Проголосуйте за это произведение |
Новые книги наших
авторов
06 августа 2016
Нету нынче вожаков!, или А
почём
на базаре свинина? ( к
выходу сборника сатирических стихотворений Алексея Курганова « Не хочу я
пятый
раз жениться!»)
Издательство ALTASPERA
PUBLISHING (Канада,
Торонто) выпустило сборник сатирических стихотворений коломенского
литератора Алексея Курганова «Не хочу я пятый раз жениться!». О книге, о
сатире, о писательстве вообще с автором беседует культуролог Сергей Коновалов.
-
Алексей Николаевич, у вас с вышеназванным издательством довольно тесное сотрудничество. Это уже
какой
по счёту ваш сборник, выпущенный в ALTASPERA PUBLISHING?
-
Седьмой
за неполные два года.
- И сразу
же в
тему: восьмой готовите?
- Без кокетства: я ни один из названных
семи
не готовил. Нет, конечно, какие-то чисто технические правки в уже готовые
тексты я вносил – но не более. Накапливался необходимый для сборника
текстовой
объём, и когда я видел, что он - достаточен, предоставлял его издательству.
Вот
и вся моя «издательско-творческая кухня». Ничего
мудрёного.
- Давайте
поговорим о сатире. Она сегодня у нас в стране
актуальна?
- Нет. Есть непреложная закономерность:
сатира успешно развивается ТОЛЬКО в
странах с жёстко авторитарным режимом. Кстати, уж коли заговорил об
авторитаризме.
У сталинского наркома просвещения
Луначарского была статья, которая так и называлась – «О сатире». Начинается
она
просто и в то же время замечательно: «Смех всегда был огромной силы
классовым
оружием. При помощи смеха господствующий класс бил себя самого, чтобы
разбивать
стекло и ковать булат 1. При помощи смеха новые поднимающиеся классы
начинали поражать своего господина. Этот смех был смехом исподтишка
и тем не менее
злым и часто метким, когда он начинал проявляться вместе с первыми
искрами классового самосознания у порабощенных
низов.».
Как вам? Песня, а не статья! Так вот в
наше
сегодняшнее время она бы не получилась. Потому что у нас при всех издержках
авторитаризма
во власти нет. Да, сегодняшняя наша демократия, скажем так, весьма
своеобразна,
но всё же это именно демократия.
- То есть,
новых салтыковых-щедриных ПОКА ждать не
приходится?
- Именно. Тут другое: какие салтыковы-щедрины, если согласно социологическим опросам
около трети россиян не читают художественную литературу ВООБЩЕ! При Советской власти, к которой можно
предъявлять сколь угодно много претензий, но страна по всем международным
меркам считалась ЧИТАЮЩЕЙ, в литературе были такие признанные кумиры как
Шолохов, Бондарев, Астафьев, Белов, Быков, на днях ушедший от нас Искандер…
Были т.н. неформальные лидеры - Пикуль, Солженицын, Бродский, Аксёнов.
Сегодня
же в нашей литературной жизни фигур даже приближающихся к ним по
авторитетности, просто НЕТ!
- Может,
Интернет виноват?
- Может. Хотя все причины нашего отупения
искать только в нём – это, знаете ли…
- Вернёмся
к
вашей книге. Итак, сатира. Какая? Бытовая, философская, любовная, пейзажная
не
бай Бог – политическая?
- Больше бытовая. На мой взгляд, именно в
быту, в самой что ни на есть бытовой повседневности можно найти массу
интересных для пишущего человека моментов, которые раскрывают саму
человеческую
сущность.
- А почём
на
базаре свинина?
А почём
на
базаре морковь?
Меж
прилавков, довольный, гуляю.
То
гулянье
зовётся ЛЮБОВЬ.
Весь
пакетами с писчей обвешан.
От
покупок
сгибаюсь дугой.
Годы-годы,
куда вы сбежали?
Был и я
паренёк молодой…
Выпивал,
веселился, смеялся
И щипал
молодух по углам…
Сколько
стоит свинина? Пол-тыщи?
Вы
завесьте
мне пять килограмм…
(
стихотворение «Я гуляю по базару…»)
Или вот это:
-
В нашей
комплексной
столовой
Всякий
корм
– по номерам.
« Дайте
супу
номер восемь
И
«Особой»
двести грамм!
Что? Без
водки? Ах, собаки!
В вашем
корме только пыль!
Потреблять
его без водки –
Портить
печень и пузырь!
(
стихотворение «В нашей комплексной столовой…»)
- Наверняка
вам достаётся от читателей за вроде бы «мелкотемье», мещанство и
обывательщину,
ведь ваши тексты - типичные «маруся
отравилась…».
- Не без этого. Обижаться глупо. Лучше
быть
обвинённым в мелочности тем, чем бесполезно пыжиться в описании высоких
чувств.
- Не понял.
Это камешек в чей огород?
- В огород этих самых «обличителей».
Загляните в сегодняшние поэтические сборники. Много вы там найдёте
действительно достойных стихотворений, скажем, о любви? Или описывающих
природу? Или какие-то гражданские
чувства?
- Неужели
не
много?
- Полюбопытствуйте.
-
Неожиданно
вспомнилось: ещё великий Ломоносов в своей знаменитой классификации
литературных жанров относил трагедию и сатиру к жанрам «средним», но если
трагедию - со склонностью к высоким, то сатиру именно что со склонностью к
низким.
- Вы это к чему вспомнили? Чтобы меня с
Ломоносовым сравнить?
- Скорее с
Эзопом!
- Я вас понял. Эзоп так Эзоп. Хорошо ещё,
что не Гомер… А вообще, вы правы! Руководствоваться категориями той эпохи
становления именно что русского классицизма можно и сегодня. Хотя есть и
различия.
- В чём
же?
- Да всё в тех же именах. Ломоносов,
Кантемир, Сумароков - подобных им
сегодня нет.
- Что-то у
вас
никого нет… Это что, старческое брюзжание? Или такая оригинальная
закономерность?
- Скорее, второе. Сегодня у нас эпоха то
ли
воинствующего, то ли уже агрессивного
ПРАКТИЦИЗМА. А литература – занятие НЕпрактическое.
И к тому же «настоящих буйных мало – вот и нету
вожаков!».
- В
заключение
разговора задам самый оригинальный вопрос: ваши творческие
планы.
-… и я вам дам на него не менее
оригинальный
ответ: их – ГРОМАДЬЁ! Без
конкретностей!
Проголосуйте за это произведение |
|
|