Критика26 ноября
2007 г.
Виорэль ЛОМОВ
Писатель одной темы. Послесловие Виорэля Ломова к книге Виталия
Зеленского "Великий радетель Сибири. Николай Михайлович Ядринцев и его
время"
В октябре 2007 года в стране началась очередная компания по борьбе с ростом
цен на продукты питания. Как всегда, борьбу начали с поиска тех, кто вошел в
сговор. Свалили было на крестьян, да вовремя одумались (что вообще-то
удивительно): если литр молока у крестьян покупают за 6-9 рублей, а в городе
продают за 40-50 (хорошо еще не долларов), крестьяне тут вроде не при чем.
Запамятовали видно, что у нас цены и без всякого сговора растут, как бурьян.
А с другой стороны — чего б не побороться с ветряными мельницами за
депутатскую зарплату — неприкосновенность есть и бока как Дон-Кихоту
не намнут. К телевизору страшно даже прикоснуться — раскален как утюг.
А «сговорщиков», похоже, так и не нашли. Найдут ли? Подобных
феноменов нашего бытия в самых разных областях и проживания, и человеческой
деятельности тьма тьмущая, хоть лопатой греби, — все знают о них, все
рассуждают о них, но относятся к ним как к обычному природному явлению:
дорогу выбило, а залатать асфальт некому. Почему? Да потому что потрудиться
надо, и не только ручками, а снять с глаз шоры, а из души убрать сурдинку.
Редко кому из писателей или журналистов, не говоря уж о политиках и
чиновниках, удается осмыслить многочисленные, очевидные для массы граждан
факты и найти причины и структуру явлений. Для этого надо не только глядеть,
но и видеть, не только пропускать через ум, но и через душу.
Но есть, есть еще совестливые люди, которые могут и руками поработать, и
головой. Эту книгу, которую ты, читатель, только что прочитал, написал
именно такой человек, Виталий Иванович Зеленский, сибиряк, литератор,
общественный деятель. И в ней, в этой книге, ты наверняка нашел ответы на
многие вопросы не только вчерашнего дня, но и сегодняшнего, и завтрашнего.
Зададимся вопросом: а что, условия труда фермера стали лучше по сравнению с
теми, что реально существовали в общинных хозяйствах советского периода?
— спрашивает Зеленский в конце 90-х годов и позволяет себе усомниться
в этом, поскольку по многим экономическим показателям Россия за десятилетие
реформ оказалась отброшенной на уровень начала-середины века.
«Сделайте несложные вычисления и скажите по чести: чьих же рук
дело это попятное движение страны к нелучшему «будущему». Только
безграмотный или бессовестный журналист мог ляпнуть в эфире о «родимых
пятнах социализма», мешающих якобы «дальнейшему прогрессу»
российской экономики и культуры. Вытрави эти пятна из сознания людей, и ты
очутишься в обществе цивилизованных рабов, управляемом мировым финансовым
капиталом через местных феодалов».
Так-то вот, а вы — крестьяне виноваты…
Книга состоит не только из статистики, без которой настоящему публицисту не
обойтись. Это внушительная подборка добротной прозы, полемичных заметок,
остроумных замечаний и блистательных пассажей. Это действительно
«Избранное», отвечающее самому взыскательному читателю и вкусу.
В.И. Зеленский, тщательно отобрав в юбилейный том произведения последних
(постперестроечных) лет, признается не без гордости и не без чувства
удовлетворения — сродни чувству крестьянина, засыпавшего в закрома
весь хлеб без потерь: «Я писатель одной темы». Он прав: тема его
произведений, действительно, одна — жизнь. Наша жизнь, которой живет
все мы, и которой мы или восхищаемся или возмущаемся — это уж кому как
на роду написано и у кого какая душа и какое сердце. Да и есть ли, положа
руку на сердце, другая тема?
Достаточно прочитать в этой книге одну наугад выбранную вещь, и понимаешь,
что Виталий Зеленский не только публицист, но и прозаик, и критик и, по
большому счету, поэт. Практически все его произведения наполнены лиризмом и
пронизаны мелодичностью, недаром он наизусть знает Сергея Есенина и еще
сотни стихотворений других русских (и не только) поэтов, и сотни, если не
тысячи песен. Его памяти и чутью на «настоящее» можно только
удивляться. Он может часами читать по памяти не только «Евгения
Онегина» (что стало давно уже своеобразной визитной карточкой
литературной образованности), но и написанные давным-давно поэтические
строки, редко кем вспоминаемые сегодня, и они оживают и расцвечиваются
светом дня сегодняшнего. Естественно, эта любовь к поэтическому наследию не
могла не сказаться и на собственном творчестве писателя. Хотя и признается
он, что «писателю-публицисту больше приходится читать чужие
произведения, нежели писать что-либо свое», Виталий Иванович явно
скромничает. «Своих» произведений у него вполне хватает —
всем бы так.
Чтобы не быть голословным насчет поэтичности его произведений, приведу
отрывок из очерка «Лишняя совесть», в котором автор полемизирует
с депутатом Госдумы Владимиром Рыжковым, похвалявшимся ради пущей экзотики
тем, что в детстве ловил сусликов, и предлагает на этот предмет настоящую
поэму.
«Смотрел недавно какой-то азиатский фильм, и поразили меня слова
юного героя. Он сказал, что часто уходит в степь «слушать пение
сусликов». Этот мальчик настоящий поэт, ибо только для человека, тонко
чувствующего природу, все нестройные звуки степи, от посвиста ветра в
ковылях, слабого писка мышонка, до льющейся с вышины звонкой трели
жаворонка, слагаются в одну ликующую мелодию. И только любящему сердцу
степняка различимы здесь все голоса и все оттенки жизни...
Суслик выбирается на свет божий в первый по-настоящему весенний день,
примерно через час после рассвета. Выбравшись, он встает на задние лапки и
своими быстрыми, расставленными у самой макушки, глазами мгновенно
схватывает оживающую под солнцем степь. Ты слышишь громкий, высокий и
пронзительный свист. Это вопль дикого восторга, словно зверек хочет всем,
всем, всем сообщить, что вот он проснулся, он жив, проснитесь же и вы и
пойте, пойте, пойте!
Пройдет немного дней, и веселого солиста обуяет страсть, голос его станет и
зазывный, и требовательный, и томный: где ты, моя ненаглядная, отзовись!
— А вот она я, жду тебя, спешу к тебе, мы будем любить друг друга, у
нас будет много пушистеньких славных сусляток!»
Право, ни у кого не читал подобного про сусликов! Про людей-то так уже давно
не пишут!
Пишет ли В. Зеленский о годах своего детства, пишет ли о событиях юности,
зрелости, о старинном своем знакомом или человеке широко известном, везде
как наяву видишь необъятные просторы нашей земли, причем не только в ее
пространственном выражении, но и временном. Именно этот —
исторический, а еще вернее, историко-географический (по образованию В.И.
Зеленский географ, окончил МГУ) — взгляд на вещи придает его
произведениям объемность и стереоскопичность, и четкую привязку к годам и
верстам. И этому есть простое объяснение: вглядываясь в прошлое, четко
фиксируя в нем координаты места, лучше видишь будущее. Виталия Ивановича
заботит всё: и место России в мире, и место Сибири в России, и собственное
место в Сибири, России, мире.
И еще немаловажно — читая его очерки и публицистику, видишь не столько
его самого (в отличие от подавляющего большинства пишущих современников), а
людей, прежде всего, труда, людей чести, долга, совести. Видишь тружеников
полей, на которых проходило все самое важное — и посев, и сбор урожая;
видишь учителей и литераторов, военных и государственных деятелей, помыслы
чьи были высоки, а дела чисты, которые отдавали себя целиком делу и людям,
без всякой корысти и тщеславия. И понимаешь, что только благодаря таким
людям стояла и стоит земля русская. Земля открытых людей, тружеников и не
стяжателей.
«Сегодня чистому интеллигенту нет надобности пачкаться в
грязи, — пишет В.И. Зеленский, — демонстрируя свою
близость к народу, не надо мельтешиться без толку в толпе. В мире произошло
глубокое разделение труда. И если ты не пашешь в поле, не рубаешь в шахте
уголек, не плавишь металл, не кладешь кирпичи на стройке, а работаешь умом,
двигаешь науку, составляешь проекты, сочиняешь музыку, стихи, пишешь
художественные полотна или ваяешь образы из вечных материалов, — твори
и радуйся удачам, но будь с народом душой и помыслами своими, это уже
много».
Зеленский прав: он писатель одной темы. Он признает людей-сеятелей.
Неважно, сеешь ты зерно или слово, главное — сеешь доброе и вечное.
Как Николай Михайлович Ядринцев, герой очерка «Сибирь как
колония» и яркого произведения «Великий радетель Сибири»,
положивший жизнь свою для признания и процветания Сибири.
Прочитав эту книгу, не можешь избавиться от ощущения, что побывал в краю,
где царит разум и труд. Очерки о «простых» людях и общественных
деятелях Сибири — это само собой разумеющееся, но даже если речь идет
о «деятелях» думцах или членах правительства, дискредитирующих
себя как словами, так и делами, то и там ясно видна сверхзадача: для
очищения почвы и воздуха, во имя торжества справедливости.
Зеленский любит (и может) расставлять акценты и ставить точки над i. У него
это получается лапидарно и беспощадно. Недаром его любимым автором является
М.Е. Салтыков-Щедрин.
«Мы этих искусников видим постоянно на экранах телевизоров. Молодые
холеные красавицы и красавцы-мужчины «в соку» с
настойчивостью и терпением новых апостолов, рассказывают мне, темному
пожилому туземцу, как я жил все те годы, пока их родители искали друг друга,
рожали, выкармливали будущих интеллектуалов, подтирали им сопли, а потом
советская школа, университет и комсомол готовили оболтусов к интересной
жизни в студиях и редакциях.
«Нам семьдесят лет внушали не то, что надо», — слышатся
звонкие голоса демократических петушков и курочек. — «В стране
правил тоталитарный режим», «Мы пережили ужасы коммунизма»
и т.п.
Как же заманчиво, черт возьми, вывести подвид современного человека —
Хомо свинтус! Жаль, что это едва ли произойдет в обозримом будущем, тогда
как демократические реформы пора бы уже завершить».
Читаешь книгу легко. Ирония, шутка органично присутствует в тексте
(«из кругов, близких к каптерке», «дрова для отопления
помещений школы и жилья, где квартировали преподаватели, — стояли на
корню в окрестных лесных угодьях», «Наши надутые «хозяева
жизни» — всего лишь пешки в глобальной игре, где главным призом
объявлены природные богатства России. А пешками назад не
ходят…», «У нас же в Сибири и на овчину закупочные цены
стали таковы, что крестьянин не без оснований подозревает, что их регулируют
сами бараны. Двуногие.» и т.п.). В. Зеленский любит цитаты, и все
они удивительно точно характеризуют событие или персонаж. Вот, например, в
«Великом радетеле Сибири» он цитирует Николая Ядринцева:
«Тип заводских мастеровых и фабричных резко отличается от соседних
крестьян. Фабричные мастеровые отличаются от рабочих рудников и заводов,
последние исключительно заняты тяжелыми земляными рудничными работами и
плавкой металла. Одна жизнь — циклопов, другая — саламандр. Эти
заводские рабочие носят местное название «бергалов». Бергал
— грозное имя окружных местностей. Тип настоящего бергала контраст
робких мастеровых Колыванской фабрики. Необыкновенный физический труд развил
у него некоторые органы в ущерб другим. От сильного напряжения рук пальцы
толстеют; руки, выбрасывающие 1200 пудов земли в день, работающие киркой о
камень — не руки, а лапы; кулак напоминает гирю; от усиленного
постоянною работою кровообращения увеличиваются в объеме органы дыхания и
двигатель крови — сердце, раздражительное сердце; грудь выдается
колесом. Бергал в работе зверь. Пустую, но напрасную обиду ни за что не
снесет. Выругает так, что любая барыня, услыхав, упала бы в обморок, или еще
хуже — угостит палкой или ломом. Слыша над собой вечно брань, он сам
олицетворенная хула. Человек давно без собственности, без будущности, он
беззаветен, беспечен, разгулен, дерзок; вечно с насмешкой на устах; он не
привык к жалости, ибо он не видел ее; озлобленный, беспощадный, он гроза,
куда появляется. Этот заводской пролетарий давно потерял образ мирного,
благодушного крестьянина».
Очень четко проводит писатель разграничительную, демаркационную линию
между похожими (на первый или на поверхностный взгляд) явлениями:
«Немолчные запросы жизни… Не это ли настоящий побудительный
мотив, главный «заказчик» для честного русского
интеллигента-творца на все времена! У писателей-шестидесятников позапрошлого
века идеи служения истине, своему несчастному народу стояли на переднем
плане и ценились превыше всех богатств. Возникшее во второй половине века
XX-го движение новых шестидесятников вдохновлялось иными помыслами, и следы
творческой деятельности некоторых напоминают ржавые подтеки из прохудившихся
труб».
Чтобы не пересказывать уже сказанное самим В.И. Зеленским, в заключение
процитирую его самого. В этом отрывке он хорошо виден сам и прекрасно видна
его сверхзадача.
«За нашими предками подвиг освоения Сибири, выход русских к
Великому океану.
Воздадим должное 70-летнему подвижничеству советских людей, рабочих,
крестьян, ученых и художников, сделавших все для превращения слабеющей,
технически отсталой России во вторую промышленную сверхдержаву мира с
высочайшим уровнем образования и культуры.
И эти несметные сокровища — материальные и духовные — как с неба
упали потомкам в расставленные руки: владейте, умножайте, берегите для
следующих за вами поколений! Ведь все было по плечу нашему человеку, пока он
верил в правду на Земле и народную справедливость, верил в братство людей, в
торжество добра над лихом.
Но подобно римскому императору Юлиану-отступнику (IV век), наши недруги
задумали восстановить в России языческое поклонение истуканам и золотому
тельцу наживы. Толпы разного рода шарлатанов в обличье духовных наставников
устремились в Россию сеять хаос в умах, насаждать в них древнюю звериную
мораль: «Человек человеку волк!»
…Наблюдаемый сегодня уровень распространенной как болезнь
нравственной глухоты и низости проявляется уже в том, что бывший гордый
советский человек, живя в нужде и страхе за свое личное благополучие, не
видит, или не хочет видеть, здесь прямую связь с огромной бедой, нависшей
над его Родиной.
Россия бьется в объятиях всемирного финансового спрута. Она позорно зависима
от иностранного капитала, с нею уже обращаются как с отсталой колонией, она
унижена и оскорблена. Но кто-то снова и снова должен объяснять людям
очевидное: твой личный достаток, личная твоя безопасность, личное
достоинство, твои надежды на лучшее будущее — все это может быть
достигнуто, все сбудется, если только ты будешь жить в могучем, защищенном
государстве, где правят умные и справедливые законы. Кому ты его доверил, и
что с ним сегодня сталось?
Не кажется ли вам, граждане, что приносить бесконечные жертвы ради низменных
интересов меньшинства так же аморально, как и требовать этих жертв от
заглотнувшего блестящую обманку большинства? Когда-то оно ее выплюнет.
…Всеобщее запустение — вот страшная беда разоренной
капитализаторами России. Запущены не только заводы и поля, запущена, отдана
на откуп болезням и вредителям ранимая человеческая душа. Кто-нибудь принял
на себя вину за это?
У нас так мало нынче действующих умных людей и так много развелось
бездельников и паразитов... Вот и суетятся, ползут, семеня ножками, цепкие
политические клещи, ищут подступы к большому теплокровному организму, где
хорошо бы присосаться.
…Я не льщу себя надеждой перевоспитать кого-либо в духе самоотречения
во имя высших идеалов человечества. Каждому свое время. Но человек должен
подумать не только о спасении души (за это можно помолиться —
полегчает), но и о бренной плоти стоит подумать, она идет на убыль.
Не призываю возлюбить Советскую власть, но посмотреть надо спокойно и
непредвзято: что там было ценного, чего нельзя терять. Мы будем слушать без
конца невежд и лгунов, мерзавцев и провокаторов, нас все дальше будут
уводить от самих себя, мы будем вымирать и плакаться, до тех пор, пока не
перестанем злословить советский уклад жизни и общественного устройства, не
признаемся тихо, про себя, что были недалекими политиками и дали себя
одурачить, не принесем в душе покаяния старшим поколениям, чьи труды и
заслуги перед Отечеством мы предали, покуда не научимся уважать историю и
науку. Без этого не будет ни примирения, ни согласия в России.
Никто не даст нам избавленья…»
Виорэль Ломов
Copyright (c) "Русский переплет"