Проголосуйте за это произведение |
Рассказы
25 марта
2020 года
Записки из провинциальной творческой жизни
(рассказ)
Несколько
лет тому назад я познакомился с замечательным человеком по имени Шурик. Он –
писатель
(во всяком случае, близкие люди считают его таковым). Ничего необычного в
этом
занятии нет. Сейчас многие пытаются сочинять, некоторые даже на злобу дня –
и почему
бы этим благородным людям не назвать себя писателями? Имеют полное
конституционное и гражданское право. Было бы желание так
называться.
Шурик сочиняет рассказы и повести именно на злободневные
темы.
-- На романы у меня духу на хватает, -- признаётся он в
беседах. -- Опять же терпение.
Романисту
надо слишком много всего запоминать и это запомненное держать в голове. Это
же
какое напряжение для мозгов! Это ж запросто можно с ума сойти! Накой мне
это
надо?
Я его прекрасно
понимаю. Ну, их к чертям собачьим, эти романы! Зачем излишне напрягаться?
Пишешь рассказы -- и ладно. И напряжения значительно меньше, и здоровее
будешь.
Или здоровше. Или как по-ихнему, по-писательскому-то?
Шурик до сих пор где-то печатается. Больше, конечно, в
Интернете,
но есть публикации и на бумаге. Сейчас много кто печатается (я всё больше
Интернет имею в виду). Намного больше тех, кто эти сочинения читает. Это
такая
специфика нашего сегодняшнего противоречивого виртуального бытия: пишут
все,
читают – единицы, и то всё больше не с познавательной целью, а так, от
делать
не хрена.
-- Писателю главное печататься, -- убеждён Шурик (и он,
конечно, прав). – А читать его кто-нибудь обязательно прочитает. На худой
конец,
останется потомкам. Так многие пишут: «Сегодня ОН недооценён, но его
творчество
останется потомкам!». И обязательно в конце восклицательный знак. Чтобы впечатлило. И
облагородило.
Шурик, кончено, лукавит: если эти опусы не читают
современники,
то потомки ими тем более не заинтересуются. Хотя, может, и действительно
так
думает. Но лучше, конечно, со всей этой пугающей вечностью не
заморачиваться.
Лучше проще: творишь себе потихоньку – и твори, ни о чём таком вечном не
думай.
Здоровье – оно, как говорится, у каждого одно-единственное. Если по поводу
каждой ерунды задумываться, то мозги действительно сварятся. А это прямой
путь
или в жёлтый дом, или сразу под сень печальных
тополей.
Кстати, если уж быть совершенно объективным, то читатели
у
него есть. Это его друзья, знакомые, друзья друзей, знакомые знакомых,
знакомые
друзей, и далее в том же духе. В общем знаменателе с полсотни наберётся.
Цифра,
на первый взгляд, вроде бы и небольшая, но, с другой стороны, пятьдесят –
это не
пять и не десять. Это уже полноценное больничное отделение. Некоторые из
этих
больных и выздоравливающих пишут ему отзывы, и все отзывы, конечно же,
полны восторга
и почитания. «Вы так красиво сочиняете!» -- написала одна практически почти
нормальная в психиатрическом отношении женщина. – Очень жизненно!». «И
очень
убедительно! – подхватила развевающийся флаг вторая, такая же (среди его
почитателей всё больше женщин, и всё больше таких). – Перечитала три раза и
готовлюсь в четвёртый! Сочиняйте ещё! Вас наверняка оценят потомки!». Опять
эти
потомки… Как же они умиляют… Прямо хоть и не размножайся
совсем.
А у самого Шурика есть знакомый по имени Вова. Вова тоже
писатель (а как же! Обязательно!), но поскольку взгляды на творчество у
него,
мягко говоря, несколько иные, а проще сказать – совершенно и диаметрально
противоположные
шуриковым, то он предпочитает, чтобы коллеги-литераторы называли его
соответственно, простенько и со вкусом
--
«писатель Баранов», а на своих многочисленных авторских публичных
выступлениях
просит, чтобы его представляли тоже совсем незатейливо –«прозаик, поэт,
драматург, краевед, историк». Да, он не прост, этот писатель Баранов!
Самомнения – выше крыши, прочего апломба – хоть с кашей ешь. Потому что
всегда
уверен в своей непогрешимой правоте. И что его драгоценное мнение – истина
в
последней инстанции (это он, конечно, сам так считает. Большой человек!
Выдающаяся личность! Почти Лев!).
-- Ну, и что ты написал? – капризно кривит он губы,
смотря
на Шурика с оттенком лёгкой брезгливости и нескрываемой иронии (это так
модно
среди писателей: брезгливость и ирония одновременно. Это сразу определяет
их
творческую д и с т а н ц и
ю).
-- Что это
такое?
-- Рассказ, --
смущается Шурик и начинает совершенно по-детски
краснеть.
Писатель Баранов в ответ снисходительно
хмыкает.
-- Над этим ещё работать и работать! – наставительно
внушает
он пристыженному Шурику. – Если
здесь
вообще есть над чем работать!
Этим самым глубокомысленным уточнением -- «если есть над
чем» -- Шурику предлагается ощутить
себя
полным ничтожеством по сравнению с ним, писателем Барановым, но Шурик себя
таковым почему-то не ощущает (почему?). Более того, у него все чаще
появляется совершенно
противоположная реакция: чем больше и беспощаднее писатель Баранов его
критикует
и наставляет, тем отчётливее сам Шурик понимает, что именно он, Шурик, и
занимается настоящим сочинительским делом. Баранов же, как говорится, пребывает «в бессильной злобе», потому что
то
ли исписался окончательно и бесповоротно (а исписавшийся сочинитель,
который к
тому же это понимает, ужасен и страшен!), то ли просто-напросто обленился,
и
этой самой ленью прикрывает свою творческую несостоятельность.
-- Можешь меня поздравить, -- сказал Шурик писателю
Баранову
в один ничем не примечательный, совершенно не праздничный июньский день. –
Меня
в Штатах напечатали.
-- Поздравляю, -- тут же обиженно надул щёки писатель
Баранов. – Значит, Родину не любишь?
-- При чём тут Родина? – Шурик больше удивился, чем
растерялся.
-- При том, -- произнёс писатель Баранов загадочную
фразу.
После чего подумал и добавил фразу
ещё
загадочней. – Они ведь только и ждут.
-- Кто ждёт? Чего ждут? (а вот теперь Шурик
действительно
растерялся).
-- Они, -- повторил Баранов, не уточняя. -- Нашего
морального
разложения, -- и сурово поджал губы. -- Упадничества нашего. Попрания
национальной культуры. И вообще.
-- Ты сколько раз был женат? – вдруг спросил он
Шурика.
-- Ну, два… Или четыре… Не помню.
-- Вот! – и писателебарановский указательный палец
торжественно и многозначительно взметнулся вверх. -- И разрушения прочих
морально-нравственных устоев!
-- Так ты сам разводился три раза! – напомнил Шурик
мстительно.
Писатель Баранов кисло поморщился.
-- Сейчас не обо мне речь, – и всё тот же указательный палец воткнулся
Шурику в левую половину груди, пронзая сердце. – О тебе речь! Как спасти!
Так
что подумай!
-- О чём? – пискнул Шурик, уже окончательно подавленный
величием глубоко мудрых, хотя
совершенно
непонятных рассуждений своего величавого собеседника.
-- О том, что стоит ли радоваться, -- гордо отчеканил
писатель
Баранов. – И доставлять радость нашему врагу.
И
гордо подняв вверх свою талантливую писательскую голову, удалился прочь
походкой человека, абсолютно уверенного в завтрашнем дне и горячо любящего
Родину-мать!
Через месяц Шурик напечатался за рубежом ещё раз, но
писателя
Баранова в известность ставить не стал. Нет, он не то, чтобы испугался
обвинений в космополитизме и политической близорукости (хотя в этом,
согласитесь, мало приятного), но как-то кисло было выслушивать эту
барановскую
бреднятину в очередной раз, а возражать не хотелось. Товарищ по
литературному
цеху, всё-таки, и вообще… Сам же писатель Баранов в эти дни был очень
занят: ударно
трудился над очередной повестью, которую, как всегда, назвал простенько,
но с
пафосом - «Мужество в степи». Повесть рассказывала о героической судьбе
первых
целинников, и, как и во всех его эпохальных произведениях, содержала в
себе
полный «джентльменский набор» беспощадного покорителя дикой природы. А
именно:
трудовой энтузиазм, обильно орошённый честным трудовым потом, суровую
любовь
честных людей в стогу, и много горьких, но совершенно справедливых слов о
Родине-матери, окружённой недремлющими врагами. Которые, как сказано выше,
только и ждут. Вообще, отличительной особенностью писателя Баранова было
чёткое
разграничение создаваемых литературных героев на положительных и
отрицательных.
Писатель Баранов категорически не принимал того мнения, что совершенно
положительных, как и совершенно отрицательных, в реальной жизни
просто-таки не чуществует.
И что у каждого человеческого индивидуума – у каждого! – есть в голове
свои
персональные тараканы. Одновременно и положительные, и отрицательные.
Впрочем,
эти насекомые писателя Баранова совершенно не волновали, потому что были
досадными мелочами и лишь мешали вырисовыванию его литературных героев.
Которые
благодаря его писательскому таланту , получались удивительно целыми
натурами, хотя
находится рядом с ними всегда было почему-то очень неуютно, откровенно
тоскливо, слегка противно, а иногда и просто
страшно.
О новой повести писатель Баранов уже как бы походя,
обмолвился
в местной газете. Местная читающая публика тут же насторожилась и
известие об
очередном предстоящем шедевре приняла с очередной дежурной надеждой.
Поэтому
приходилось если не спешить, то, тем не менее, продолжать начатое и
описывать
все новые и новые страдания персонажей в деле освоения пока ещё дикой
природы и
намечающейся битвы за первый целинный урожай. Который обещал, конечно,
быть
таким, что, как говорится, упасть – не встать. Описания получались
поистине
героические, напоминающее сводки с фронтов, что было совершенно в духе и
стиле
писателя Баранова.
О том, что Шурика снова напечатали на ненавистном
Западе,
писатель Баранов узнал от своего собрата по перу, прозаика Гоголькова.
Гогольков внешне весьма походил на своего
исторического
почти однофамильца: был невысок и нескладен фигурой, свёрнут в плечах,
малость
горбат, ужасно волосат по всему телу, а
нос имел просто-таки великолепный. Что касается внутреннего
содержания,
то по характеру Гогольков был неуживчив, слегка злобен, ревниво следил
как за
успехами коллег по литературному цеху, так и за неудачами, в чём находил
истинное эстетическое наслаждение. Кроме того, как всякий относительно
скромный, но очень талантливый человек (а Гогольков относил себя именно к
таковым – скромным и талантливым), он просто-таки обожал разного рода
награждения себя, любимого, Почётными грамотами и просто грамотами, а
также благодарственными
письмами и различными металлическими изделиями, которые именовались
юбилейными
медалями. Увы но материальной
выгоды или хотя бы общественного уважения от этих медалей и этих грамот
было
хрен целых ноль десятых, поэтому и штамповали ихв типографии
местного
машиностроительного завода по просьбам городского отдела культуры ко
всевозможным датам и по всевозможным поводам в превеликом множестве. И
награждатели, и награждаемые понимали эту их совершеннейшую
бесполезность, но
этого понимания ни те, ни другие, понятно, не демонстрировали. Вследствие
чего
сам процесс награждения выглядел вполне благопристойно и совершенно
торжественно, тем более, что медальки изрядно тешили самолюбие
награждаемых и
поднимали их на небесную высоту в их собственных глазах. Со временем у
Гоголькова,
как у одного из наиболее активных участников творческих тусовок,
образовалась
изрядная коллекция этих металлических изделий, которую он регулярно
демонстрировал окружающим на обоих бортах своего выходного пиджака. Окружающие относились к
коллекции
по-разному: те, кто были попроще и поглупее, восторженно ахали и
завистливо цокали
языками, другие, кто поумнее, посмеивались и даже оскорбительно крутили
пальцами у висков. Особенно куражился прозаик-памфлетист Сечкин, желчный
старик,
которого из-за его врождённой желчности наградами не баловали и на
тусовки не приглашали.
Правда, он всё равно приходил, потому что был непомерно нахален, чихал
глубоким
чихом на все эти приглашения, а главное, обожал послетусовочные фуршеты,
на
которых можно было напиться и нажраться если не до отвала, то на
халяву.
-- А вот и наш маршал Жуков! -- неприлично громко и
фальшиво-восторженно
кричал он, распахивая руки навстречу Гоголькову. – Сражён, ей-Богу, опять
сражён!
Такой выдающийся иконостас!
Гогольков тут же начинал темнеть лицом и каменеть
скулами.
-- Это неописуемо! – продолжал заливаться соловьём
Сечкин. –
Ценит Родина-то, ценит своих скромных героев! Своих, без преувеличения
сказать,
писцов-летописцев! Ты, Гогольков. обязательно весь этот благородный
металл на День
Победы надень и выйди к людям, покажи мощь! Ветераны сейчас все уже
старенькие,
немощные, поэтому бить будут несильно. Зато в очередной раз
продемонстрируешься
со своим орденами и
медалЯми!
-- Это не боевые награды, -- выдавливал сквозь зубы
несчастный
металлоносец и одновременно унизительно улыбался.
-- А какая разница? – притворно не понимал Сечкин. –
Все
равно заслуженные – и все неимоверным творческим трудом! Можно сказать
потом,
кровью и творческим геморроем!
Сука, думал Гогольков ненавидяще. Опять все настроение
испортил. Чтоб его какой-нибудь проезжающей машиной задавило. И чтобы
обязательно насмерть!
-- Шурика опять напечатали, -- сказал Гогольков
писателю Баранову
и многозначительно повёл головой
вверх
и, одновременно, в сторону, чтобы было сразу понятно
где.
-- Прямо Герцен с Огарёвым! – добавил он, втайне
радуясь
тому, что у Баранова сразу же изменилось лицо.
-- Меня это мало интересует, -- поспешно (даже
чересчур
поспешно) ответил «певец целинной жизни».
-- Да-да, конечно! – так же поспешно согласился
Гогольков. –
Я понимаю.
-- Что вы понимаете?
Гогольков осклабился унизительной улыбкой хорошо
выдрессированного
холуя: он многим был обязан писателю Баранову и прекрасно это
осознавал.
Кстати, я забежал вперёд, потому что не сообщил
читателю в
каких социально-экономических условиях проживают и творят бессмертное
наши
славные герои, и на каких, собственно, социально-экономических дрожжах
они подняты
и воспитаны. Без этих дрожжей трудно понять всю эстетически-философскую
концепцию
творческих исканий наших героев, а ведь корни её запрятаны аж в глубине
веков и
в тумане исторических далей! Итак, проживают и творят они в старинном
русском
городке Блюдовске, что вольготно раскинулся по обеим сторонам мелководной
речки
Блюдовки, впадающей в средней полноводности реку Блюдищу. То есть,
располагается
это уважаемое поселение в самом центре Средне-русской возвышенности, в
самом,
можно сказать, сердце матушки России. Блюдовск издревле был заселён
среднестатистическими российскими обывателями – существами, как известно,
застенчивыми,
тихими, пугливыми, завистливыми, ехидными, а также большими любителями
посплетничать и позлорадствовать. До Великой Октябрьской социалистической
революции, которую здешний люд воспринял сразу же и с огромной радостью (
что не
помешало ему много позднее поливать ей грязью), этот замечательный
городок был
деревней и назывался Блюдово, что увековечено в старинной русской
прибаутке: «Я
из деревни Блюдово. А ты, п..да, откудова?». Существует устойчивое мнение
(некоторые
учёные-историки всерьёз полагают, что оно было нагло сфабриковано здешними краеведами по
негласному указанию тогдашнего горкома КПСС), что возвращаясь из
Азовского
похода здесь, в Блюдове, останавливался на ночлег сам царь Петр Первый, в
честь
чего на центральной городской площади до сих пор стоит памятный медный
столб,
на который периодически и пока безуспешно покушаются любители сдачи
цветных
металлов, а уж местные бродячие собаки в столбе души не чают, поэтому от
постоянного собачье-мочевого орошения он обильно озеленён от самого
основания и
на полметра выше.
Как и всякие российские обыватели, блюдовцы очень живо
и
постоянно интересуются культурой и спортом. Вследствие чего в городе
давно и прочно
существуют народный театр, литературное объединение, ныне в духе времени
переименованное в писательский союз, и шахматный клуб имени тов.
Фельдмана,
одного из первых блюдовских шахматистов (он же - первый председатель
блюдовского горисполкома), героически павшего в беспрестанных боях с
«зелёным
змием». Но об этом, несмотря на смену эпох, до сих пор не рекомендуется
говорить вслух. Кстати, о русском народном увлечении. Оно, как это ни
странно,
в Блюдове-Блюдовске не очень-то и прижилось, хотя в городе исправно
функционируют пять пивных, восемь рюмочных и десять неопределённых по
своему социально-экономическому
статусу торгово-распивочных заведений, ласково именуемых в народе
«рыгаловками». Наибольшей популярностью среди алкоголизированной части
блюдовского
населения пользуется распивочная «У Ритки». Расположена она как раз
напротив вышеупомянутого
петровского медного столба, и о который «риткины» посетители, находясь в
состоянии изрядного подпития, нередко разбивают свои носы, лбы и очки, а
также
мочатся вместе с вышеназванными бродячими собаками. Чем вызывают чувство
гадливости у блюдовских дам, прогуливающихся здесь же, у столба. Кстати, лбы у блюдовцев всегда
были
широкими, а носы – удивительно большими и крючковатыми, что вкупе с
распространённым в городе вполне определённым выпячиванием глаз
преимущественного
тёмного цвета навевает на определённые мысли в отношении национальной
принадлежности большинства горожан. Хотя это с трудом поддаётся
логическому
объяснению, но оного и не требуется, если учесть, что за много веков кто только в здешних
краях не
побывал и кто их не завоёвывал, начиная с монголо-татар, потомков
Чингисхана, и
кончая современными уроженцами
Средней
Азии, именуемыми ныне гастарбайтерами.
Кстати, о семитизме и его противоположности. Да,
приходится
с горечью признать, что антисемитские настроения в городе устойчиво
присутствуют,
но общей картины братства народов не портят. Это было бы и невозможно,
поскольку
здесь испокон веков, кроме русских и евреев, проживали и всё те же
татары, и
завезённые ещё с петровских времён немцы, а с войны 1812 года – французы,
взятые в плен доблестными партизанствовавшими в те далёкие годы
крестьянами и
крестьянками. Которые лихо громили французские обозы, возвращая своим
хозяевам-помещикам награбленное захватчиками добро и оставляя себе в
качестве
экзотических размножителей бравых французских улан и пехотинцев. Те, изрядно промороженные в
здешнем суровом зимнем климате, сдавались в плен с удовольствием,
отогревались
и начинали радостно и умело размножаться с местными крестьянками, потому
что
были большими мастерами этого увлекательного дела. Тем более, что
крестьянки не
особенно-то и сопротивлялись, если только так, для виду и поддержания
впечатления
о своих порядочности и стыдливости. В последние же два десятка лет в
пригородах
устойчиво поселились таджики и узбеки, приехавшие поначалу
погастарбайтерствовать, но поскольку были ребятами шустрыми и
смекалистыми, то
быстро поняли, что места здесь
тихие и
благодатные, а значит, очень даже
подходящие для дальнейшего счастливого проживания. Они быстренько
переженились
на местных барышнях, также усиленно размножились и попутно перетащили
сюда
своих среднеазиатских родственников и знакомых, поэтому сегодня пригороды
Блюдовска
больше напоминают среднеазиатские кишлаки, нежели исконные русские
поселения.
По вечерам горожане любят прогуляться от памятника
вождю
мирового пролетариата, товарищу Ленину, благополучно пережившему и
горбачёвскую
перестройку, и ельцинские реформы, и по-прежнему гордо показывающему
вытянутой
правой рукой на городской гастроном номер три,
до вышеупомянутого «петровского» столба или городской пожарной
каланчи –
памятника архитектуры восемнадцатого века. По злой иронии судьбы каланча
горела
за прошедшие столетия несчётное количество раз. Причина же была в том,
что,
во-первых, была она от основания до самого верха деревянной, и,
во-вторых,
из-за здешних пожарных, больших и верных поклонников бога Бахуса,
которые,
напившись местной зубровки, очень уважали развести во дворе пожарной
части
костёр, как будто им не хватало огня во время своей героической службы.
А теперь, после этого элегантного экскурса в нравы и
быт здешнего
замечательного города, вернёмся к нашим противоречивым героям. Гогольков
старался
понравиться и Шурику, и писателю Баранову, но старание это шло не от
души, а
имело абсолютно прагматическую
подоплёку: Гогольков, как всякий чересчур самолюбивый человек, ненавистно
боялся соперников-собратьев по перу, бешено завидовал любому их успеху, а
поскольку особым трудолюбием никогда не страдал, то к своим сорока пяти
годам
совершенно отчётливо понял, что пусть к успеху лично для него лежит
только
через интриганство.
-- Знаете, Шурик, что мне наш классик сказал? – елейно
улыбаясь холодными глазами, сообщил он Шурику. – Что силы свои он питает
из
родной природы! Говорит: захожу я в лес, прислоняюсь к берёзе, и
чувствую, как
в меня прёт её жизненный сок! Представляете! И после этого Есенина
начинает
читать, «Белую берёзу»! Каково, а? Ему больше дуб подходит, а не берёза!
– и
ехидненько захохотал. – Светочь русской литературы, которого никто не
читает!
Вы согласны со мной, Шурик?
-- Да как сказать.., - начинал малодушно юлить Шурик.
Гогольков
был ему больше непонятен, чем неприятен, а непонятных людей Шурик боялся
и
старался избегать. Впрочем, кому могут быть понятны и приятны придворные
лакеи?
Если только их хозяину, да и он их не особенно-то привечает, понимая их
угодничество
как необходимую составляющую лакейской сути.
Да, лизание .опы – занятие утомительное как для самого
облизываемого, так и для лизуна, хотя и полезное, особенно для
последнего.
Кроме того, это занятие несомненно творческое, поскольку предполагает не
только
вдумчивый, но и желательно
нестандартный
поход к объекту лизания. К тому же это занятие глубоко философическое,
поскольку
философия это особая
форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему
знаний о
фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих
сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и
духовной жизни во всех их основных проявлениях. То есть, то же лизание,
но
эстетическое, не оскорбляющее ни облизываемого, ни самого
лизателя.
Шурик несомненно был творцом, но творцом
посредственным и
сомневающимся. Ничего противоречивого в этом нет: творения, как и люди,
тоже
имеют свои градации, от выдающихся до повседневных и потому
незаметных.
Писатель Баранов тоже был творцом, и тоже
посредственным,
но, в отличие от Шурика, никогда не испытывал сомнений. Наоборот, он был
твёрдо
убеждён, что всё им творимое есть правда, и правда очевидная, единственно
правильная, и приходиться только удивляться на людей, которые эту его
правду не
замечают и не оценивают. Этой убеждённой правильностью писатель Баранов
напоминал
танк, который твёрдо знает, что его путь – только вперёд и никогда в
сторону, и
этот путь он будет осваивать, защищать и отстаивать до победного
(обязательно
победного! Иначе у танков и не бывает!) конца всех и
вся!
В один из душных июльских дней, когда местное
народонаселение устремлялось на блюдовский пляж, Шурик и писатель Баранов
разговорились, как всегда, о высоком. Инициатором разговора был Баранов,
у
которого упорно не ладилось с сюжетом, и поэтому он больше прежнего был
высокомерен и раздражителен. Дискуссия подходила к концу, и тут Шурик, не
желая
никого обидеть, нанёс ему неприятный укол.
-- А вы сами-то верите в то, что сейчас есть писатели?
– спросил
он совершенно бесхитростно и поэтому предельно задушевно.
Да, Шурик задал этот вопрос именно таким тоном, что
было понятно и без ответа: для себя он уже
на этот
деликатный вопрос ответил.
-- А вы считаете, что их нет? – привычно темнея лицом,
ответил вопросом на вопрос писатель Баранов.
Шурик вздохнул. Получилось это у него по-детски
искренне и
даже беззащитно. Дескать, да, вот я какой! Можете сжевать меня без хлеба
и
соли!
-- Думаю, что нет, -- подумав, кивнул он. – Писатель в
классическом понимании этого определения это, если хотите, общественный
трибун,
выразитель идей. К его мнению народ должен прислушиваться. А сейчас.., --
он не
договорил и разочарованно махнул рукой.
Всё это, повторяю, было сказано настолько страстно,
искренне
и напрямую, что писатель Баранов сразу и не сообразил, что ответить. Ай
да
Шурик, ай да сукин сын! Как ловко подвёл теоретическую базу!
«Общественный
трибун!». «Нет писателей!». Так цинично замахнуться на святое! Это что же
получается: он, Баранов, прозаик, поэт, драматург, медалист, лауреат и
дипломант, уже вроде бы и не… Он, который не щадит ни сил, ни нервов ни
пота,
ни соплей! Он, автор восьми книг! Он, который, как настоящий
первоцелинник,
пашет эту свою «Мужество в степи», чёрт бы их побрал, это мужество и эту,
пропади она пропадом, степь!
-- Это ваше личное мнение, -- процедил он сквозь зубы.
Надо
признаться, что раньше подобных откровений от этого мямли, как он называл
Шурика внутри себя, он не слышал. Да что значит «не слышал»? И ожидать не
мог!
-- Народ без нас существовать не может, - убеждённо
продолжил он. – Народ надо вести!
-- Куда? – неосторожно спросил
Шурик.
-- Конечно, вперёд!
-- И вы этот перёд, конечно, знаете? - окончательно
охамел
Шурик.
-- Конечно, знаю!
-- И где же он? И в чём? Или в
ком?
Баранов стиснул зубы: последний вопрос он отнёс на
свой личный
счёт.
-- До свидания, Шурик, - сказал он, поднимаясь со
скамейки.
– Желаю здравствовать. Мне надо работать. Мне надо МНОГО (он подчеркнул
интонацией это слово) работать!
И все же была у писателя Баранова одна тайна, в
которой он
даже сам себе признавался с огромными душевными муками и которую прятал даже от самого себя,
потому
что признание этой тайны означало его полный и окончательный крах не
только как
писателя, но и как личности вообще. Заключалась же она в том, что
писатель Баранов
безумно завидовал Шурику. Да-да, вот такая элементарная, выжигающая душу
зависть! Пример не новый: тот же Сальери, но что поделаешь – в жизни нет
ничего
нового, всё в ней повторяется. Да, писатель Баранов завидовал не столько
шуриковой литературной плодовитости, сколько лёгкости, с которой тот
писал свои
тексты. Эта лёгкость совершенно перечёркивала его, писателебарановское
убеждение в том, что литература – серьёзный, тяжкий труд, этакая Голгофа,
на
которую имеют право вступить немногие избранные. Ах, как он ненавидел
Шурика за
эту восхитительную, за эту воздушно талантливую
лёгкость!
Эпилог: Жизнь тёчёт, и ничего в ней не меняется,
потому что
некому в неё что-то менять (да и просто не хочется). Шурик как писал, так
и
пишет. Баранов исписался окончательно («Мужество в степи» его добило) и
теперь
выступает и заседает, за что регулярно получает всё те же дипломы, премии
и
медали. Гогольков неожиданно охладел к литературному сочинительству
и переквалифицировался в композиторы.
Объяснил
он эту, на первый взгляд, совершенно странную метаморфозу очень просто:
букв в
алфавите сколько? Правильно, тридцать три. А нот? Всего семь. С семью
управляться проще, чем с тридцатью тремя. Проще. Так в чём же дело, мон
шер?
Проголосуйте за это произведение |
|