Проголосуйте за это произведение |
председатель общественного объединения
⌠Партия России■
⌠НАТО может ликвидировать очаг терроризма в Панкисском ущелье■
Именно так считает почти пятая часть (18 %) опрошенных 29 июля этого года телеканалом ТВЦ телезрителей.
Вот фактические данные по количеству ответов на три версии вопроса ⌠Кто может ликвидировать очаг террористов в Панкисском ущелье?■ за три минуты эфира ТВЦ:
Грузия -
49Россия √ 372
НАТО √ 92
И несмотря на то, что подавляющее большинство телезрителей всё же называет Россию, эта пятая часть людей, которая, получается, вовсе не против небольшой военной операции НАТО (и США) прямо на границе России и в самом сердце Кавказа, существует де факто и не может не приниматься во внимание. Как не может не приниматься во внимание и сам факт постановки такого ⌠исследовательского■ вопроса по одному из ведущих телеканалов страны.
А 1 августа вечером мерзкий Хрюн по ТВС между прочим словопотоком вдруг истошно завопил ⌠Нужно вводить международные силы, международные силы!■. А ему в ответ: ⌠Так там и будут эти международные: грузинские, чеченские и федеральные российские┘■. Мол, российские с грузинскими никак на международные не тянут.
Ну никак┘ Так себе туземные силишки, а вот настоящие международные!..Наконец, в полночь с 5-го на 6-е августа внук Вячеслава Молотова политолог Никонов в прямом эфире ОРТ с видом самого беспристрастного в мире эксперта заявил, что оптимальным вариантом ликвидации терроризма в Панкисском ущелье является совместная операция России совместно с Грузией и США.
Достаточно просто заново посмотреть высказывания грузинских, американских и натовских официальных лиц, статьи в ведущих мировых СМИ за последний год (см. некоторые выдержки в Приложении 1) после гигантской провокации 11 сентября прошлого года, чтобы увидеть целенаправленное вовлечение российских войск в грузинское Панкисское ущелье с целью организации еще одной провокации, результатом которой станет открытая интернационализация чеченского конфликта в виде прямого привлечения и закрепления войск США и НАТО в зоне Панкисского ущелья на границе с Российской Федерации и, возможно, последующего введения иностранных войск на российскую территорию Чечни в целях
⌠борьбы с международным терроризмом■.Показательным является логика и манера частного, казалось бы, заявления 29 ноября 2001 года директора департамента МИД Грузии по связям с общественностью и информации Каха Сихарулидзе на брифинге в Тбилиси о том, что в случае военной агрессии России против Грузии Тбилиси может обратиться к международному сообществу за всесторонней помощью, в том числе и военной (⌠Интерфакс■, ⌠Грузия пожалуется НАТО на Россию■, -
LENTA.RU: В МИРЕ: http://lenta.ru/world/2001/11/30/tbilisi/ ).Такого рода заявления и намёки повторяются периодически и являются очевидным свидетельством замысла грузинского руководства совместно с его американскими и натовскими советниками √ перейти от стадии неявной поддержки чеченских боевиков к стадии открытой интернационализации конфликта, когда ⌠чеченская проблема■ и де юре перестанет быть внутренним вопросом Российской Федерации и будет переведена в международный вопрос. (По проблеме интернационализации чеченского конфликта (см. также мою работу ⌠План по Кавказу. Как решить проблему Чечни?■, опубликованную в интернет-журнале ⌠Русский Переплёт■ -
http://www.pereplet.ru/text/krupnov01jun02.html ).Если принять вышеизложенную мною версию, то получается, что интенсивное нагнетание напряженности с грузинской стороны и действительно ⌠наглое■ (это слово всё чаще используется даже в полуофициальных высказываниях российской стороны) поведение ряда грузинских политиков и чиновников является, прежде всего, специально создаваемой ловушкой, искусной западнёй для России.
С этой точки зрения, горячность и ⌠патриотичность■ высказываний многих российских политиков и чиновников не может не вызывать сожаления, поскольку свидетельствует о том, что в отсутствии принципиального, реалистического и действенного плана в отношении Чечни и Кавказа в целом, российский истеблишмент скорее готов идти по внешне выигрышному и простому пути ⌠маленькой военной операции■ в Панкисском ущелье. При этом более чем возможные последствия популистских действий, к сожалению, вслух никем даже не обсуждаются. Все уверены, что ⌠всё будет хорошо■.
Мне бы очень хотелось, чтобы моя версия была неправильной. Но, к несчастью, слишком много свидетельств в её пользу.
Отсутствие плана действий на Кавказе и легкомысленное принятие ряда ложных оснований мировой политики для Российской Федерации неминуемо ведут к неожиданным и плохим для России результатам.
Первое основание √ союз с США и НАТО. После восторженного Саммита НАТО в Риме в конце мая этого года (см. мою статью ⌠Победа Первого Рима над Третьем■ -
http://www.p-rossii.ru/articles/stat23.shtml ) воспрепятствовать ⌠партнёрской помощи■ США и НАТО России по наведению порядка в Панкисском ущелье будет крайне трудно.Второе основание √ абсолютно ложная идеология ⌠международного терроризма■ как основного врага России и мирового сообщества. Все действия по представлению того, что в Чечне и около Чечни находится ⌠очаг международного терроризма■, а не прямая война (пусть и в нестандартном виде) против суверенитета России, которую остатки чеченских мятежников ведут не столько с поддержкой зарубежного ⌠исламского экстремизма■, сколько со всесторонней поддержкой Запада, Великобритании и США, в первую очередь, являются провокативными и прямой предварительной реабилитацией и оправданием любых действий США и НАТО около и, возможно, на самой территории Чечни. (Более подробно основания моего негативного отношения к идеологии борьбы с терроризмом изложено в моей работе ⌠Как Россия сможет предотвратить 5-ю мировую войну?■ -
http://www.p-rossii.ru/articles/prmirder5th.shtml ).Когда именно и как будет начинаться интернационализация √ это требует специального отдельного анализа. Да, скорее всего, боевые действия против ⌠международных террористов■ начнут сначала не войска США или НАТО, а ⌠грузинский спецназ■, в составе которого будет, вероятно, ⌠несколько■ инструкторов-советников НАТО√США. Но существо дела от этого не меняется.
Небезынтересно, что 27 июля на западе Грузии был задержан некий майор Минобороны Грузии Мамардашвили, который в багажнике своей машины перевозил четыре переносный зенитно-ракетных комплекса (ПЗРК) ⌠Стрела-2■. При этом майор является служащим Вазинской базе, на которой недавно проходили натовские учения ⌠
Cooperative Best Effort √ 2002■ и где в августе начнут свою работу по тренировке первых батальонов грузинского армейского спецназа американские рейнджеры (Анатолий Гордиенко. Тбилиси. ⌠Фронт горел, не стихая, как на теле рубец■. Грузинские спецслужбы демонстрируют свою действенность. - ⌠Независимая газета■, 29.07.2002).Вообще огромным ⌠минусом■ действий руководства Российской Федерации в Чечне является затушёвывание первичности ⌠западного■ фактора в возникновении и продолжении конфликта в Чечне. Здесь тоже мы сами себя загоняем в ловушки на радость господам типа Березовского, когда сложные случаи (например, со взрывов домов в Волгодонске и Москве в августе-сентябре 1999 года) автоматические списываем на ⌠чеченский фактор■.
Но для любого беспристрастного человека совершенно очевидно, что все критические случаи в чеченском конфликте вызваны скрытым присутствием и действием некоего ⌠Фактора Х■ (см. здесь также мою статью ⌠Поколение реформ против реформаторов■ -
http://www.p-rossii.ru/articles/stat24.shtml ), который, скорее всего, укоренён в самых что ни на есть развитых и просвещённых странах Запада.Ситуация тут очень похожа на списывание технологически сверхсложных операций типа тех страшных взрывов домов в Москве в 1999 году равно как и не менее страшных взрывов 11 сентября в Нью-Йорке на ⌠болванчиков■ типа Хаттаба или Бен Ладена.
Эта ⌠западная■ природа чеченского конфликта настолько очевидна и настолько ⌠затираема■, что требует специального анализа.
Пока же, для примера, укажем хотя бы на публикации в те страшные для нашей страны дни августа-сентября 1999 года, в которых недвусмысленно указывается на источник инициирования второй чеченской войны.
Гамлет Матевосян ⌠Парламентская газета■ (31 августа, 1999 года) - статья ⌠Новый миропорядок для Закавказья формируется за океаном■: ⌠США и НАТО определили Закавказье как зону своих ⌠жизненно важных интересов■ и уже предпринимают в этом регионе практические шаги, направленные против стратегической и военной безопасности России■.
Роттердаский корреспондент ряда российских изданий Станислав Меньшиков 3 сентября 1999 года в статье ⌠Западный след в Дагестане■ в газете ⌠Слово■ (╧ 66) буквально за несколько дней до страшных взрывов жилых домов в Краснодонске и Москве обращал внимание на неарабский, чисто западный ⌠след■ в дагестанском рейде боевиков и начале, как потом оказалось, второй чеченской войны.
Наконец, характерно, что ныне ⌠жёлтый■ журнал ⌠Новое время■ (от того старого ⌠Нового Времени■ в нём ничего не осталось) в наши уже июльские дни публикует статью Эмиля Паина (отдельный большой вопрос о том вкладе, который этот ⌠аналитик■ внёс в разрушение российской государственности в 90-е годы) ⌠Дефект присутствия■, в которой он от имени ⌠международного авторского коллектива■ на трёх страницах мелким почерком обосновывает малоэффективность присутствия в Чечне российской регулярной армии и делает это на фоне указания на сверхэффективность присутствия ⌠небольших■ сухопутных сил США в Афганистане (⌠Новое время■, ╧ 29, 2002 г., стр. 10 √ 12). Вывод, понятно,
читатель должен сделать сам √ мол, вот если бы эффективные американцы после Афганистана еще и за Чечню взялись┘Всё это в условиях, когда открыта ⌠хроника объявленного убийства■ √ войны США против Ирака осенью этого года. В ней, кстати, огромное значение будут иметь новые возможности, которые появились у США и НАТО с началом постоянного базирования и присутствия в Средней Азии и Грузии.
Особенно наглядно общее участие и фактическое присутствие Запада и США в чеченском конфликте проявляется в самом факте наличия в США такой общественной организации как Американский комитет за мир в Чечне (the American Committee for Peace in Chechnya), который возглавляют такие люди как Збигнев Бжезинский, Макс Кампелман и Александр Хейг √ бывший госсекретарь США и секретарь НАТО. И вот недавно (21 июня 2002 г.) эта организация в лице этих трёх очень интересных людей выступила в газете ⌠Вашингтон Пост■ со статьёй ⌠Путь к миру в Чечне■, которая больше похожа на предписание российскому руководству того, что ему делать (см. полный текст статьи в Приложении 2). И в чём же их ⌠план по Чечне■?
Помимо разных скользких предложений очень аккуратно, последним пунктом плана предлагается ⌠интернациональная поддержка ┘ с прямым интернациональным присутствием на чеченской земле с целью обеспечения
восстановления и стабилизации чеченского общества■ (⌠International support must be committed to a substantial program of economic reconstruction, with a direct international presence on the ground in order to promote the rebuilding and stabilization of Chechen society■). Вот так.┘ Пока же в широкой печати беспрерывно делаются вбросы на упреждение и настойчиво проводится мнение о том, что ⌠международное участие■ в решение проблемы Чечни критически необходимо и законно, а одновременно делаются дезинформационные вбросы по типу якобы готовящихся масштабных акций к 6-летию захвата Грозного 6 августа 1996 года и т.п. Все эти СМИ-действия являются современными манёврами по отработке и запуску сценария интернационализации конфликта в Чечне.
Открытая интернационализация крайне выгодна сейчас как минимум четырём силам.
Для боевиков это просто последняя надежда на восстановление своего влияния в республике и на Кавказе в целом.
Для стран, экспортировавших в Чечню ваххабизм, - это серьезная надежда повлиять на восстановление статуса основного экспортёра нефти для США и Европы.
Для Грузии √ это возможность оправдать весь курс на полное подчинение США и НАТО, на полное прекращение самостоятельной политики.
Для НАТО и США, наконец, это прекрасный механизм окончательного стреноживания России перед нападением на Ирак и реализации планов Зб. Бжезинского по окончательной балканизации Кавказа (как известно, ⌠балканизация Кавказа■ является одним из ключевых терминов Зб. Бжезинского по описанию плана действий США в СНГ и России).
Какой же принципиальный вывод следует из моего обзора?
Дальнейшее ⌠топтание■ в Чечне и отсутствие нового эффективного плана действий приведёт к интернационализации мятежа и перерастании его в международную мятеж-войну┘
Допускать этого ни в коем случае нельзя.
Приложение 1
Материалы к ситуации вокруг Панкисского ущелья
Дмитрий Орлов: "Решить проблему Панкисского ущелья Грузии мешает "кавказская солидарность": Соколов Виктор, Опубликовано на сайте
Страна.Ru 05.08.02. 11:44:⌠Заместитель директора Центра политических технологий Дмитрий Орлов в интервью Стране.Ru заявил, что о реализации права на проведение антитеррористической операции на территории Грузии силами российских военных в первую очередь нужно говорить с США и Евросоюзом.
┘
⌠Итак, в первую очередь на эту тему нужно говорить не с Грузией, а с мировым сообществом и, главным образом, с США?
- Позиция США и Евросоюза, с моей точки зрения, в данном вопросе более значима, чем позиция Грузии даже чем позиция ООН. Если нам удастся убедить США и Евросоюз в необходимости проведения антитеррористической операции против международных террористов на территории Грузии, то никаких проблем не будет■.
Панкисское ущелье: обманчивая тишина в обители дьявола. Москва копит гнев
("S
ueddeutsche Zeitung", Германия, Tomas Avenarius - Томас Авенариус, 05 августа 2002Перевод: Синица Владимир, inoСМИ.Ru, Опубликовано на сайте inosmi.ru: 05 августа 2002, 12:05). Долина, ставшая центром наркомафии и тыловой базой чеченских боевиков.⌠А что же войска США, которые с 11 сентября 2001 года находятся в Грузии: официально для оказания помощи в борьбе против террора, а неофициально - в качестве первого шага по вовлечению Грузии в НАТО и первого шага в новой среднеазиатской политике США, ориентированной на сырьевые ресурсы? "Американские друзья готовят наши войска для борьбы против террористов", - говорит министр. Они, по его словам, очистят Панкиси без чужой помощи: от преступников и от чеченцев. Но для этого, продолжает министр, понадобится, видимо, еще время.
Встает только вопрос, как долго сможет терпеть такое соседство на грузинской территории президент России. Недавно в качестве предостережения несколько самолетов подвергли бомбардировкам Панкиси, грубо нарушив суверенитет Грузии. Москва оспаривают всякую ответственность. По ее словам, ни один самолет границу не нарушал■.
"Добро" на бомбардировки Москва получила из Вашингтона
("Neue Luzerner Zeitung"; Швейцария, FLORIAN HASSEL - Флориан Хассель, 31 июля 2002, Перевод: Синица Владимир, inoСМИ.Ru - опубликовано на сайте inosmi.ru: 31 июля 2002, 11:49)
Новый этап чеченской войны: она переносится на территорию Грузии
⌠От Вашингтона Москва, по меньшей мере, получила молчаливое согласие на проведение бомбардировок. До событий 11 сентября дипломаты США неоднократно предостерегали Москву от военного нападения на Грузию┘■
2002.04.04/14:09
ПАНКИССКОЕ УЩЕЛЬЕ КАК ЗОНА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ США
На вопросы корреспондента "ПРАВДЫ.Ру" отвечает депутат Госдумы от Чечни
Асламбек Аслаханов
Ставки США в Грузии
("Le Monde", Франция) 02 апреля 2002 (Перевод: Иванов Виктор, опубликовано на сайте inosmi.ru: 02 апреля 2002, 23:42)Будучи прагматиком, Владимир Путин пытается извлечь выгоду из американского присутствия √ в экономическом и стратегическом плане
⌠Для
американцев вторжение в Грузию имеет две стороны: аспект безопасности, и
экономический аспект. Южный Кавказ √ последний регион, ⌠лишенный■
американского присутствия, помимо России, Китая и ⌠стран-изгоев■, таких как
Иран, Ирак и Северная Корея, и вот некоторое время назад и он стал мишенью
американских стратегов
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО
После Балкан и Центральной Азии, настала очередь Кавказа оказаться на переднем крае противостояния США и России, наследницы стратегического пространства СССР. Войны в бывшей Югославии и в Афганистане стали инструментом проникновения США в эти ключевые области, благодаря которому Америке удалось вывести их из под прежней опеки России. В Грузии речь идет скорее даже не о войне, а о карательной экспедиции против исламского терроризма, которая может стать поводом для американского вторжения. Которое, кроме всего прочего, расширит стратегическую "паутину" США на периферии бывшей советской территории.
┘
"Американцы стремятся утвердиться на Кавказе и "окружить" Каспийское море. (┘) Они всегда желали влиять на ситуацию в регионе. Они уже очистили Балканы и Центральную Азию. Теперь они окружат Каспийское море и "очистят" его. А мы помогаем им своими необдуманными действиями", - заявил генерал Руслан Аушев, бывший президент Ингушетии, он подразумевает, что Россия должна воспрепятствовать планам США.
┘
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ
Борьба с терроризмом оправдывает любые маневры США где бы то ни было, тем
более, в зонах военного конфликта. Грузинский опыт, как и предшествовавшее
ему развертывание в Центральной Азии, объясняется желанием погасить все
очаги исламского терроризма в мире. Вслед за тремя кавказскими республиками,
открывшими свое воздушное пространство для американской авиации за несколько
дней до начала войны в Афганистане, теперь
┘
"Если грузинские военные, с помощью американцев, начнут операцию против террористов, мы поддержим эту инициативу", - заявил генерал Тункай Какан (Tuncay Cakan), глава турецкого военного представительства в Тбилиси, считающий что нормализация ситуации в Грузии - цель, оправдывающая американскую интервенцию. В реальности, если Анкара и Вашингтон, члены НАТО, смогут, под прикрытием борьбы с терроризмом утвердиться в Грузии, то включение Тбилиси в орбиту НАТО перейдет со стадии лозунгов и поползновений к стадии осуществления. В связи с этим Армения, для которой история взаимоотношений с Турцией - тяжкий груз, проявляет беспокойство, и подозревает Анкару в попытках вмешательства в кавказские дела, в частности, в вопросе о Джавахети на юге Грузии. Турецкий генеральный штаб это отрицает.
┘
НОВЫЙ ПОДХОД К ВОПРОСУ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Будущее в регионе принадлежит национальным меньшинствам? Не совсем так, поскольку ни одна из сепаратистских "республик" не была признана международным сообществом. В то же время, все более очевидным кажется, что меньшинства набирают очки, с тех пор как три кавказские республики были приняты в Совет Европы, где хартия о защите прав человека благоприятствует развитию меньшинств, дает приоритет их проблемам и трибуну их лидерам. Кроме того, Совет Европы призывает к порядку Баку, Тбилиси и Ереван, в связи с недостатком уважения к правам человека в этих республиках, и требует отмены смертной казни.
В вопросе о национальных меньшинствах США изменили свою позицию, особенно после того как НАТО выступила в Косово на стороне албанцев против репрессий со стороны Югославии. Интервенция в Косово обозначила изменения в стратегии Америки и Запада. Впервые международное сообщество выступило в поддержку меньшинства, подвергшегося диктату суверенного государства. Что же касается Нагорного Карабаха, то лишь Соединенные Штаты не выступили с осуждением организации выборов в 2001 году, тогда как Совет Европы, ОБСЕ и Европейский Союз сочли, что проведение выборов не будет благоприятствовать установлению мира между Арменией и Азербайджаном. Российский парламент решил изучить вопрос о возможном признании независимости Абхазии и Южной Осетии, и их возможном присоединении к Российской Федерации. В ожидании соответствующих решений абхазы и осетины усиливают связи с российскими частями на местах, чтобы застраховаться от "неосторожных действий" со стороны Тбилиси.
Сегодня американская интервенция в Грузию ставит национальные меньшинства на перепутье. Либо они опасаются пожинать плоды собственной независимости и вновь погрузиться в военный конфликт, как это происходит в случае Абхазии, либо они ожидают снятия международной "блокады" в свою пользу, и удваивают усилия для того, чтобы их независимость была признана, как
это происходит в случае "Нагорно-Карабахской республики". Ее президент, Аркадий Гукасян, побывавший в Париже в марте, заявил, что пришло время для международного признания "Нагорно-Карабахской республики".
⌠Грузия: Соединенные Штаты открывают новый фронт в войне с террором
("The Guardian", Великобритания, Иан Трейнор (Ian Traynor), 20 марта 2002):
⌠Отборные американские солдаты из штата Нью-Йорк ожидаются в Тбилиси, столице Грузии, в ближайшие дни, чтобы начать решать проблему того, что, согласно настойчивым утверждениям Вашингтона, является терроризмом, который выплеснулся сюда после афганской войны. Российская война в Чечне и афганская военная кампания Америки встречаются в Панкиси. Время покажет, сольются ли две войны воедино или вступят в противоречие друг с другом■.
2002.03.16/14:05
ЗАЧЕМ АМЕРИКАНЦАМ ПАНКИССКОЕ УЩЕЛЬЕ?
Беседовал Илья Тарасов
⌠ПРАВДА.Ру■
http://www.zatulin.ru/pressa/
28.02.2002
АМЕРИКАНСКИЙ СПЕЦНАЗ: СЕГОДНЯ В ПАНКИСИ √ ЗАВТРА В ИНГУШЕТИИ?
Заявление Института стран СНГ
26 февраля в средствах массовой информации появились сведения о намерении США направить спецназ для участия в контртеррористической операции в Панкисском ущелье. Официальный Вашингтон и Тбилиси опровергают эти сообщения, однако к ним стоит отнестись очень серьезно, так как такой шаг полностью укладывался бы в сложившуюся логику отношений в треугольнике США-Россия-Грузия.
Напомним, что боевиков, проникших в Панкийское ущелье, грузинские политики изначально рассматривали как рычаг давления на Россию. Руководство Грузии всегда хотело возложить решение проблемы своей территориальной целостности на плечи России, - так, чтобы именно Россия принудила Абхазию вернуться в состав Грузии. Именно поэтому грузинские власти смотрели сквозь пальцы на ситуацию в Панкиси, попутно дезинформируя весь мир об отсутствии боевиков на своей территории. Однако известна народная мудрость: не рой другому яму √ сам в нее попадешь. Ситуация в ущелье стала обостряться, создавая угрозы для самой Грузии. Неуклюжие заявления грузинских властей по поводу того, что боевиков на территории Грузии нет, стали бессмысленны после 11 сентября. Тогда грузинские власти попытались сразу ⌠убить двух зайцев■: избавиться от боевиков чеченского командира Гелаева в Панкисском ущелье, натравив их на абхазские позиции в Кодорском ущелье. Когда это не удалось, Эдуард Шеварнадзе и его команда попытались уйти из под давления России, пригласив для проведения операции по зачистке Панкисского ущелья американцев.
Как видим, Грузия все время хочет решать свои внутренние проблемы чужими руками. К тому же столкновение интересов России и мировой сверхдержавы на Кавказе √ давняя мечта грузинских политиков, которые рассчитывают удержаться у власти, столкнув между собой более сильных. Прозападная ориентация новейшей грузинской элиты - уже давно свершившийся факт (сегодня 2/3 бюджета Грузии формируется за счет западной помощи).
Нужно признать, что российские власти своими недостаточно продуманными заявлениями об ⌠Осаме бен Ладене в Панкийском ущелье■, а самое главное, своим согласием на размещение американских военных баз в Средней Азии, создали повод для американского вмешательства в этом районе Кавказа. Американцы, безусловно, и сами хотели расширить свое военное присутствие в самых уязвимых для России точках постсоветского пространства, а в данном случае еще и ⌠поймали нас за язык■. Разговоры об очередном совпадении интересов России и Америки в борьбе с международным терроризмом √ очевидная глупость в условиях, когда именно благодаря критическому отношению США к операции России в Чечне, официальной и неофициальной помощи чеченцам со стороны азиатских союзников США, война в Чечне продолжает теплиться, унося жизни солдат и гражданского населения. Теперь же американцы получают возможность судить об операции в Чечне не из космоса и не из докладов лорда Джадда, а в бинокль.
На предстоящем неформальном саммите стран СНГ, открывающемся 1 марта в Алма-Ате, мы должны дать ясно понять, что выступаем против американского присутствия в Грузии. Мы не должны также поддаваться давлению в вопросе об изменении мандата миротворческих сил в Абхазии. Во-первых, такое решение рискует миром в регионе, если протаскивается без учета мнения Абхазии. Во-вторых, запредельна сама ситуация, при которой государства СНГ, не тратившие на миротворчество в этом районе ни жизни, ни денег, будут судить о том, как вести себя российским военнослужащим.
Директор Института стран СНГ
Опубликовано в
Полит.Ру 22.02.2002 10:24Документ:
http://www.polit.ru/documents/471338.htmlАлан Качмазов, М.Ф.
[22.02.2002]Между двумя бен Ладенами: Россия и США столкнулись в Грузии
Сообщение ИТАР-ТАСС о разработанном в Америке плане проведения совместной с Россией контртеррористической операции в Панкисском ущелье суверенной Грузии вызвало волну опровержений как в России, так и в США. Российский МИД после почти суток молчания в довольно резкой форме заявил о том, что участие третьей стороны в разрешении Панкисской проблемы не только нежелательно, но и вредно. Американцы предпочли просто откреститься от существования такого плана. Впрочем, пресс-секретарь Госдепа Ричард Баучер уже успел заявить, что на грузинскую территорию проникли боевики "Аль-Каэды" и "Панкисское ущелье давно вызывает озабоченность США". США сделают все возможное, чтобы помочь Грузии в
борьбе с террористами, сказал Баучер. В ближайшее время глава МГБ Грузии Хабурдзания направляется в США, где, по непроверенной информации, проведет переговоры с директором ЦРУ Тенетом. А в Грузию прибыл глава ФСБ Патрушев.┘
Ситуация изменилась после событий 11 сентября и в особенности после принятия Советом Безопасности ООН резолюции, по сути позволяющей применять военную силу в отношении государств, предоставляющих свою территорию террористам. Попасть в категорию стран√пособников терроризма Грузия явно не желала. Как и не желала проведения армейской операции в Панкисском ущелье √ своими силами или совместно с российскими спецназовцами.
Россия в сложном положении. С одной стороны, проведение совместной американско-российско-грузинской операции в Панкиси было бы и логичным, и для нее полезным: такой план уже реально включает Чечню в зону мирового контртеррористического интереса и дает России мощный козырь. В этой связи министры Ивановы обмолвились о том, что бен Ладен может находиться в Панкисском ущелье. С другой стороны, армейская операция на территории суверенной Грузии может быть выгодна именно Грузии. Слабость грузинской армии известна, и в случае переброски крупных армейских и полицейских формирований в район Панкиси Грузия будет вынуждена фактически оголить стратегические направления и границы с Абхазией и Южной Осетией. Это чревато социально опасными эксцессами. А тут √ США фактически предлагают свои услуги в деле уничтожения очага бандитизма, "откусившего" у Грузии значительную территорию.
По в равной степени логичному сценарию, после проведения операции в Панкиси американские морские пехотинцы не уйдут оттуда. Они займут бывшие российские базы и построят новые. На фоне крайне тяжелых российско-грузинских отношений последнего времени Грузия сделает широкий шаг к вхождению в НАТО, который будет подтвержден всей риторикой нового международного порядка. Это Россию не устроит. Квашнин и Патрушев опровергают возможность пребывания бен Ладена в Грузии. Но оба вынуждены вести речь о людях бен Ладена на грузинской территории.
Патрушев выступил в том духе, что вместо проведения совместной операции в Панскисском ущелье следует ставить вопрос о борьбе с международным терроризмом в целом■.
США и Россия оказывают давление на руководство Тбилиси
20 февраля 2002
Россия и США предложили Грузии помощь
в борьбе против террористов. Они предполагают, что исламисты из Афганистана
поддерживают связи с Чечнёй и уже просочились в Панкисское ущелье в Грузии.
Грузия, судя по всему, потеряла контроль над этим районом. Но на давление,
оказываемое на неё, она реагирует с возмущением
Кавказское государство Грузия испытывает на себе все возрастающее давление.
Ее заставляют выступить, наконец, против банд в Панкисском ущелье - плохо
контролируемом районе на севере страны. Россия уже давно утверждает, что оно
является отстойником для чеченских боевиков, и даже направило в
ущелье
Перевод: Синица Владимир,
inoСМИ.Ru
http://www.noukhaev.ru/books/pobeda.htm
"
РОССИЯ И ЧЕЧЕНИЯ: МИР ПО ФОРМУЛЕ ПОБЕДА-ПОБЕДА"На вопросы корреспондента газеты "Мехк-Кхел" отвечает
Корр.: Ваша оценка хода и дальнейших перспектив российско-чеченской войны.
Х.-А. Нухаев:
Специфика войны определяет ее перспективы: чеченцы перешли на диверсионно-партизанские методы ведения боевых действий, российские войска отвечают карательными "зачистками", направленными, в основном, против мирного населения. Такие войны, как правило, тянутся очень долго, целые десятилетия, пока у одной стороны не иссякнут ресурсы сопротивления, или у другой стороны не иссякнет наступательный потенциал. Однако, в данном конкретном случае, необходимо учитывать "эффект третьей стороны" - США и атлантического альянса, способных резко и радикально изменить все алгоритмы российско-чеченского противоборства.Корр.: Что вы подразумеваете под "эффектом третьей стороны"?
Х.-А. Нухаев:
Соединенные Штаты Америки - сверхдинамичное экономическое предприятие, которому давно стало "тесно" в политических рамках одного государства, а ныне "тесно" в политических рамках вообще, что и нацелило его на глобальный контроль над миром. Соответственно этой цели, США придают всем политическим процессам в Старом Свете рассчитанную векторность, определяемую своими экономическими интересами, и небывалые до сих пор скорости, определяемые скоростями движения финансовых потоков.
Приложение 2
June 21, 2002
Washington Post
THE WAY TO CHECHEN PEACE
By Zbigniew Brzezinski, Alexander M. Haig Jr. And Max Kampelman
A number of recent indications suggest that the time is ripe for a political settlement of the war in Chechnya. A respected Russian polling firm says that 62 percent of Russians support entering into negotiations with the Chechen resistance, a dramatic turnaround from just two years ago, when only 22 percent favored talks and 72 percent supported continuation of the war. A Moscow newspaper, meanwhile, reports that a secret meeting - sponsored by the American Committee for Peace in Chechnya - between senior Russian Duma members and leaders of the Chechen resistance was held last summer in Western Europe to discuss a negotiated settlement.
Richard Haass, director of the policy planning staff at the State Department, recently stated that "the United States is prepared to help Russia think through" a resolution to the conflict. And in an interview released June 13, Chechen President Aslan Maskhadov said his side is "ready to discuss any questions with the Russian side, including the questions of independence... if goodwill can be found, no obstacles are insuperable."
But despite all these encouraging signs, no party has yet put forward a viable peace formula that could serve as the framework for ending the conflict through a political accommodation.
As a result, the carnage goes on. This Chechen war is the second in the past decade, and the two conflicts have devastated Chechen society to the point that fears are justified as to its continued existence. The State Department has recently condemned the "indiscriminate and disproportionate" use of violence by a demoralized Russian military, resulting in the deaths of tens of thousands of Chechen civilians. The Organization of Mothers of Russian Soldiers claims that more than 10,000 Russian troops have died in the past three years.
In these circumstances, a negotiated settlement should be sought that builds on a statement made several months ago by President Vladimir Putin to the effect that the issue in Chechnya is not its "independence" or "dependence" but its role as the source of security threats directed at Russia. With that in mind, a constructive framework for a peaceful resolution of the conflict could involve these major points:
Maskhadov's endorsement of such an approach would be essential because of the extensive support he enjoys within Chechen society. There is a reasonable probability that realism would dictate acceptance of that approach by the leadership of the Chechen resistance, except for its most fundamentalist Islamic elements. On the Russian side, the military and security personnel who profit from the war probably would be opposed, but most Russians would sigh with relief at the war's peaceful termination.
Such an outcome would be in keeping with the emerging American-Russian operation in the Caucasus. And it would resolve a painful issue that has been not only tragic in its consequences but that also continues to impede both the stable democratization of Russia itself and its increasing engagement in wider all-European cooperation. Last but not least, the carnage would stop.
The writers lead the American Committee for Peace in Chechnya. Zbigniew Brzezinski was national security adviser to President Carter. Max Kampelman is former head of the American delegation to the Conference on Security and Cooperation in Europe. Alexander M. Haig Jr. is a former U.S. secretary of state and NATO commander.
Проголосуйте за это произведение |
|