Проголосуйте за это произведение |
Есть литература ласковая. Она уводит читающего от жизни и стелит мягко. Уводит далеко и стелит так мягко, как не бывает в жизни. Этот рассказ прямая противоположность. Его сюжет жесток, герои настоящи, а диалог срывается в крик, в истерику. Всё - как и бывает в заглазной московской больнице. Это литература оголённого нерва, исступления на грани болевого шока. Традиция, которая пронизала русскую литературу на века. Путь, который торили Солженицын, Достоевский, Аввакум.
В событийную основу рассказа, опубликованного в журнале "Октябрь", легли случаи с бездомными, которых, наверное, было много в Москве, во всяком случае о них печатали в газетах. Печатали, вряд ли подозревая, что повторяют фактически библейский сюжет смерти и воскресения. Не удивительно: Евангелие в журналистике вспоминают разве что в связи с походом главы государства в церковь, никак не в связи с бомжами.
Духовная история народа, как показывает происходящее на наших глазах, вовсе не прямая линия. Она обладает цикличностью, возвращаясь к одним и тем же основам. Этот рассказ - призыв вернуться к человеколюбию. И если пасхальные рассказы Куприна (⌠Инна■, ⌠По-семейному■, ⌠Пасхальные яйца■) наполнены весенним дыханием надежды, то у автора ⌠Конца века■ пасхальный сюжет разворачивается под морозное Рождество, когда нет ещё ни одного признака перемены к теплу. Это литература безнадёжности. Или так только кажется?
Слог автора дышит удивительно широко, звучание рассказа вдохновенно, как ни в одном современном тексте ласковой литературы. Так значит, у автора была надежда, значит, он хотел донести её, если сумел взять такое свободное дыхание...
Жертвуя фактической точностью (Рождество-Пасха), уходя целиком в психологизм, если не в физиологию переживания, автор заряжает рассказ верой. И требует от читающего соизмеримого нервного напряжения, чтобы её разделить. Требует отхода от общепринятого. Или по крайней мере жёстоких вопросов к самому себе. Тех самых, на которые нет ответа. Или так только кажется?
Кончился век, но кончилась ли история, не поспешили ли объявить её окончание? Возврат к истокам всегда предвещает новый толчок вперёд. И если существует спрос на ласковую литературу, ту, которая достаточна для чтения перед сном в будние дни, то должна быть потребность и в литературе яростной проповеди. Той, которой необходимо посвящать всё воскресение. Это не вызывает сомнений. Это закон духовной истории народа и его литературы.
Д. Крылов 12 марта 2000 г. Сиэтл
Что получится, если к восточной философии
добавить игривую меланхолию советского баловня судьбы, замешать на политике,
сыпануть матерщины и подпустить английского с сомнительной грамматикой?
Да ещё для верности мухоморов, кокаина и водок шведских и русских, стряхнуть
на это пепел бесконечных сигарет, которые курит лирический герой. Отругать
американцев и отметиться у чеченцев. Бабахнуть парой взрывов и побряцать
АК-74, и ничтоже сумляшися объявить это всё выдумкой, иллюзией, которую
создают работники рекламы и PR...
Вот рецепт романа Виктора Пелевина.
Конечно неполный, ведь фантазия без границ и растекается безгранично и
за ней мне, пожалуй, не угнаться... Хотя об одном ещё следует сказать.
О литературном обаянии автора, на котором и сварен этот суп для быстрого
утоления литературного голода.
Можно говорить о творческих задачах
Пелевина в этом романе, о его герое Татарском, который призван олицетворить
приходящее к власти поколение. Да нет же, скажут мне, не олицетворить,
а лишь намекнуть на него. Нашептать эдак сладко и по-свойски, что все мы
люди и зачем вообще что-то олицетворять, прояснять и решать для себя...
Кто этим сейчас занимается.
Так я и поступлю с этим романом. Не
буду в нём разбираться и отмечу лишь его коммерческий успех, волей или
неволей достигнутый автором, так запросто и изящно увенчавшим себя в концовке
титулом... как-то даже и не вспомнить точно, как титул называется. Лезут
в головы пелевинские "ручки сцепления" в его Мерседесе, перевёрнутые разделители
в названии компьютерных директорий, ещё какие-то мелкие неточности, но
это ведь неважно, это по недосмотру редактора Шубиной или как там её фамилия...
Так о чём же я?
О самокороновании в мире своих же иллюзий.
О том, на чём и держится всё обаяние Виктора Пелевина. Я прекрасно понимаю,
что скажут: "да ведь всё искусство таково!" Да что искусство, вся жизнь
такая, у нас теперь всё на "п", уверуй только в собственный успех и вот
он уже в кармане, как тридцать тысяч долларов в трёх бумажных конвертах
за написанную с похмелья ахинею...
И действительно, если следовать теперешней
партийной линии лэвэ, liberal values, нет у меня права настаивать на том,
что роман этот пустой и праздный, что написан он из каких угодно, только
не творческих побуждений и что к литературе он имеет такое же отношение
как и описываемая в нём (несколько вольно) деятельность ПиАр. Так я и не
буду настаивать на этом. А просто дам предостережение тем, кто склонен
к лёгкому внушению. Есть смысл задуматься, к чему ведут такие иллюзии в
реальном мире. Уж скорее к кокаину чем к коронации. Ну а тем, кто
уже свято верит в красные мухоморы и белые Мерседесы пожелаем хотя бы осведомиться,
где у последних ручка тормоза.
Дмитрий Крылов 9 апреля 2000 г. Сиэтл
Отрывок "Generation
П"
Загрузка всего текста
в кодировке 866
Владислав Отрошенко
с русского юга. Да не с того курортного, куда ездили поваляться тюленем
на пляже или скупить сочный виноград за столичные рубли, а с настоящего,
не засиженного, вольного донского и необузданного. Там живёт дурачок Троня
без возраста, рыжий латыш, занимающийся гантелями в полуподвале, поповна
Анюта, лицо которой от рождения прекрасно, но обезобразилось шрамом...
В его Новочеркасске бабы
приходят гадать на жабах о жизни и смерти, а счастье на год вперёд залеплено
бабушкой Анной в вареник. Там живёт Мая, игравшая в карты на поцелуй в
ночной беседке и бубнящий Лесик, пьяница и начальник кинотеатра на Крещенском
спуске.
Эти рассказы хочется перечитывать,
пересказывать, хочется самому поехать в тот самый Новочеркасск и там отыскать
героев, войти в удивительную игру южной жизни...
И конечно, обмануться.
Ведь пишет Отрошенко о Новочеркасске, но силу его проза берёт не только
и не столько из обстоятельств жизни южного городка, в котором, может статься,
вовсе и нет таких людей и не сплетались никогда события с такой пленительной
лёгкостью. Сила этих коротких -на полторы - две странички- рассказов в
том, что за ними стоит глубина мысли и уникальная по своей меткости описательность.
Сила в языке, необыкновенно свободном и плодородном, как южная почва, порождающая
с одинаковой щедростью пьяный виноград и поразительные таланты.
Сила в угаданных чертах повседневности,
не выложенных поскорее на продажу в форме сырых наблюдениях, а переброженная
в чудесный мир, в который не доехать на поезде и пешком не дойти, потому
что мира этого нет. Как нет, скорее всего, Маи, нет Трони, Фирса, попа
и попадьи. Нет как реальных людей, а мира этого нет как точки в пространстве
и времени. Но который существует на другой, общечеловеческой, карте достижений
творческого духа. Дверь туда приоткрыта в "Новочеркасских рассказах".
Д. Крылов 19-ое марта 2000 г. Сиэтл
Новочеркасские
рассказы
Последнее
озарение Пушкина
Гоголиана
Проголосуйте за это произведение |