Проголосуйте за это произведение |
Сомнения и споры
26
июля 2020
В этом году -- 125
лет
со дня рождения Сергея Есенина ((21 сентября [3 октября] 1895[a], Константиново,) и 95 (28
декабря 1925, Ленинград[2],)- со дня смерти. По ТВ в очередной
раз
покажут сериал «Есенин». На мой взгляд, фильм получился неудачным, потому
что сам
Поэт предстаёт в нём в виде этакой
смеси
фиглярства, клоунства, купечечкого
ухарства, беспробудного пьянства и «чуть чего – и сразу в морду». Нет не
отрицаю, возможно и это тоже было – но зацикливаться
только на этом…
- А каково ваше, Сергей Владимирович,
мнение
по поводу сериала? – спрашиваю моего давнего знакомого, культуролога
С.В.Коновалова.
-
Практически такое же. Я вообще с большим подозрением отношусь к фильмам,
которые сделаны исключительно, что говорится, «на потребу» публике. К
сожалению, кино у нас в стране из инструментов ПРОСВЕЩЕНИЯ и ВОСПИТАНИЯ
сегодня
всё больше и больше превращается в инструмент РАЗВЛЕЧЕНИЯ. Вы хотите видеть
«простого парня» Серёжку Есенина? Пожалуйста,
смотрите!
- А он был не таким? В смысле, не
«простым
парнем», «первым парнем на селе»?
- А кто сегодня
может
сказать определённо, каким он был? Современников-то уже нету, а судить по
записям,
воспоминаниям, это, знаете ли…
-
Чем вас не устраивают воспоминания?
- Необъективностью.
Конкретный пример: «Роман без вранья» Анатолия Мариенгофа.
Я даже не буду давать оценку этому, с позволения сказать, «произведению».
Кто с
ним не знаком – почитайте. Очень советую. Сами всё поймёте. Без мои
комментариев.
-
Вы привели не самый лучший пример, поскольку лицемерие Маринегофа
по отношению к Есенину давно известно. Ладно, оставим мемуаристику.
Тогда нам остаётся только одно: попытаться судить о личности Есенина по его
собственным
стихам.
- Да, это - единственное, что и остаётся. Может,
я и
ошибаюсь, но лично для меня, для моего восприятия как-то не вяжется, чтобы
забубенный выпивоха и «ухарь-купец»
одновремено являлся таким тонким лириком и опять же
одновременно – опытным мастером слова. Вот, например, стихотворение «Чёрная,
потом пропахшая выть…»:
Чёрная, потом пропахшая
выть!
Как мне тебя не ласкать,
не любить?
Выйду на озеро в синюю
гать,
К сердцу вечерняя льёт
благодать.
Серым веретьем стоят
шалаши,
Глухо баюкают хлюпь
камыши.
Красный костёр окровил
таганы,
В хворосте белые веки
луны.
Тихо, на корточках, в пятнах
зари
Слушают сказ старика
косари.
Где-то вдали, на кукане
реки,
Дрёмную песню поют рыбаки.
Оловом светится лужная
голь…
Грустная песня, ты - русская
боль.
- Сергей Владимирович, отвлекусь от
первоначальной темы, посльку меня давно
интересовала
эта самая «выть». Словарь С.И.Ожегова даёт только одно, глагольное, значение
этого слова, поясняя примером — «собака воет».
-
Читайте
Даля. Там два значения – «судьба» и «земельный надел». В Рязанской губернии
такой
надел выделялся крестьянам для посева зерновых.
- Век живи – век учись… Кстати, о
хронологии. Это же одно из первых есенинских стихотворений, написанных после
его переезда в Москву?
- Да, оно было написано в 1914 году.Есенину было
19 лет.
- По сути,
ещё
подросток!
- Как оценивать. Это сегодня и в двадцать,и в
двадцать пять ( а, бывает, и до самой старости) некоторые остаются
мальчиками. В
российских деревнях в те предреволюционные годы взрослели рано. Образования
не
было а взрослость уже была! А то, что Есенин – действительно гений,
подтвердилось именно этим стихом: в ТАКОМ возрасте, при отсутсвии
не только литературного, но и общего образования, он то ли сознательно, а
скорее всего, несознательно, на уровне какого-то наития применяет в тексте
форму т.н. классического силлабического стиха!
- Это что
такое?
- Число слогов в каждой строчке одинаково,
при обязательной рифме предыдущей строки
с последующей.
- Но это же форма стиха то ли
семнадцатого,
то ли шестнадцатого века!
- Именно!
Причём
совершенно удивительно, что именно этот вид поэтического текста очень удачно
оправдан содержанием!
- Гений! А гениям положено подражать.
Есенин
– не исключение. У него было немало подражателей, а никто даже,как
говорится, !не вспыхнул»…
- Обычно среди
его
подражателей называют Бориса Корнилова и Николая Рубцова. Да, общие мотивы –
без сомнения, но нужно учитывать, что они и сами по себе в поэзии ЛИЧНОСТИ!
Что
же касается многих других, то я с вами соглашусь: это именно что
подражатели. А
подражатели, пусть даже и вполне искренние, всегда производят жалкое
впечатление.
- Ну почему
же…
-
Да потому что в творчестве нужно быть уже упомянутой мною ЛИЧНОСТЬЮ (или, по
крайней мере, стремиться к этому).
Потому что та же есенинская лирика запоминается своей именно что
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ, а не расхожими штампами, которые у более-менее
образованного
человека вызывают не восхищение, а тошноту.
- Оставим творчество – поговорим о жизни.
И
опять возвращаюсь к упомянутому сериалу. Как вы, Сергей Владимирович,
относитесь к тому, что не было самоубийства, а имело место именно
убийство?
-
Двойственно. Это ведь киношникам интересно: убили – не убили, потому что
опять
же – «на потребу»… Всё гораздо
глубже: Есенин
просто УСТАЛ жить. Потому что себя не «экономил», не умел, отдавал всё и
сразу.
Жил на пределе. Такая натура! Его поздние стихотворения это
подтверждают.
Устал я жить в родном
краю
В тоске по гречневым
просторам,
Покину хижину мою, уйду
бродягою
и вором...
А месяц будет плыть, и плыть, роняя
весла
по озерам,
И Русь все также будет жить, плясать и
плакать у забора.
- « В этой жизни умирать не ново, но и
жить конечно не новей…». Спасибо,
Сергей
Владимирович, за, как всегда, интересный разговор!
Проголосуйте за это произведение |