Проголосуйте за это произведение |
"Лобачев Олег Юрьевич, родился в г. Владимире в
1969
году. В 1987-1989 гг. служил в Советской Армии (место службы - архипелаг
Моонзунд, Эстония). Окончил Владимирский
госпедуниверситет по специальности "филология". Работал на
государственной
службе, в журналистике, рекламе.
Стихи под псевдонимом Иван Котельников печатались в
журналах "Москва", "Наш современник", "Звезда", "Соло",
газетах
"Комсомольская правда", "Завтра" и т.д.
Несколько лет жил и работал в Москве. В 2001-2003
гг.
с отличием окончил Высшие литературные курсы в Литературном институте им.
Горького. Последнее место работы в Москве - пресс-секретарь главного
дирижера и
художественного руководителя Государственного академического симфонического
оркестра России Марка Горенштейна (2003-2004 гг.). С 2004 года вновь живу во
Владимире.
Член Союза писателей России с 1996 года.
Государственный стипендиат в области литературы за 1998 и за 2003 годы,
стипендиат Международного сообщества писательских союзов. Директор
Владимирского
регионального отделения Литфонда России." Это
автор
написал о себе сам. Я же добавлю -- существует устойчивое выражение
"литература
и искусство". Поэзия -- субстанция пограничная --
ноги её в больших кирзовых сапогах крепко увязли в вязкой глине литературы,
крылами же своими она чиркает по небесам, высекая дивные искры. Поэзия --
вся
между Небом и Землёй. У неё -- голубушки --
нет порта приписки, а место её постоянной
дислокации -- человеческое сердце. Олег Лобачёв кажется земным володимирским
рубахой парнем, но в зеркале искусства -- он
небесный,
бездомный затворник. Прочтите каждую его строку сперва
правым глазом, а потом левым.
Куда как проворна жидовка
младая...
Из цикла "Северный
Кавказ"
Куда как проворна
жидовка младая,
Над сочным
прилавком
слегка приседая!
Киш-миш, апельсины, хурма на
просвет.
Я деве не дам и
шестнадцати лет.
Но в липкой, как
пух,
толчее новогодней,
Мария заведует
дланью
Господней1.
В пучине распутицы
и
снегопада
Торгуя плодами из
райского сада,
Стреляя глазищами,
как из ружья,
Она в ожидании,
персик жуя.
Почуяв пришествие
юности тленной,
Мария внимает
молве и
вселенной.
_____________
В мерцании снега и
лампочки синей,
Когда с ананасом
соседствует иней,
Ручаясь за каждый
лиловый лимон,
Она открывается,
как
махаон.
Но тяга земная
превыше небесной!
Марии опять
примечать
интересно.
А мне, шаромыжнику и постояльцу,
Не к римскому
праву,
а к среднему пальцу,
Не к букве закона,
зато к букве "е"
С отрочества склонному, видеть ее -
Одно удовольствие!
Русскому в доску
Она улыбается как
отморозку.
_____________
Почти никому,
кроме
Бога, не нужен,
Я снял по наитью
жилье и "на ужин".
Окраина города
Ессентуки.
Вода с минералами,
жизни куски.
Я прибыл,
разделанный
на пилораме.
И каждый кусок мне
замаливать в храме.
И встретив на
утро,
почти спозаранку,
Смуглянку с
айраном,
решил, что горянку.
Ну, чопорна, взор с поволокой скользит,
Пока моложавый
отец
не грозит.
Ан, нет, я ошибся!
Кавказ многолюден.
Моим заблужденьям
никто не подсуден.
_____________
Папаша Марии -
таксист
Анатолий.
Его не напрасно по
жопе пороли.
Чувак с пониманием и с
багажом.
Такой не свернется колючим
ежом.
Но, будучи вдовый,
за
дочерью в оба.
Что может
сравниться
с любовью до гроба?!
А мне оказали
доверие
сразу.
А мне Анатолий
короткую фразу
Шепнул, увлекаемый теплой толпой
Куда-то к
источникам,
на водопой:
"Жизнь девы
Марии -
сплошные осколки.
Она --
диабетик2, она - на
иголке".
_____________
Россия - на
третьей
от солнца планете.
Мария - в
ближайшем
от рынка бювете:
Не годен
в бутылках "Нарзан" и "Архыз"3.
А я в
привокзальном
буфете завис.
Я пью от
расстройства
желудка и мира.
И мне на планете
убого и сиро.
В тот вечер поддатые, но не бухие,
Вернулись мы оба
на
ужин к Марии.
Я сдуру
напялил махровый халат.
- "Давайте по
двести! Нормальный расклад". -
"Давайте по
триста!
Разложит не хуже", -
Ответил я, кашляя
облаком стужи.
_____________
- "Здесь выжил
мой
род после казни Маздака"4. -
Услышав такое, я
крякнул: - "Однако!
А мне ни к чему
городить огород.
Я жил, уживаясь, и
наоборот.
Но рот мой
сравнится
с сердечным пороком,
Ведь каждая песня
выходит мне боком". -
"Мы таты!
Короче,
из горских евреев.
Из рода торговцев,
менял, брадобреев.
Из рода сановников
и
скобарей...
Э, нет, не
бессмыслица - горец-еврей!
Мой предок в
Моздоке5
был сущим джигитом.
Сражен не черкесами - радикулитом".
-
_____________
"Я в дебри не
лезу,
в подробности тоже.
Но факты - они как
мурашки по коже..." -
"Читали у Пикуля
про Баязет6?
Вот там и зарезан
мой
прадеда дед.
А прадед
расстрелян
без паспорта в Сочи.
Еще при
грузинах7. До белых, короче".
-
"Видал я указы
отца
Окуджавы8.
Националист, хоть
не
самый кровавый.
Но русская смута -
булгаковский "Бег". -
"А мне в девяностых один человек
Сказал: не
впрягайся
в гражданскую свару!
Ведь правды в ней
нет, значит, нет и навару". -
_____________
"Доходы, нажива,
гешефт с прибылями -
Мне по барабану!
Родными рублями
Я сам оплачу
двухнедельный постой.
Меня не прельщает
телец золотой.
Мне редко являлись
евреи-барыги.
В моем пониманье
вы -
пасынки Книги".
Немного помедлив,
сказал Анатолий: -
"Ну, что за
беседа
без перца и соли!
О Книге и
пасынках...
Верный подход!
Попала Мария в
большой переплет.
Она, соблюдая
субботу
с диетой,
Как рыба в воде, в
талмудистике этой". -
_____________
"В Марии на
Водах -
источник сиянья.
Но есть между нами
стена расстоянья". -
"А я не боюсь
однолюбом прослыть.
Дистанция есть и
дистанции быть!
Совсем не в
парламенте выбор народа,
А там, где
сомкнулись
судьба и порода.
Кавказ в том
порукой!.. Закурим, короче". -
"А если без
курева и многоточий,
То вышел из Ветхого Новый Завет,
Где каждому
встречному - полный привет!
Где храм для
молитвы
в отсутствие банка.
В моем пониманье
душа
- христианка". -
_____________
"А я ведь
афганец!
Где бреются янки,
Там чудом я выжил
в
безбашенном танке.
Два раза контужен,
был ранен, горел.
Болтался под
следствием за самострел.
Причина простая -
украли невесту.
Но эта история
явно
не к месту!" -
"Дай руку,
дружище!
Ей-богу, уважил!" -
Сказал я и ожил и
заново зажил. -
"А мне не
пришлось
побывать на войне.
Но жизнь походила
ножами по мне".
Мы руки пожали над
водкой и хлебом,
Под черным, уже
огневеющим небом.
_____________
- "Былинные
персы.
Маздак. Маздакиты.
Моздок на
распутье.
Евреи-джигиты.
И русский Иван,
беспризорный, как курд.
Абсурд,
Анатолий?!"
- "Э, нет, не абсурд!
А жизнь полной
чашей вкусивший однажды
Рождения день
будет
праздновать дважды". -
"Я, будучи родом из
Третьего
Рима9,
Принять содержательный образ
Пурима10
Как повод для празднества, нет, не
смогу.
Отмщение - Богу, прощенье -
врагу!
Не всякую кровь оправдает
победа.
А цель по-любому
есть
варварства кредо!" -
_____________
"Обычай - не
случай, он дарит надежду.
Я вижу не гоя, а
только невежду.
Тебе - Палестина,
Святая
Земля.
А мне - мой Сион,
где
молился и я.
Но мы не
сефарды11
и не ашкенази12.
Мы живы, пока мы
живем на Кавказе". -
"Да хоть бы и
гой!
Ведь над вечным покоем
Не вечным жидом, а всемирным изгоем
Я шел, обретая
Кавказский хребет,
Как верный ответ
на
любые семь бед!
Пускай напролом,
но
судьбу обмишурим.
Короче, еще по
одной
- и закурим!"
_____________
Курил Анатолий с
глубокой затяжкой.
Когда породнились
ключицы с рубашкой,
А вечер еще не
пошел
под откос,
Я задал последний
-
еврейский - вопрос.
- "Еврейский
вопрос? Нет, почти не тревожит.
Где люди живут -
хорошо быть не может.
Вот наши соседи,
семья караимов13,
Работники ЗАГСа -
таких нелюдимов
Находят в тайге! -
через пару недель,
Я слышал, отъедут
в
Эрец-Исраэль14.
А мы? Мы на Бога в
горячке не ропщем.
Мы летом на море.
В
Абхазию, в общем". -
_____________
- Что это такое? -
подумалось разом. -
И как увязать не
Россию с Кавказом,
Где все к одному,
но
не всякий за всех,
А взгляды на
святость
и этих, и тех?..
Лихайм15,
Анатолий, и присно, и ныне!
А дева Мария да
здравствует в сыне!
Кавказ допотопный, Кавказ первобытный.
Кавказ заповедный,
Кавказ монолитный.
Цветущая сложность
превыше всего!
Кавказ предо мною и я за
него.
Всего только сутки
до
Нового года!
Я в полном
рассудке
на грани исхода.
Примечания
1.
Здесь прилавок с фруктами уподоблен столу. А, согласно верованиям славян,
даже
обычный стол обладает сакральным значением. Еще недавно в русских,
украинских и
белорусских деревнях этнографы могли услышать от крестьян: "Стол - это
престол Божий". В России, объясняя запрет стучать кулаком по столу,
говорят: "Нельзя
- Божья ладонь". Сравните: "Стол (земля, нива)
-
Божья ладонь: кормит" (из сборника пословиц и поговорок, записанных
Владимиром Далем).
2. Диабет (в
данном
случае сахарный диабет) - болезнь, связанная с нарушением обмена веществ,
при
котором человек испытывает недостаток инсулина в организме. Различают диабет
двух типов. Диабет 2-го типа, которым страдают пожилые люди, протекает не
так тяжело.
Диабет 1-го типа (о нем идет речь) - диабет врожденный, неизлечимый.
Диабетик
1-го типа - инсулинзависимый. Он нуждается в ежедневной
(4-5
разовой) "подколке" инсулина, сочетаемой с регулярным контролем уровня
сахара в крови, и в соблюдении жесткой диеты. Диабет 1-го типа
проявляется в детские годы.
3. Природная
минеральная вода "Ессентуки . 4" и "Ессентуки . 17" очень полезна
для
людей, страдающих диабетом. Источники и бюветы с этой минеральной водой
расположены на территории курортной зоны Ессентуков. Качество самой воды при
ее
бутилизации и даже недолгом хранении значительно снижается. Этот факт
объясняет
наличие более тридцати санаториев и пансионатов в Ессентуках, где проходят
курс
лечения люди с заболеваниями эндокринной системы.
4.
Маздак - основатель религиозно-философского учения, распространившегося на
территории Ирана и в ряде соседних стран в конце 5-го - начале 6-го веков.
Маздакизм был идеологией крестьян и городской бедноты, которые призывали к
уничтожению социального неравенства, отождествляя его со "злом".
Маздакитское движение поддержал шах Кавад I, но оно вскоре выродилось в
кровавую борьбу с теми, кто был неугоден самим сторонникам Маздака.
Еврейская
община Ирана приняла живое участие в этих событиях. Движение маздакитов было
подавлено царевичем Хосроем, младшим сыном шаха. В 528
году Маздак и большое количество рядовых маздакитов были схвачены и казнены.
Когда угроза дальнейшей расправы нависла над выжившими,
множество евреев переселилось на Кавказ.
5.
Моздок - город на р. Терек в Северной Осетии, основан в 1763 году. Среди его
жителей преобладали грузины, армяне, кабардинцы, осетины, греки. В 1770
году, после переселения более 500 семей казаков, был создан Моздокский
казачий
полк Терского
войска.
В начале 19-го века Моздок являлся крупным
экономическим центром на Северном Кавказе.
6. Русско-турецкая
война 1877-1878 гг. за освобождение балканских народов от турецкого
владычества
велась на двух фронтах: главном - Балканском - и Кавказском. Крепость
Баязет,
которую защищал немногочисленный гарнизон русских солдат и казаков, была
важнейшим стратегическим пунктом, т.к. контролировала пути - через Армению и
Грузию - на Северный Кавказ, где турки надеялись поднять восстание
горцев-мусульман. После первого неудачного штурма турки устроили резню армян и евреев, не успевших оставить город или
укрыться в крепости.
7. В 1918-1919
гг.,
после развала Российской империи, независимая Грузия вела регулярные боевые
действия (ряд историков говорит даже о 2-х войнах) за
присоединение Абхазии, а также земель, лежащих севернее. В том числе
Сочинского
округа. Когда 9 декабря 1918 года началась армяно-грузинская война, грузинам
потребовалось сконцентрировать свои силы на новом направлении.
Воспользовавшись
этим, 24 января 1919 года белые части выбили грузин из Сочи, а затем
очистили
весь Сочинский округ. В сентябре 1919 года грузины вновь перешли в
наступление.
Тогда Деникин ввел в Абхазию два полка, и вскоре 5 тысяч абхазов и 2 тысячи
казаков
разгромили 10 тысяч грузин.
8. Шалва Окуджава
-
отец знаменитого барда - наряду с высокопоставленными большевиками Мдивани,
Махарадзе и Циндадзе входил в высший состав партийного руководства Грузии.
Сам
Окуджава занимал пост заместителя Предсовнаркома советской Грузии. Эти люди
оттягивали предоставление статуса автономии Абхазии, Южной Осетии и Аджарии.
Они перекрыли границы страны, запретив въезд на ее территорию всем
"беженцам",
т.е. не грузинам. В марте 1922 года за подписью Махарадзе (председателя ЦИК)
и
Окуджавы вышла телеграмма-манифест, разъясняющая принципы добровольной
самоизоляции, в соответствии с которой грузинское гражданство теряли и
грузинки, вышедшие замуж за иностранца! В этом же году руководство Грузии
осуществило масштабную депортацию армян с территории Тифлиса (в то время
одного
из самых полиэтнических городов Евразии) за пределы
Грузии.
Примечательный
факт:
на XII-м съезде компартии СССР
грузинские
товарищи во главе с Мдивани за ярко выраженную националистическую политику
были
заклеймены как "национал-уклонисты".
9.
Идею о Москве как о Третьем Риме, послужившей
основой
мессианских представлений о роли и значении России, впервые высказал митрополит Зосима
в предисловии к труду "Изложение Пасхалии", а старец Филофей обосновал
эту
концепцию и литературно оформил в посланиях к великому князю Василию III.
Согласно концепции, московские государи наследовали христианскую империю от
Византии и Рима.
Поэтому
самодержавная, православная Русь должна хранить истинную веру и бороться с
её
врагами. Кстати, в этом направлении одно время её поддерживал латинский
Запад.
10. Праздник Пурим
(жребий) отмечается в 14 день месяца Адара (за месяц до Пасхи). Он связан с
библейскими событиями, происходившими в Персии около 450 года до н.э. при персидском царе Артаксерксе. Согласно
преданию,
влиятельный царский министр Аман решил истребить персидских евреев. Но одна
из
любимых жен царя Эсфирь убедила его разрешить евреям нанести
"превентивный"
удар. В результате "...Иудеи, находившиеся в царских
областях, собрались, чтобы встать на защиту жизни своей и быть покойными от
врагов своих, и умертвили неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на
грабеж
не простерли руки своей" (Библия, Эсфирь. Глава
9.
2-17). Сам Аман и десять его сыновей были казнены. Во время
празднования
Пурима в городах Израиля проходят карнавалы, в синагогах идут спектакли,
напоминающие о тех событиях, читается "свиток Эсфири". Пить положено до
такого состояния, чтобы не отличать злого человека от доброго, а черное от белого.
11. Сефарды
(евреи) -
потомки выходцев с Пиренейского полуострова, проживают в странах Магриба, на
Балканах, в Малой Азии, Израиле.
12.
Термин "ашкенази" происходит от еврейского названия средневековой
Германии.
К ашкенази относят потомков
всех европейских евреев, кроме выходцев из Испании, южной Франции и
(частично)
Италии. Ныне составляют большую часть евреев Европы и Америки, около
половины
евреев Израиля. Исторически
основным разговорным языком ашкеназских евреев служил идиш; сейчас большинство пользуется
языком страны
проживания.
13.
Название караимы переводится как "читающие", т.е. признающие лишь
Письменную Тору. Ортодоксальные иудеи относятся к
караимам как к секте, возникшей в 7-м веке в Вавилоне. Караимы жили в Ираке,
Иране, Иерусалиме, Каире. Затем они расселились по многим странам, главным
образом Испании, Византии, Польше. С 8-го века их общины появляются в Литве
и
Крыму. Закон "О возвращении" государства Израиль дает караимам право на
переезд, но сами они евреями себя не считают. Как иудеи, так и караимы
запрещают браки между представителями обеих общин.
14.Эрец-Исраэль
(иврит) - Земля Израиля.
15. Лихайм (иврит)
-
пожелание здоровья. Произносится в том числе как
тост.
Проголосуйте за это произведение |
|