема суверенитета над островами. Это еще и гуманитарная проблема. Тысячи людей (ни в чем не повинных) были выгнаны из своих домов, многие вынуждены были бежать в шторм на лодках, многие утонули в ледяной воде. Переселившиеся в Нэмуро люди могли видеть вдалеке очертания родных островов, но не могли даже съездить туда. Они знали, что могилы их предков снесли бульдозерами, но не могли побывать на этих местах, чтобы положить цветы туда, где раньше эти могилы были... Россия должна принести извинения этим людям. Эти люди должны получить право вернуться на Острова, причем это возвращение не следует увязывать с "решением территориальной проблемы" - пусть японцы и русские живут там вместе при российском суверенитете. Может быть, японское правительство отвергнет такую инициативу. Но она несомненно вызовет уважение со стороны японцев, которые увидят в России честного партнера.

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100