Проголосуйте за это произведение |
Рассказы
1 апреля
2008 года
Сахалинцу Алесандру
Деркачову,
геодезисту, этнографу,
писателю,
моему однокурснику и
доброму
другу
ПОСВЯЩАЕТСЯ
ОТ
АВТОРА
Далеко-далеко, на самом
краю
света, там, где кончается материк Азия и начинается самый большой на планете
Земля океан, называемый у одних народов Великим, у других Тихим, сразу за
Татарским проливом, о существовании которого еще при царе Петре Первом и
даже
при Александре Сергеевиче Пушкине не подозревали, а открыли его лишь при
жизни
Тараса Григорьевича Шевченко, расположен второй по величине в мире остров,
честь открытия которого оспаривают несколько великих европейских мореходов:
француз Лаперуз, русский Головнин, англичанин Кук, которые почитали его
полуостровом. Но, на самом деле, первыми пришли сюда по замерзшему в стужу
морю
в далекие-предалекие времена и поселились здесь два азиатских племени: айни
--
родичи японцев и нивхи -- народ, о котором и по сей день
знают люди мало, судят об этих охотниках и рыболовах поверхностно,
рассказывают
о них побасенки, относятся к ним не всегда уважительно. Ибо так уж
получилось,
что первыми европейцами, поселившимся на этом гигантском острове,
протянувшимся
на почти три сотни километров с севера на юг, с суровой природой, казавшейся
неудобной для выживания и для добычи там пропитания, оказались преступники
обширнейшей в 19 веке Российской империи, которых ссылали сюда в наказание
за
совершенные ими на родине злодейства. Как могли бывшие убийцы и разбойники
относиться к встреченным ими на Сахалине людям, живущим в земляных норах
зимой,
а летом кочующих вдоль Тихого океана и проливов пешком, идя вслед за оленями
или занимающихся рыбной ловлей не для
того, чтобы набрать побольше рыбы, а потом продать ее, а ровно
настолько, чтобы прокормить себя и род свой? Плохо относились к нивхам
европейцы. Но не истребляли, как это делали американцы, заселяя территории
обитания индейцев. Оттесняли в районы мало пригодные для жизни, спаивали,
обманывали при покупке у них красной икры и китового жира, а то и просто
отбирали все продуктовые запасы...
В годы давние уж, когда я
путешествовал по этому острову и ходил на корабле в сторону расположенных
еще
дальше на востоке Курильских островов с огромным, растущим прямо из-под воды
вулканом Богдан Хмельницкий и гигантской величины водопадом Илья Муромец на
Итурупе, встречал я немало нивхов, влюбленных в свою внешне негостеприимную
и
полную опасностей землю, рассказывающих мне о гигантских океанских
волгах-цунами высотой с двадцатиэтажный дом, которые поглощали и Курильский
острова и сам Сахалин до вершин самых высоких сопок и смывали с них все
живое,
не оставляя деревьев, травы и земли на скалах, о землетрясениях, после
которых
вчера еще такие знакомые долины преображались так, что приходится сразу же
изучать местность, как будто оказываешься на другой планете.
Известный сахалинский
путешественник и геодезист Александр Павлович Деркачов за годы своей жизни
составил множество карт различных районов гигантского острова. За тридцать с
лишним лет своих путешествий он познакомился, наверное, со всеми живущими на
Сахалине нивхами, выслушал от них массу легенд, сказок и историй. Одну из
сказок, услышанную мной и Александром Павловичем от старого и мудрого
дедушки
Айги, жившего в те годы в поселке рыболовецкого совхоза имени В. Ленина,
бывшего в молодости знаменитым китобоем и бригадиром самой удачливой на
морях
Тихого океана рыбацкой артели, оказался последним представителем некогда
славного на весь Сахалин рода Матери-нерпы. Одну из легенд, услышанных от
него,
представляю здесь вам...
1
Давно это было. Так давно, что никто не поверит, будто существовали времена, когда не было на Острове ни белых людей, ни их самолетов, вездеходов, металлических вышек с горящими факелами, ни превращающихся в трясины лесовозных дорог. А жили на Острове лишь нивхи -- народ свободный, незлобный и неспешный...
Кормились нивхи тем, что
дадут им тайга и море, то есть охотой на лесного зверя, нерпы и китов,
рыбной
ловлей, сбором ягод, грибов, съедобных корней и растений. Хорошо жили нивхи,
сытно. Когда было теплое лето и случалась не слишком холодная зима, когда не налетали
на
Остров ветры и цунами, когда не высаживались с моря на крутые восточные
берега
американские охотники на котиков, когда не заявлялись с Южных Островов
самураи,
кривоногие, в коротких штанишках, в соломенных островерхих шапочках, с
кривыми
короткими мечами в руках, с хорошо оперными стрелами в колчанах за плечами,
когда, не тряслась земли от гнева богов и не засыпало Остров пеплом и
камнями,
долетающими сюда аж от высокого вулкана с острова Итуруп, делая день ночью и
заставляя вянуть все деревья и растения, даже папоротники и высокую, выше
роста
человека, медвежью дудку, превращая их в чахлые подобия свои, растущие на
Большой земле То есть, когда не гневались боги на Остров и живущих на нем
людей
и животных, жили нивхи счастливо. Били копьями нерпу, ставили силки зверя и
птицу, ловили плетенными из лыка сетями рыбу, собирали грибы, ягоды, орехи,
приносили дары богам и духам, пели
песни, танцевали в дни свадеб и других праздников.
Но бывали на Острове еще
и
долгие зимы. Случались годы, когда снега наваливало на землю и на деревья
так
много, что приходилось нивхам копать в сугробах ямы вокруг шалашей, и жить
там,
прячась под шкурами, как медведи в берлогах. И негде было доставать в такие
зимы нивхам еду. Потому что в великие холода море замерзало, рыба от берегов
Острова уходила далеко-далеко, зверь прятался высоко в горах и в лесной
чаще, а
кора деревьев промерзала так, что не угрызешь зубами..
В такие зимы нивхи
умирали.
Целыми стойбищами, целыми племенами.
А мертвых надо хоронить.
Потому что тело истинного нивха не должно лежать в земле. Тело нивха должно
быть съедено птицами. И вместе с ними душе умершего нивха положено улететь к
солнцу...
2
Вдова и сын Великого Охотника долго
долбили
ножами ствол упавшей в осеннюю бурю березы, чтобы в мерзлом бревне оказалось
достаточно места для тела Отца и Мужа.
- Хорошим был человеком был твой отец, - говорила
мать неторопливым, спокойным голосом, глядя, как сын скребет ножом дерево, а
потом выгребает льдистые желто-белые, несъедобные волокна и отбрасывает их в сторону. -- И очень сильный. Лучший охотник в племени
Матери-рыси.
И смерть принял самую, что ни на сеть, почетную --
от
зубов самца-рыси. Много лет никого из
нашего племени не убивала ни одна рысь. Убивали рыси людей из племени
Матери-медведицы, из племени Матери-нерпы, но из племени Матери-рыси никого
не
трогали. Потому что и отец твой, и отец отца его, и отец отца его отца -- все почитали Мать-рысь своей покровительницей,
тотемом
рода, и оставляли после охоты долю зверя рядом с логовом его. Но нынешней
зимой
никто не дал Матери-рыси ни кусочка свежего мяса...
Сын молча слушал ее, тесал дерево и, поглядывая
на
останки объеденного диким зверем отца, молча кивал в знак согласия с ее
словами.
- Пришла плохая зима, не стало корма и людям, и
птицам, и зверям, - продолжала мать, отложив свой нож на снег и согревая
дыханием руки, - и отец принес себя в
жертву Матери-рыси. Так мог поступить только Великий Охотник. Он дал себя
растерзать Матери-рыси, хотя мог одним ударом ножа убить
ее...
На этом месте голос матери прервался - и слезы выступили из ее глаз, повисли
льдинками на ресницах.
- Великий Охотник был благородным человеком! -- повторила она прозвеневшим в застывшем от холода
воздухе голосом. -- Ты можешь гордиться, сын, своим отцом, - и, взяв нож в
красную от холода руку, продолжила крошить березу с противоположной от сына
стороны бревна.
Юноша, точнее даже мальчик, ибо не исполнилось
ему
еще тринадцати лет и зим, когда он превратится в мужчину и станет настоящим
охотником, больше не поглядывал на мать. Он молча скоблил ножом дерево и то
ладонью, то пальцами выскребал березовое крошево, а то и выдувал его. Слезы
женщины, знал он, не должны трогать сердца мужчины. Но любовь сына к матери
могла эти слезы вызвать. Он теперь старший мужчина в семье, его долг -- оберегать мать, кормить ее, а не плакать вместе с
женщиной.
- Пока жив был твой отец, - закончила мать со
вздохом, - в стойбище людей племени Матери-рыси всегда было мясо. Даже если
было добычи немного, твой отец всегда делился с остальными людьми становища
добытым зверем -- и все нивхи стойбища Матери-рыси
были равно сыты или равно голодны. Но от недостатка еды никто не умирал в
племени Матери-рыси. Так повелось издревле, так будет
всегда.
Что именно так завещано было предками жить
нивхам,
мальчик знал и сам, но в том, что такой порядок
будет существовать всегда, уверен не был. Мальчик видел, как в эту
последнюю, такую холодную и такую
голодную зиму не все охотники поступали так, как делал его отец, а до
него делали отец его отца и отец отца его отца, охотники удачливые, всегда
делящиеся добычей с остальными людьми племени. Многие охотники в эту зиму
приносили в стойбище только часть добычи, а другую часть припрятывали в
лесу, и
тайком от остальных людей племени Матери-рыси ели мясо, не всегда делясь
мясом
даже с собственными детьми. Никто из нынешних охотников, твердо знал
мальчик,
не погибнет, как отец, в когтях Матери-рыси, если сам сможет убить рысь,
съесть
ее мясо, а из шкуры сделать хороший, теплый щит над ямой-домом своим.
Мать тоже знала это, но хотела верить, что добрые
и
честные охотники в племени Матери-рыси не перевелись. Потому что, если
подобных
ее мужу мужчин в племени Матери-рыси не останется, то предстоит умереть от
голодной смерти и ей самой, и мальчику. А сына ей было
жаль...
И мать продолжала говорить, смахнув украдкой
льдинки
с глаз и делая вид, что не плакала вовсе:
- Да, твой отец был Великий
Охотник...
- И большой дурак, - послышался мужской
голос.
Тотчас после этих слов над горой снега,
выброшенного из ямы, в которой лежало на мерзлой земле то, что осталось от
Отца
и Мужа после пиршества рыси, появилась человеческая голова в лохматой шапке
из
меха олененка и ухмыляющееся широкое лицо двоюродного брата покойного по
имени
Лис.
- Твой муж, женщина, позволил убить себя
полуживой
рыси, имея в руке нож и лук с пятью стрелами... - продолжил Лис, взбираясь
сначала на сугроб, а потом скатываясь с него на
штанах, сшитых из медвежьей шкуры, вниз, к месту, где вдова и сын Великого Охотника готовили
мертвому Отцу и Мужу последнюю постель. -- Теперь я -- лучший охотник в
племени
Матери-рыси! -- заявил он, встав, наконец, на ноги и гордо подняв
голову. -- Я -- самый старший! Я --
самый
сильный! Я -- вождь племени
Матери-рыси!
Мать подняла голову и, встретив своими
испуганными
глазами высокомерный взгляд нового вождя, опустила глаза, низко поклонилась
ему, сложив руки на животе.
- Теперь ты -- великий
воин, Лис, - согласилась она. -- И вождь.
Мальчик молчал, глядя на взрослых. Ему не
пристало
вмешиваться в разговор тех, кто кормит его. Так учил сына
отец.
Лис снял с пояса маленькую серую белку с облезшим
хвостом, убитую, как видно, стрелой, но не так чисто, как случилось
подстреливать белок отцу мальчика -- в глаз, а
раненную в бок, и потому окрашенную с головы до хвоста запекшейся и
смерзшейся
кровью.
- Вот! -- сказал
Лис гордо. -- Это -- моя добыча! -- посмотрел
на
выжидающе напряженное лицо женщины, улыбнулся ей криво, закончил с
торжеством в
голосе. -- И я съем ее! Сам! Один!
Лис рассмеялся раскатисто и весело, так, что
стоящие
в стороне от погребенного под снегом стойбища племени Матери-рыси деревья
ответили ему гулким, жалобно звенящем в мерзлом воздухе
эхом.
- Я -- сильный! --
закончил
Лис. -- Я переживу эту зиму! А вы -- слабые. Вы
умрете. Оба. Потому что таков основной закон богов нивхов: живет сильный,
умирает слабый. Так говорю я -- великий вождь
племени
Матери-рыси!
На глаза матери вновь навернулись слезы. Она
покорно
опустила плечи. Нож из слабой руки ее выпал и ушел в снег так глубоко, что
деревянная ручка оказалась почти не видной.
- Мой сын... -
прошептала
она. - Он тоже умрет. Он еще маленький. Он слабый. А ты - вождь. Ты сильный.
Ты
не поделишься белкой с ним.
- Нет! -- ответил
Лис веселым голосом. -- Не поделюсь! Я съем белку сам! И я буду жить. А вы
умрете! Оба! Ха-ха-ха!
И вдруг смех этот оборвал звонкий от гнева голос
мальчика:
- Мы умрем! - сказал сын. --
Но
умрем мы все! Все племя Матери-рыси умрет. И ты, дядя Лис, останешься один.
Ты
будешь вождем сам себе самому. Сытым, но никому не
нужным.
Лис посмотрел на мальчика с
уважением:
- Ты прав, малыш, - сказал он.
-- Быть
вождем без племени нельзя. Но можно просто жить. А не умереть! Не умереть от
голода. Мучительно и долго. Понял, глупый?
- Тогда тебе больше не нужны Большие Сети, -
сказал
мальчик. -- Отдай их мне.
Лис рассмеялся:
- Большие Сети сейчас никому не нужны. В стойбище
Матери-рыси почти не осталось взрослых мужчин.
Одни уже умерли, а другие больные и хилые, умрут завтра. Кто будет
тянуть Большие Сети? Женщины? Дети? Так они живы только потому, что отцы
отдают
им свою пищу. Умрут мужчины -- умрут и
остальные.
- Я буду тащить Большие
Сети.
- Ты? -- рассмеялся Лис.
--
Ты глуп и мал. Ты даже не имеешь имени. Сын глупого Великого Охотника, моего
старшего брата. Большие Сети очень большие, а ты слишком мал и слаб. Тебе не
вытянуть их из воды.
- Мы с матерью все равно умрем. Ты сам так
сказал, -
заметил сын Великого Охотника. -- Дай нам Большие
Сети, дядя Лис, -- и ты подаришь нам
надежду.
То-то было весело Лису слушать эту просьбу. Он долго смеялся, а потом вспомнил, что умерший от зуюов
Матери-рыси Великий Охотник был сыном его тети, что у него и его двоюродного
брата был общий дедушка Железный Коготь, который умер давно, в сытые дни, и
был
подвешен в такой вот деревянной колоде, над которой сейчас трудятся Мать и
Сын,
к верхушке дерева -- и птицы расклевали старика в один день. Это была
хорошая смерть и хорошие похороны. Слеза умиления выступила на левом глазе
Лиса -- и он сказал:
- Глупый сын глупого Великого Охотника хочет
иметь
Большие Сети? Так пусть берет их! Зачем они мне? У меня есть сегодня белка.
Завтра я пойду в лес и убью из лука вторую белку, послезавтра третью -- и так буду убивать их каждый день! И есть их! А сети?
Зачем людям Большие Сети, которые надо тянуть всем стойбищем? У каждого
мужчины
стойбища Матери-рыси есть своя сеть. Маленькая. Потому что один мужчина
может
закинуть в море только одну сеть. И взять у моря может только то, что сможет
вытянуть он сам. А ты, сын Великого Охотника, --
глупый
и жадный. Ты хочешь забросить в море Большую Сеть, чтобы она затянула тебя в море? Бери Большую
Сеть.
Я сегодня добрый. Потому что я буду жить. А вы умрете.
Оба!
3
Останки Великого Охотника
вдова с сыном уложили в перевязанную крученными из ивового лыка веревками
березовую колоду, а потом мальчик залез на дерево, перекинул веревки через
большой и толстый сук, спустился вниз.
- Мы не поднимем твоего
Отца
к небу, - сказала женщина усталым голосом. -- Он
слишком тяжел для нас с тобой. Надо позвать людей, чтобы они помогли нам.
И мальчик пошел к крытым
шкурами диких зверей ямам по высокому, выше роста взрослого мужчины, снегу,
проваливаясь в него по пояс и оставляя позади себя глубокую борозду . В
землянках и в устроенных внутри ям шалашах прятались люди. К каждой из
задубелых таких от мороза шкур сын Великого Охотника наклонялся и,
почтительно
постучавшись, говорил:
- Умер Великий Охотник.
Он
умер от зубов Матери-рыси, чтобы спасти род Матери-рыси от смерти. Надо
похоронить Великого Охотника.
Но ни одна шкура не пошевелилась в ответ, ни один человек не вышел ни из одного жилища. Казалось, что все находящиеся в ямах люди затаивали даже дыхание, чтобы мальчик не услышал, что они там есть.
- Мы с матерью все
сделали:
выдолбили колоду, уложили отца в нее, протянули вверх веревки, - говорил
мальчик. -- Осталось только поднять Великого
Охотника
к небу и отправить его к богам.
Но каждый, кто слышал
мальчика, думал:
.Этой зимой умерло много
людей -- и никого из них не поднимали к небу.
Каждого
умершего закапывали в снег, до весны. Многих из них раскопали рыси и
росомахи,
съели, других объели мыши -- и теперь эти
мертвые никогда не попадут на небо. Почему должен
попасть на небо Великий Охотник? Потому что не стал убивать Мать-рысь? А
если
бы убил Великий Охотник Мать-рысь, то остался бы жив. И накормил бы нас
мясом
Матери-рыси, а себе бы постелил под зад хорошую шкуру. Нет, плохо умер
Великий
Охотник. Не станем помогать его сыну..
И мальчик вернулся к
матери
один. Он сказал ей:
- Стереги тело отца,
вдова
Великого Охотника. А я возьму Большие Сети и заброшу их в море. Я наловлю
столько рыбы, что можно будет накормить всех людей племени Матери-рыси -- и тогда они помогут нам похоронить Великого Охотника
так, как следует быть похороненным Великому Охотнику из племени
Матери-рыси.
Мать поплотнее закутала
плечи в старую шкуру горностая, села рядом с колодой, в которой покоился
Великий Охотник. Она знала, что теперь долг ее --
не
дать никому, кроме птиц, съесть ее мужа. А сын ее пусть занимается мужским делом...
4
Большие Сети попали в
руки
того, кто после смерти Великого Охотника назвал себя вождем племени
Матери-рыси, недавно. Брат Великого Охотника Лис был плохим охотником: он
очень
громко ходил по земле и очень громко хрустел при ходьбе по снегу, очень
шумно
сморкался и кашлял, когда сидел в засаде, оставлял возле себя очень много
острых и неприятных запахов, которые отпугивали зверя, --
и
почти никогда не приносил в стойбище добычи. А, может, съедал добычу сам.
Иначе
чем объяснить то, что Лис оказался этой зимой единственным мужчиной в
племени
Матери-рыси сытым и здоровым? Разве что колдовством...
Но Лис не был шаманом.
Потому что шаман племени Матери-рыси по имени Зовущий Богов умер в холодную
зиму одним из первых, когда еще хоронили мертвых на деревьях, и, будь Лис
шаманом, он бы стал шаманом вместо Зовущего Богов и сменил имя. К тому же
люди
племени Матери-рыси не уважали Лиса, часто смеялись над ним, потешались,
показывали пальцами на лоб, говорят: .Сам себя перехитрил.. И имя дали ему
такое - Лис. Потому что только лиса может питаться и падалью, и мышами, как
это
случалось делать двоюродному брату Великого Охотника раньше. Настоящий
зверь,
как и настоящий человек, говорили нивхи, уважает себя, дряни не жрет. Так
утверждали люди племени Матери-рыси давно, до тех пор, пока были живы
старики.
Но в холодную зиму мудрые, но слабые телами старики умерли первыми. А потом
стали умирать остальные: дети, женщины, мужчины. И с каждой новой смертью
стали
люди племени Матери-рыси все чаще звать всегда сытого брата Великого
Охотника
Мудрым Лисом, все чаще смотрели на него с преданностью в глазах и с желанием
выполнить любое его приказание. Хотя никогда, никому Лис не принес даже
шкурки
от убитой им белки, даже перышка вороны. Но все люди племени матери-рыси
почему-то надеялись, что двоюродный брат Великого Охотника обязательно
принесет
в стойбище много-много мяса и устроит для всех оставшихся в живых
большой-большой пир.
Вчера Лис принес на себе
огромный и тяжелый тюк.
Все племя вышло из своих
жилищ, чтобы похвалить брата Великого Охотника, принесшего большую добычу
для
племени Матери-рыси. Всем хотелось развести большой костер, съесть большой
кусок жареного мяса и пропеть песнь в честь Мудрого Лиса и дать ему новое
имя -- Много Мяса! Потому что отец мальчика Великий Охотник
в
последнее время приносил в стойбище племени Матери-рыси мало мяса -- и люди голодали. А тут --
целый
тюк на плечах двоюродного брата Великого Охотника! И люди, глядя на него,
говорили друг другу, что Мудрый Лис убил перешедшего с Большой Земли через
замерзший пролив на Остров лося, и принес в стойбище людей Матери-рыси не
все
мясо зверя, а только часть его. Сейчас он накормит людей племени Матери-рыси
принесенным мясом, - говорили они, - и отведет их за остатками лося. Чтобы
вместе принести оставшееся мясо в стойбище и вновь есть его.
Но Лис, сбросив груз на
землю, сказал:
- Это
-- Большая
Сеть.
Добыча Лиса была
знаменитой
на весь Остров, но не едой, а всего лишь вещью. Большая Сеть служила людям
племени Матери-тюленихи. Племя это было многие годы самым сытым из всех
племен
нивхов. Они были настолько сытыми, что очень часто имели лишнюю морскую рыбу
и
не только сушили и солили ее в ямах впрок, но даже и выменивали ее на
звериное
мясо и шкуры у племени Матери-рыси, на ягоды и орехи у племени Матери-белки,
на
жир и ворвань у племени Матери-китихи. Много рыбы умели ловить Большими
Сетями
в большой воде люди племени Матери-тюленихи. Всегда, даже в самые сильные
морозы и в самые снежные зимы люди племени Матери-тюленихи имели в своих
шалашах морскую рыбу. Люди остальных племен нивхов ели много рыбы только в
дни,
когда шел на нерест в верховья рек шел красномясый лосось. Рыба в те дни
перепружала реки горбатыми своими спинами, гибла на перекатах, а потом
вместе с
водой возвращалась назад, к морю, белея опустевшими, рваными брюхами и
распахнутыми, словно в последнем крике зубастыми головами. Тогда все
нивхи Острова были сыты. Но люди племени
Матери-тюленихзи ловили рыбу даже в те дни, когда лосося не было в реках.
Потому что была у племени Матери-тюленихи Большая Сеть. И ловили они той
сетью
рыбу в большой воде моря и летом, и весной, и осенью, и зимой.
Сообща.
А нивхи других племен
ловили
рыбу маленькими сетями. Каждый -- своей. И только
летом. А зимой тягали пропитанную жиром колюшку на маленькие удочки,
состоящие
из ивовой палочки, вырванного из головы взрослой женщины волоса и костяного
крючка. Колюшка была такой жирной, что даже горела, освещая по ночам жилища
нивхов.
Но в холодную зиму не
оказалось подо льдом большой воды и колюшки. Рыба ушла от Острова далеко в
море. Племя Матери-тюленихи перешло остров навстречу солнцу, ступило
на морской лед... и больше о нем никто из людей племени Матери-рыси ничего
не
слышал.
- Зачем нам Большая
Сеть? -- сказали оставшиеся в живых мужчины. -- Если в
маленькую
сеть не попадается в эту зиму хитрая рыба, то Большую Сеть она заметит сразу
и
ловиться не станет. Эх, ты... - вздохнули они, и показали Лису на лоб
пальцами.
- Думать надо. Что ты дал за эту Большую Сеть племени Матери-тюленихи? Много мяса? Почему ты не отдал это мясо
нам?
Вчера Великий Охотник вчера еще жив. Поэтому он спросил у двоюродного брата:
- Тебе, Лис, люди племени
Матери-тюленихи сами дали Большую Сеть? Или ты взял ее без
спросу?
Лицо Лиса покраснело, он
опустил голову и промолчал. Лис не ответил на вопрос Великого Охотника.
Поэтому
никто в племени Матери-рыси не узнал, откуда взял Лис Большую
Сеть.
5
Мальчик уложил Большую
Сеть
на отцовские лыжи, привязал к ним веревку, и потянул груз за
собой.
- Эй ты, глупец! -- кричал ему вслед Мудрый Лис, новый вождь племени
Матери-рыси. -- Ты уходишь на верную смерть. Ибо одному тебе не справиться с
Большой Сетью. У тебя не хватило сил даже на то, чтобы поднять к небу тело
отца
своего! Куда тебе вытянуть из воды много рыбы!
Вместе с новым вождем
своим
смеялись над глупым мальчишкой все люди племени
Матери-рыси:
- Глупец! Глупец! Ты
умрешь
вместе с Большой Сетью!
Но мальчик, проваливаясь
в
снегу по пояс, шел и шел в сторону моря, тянул за собой лыжи с Большой
Сетью, и
думал только о том, что он должен накормить людей племени Матери-рыси.
Потому
что, знал он, люди его стойбища хорошие. Это голод их сделал плохими и
жестокими...
Мальчик шел долго, не
останавливаясь, пока вдруг не оказался на вершине поросшей еловым
редколесьем
сопки. Он увидел огромное -- до самого неба --
море:
серое и холодное, не плещущее волнами, как летом, у берега, а отделенное от
земли многими и многими шагами белого припайного льда. И на половине
ледяного
пути видна была затянувшаяся корочкой свежего голубого льда темная круглая
полынья -- все, что осталось на земле в память о
людях
племени Матери-тюленихи, которые ловили в этой полынье рыбу Большой Сетью.
И мальчик подумал, что
противный дядя Лис, ставший вождем племени
Матери-рыси только потому, что он хитрый и сытый, а остальные люди
голодные, все-таки прав: мальчику никогда не протащить по ледяному насту эту
тяжелую Большую Сеть.
Но и возвращаться в
становище племени Матери-рыси нельзя. Сын Великого Охотника знал это. Потому
что он взял Большую Сеть у Лиса и пообещал накормить с ее помощью все племя
матери-рыси рыбой. И у него нет уже сил на то, чтобы вернуться и дотащить
назад
такую большую и такую тяжелую Большую Сеть..
Мальчик сел на лыжи с
сетью
верхом, уперся ногами в плотно сбитый холодными ветрами снег, и оттолкнулся
пятками от сопки...
Помчался с крутого берега
вниз -- только свист в ушах, только сильно бьется
от
восторга и страха сердце! И даже замерзшему носу не больно!
Миг -- и он уже у подножья сопки. Второй миг -- и он летит по покрытой снегом и льдом прибрежной гальке. Третий миг -- и лыжи с Большой Сетью и мальчиком вылетели на белый, ровный лед, понеслись по нему быстрее прежнего...
Вдруг у круглой полыньи,
пробитой еще в начале зимы в белом льде людьми племени Матери-тюленихи,
Большая
Сеть с сидящим на ней мальчиком
завалилась на бок, лыжи выскользнули вперед, швырнув сына великого
Охотника прочь от свежего голубого ледка, а сами, распавшись на две части,
ухнули в море. Лыжи Великого Охотника остались плавать поверху, а плохо
привязанная к ним Большая Сеть полежала на воде, полежала, покачиваясь на
ряби,
а потом медленно, словно нехотя, опустилась вниз и исчезла.
Утонула....
Мальчик поднялся на ноги.
Горе случилось непоправимое, но он не плакал. Он с тоской смотрел на полную
голубого ледяного крошева черную воду полыньи, поглотившей последнюю надежду
племени Матери-рыси выжить в эту холодную и длинную
зиму...
6
Вдруг черная вода
зашевелилась, забурлила, выплеснулась на края полыньи --
и
в середине нее появилось нечто большое, черное, гладкое, мокрое, блестящее
на
проглядывающем сквозь хмурые тучи солнечном свете. Оно стало подниматься
вверх,
становясь все больше и больше, пока не стало видно, что это огромный черный
шар
с небольшим утолщении ем впереди. Потом шар распахнул красивые круглые
глаза,
утолщение шумно вздохнуло двумя возникшими в нем отверстиями --
и окутался облаком пара. А еще через пару мгновений, когда пар осел
инеем на шаре, обнаруживая и
побелевшие
ресницы вокруг печальных глаз, и щеточку волос надо ртом,, и уши, стало
ясно,
что существо это живое.
Мальчик сразу понял, что
перед нм предстал тюлень -- точно такой, какого он
видел в прошлом году, когда вместе с Великим Охотником ходил в гости к
Великому
Рыбаку в стойбище племени Матери-тюленихи, только размерами больше. Гораздо
больше. Словно не просто тюлень это, а гора-тюлень. Ибо голова тюленя все
росла
и росла, а потом и появились и его, плечи,
тело, огромное, как черная, мокрая сопка. Хлопнули две громадные
ласты о
лед -- одна за другой -- да так сильно, что вся
ледяная громада от берега до моря прогнулась от этих ударов и задрожала,
едва
не сбив мальчика с ног. И пред сыном Великого Охотника предстал самый
большой
тюлень, какого можно представить.
Мальчик низко поклонился
тюленю и сказал:
- Здравствуй,
Мать-тюлениха.
Я -- сын Великого Охотника из племени матери-рыси,
я
чужой тебе человек, - а потом спокойно добавил. - Ты меня
убьешь.
Ничего не сказала в ответ
Мать-тюлениха. Ибо не пристало Богам вести беседы со смертными. Только шумно
вздохнула, переставила ласты с места на место, посмотрела на мальчика своими
огромными круглыми глазами, да вдруг подняла ласты вверх и... ушла вновь под воду.
Выплеснулась черная вода
на
лед, а вместе с ней вылетела под ноги мальчика и Большая Сеть. Сеть была
полна свежей, сверкающей на выглянувшем из-за туч солнце
рыбой...
7
Мальчик не стал тащить в
стойбище всю рыбу сразу. Да он бы и не донес ее. Поэтому он закопал рыбу
прямо
на ледяном припае в снегу, положил поверх рыбы Большую Сеть и, взяв двух
больших тунцов под мышки, пошел вместе с ними
к тому самому пологому спуску, по которому он давеча скатился с
сопки.
Лыжи, привязанные к его поясу старой веревкой из лыка, тащились, вихляясь,
за
мальчиком.
Долго шел мальчик вверх,
то
падая и оброняя рыбу, то теряя лыжи, но всякий раз поднимаясь и возвращаясь
за
потерей, пока взобрался, наконец, он на береговую кручу, встал на лыжи, и
пошел
на них вдоль своих следов в сторону стойбища племени матери-рыси.
Сначала он зашел на
поляну к
матери, сидящей у тела Великого Охотника, и дал ей, замерзшей едва дышащей,
большой кусок от одного из тунцов. Когда она наелась, он велел ей не уходить
с
этого места, стеречь останки мужа пока он вернется с мужчинами, и направился
к
стойбищу.
Племя людей Матери-рыси
спало. Над покрытыми шкурами ямами стояло слабое марево от дыхания
оставшихся в
живых людей.
- Эй вы, люди племени
Матери-рыси! -- крикнул мальчик. -- Сын Великого
Охотника вернулся!
Но ни одна из шкур не
шевельнулась в ответ.
- Сын Великого Охотника
принес вам еду! -- крикнул тогда мальчик. -- Много
еды!
И вновь никто не поверил
мальчику.
- Сын Великого Охотника
говорит вам: ешьте!
И только тут шкуры стали
шевелиться, из щелей между шкурами стали выглядывать усталые, изможденные
голодом лица. Они смотрели на мальчика с удивлением,
переговариваясь:
- Сын Великого Охотника
вернулся... - говорили они. - Сын Великого Охотника принес
нам еду... Сын Великого Охотника говорит нам: ешьте!...
И люди стали вылезать из
нор, чтобы оказаться рядом с мальчиком и получить из его рук по кусочку
вкусного рыбьего мяса.
Но первым возле сына
великого Охотника оказался Мудрый Лис. Он вырвал из рук мальчика рыбу и, подняв ее над головой,
объявил:
- Я --
вождь
племени Матери-рыси! Я съем эту рыбу. А когда я наемся, я отдам вам остатки,
-
ухмыльнулся и добавил. - Может быть и отдам...
Мудрый Лис был молодым и сильным, сильнее каждого из оставшихся в живых мужчин, сильнее всех мужчин племени Матери-рыси вместе взятых. Поэтому люди племени Матери-рыси склонили перед Мудрым Лисом головы.
8
- Пойдемте к моей
матери! -- призвал людей племени Матери-рыси мальчик. -- Мы
поднимем к солнцу тело Великого Охотника -- и я дам вам всю рыбу, которую я
поймал в Большие Сети!
Но люди качали головами и
отвечали ему:
- Мы не верим тебе,
мальчик.
Ребенок не мог вытащить Большие Сети из воды в одиночку. Ты нашел эти две
рыбы
в старом складе людей племени Матери-тюленихи, отдал одну рыбу не нам, а
Мудрому Лису, а теперь хочешь, чтобы мы поднимали твоего отца к солнцу. Нет,
уж
лучше мы вернемся в наши ямы и ляжем там спать. От тебя так много
хлопот и мало мяса.
И люди вернулись в свои
ямы.
А вождь племени Матери-рыси Мудрый Лис стоял с рыбой в руке, держа ее над
своей
головой за хвост, смеялся и кричал мальчику:
- Ты -- глупый сын глупого Великого Охотника. Надо было тебе эту рыбу съесть самому, чтобы стать сильны. А то что ты бы не съел, то бы спрятал. И тогда бы ты выжил. А теперь ты умрешь! Как умрут и все люди племени Матери-рыси!
Сказал он так -- и в тот же момент большая серая молния вылетела из
темной кроны стоящего рядом с ним
дерева, ударила в Мудрого Лиса, выбив из рук вождя рыбу, застыла на
мгновение и
уставилась большими желтыми глазами на мальчика.
Это была та самая рысь,
что
убила Великого Охотника. Она ухватила тунца зубами за хребет и помчалась
прыжками прочь, глубоко, почти по холку, проваливаясь в снегу, в сторону от
стойбища людей племени Матери-рыси, в сторону родной ей лесной чащи. И
исчезла
там.
- Помогите!
-- закричал лежащий лицом в снегу новый вождь племени матери-рыси
Мудрый
Лис. -- Рысь украла мою рыбу! Помогите же!
Но ни одна из шкур над
ямами
с людьми из племени Матери-рыси не пошевелилась.
Мальчик тяжело вздохнул
и,
развернувшись, пошел в ту сторону, где он оставил мать с телом Великого
Охотника. Деревья расступились перед мальчиком и вновь сошлись, заглушая
крики
Лиса о том, что Мать-рысь перебила ему позвоночник, что он не может
двигаться,
что ему нужна помощь, что он не хочет умирать в снегу, на морозе, что он
просит
людей племени Матери-рыси отнести его в его яму, в его землянку, где ему
будет
тепло.
Ни одна из шкур над ямами
людей племени матери-рыси не шелохнулась.
9
Когда мальчик пришел к
месту, где он оставил мать с телом Великого Охотника, то увидел, что
выдолбленный
им ствол березы с телом Великого Охотника висит высоко на сосне, а веревка,
поддерживающая его там, крепко привязана к стволу. Рядом с вдовой Великого
Охотника стояли люди из племени Матери-тюленихи. Мужчины. Здоровые, сильные,
сытые.
- Сын Великого
Охотника! -- сказал старший из них. -- Мать-тюлениха
сказала нашему шаману, что ты найдешь похитителя наших Больших Сетей и
накажешь
его. Так ли это?
- Нет, - ответил
мальчик. -- Я попросил у Лиса Большие Сети, наловил ими много
рыбы
и отдал две рыбы людям племени Матери-рыси. Но Лис отобрал у меня рыбу, не
поделился с людьми племени Матери-рыси -- и
Мать-рысь
убила его. Вы можете взять свои Большие Сети. Я покажу вам, где их оставил.
Там
лежит и ваша рыба.
- Ты --
честный
мальчик, - сказал мужчина из племени Матери-тюленихи. -- Но ты сказал
маленькую
ложь. Ты не мог вытянуть Большие Сети в одиночку. Это не мог бы сделать даже
я -- самый сильный из людей племени Матери-тюленихи.
Скажи:
кто тебе помог вытащить Большие Сети с рыбой из воды?
- Я не могу сказать этого
вам, люди племени Матери-тюленихи, - ответил мальчик. --
Разве
вам не достаточно того, что я возвращаю вам ваши Большие Сети и вашу рыбу?
- В третий раз ты сказал
и
поступил правильно, мальчик, - сказал тут самый сильный мужчина племени
Матери-тюленихи. -- В третий раз ты показал нам
себя
человеком мудрым. Так сказал нам наш шаман. А ему сказала Мать-тюлениха.
Будь
вождем племени людей матери-тюленихи.
После этих слов все
мужчины
племени Матери-тюленихи встали на колено перед мальчиком и склонили головы.
Но
мальчик ответил:
- Нет, люди племени
Матери-тюленихи, ищите себе вождя из людей своего племени. Я не могу быть
вашим
вождем. Потому что вы -- сильные и сытые, вам не
нужна
моя помощь. А племя людей Матери-рыси слабое и беспомощное. Люди племени
Матери-рыси голодные и умирают. Я должен быть с ними.
- И последнюю задачу ты
решил правильно, мальчик, - сказал самый сильный человек племени
Матери-тюленихи. -- Шаман сказал, что если ты
откажешься от звания вождя племени людей Матери-тюленихи, останешься с
людьми племени
Матери-рыси, то мы должны просить тебя стать во главе сразу двух племен:
людей
племени Матери-тюленихи и людей племени Матери-рыси. Такова воля
Матери-тюленихи, которая спасла тебя от смерти на льду, помогла тебе
вытащить
из воды много рыбы, привела нас сюда, чтобы мы помогли поднять к небу тело
Великого Охотника.
Глянул мальчик на мать,
прося взглядом ее совета. Но вдова Великого Охотника уже смотрела на него не
как на сына, а как на вождя. И понял мальчик: Богам надо подчиняться.
- Я согласен, - сказал
мальчик. -- Но у меня еще нет
имени.
- Мать-тюлениха сказала
шаману: .Пусть имя его будет Большие Сети., - торжественно произнес самый
сильный мужчина племени людей Матери-тюленихи.
И все присутствующие
сказали
вслед за ним громко и торжественно:
- Большие Сети! Большие
Сети! Большие Сети!
И тогда юный вождь
объявил:
- Мы объединим племя
людей
Матери-тюленихи и племя людей Матери-рыси в одно племя людей! И назовем его
племенем Матери-тюленихи! А Мать-рысь, ставшую нападать на людей, вкусившую
человеческой крови, мы убьем!
Мужчины племени людей
Матери-тюленихи, и мать вождя Большие Сети склонили головы перед вождем,
принявшим такое мудрое решение.
- Но сначала надо
вернуться
на лед и взять всю рыбу, что помогла мне добыть Мать-тюлениха, - сказал
вождь.
- Для того, чтобы спасти умирающих от голода людей
нашего общего племени -- племени людей
Матери-тюленихи..
Круто развернулся и пошел к лыжам отца, чтобы на них идти впереди всех, как полагается это делать Вождю племени Матери-тюленихи. Все время впереди.
10
Лис умирал от полученных
от
Матери-рыси ран долго, проклиная Вождя Большие Сети за то, что это будто бы
сын
Великого Охотника упросил Мать-рысь убить своего дядю. Перед самой смертью
Лис
попросил новых людей племени людей Матери-тюленихи, чтобы его тело положили
в
деревянную колоду и подняли к солнцу. Потому что он не хотел быть съеденным
земными тварями.
К тому времени люди
бывшего
племени матери-рыси уже отъелись, были сытыми и не помнили принесенного им
Лисом злв. Они похоронили Лиса так, как велит обычай
нивхов.
Вдова Великого Охотника
вышла замуж за самого сильного мужчину племени Матери-тюленихи и родила ему
сына, ставшего братом Вождю Большие Сети.
Сам Вождь Большие Сети прожил долгую и счастливую жизнь, окруженный всеобщим почетом и уважением. Похоронили его в выдолбленной из кедра колоде, подвешенной на самом высоком дереве самой высокой горы острова Сахалин...
ОТ АВТОРА
Вот и вся сказка, услышанная мной и Александром
Павловичем Деркачевым из уст бывалого охотника и рыболова, старого и мудрого
дедушки Айги. Что в ней правда, что вымысел, пойди разберись.
Непонятно, например, откуда взялись у племени
Матери-тюленихи Большие Сети. Не было у нивхов до прихода на эти острова
европейцев ни ниток, ни шпагата, ни лески, а из пеньковых волокон сплести
сеть
невозможно -- маленькие сети и так-то очень тяжелы,
а
когда намокнут, то и вовсе становятся неподъемными. Я сказал об этом дедушке
Айги, и он мне ответил:
- Твоя правда. Нивхи не могут плести больших сетей.
Но
никто не знает, откуда появились на Острове Большие Сети. Может, их подарили
людям племени Матери-тюленихи боги?
Но я предполагаю, что эти сети могли снять нивхи с
какого-нибудь европейского либо японского, а то и китайского судна,
потерпевшего крушение возле скалистых берегов Сахалина. Останков таких
кораблей
покоится множество в водах проливов Татарском и Лаперуза. В ясную погоду с
маяка, расположенного в дальнем углу острова в нескольких километрах от
поселка
Соболиный, можно видеть сквозь лазурную воду огромный парусник, расколотый
надвое, покоящийся в пучине. Может, Большие Сети сняли люди племени
Матери-тюленихи с него?..
Дедушка Айги сказал, что отец его отца слышал от
отца
своего отца, что в детстве своем тот видел остатки тех самых Больших Сетей,
которые дали имя давно уж умершему к тому времени и отданному птицам вождю
племени
Матери-тюленихи, рожденному сыном Великого Охотника из племени Матери-рыси.
Сети были старыми, частью порванными, частью сгнившими. Они лежали большой
гнилой грудой на песчаной косе между озером, которое русские назвали
Невским, и
берегом океана -- к востоку от широкой и богатой
рыбой
реки Сахалина Паранай.
Получается, по самым скромным
подсчетам, история эта случилась не так уж и давно -- всего лишь лет двести
назад, то есть во времена, когда живы были поэт Александр Сергеевич Пушкин и
писатель
Николай Васильевич Гоголь, пёр походом на Москву французский император
Наполеон, по морям да океанам планеты Земля ходили парусники, капитаны
которых
открывали все новые и новые земли.
И о том, что Сахалин -- остров, никто из европейцев
тогда
еще не знал.
Старый Айги выслушал меня, а потом
изрек:
- Люди с Большой земли все эти годы воевали между
собой: русские, американцы, китайцы, японцы, немцы. А нивхи не воевали
никогда.
Дали бы вам боги Большие Сети, вы бы начали убивать друг друга, чтобы
Большие
Сети были вашими и только вашими. А сын Великого Охотника ловил Большими
Сетями
рыбу для всех. И все нивхи помогали ему тянуть Большие Сети. И перестали
завидовать друг другу, обижать друг друга. Поэтому стали нивхи самым любимым
народом богов.
Прошло более четверти века после произнесения этих
слов. Сказку эту я записал на бумагу, напечатали ее много раз во многих
странах, на многих языках, поставили кукольный спектакль по ней, сняли
мультфильм, но почему-то никто из взрослых ни разу не обратил внимания на
сокровенную мысль сказки о Больших Сетях, высказанную мудрым дедушкой Айги:
нивхи сначала сами научились у сына Великого Охотника работать и жить
сообща,
помогать друг другу, а уж потом их возлюбили за это боги.
Как правило, в сказках боги просто так, непонятно
почему, любят тот или иной народ и помогают ему обижать другие народы.
Может, в
этом и состоит причина всех войн и неурядиц в нашем мире? Не обратить ли
внимание народам Большой земли на маленький островной народ нивхов, не
знавший
войн, выживающий рядом с вулканами, на постоянно трясущейся, подставляющей
свои
бока гигантским волнам-цунами земле, не рождающей даже картошки только
потому,
что люди эти могут жить сообща, работать сообща, объединять даже такие
разные
племена, как племя Матери-рыси и Матери-тюленихи.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
Тронут. Спасибо. Валерий
|
|
Олег, я посылал эту легенду на твой адрес для Расплетайки ровно год тому назад. Не вышло - значит, не вышло. Вспомнил про Большие сети сейчас потому, что украинцы решили ее издать на украинском языке. Показалось негоже, что уж пять стран издали, а Россия нет - вот и выставил в "рассказах". Пуст будет здесь, ладно? И веб-матсеру меньше хлопот, и по жанру для детей это все-таки страшилка, если признаться честно. Вот если бы нашелся художник, желавший бы иллюстрировать эту сказку, я бы пристроил эту книгу в Москве. Но где найдешь? Есть в Брянске Ольга Сидоренко, бывшая главный художник Сахалинского областного кукольного театра. Но я отсюда до нее добраться никак не могу. Она сможет. Нет возможности тебе дозвониться до нее в тамошний облдрамтеатр? Буду очень признателен. Валерий
|
|
Валерий! Прочитал. С радостью узнал автора "Пяти маленьких историй о доброте", и нажал кнопочку. Вот неск. замечаний по ходу: Сахалин вовсе не "второй по величине в мире остров",посмотри на карту. Первый - Гренландия, а за ним Сахалин? Ну-у.. Узнаю Куклина: Октяб, сентяб, тяп-ляп и май! Ведь дети будут читать, а ты им лапшу на уши! Куда дел острова Канадского арктического архипеллага? Большие Зондские, Британию, Мадагаскар? Исправь, пожалуйста. Далее: Лис появляется у тебя в "лохматой шапке из меха оленёнка". Валерий, мех пыжика не "лохматый", он "мохнатый", похожий на пух гусёнка. Далее: "...Мать поплотнее закутала плечив в старую шкуру горностая". Валерий, горностай - зверёчек чуть больше мыши. Площадь его шкурки меньше площади женской ладони. Далее: "... Мать- Рысь перебила ему позвоночник". Валерий, крупная рысь, конечно, может загрызть человека, но не может сломать ему позвоночник, да и повадок "сломательных" не имеет. Есть ещё замечания по языку, стилю и ритмике построения фразы, думаю, ты, прочитавши вслух, и сам заметишь. А я глазами мучаюсь, не могу долго писать. А в общем, как говорят немцы: "mein kompliment!"
|
Надо же, Володя, а никто за двадцать лет всего тобой отмеченного и не заметил. Вот, что значит, глаз профессионального охотника. Только вот логика быта и логика мифа (легенды, сказки) имеют разные функции и разные основания для своего существования. Ты же не удивляешься, когда Добрыня Никитич убивает трехглавого Змея Горыныча, Святой Николай гробит одноглазого гада, а не наоборот, что Христос кормит пятью заплесневелыми лепешками тысячи голодных и превращает воду в вино. Сказка на то и сказка, чтобы иметь свои категории и приоритеты в области как раз бытовых деталей во имя усиления главной мысли, несущей смысловое значение во имя спасения рода, а не индивидуума. Если так сказал старый нивх, значит, так ему передавали деда и прадеды, и не мне, человеку постороннему этому народу, заезжему зеваке, ломать им свойственный строй мысли. Я только облитературил сюжет, не более того. Это во-первых. Что касается росомахи и рыси... Ты видел лишь спинку шкурки росомахи, потому для тебя зверек сей - с женскую ладошку. На самом деле зверек сей достигает 30-40 сантиметров плюс хвост сантиметров в 15. Ты знаешь, что всякое пушное животное внешне кажется гораздо больше, чем оно есть на самом деле, то есть при встрече с росомахой создается впечатление солидных размеров собаки, скачущей по веткам, как белка. .Виденная тобой шкурка принадлежала, должно быть, к восточно-сибирской популяции, восточно-европейские росомахи значительно крупнее их, а сахалинские и вообще, как все на этом острове, больше по размерам. К тому же все куньи, а росомахи особенно, агрессивны, беспощадны и бесстрашны. Как чеченцы. Настоящие бойцы.. В 1978 году мне довелось побывать в Кандалакше, в тамошнем заповеднике, в лесной его части. В одном из застолий с лесниками зашел разговор о незадолго до этого показанном по телевитзору документальном фильме, в котором росомаха валит сохатого на территории Печорского заказника. Мужики сказали, что такое случалось и в их краях, а также поведали, что до войны случаи нападений на людей росомахами были не редкими, хотя и не особо частыми, один даже сам наткнулся на труп убитого и объеденного росомахой беглого каторжника (по-видимому, бежал из одного из местных ИТК политический либо уголовник). После войны случаев нападений росомах на людей стало в тех краях крайне мало. Лесники объяснили это тем, что народ стал реже ходить в лес далеко, резко сократилось число лагерей, а также то, что люди стали одеваться в синтетическую одежду, запах которой отпугивает хищника. Третье... Мой рост сейчас 180 см, в юности и молодости я почитал себя человеком высоким, несколько смущался даже, когда бился в автобусе головой о верхние поручни. Мой сын меня на 8 сантиметров выше, моя дочь выше мамы своей на 11 сантиметров. Говорят, что акселерация явление, только замеченное в 1920-х годах, происходила всегда. Вспомни музеи германские с предметами быта в них. Ни на одной кровати ни ты, ни я не поместимся. В нескольких музеях Западной Европы под стёклами покоится легендарная рука героя Тридцатилетней войны Генриха фон Гёца. Объем ее три моих пальца. Это сейчас японцы имеют людей и двухметрового роста, а капитан Головнин, первым из россиян в пушкинские времена высадившийся на островах Восходящего солнца, писал, что народ сей не просто низкоросл, а едва ли не карлики в сравнении с его матросами. Родственные им по крови нивхи роста не могли быть большего в то время, а из-за того, что находились практически в состоянии племен каменного века, жили в состоянии постоянной нехватки продуктов питания , в первую очередь, протеинов, были и вовсе меньше японцев. По ряду косвенных данных можно предположить, что роста они были не выше метра сорока сантиметров в пушкинские времена не такие уж и коротышки, если учесть, что сам Александр Сергеевич был 154 сантиметра. В сравнении с нивхами бесстрашная росомаха ростом была около полуметра (с хвостом и мохнатая), была зверем смертельно опасным, как бешеная собака средних размеров в сравнении с нынешним человеком. А более крупная рысь в сравнении с нивхом и вообще могла бы сравниться с львом рядом с современным белым человеком К тому же у нивхов того времени не было при себе металлических изделий и других искусственного происхождения по технологии изделий, носили шкуры, то есть пахли зверем, а потому голодному хищнику представлялись лакомой добычей. И случаи нападений на двуногие продукты питания росомахой и рысью не случаться на острове не могли. Таким образом, миф носит, с моей точки зрения, более доказательные детали быта, нежели взгляд современного человека на оные. Для самого нивха-рассказчика факт нападения росомахи или рыси на нивха не вызывал никаких сомнений. И еще насчет нападений именно рысей на людей... Есть немало историй и написанных, и устных, даже есть фильм об этом. ╚Тропой беззаветной любви╩ называется, и еще есть ╚Рысь вышла на тропу╩. Я сам встречался с человеком, который утверждал, что ему ключицу разбила прыгнувшая на него с дерева рысь. И вера в эти рассказы у меня зиждется на тех же основаниях, что и вера в нападение на человека росомахи. В природе же я видел этих животных лишь мельком, а в зоопарках они малоинтересны. Что касается величины Сахалина, то сам я остров не измерял, просто о том, что он второй по величине, написано и в музее Южно-Сахалинска, и говорится едва ли не на каждом шагу, и отмечается в школьных учебниках России и Казахстана. Возможно, что это обычное патриотическое преувеличение. Насчет лохматой и мохнатой это опечатка, исправлю. А вот с просто ╚шкурой росомахи╩ это ты прав, надо ╚сшитой из шкурок росомахи╩ - так и ставили эту сказку на сцене, а письменный первоисточник ее я уже давно утерял. Голодная, нищая нивхка в горностаевой, тот есть королевской мантии на плечах выглядит и комично, и величественно, и трагично одновременно. Спасибо и за это замечание. Что у тебя с глазами? Практически все наши на четвертый-пяты год по приезду в Германию теряют зрение. Если что-то серьезное, то не хочешь ли воспользоваться моей помощью? Я могу в мае принять тебя на недельку, поживешь, посетишь здешние глазные клиники, я заранее и термины для тебя закажу. Комнату предоставлю, кормежка за мой счет. Подумай. Валерий
|
Глаза я пожёг на снегу, молодой и глупый, когда думалось, что жить буду вечно и снежную слепоту лечил чаем. Тут с пятого году по врачам бегаю, а поледние две недели прижало. Врачица моя понавыписала кучу мазей и капель - нэ берэ нычь! Рассвирепел вчера, попросил к неё направление в глазную клинику. Бумажку дала, но разговаривать перестала - в упор не видит! Как же: удар по авторитету! Вообще, равнодушие многих здешних врачей не имеет границ. Но когда глянешь на очереди в приёмных, понимаешь: на всех сердца не хватает. За приглашение спасибо, если в клинике не помогут, воспользуюсь.
|
Повторяю, раз не прочитал как следует письма из-за глаз: спасибо за замечание про шкуру, я исправлю на: сшитую из шкурок горностая. Мне интересна была мантия. Режиссёрам тоже. Лечись. Желаю удачи. Я по глазникам мотаюсь уже лет восемь. А р врачиха твоя - дура. Разве она может делать лазер? У нее есть возможность сделать нейрохирургическую операцию? Может она и глаукому без операции удалить? просто баба не лечила тебя, а делала деньги на тебе. Стразовая медицина не подразумевает вылечить пациента. Только подлечить следует, чтобы пришел еще раз и еще. отсюда и очереди, отсюда и бессердечие. Капитализм. А в малых городках и вообще врачебный произвол. Выздоравливай. Валерий
|
А проголосовать - проголосовала. Красиво написали. Но разве в этом суть?
|
|
Не читал этого романа Рытхэу. Да и не собирался быть слишком умным в этой легенде. Мудрость в ней не моя, а народа, который и без меня имеет множество поклонников и пропагандистов. В первый раз на эту сказку накатила одна дама-полунивхка из Южно-Сахалинска, которая ее разгромила в пух и в прах. И именно этим обратила внимание на нее японцев. Те в те годы почитали советских специалистов по фольклору айни и нивхов выдумщиками и жуликами, потому обратили на сказку внимание. Им понравилось. Но и это не важно. Это для женщин главное - нравиться. А мужику написал - и из сердца вон. Некогда думать о том, что и чем лучше либо хуже. Это, как капли воды в море - одна солонее, другая преснее, а что лучше - никто не знает. Валерий
|
...спасибо за замечание про шкуру, я исправлю на: сшитую из шкурок горностая. (Валерий Куклин - 280428) Уважаемый Валерий, так Вы ничего не исправите, потому что в оригинале и есть горностай.
|
Что касается величины Сахалина, то сам я остров не измерял, просто о том, что он второй по величине, написано и в музее Южно-Сахалинска, и говорится едва ли не на каждом шагу, и отмечается в школьных учебниках России и Казахстана. Возможно, что это обычное патриотическое преувеличение. >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>><<<<<<<<<<<<<<<<< Если в России - да. После Новой Земли (суммы двух о-вов). Если на планете - едва в двадцатку войдёт.
|
Спасибо за замечания и подсказки. \Валерий
|
|