Проголосуйте за это произведение |
Рассказы
27 марта
2016
«
Дни
гони».., или Напряжённость ожидания непонятно чего (разговор
с
культурологом)
-
"И, с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу, и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,-
Но строк печальных не смываю."
-
Автор – «наше всё», Александр Сергеевич
Пушкин. И как всегда, совершенно прочувствованно, совершенно искренне. Поэт
–
существо ранимое и – по идее – откровенное. Но как откровенность и ранимость
вписываются в наш сегодняшний, извините за вульгарное слово, контекст? Об
этом
и другом разговариваю с культурологом С.В.
Коноваловым.
-
Сергей Владимирович, 21 марта отмечался очередной Всемирный День поэзии. Вы
как
сегодня к поэзии относитесь? Терпимо или
восторженно?
- Напряжённо. Потому что то, что удаётся
прочитать, никакой поэзией назвать нельзя. Рифмованные строки, не более.
Хотя –
согласен – само слово «поэзия» в русском языке используется, как минимум, в
двух смыслах. В узком смысле – это синоним слова «стихосложение», а в
широком –
это образное самовыражение.
- А
чем
плохо, когда человек пишет рифмованные строки (то есть занимается этим самым
стихосложением)? Я, например, тоже рифмованием
увлекаюсь, и никакой ущербности от
этого не испытываю и в этом не нахожу.
- Вы хотя бы честно свою НЕпоэтичность
не скрываете.
- А чего её скрывать, если, как говорится, Бог в
темечко не клюнул! Что не наградил поэтическим
даром!
- В таком
случае,
вы, Алексей Николаевич, исключение из правил. Другие «рифмосоставители»
о своих способностях неимоверно высочайшего мнения. Но прочитайте, скажем,
такой
«шедевр»:
- Эти дни не гони: отойдут твои дни,
В бесконечное канут забвенье.
С каждым шагом, гляди - меньше лет впереди,
Жизнь незримо уйдёт, как мгновенье.
« Гони», «дни»,
«гляди», «впереди»… Ну, что это такое?
- А чего вам, Сергей Владимирович, не нравится? Да,
рифмовка примитивная, « я лежу на пляжу», типичный пример тонического
стихосложения. Но, помнится, САМ Сумароков писал:
- На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу. -
Кстати, кто автор этих «дни
гони»?
- Пощажу
«пиита».
Пусть спокойно рифмоплётничает и дальше.
Понимаете,
Алексей Николаевич, дело-то совсем не в том, что не в ладах с грамматикой
т.н.
«широкие народные массы». Это-то как раз простительно и объяснимо. Не в
ладах с
грамматикой и те, кому по роду их деятельности положено быть
грамотными.
- Камешек в писательский огород? Хотя это
не
камешек. Это булыжник! Но поймать вас труда не составляет: в одном из наших
предыдущих разговоров вы сами говорили, что писателю совсем не обязательно
быть
грамотным.
-
Не надо упрощать. Всё зависит от степени. Не секрет, что даже Анна Андреевна
Ахматова до конца своих дней была не в ладах с такими грамматическими
категориями, как «тире» и «дефис». Но с орфографией-то у неё всегда все было
в
порядке! А вы посмотрите, как пишут сегодняшние литераторы! «МИнуэт» вместо «менуэта», «сЕмбиоз»
вместо «симбиоза» - и это, как понимаете, примеры «навскидку», первые
попавшиеся. Так что караул! И такое
положение тем более непонятно, потому что сейчас практически у каждого пищущего есть выход в Интернет. Чего проще: сомневаешься
в
написании – набери в поисковике трудное для тебя слово, не позорься перед
теми,
кому ты, извините за вульгарность, «впариваешь»,
что
ты – писатель!
- Слышу в этом вашем панегирике
отчётливый
иронический подтекст. Недолюбливаете вы моих собратьев по перу! Хотя отчасти
я
вас понимаю: тех, кто называет себя писателями, сегодня полным-полно. Чего
не
скажешь о читателях, число которых, если судить по социологическим опросам,
стремительно сокращается. А писатель без читателя –
нонсенс!
-
Почему же? Не скажу ничего экстравагантного, но так называемый писатель
сочиняет художественные тексты,
прежде
всего, для САМОГО СЕБЯ. То есть, для САМОвыражения, САМОутверждения, САМОпризнания.
Если к тому же у его текстов ещё и
читатели имеются, то совсем хорошо.
- И на этой относительно оптимистичной
ноте мы наш сегодняшний разговор и
закончим. Спасибо, Сергей Владимирович, за беседу!
Проголосуйте за это произведение |