TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Проголосуйте
за это произведение

История
27 декабря 2006 г

Александр Кокоша

Любовь к отеческим гробам - или - почему все должны изучать историю православной культуры?

История - величайшая из наук, сохраняющая и передающая грядущим поколениям память о цивилизации. Но в тоже время никакая наука не грешит столькими фальсификациями, подлогами и просто беззастенчивой ложью, как история. Мнение одного человека, или группы объединенных вокруг идеологической (или религиозной - хотя в конечном счете - это одно и тоже) идеи людей, зачастую может изменить преставление об определенных исторических периодах коренным образом.

В данном случае я хотел бы поделиться с Вами исследованием некоторых фактов и легенд, связанных с исторической топонимикой Санкт-Петербурга и Москвы. Прежде всего - вопрос о происхождении названий островов - Васильевский, Петровский, Крестовский - он, думаю, вызывает наибольшее количество расхождений и нелепостей. Существует целая область городской Санкт-Петербургской мифологии - откуда пошли эти названия. Самые распространенные мифы про Васильевский, Петровский, Крестовский острова - про живших на них плотника (каменщика, корабела) Василия, охотника (рыболова) Петра, и перекрещивающихся притоках Невы.

Самые верные свидетели истории - топографические карты и планы тех времен. Любой документ, существующий в одном экземпляре можно переписать, исправить, наконец просто спрятать, положив на ответственное хранение или тривиально потерять. С картами это не проходит - как правило, они печатались тиражом в несколько сот экземпляров (с одной пластины), к тому же наиболее интересные экземпляры сразу же использовались братьями по профессии для переработки и дополнительного тиражирования. Не так давно мне попала в руки электронная копия достаточно распространенной перепечатки первой русской карты Санкт-Петербурга 1737 года, изданная Маттеусом Зойтером в Германии в 1744 году.

На этой карте в экспликации есть название Васильевского острова, а остров Петровский называется островом Святого Петра, Крестовский - островом Святого Креста, что естественно очень заинтересовало меня. Но эта карта интересна еще и рукописными комментариями. Рукописные подписи рек и местностей, не означенных в экспликации, говорят о том, что немецкий комментатор очень хорошо знал тогдашний Санкт-Петербург. Каково же было мое удивление, когда на Васильевском острове я увидел рукописное название - St. Basilius Insel - Остров Святого Василия! Естественно, я обратился к специалистам, коллекционирующим e-копии старинных карт. Мне сразу же выдали всю подборку Санкт-Петербургских карт - от Хоманновской, 1720-годов, изданной по результатам его поездки в Санкт-Петербург в 1717-1718 годах, до последних, гравированных на стали, немецких и английских образцов первой половины 19 века, за исключением разве только парадного плана Трускотта, хотя с ним я тоже познакомился позже. На Хоманновской карте экспликация отсутствует, обозначены только острова - Санкт-Петербург (нынешняя Петроградская сторона) и Васильевский.

Узнал у специалистов-историков - этот план считается самым ранним и наиболее авторитетным. Что касается указания альтернативных наименований Петровского и Крестовского островов (Святого Петра и Святого Креста), то последний раз они появляются в франкоязычной экспликации к карте Роша в 1776 году.

Я интуитивно чувствовал, что не могло не быть более старых карт - так оно и получилось. Набрел на французский план Санкт-Петербурга 1717 года на сайте одного итальянского историка - тот клялся и божился что сосканировал его из старого эрмитажевского альбома┘ Нигде в русско-язычном инете ссылок на него не было; ни на музейных сайтах, ни на сайте РНБ, у которой пожалуй самая богатая коллекция планов Санкт-Петребурга. Но на западе эта карта достаточно известна. Как же могло случиться, что план Санкт-Петребурга, хранящийся в Эрмитаже и в свое время опубликованный в широкой печати - не известен русской (и советской) историографической науке? Тем более что этот план издал Николас де Фер, никогда больше не издававший ничего про Россию, и очевидно получивший, как сейчас говорят, эксклюзивные материалы наверняка из рук самого Петра Великого, или его ближайшего окружения? Ведь именно в 1717 году представительная русская делегация во главе с царем посетила Париж.

 

 

На этом плане - острова Святого Василия (нынешний Васильевский),

Святого Петра (ныне Петровский),

Святой Наталии (названный наверняка Петром в честь своей матери - Наталии или сестры, Наталии тоже - ныне - Крестовский),

Святой Екатерины (на плане Трускотта - Круглый).

Все объясняется очень просто: историкам-атеистам гораздо милее выдуманные ими легенды о простых работягах, именами который народ назвал острова, чем упоминать имена христианских святых, в честь которых наверняка сам Петр Великий эти острова и наименовал.

Теперь можно переходить и к вопросу ОБЯЗАТЕЛЬНОГО изучения православной культуры: - пусть это будет для начала знакомство с русской исторической топонимикой - дети ОБЯЗАНЫ знать историю земли, на которой они живут. И независимо от того, какого они вероисповедания - христиане других конфессий, иудеи, мусульмане, буддисты. Дома молись как хочешь - а в школе будь добр ответить, кто такой Сергий Радонежский, и какую роль он сыграл в истории России. И почему Петр Первый назвал новую столицу именем Апостола Петра, и кто такой этот апостол, почему назвал острова именами Святых Василия, Петра, Наталии, Екатерины┘ По крайней мере - Санкт-Петербургские школьники обязаны об этом знать. Памятник плотнику-весельчаку Василию несомненно украшает Санкт-Петербург, но на стене должна быть табличка, что это остров был назван Петром Великом именем Святого Василия Великого - а затем с целью упрощения стал называться Васильевским.

Москвичей, да и любого жителя России, вполне можно знакомить с первой русской картой Москвы, нарисованной архитектором Иваном Мичуриным по съемке, которую делали геодезисты Савва Кашинцов, Максим Енкуватов, Алексей Карцов, Александр Коптев, Семен Чичагов, Василий Шишков, Яков Красильников, Сергей Щелков.

Но наибольший интерес представляет экспликация к этой карте, то есть описание с наименованиями более чем 500 наиболее значимых публичных и гражданских зданий - из них 323 церкви и монастыря (монастырей - 28), и все два питейных двора┘ Тоже оказывается сказка наших высокообразованных историков о сплошь пьяной средневековой Москве. В то время в ней жило приблизительно сто тысяч человек населения - это порядка одного храма на 300 жителей, не считая домовых церквей. Интересна история с наименованиями собора Василия Блаженного - на планах 16-17 века и Мичуринском - это храм Троицы Животворящей что на рву, на более поздних - Покрова Богородицы что на рву, а уже после революции - повсеместно Василия Блаженного.

Кстати, великолепные факсимильные копии карт России, Москвы, европейских государств и городов на специальной бумаге, холсте, шелке, пока правда без Мичуринского плана, (а в ближайшее время многие уникальные карты и планы Санкт-Петербурга, великолепные образцы японской картографии, средневековой аллегорической гравюры) делает на современнейшем оборудовании московская фотохудожница Юлия Назаренко - http://www.wlf.ru/maps/index.html - кстати, я использовал некоторые материалы для оформления именно с этого сайта (естественно, запросив для этого разрешение).

Ниже - экспликация Мичуринской карты (только храмы и монастыри):

 

В КРЕМЛ Е

СОБОРНЫЕ ЦЕРКВИ:

1. Успение Богородицы.
2. Благовещение.
3. Архангела Михаила.
4. Спаса что во дворце.
5. Спаса Преображения.
6. Чудотворца Николая.
7. Черниговских.
8. Ивановская колокольня.
9. Дом Патриарший.


МОНАСТЫРИ И ПОДВОРЬЯ:

14. Чудов.
15. Вознесенский.
16. Троицкое подворье.
17. Крутицкое.
18. Кирилловское.

ПРИХОДСКИЕ ЦЕРКВИ:

19. Благовещение Богородицы что на Житном дворе.
20. Уара чудотворца.
21. Царя Константина.
22. Бориса и Глеба.


В КИТАЕ.

СОБОРНЫЕ ЦЕРКВИ:

1. Казанской Богородицы.
2. Живоначальной Троицы что на рву.

МОНАСТЫРИ:

3. Богоявленский.
4. Спасский.
5. Никольский Греческий.
6. Знаменский.

ПОДВОРЬЯ:

7. Новгородское.
8. Казанское.
9. Воскресенское.
10. Иосифское Волоцкое.
11. Пафнутьевское.
12. Колязинское.
13. Архиерея Вологодского.
14. Ипатьевское.
15. Иверское.
16. Прилуцкое.
17. Ростовское.
18. Нижегородское.
19. Воронежское.

ПРИХОДСКИЕ ЦЕРКВИ:

20. Владимирской Богородицы что у Никольских ворот.
21. Живоначальной Троицы что на полях.
22. Жен Мироносиц.
23. Иоанна Богослова.
24. Николы большого Креста.
25. Космы и Дамиана.
26. Введение Богородицы.
27. Воскресение что в Булгаково.
28. Грузинской Богородицы.
29. Климента Папы Римского и Пятницы у гостиного двора.
30. Великомученика Георгия.
31. Максима Исповедника.
32. Варвары Христовой мученицы.
33. Николая Чудотворца что у Москворецких ворот.
34. Спаса Преображения у Москворецких ворот.
35. Николая Чудотворца что слывет Мокрое.
36. Зачатие что в углу.
37. Николая Чудотворца что в углу.


В БЕЛОМ ГОРОДЕ.

МОНАСТЫРИ:

1. Воздвиженский.
2. Петровский.
3. Сретенский.
4. Златоустовский.
5. Алексеевский.
6. Никитский.
7. Моисеевский.
8. Георгиевский.
9. Рождественский.
10. Варсонофьевский.
11. Ивановский.

МОНАСТЫРСКИЕ ПОДВОРЬЯ:

12. Суздальское.
13. Савинское.
14. Тверское.
15. Рязанское.
16. Вятское.
17. Псковское.
18. Коломенское.

ПРИХОДСКИЕ ЦЕРКВИ:

19. Всех Святых что у Всехсвятских ворот.
20. Николая Чудотворца что в Башмаках.
21. Иоанна Предтече что на Ленивке.
22. Николая Чудотворца что на Знаменке.
23. Антипы Чудотворца.
24. Николая Чудотворца что в Тарутине.
25. Ржевской Богородицы.
26. Пятница что на Нарышкине дворе.
27. Луки Евангелиста.
28. Знамение Богородицы.
29. Иоанна Предтечи.
30. Саввы Стратилата.
31. Тихона Чудотворца.
32. Благовещение Богородицы.
33. Михаила Малеина.
34. Николы что в Ваганкове.
35. Николая Чудотворца что у старого каменного моста.
36. Ирины Христовой мученицы что на Нарышкине дворе.
37. Димитрия Солунского.
38. Знамение Богородицы что на Нарышкине дворе.
39. Бориса и Глеба.
40. Риз Положения.
41. Иоанна Милостивого.
42. Козмы и Дамиана что в Кисловке.
43. Дионисия Ареопагита.
44. Георгия на Красной горке.
45. Пророка Илии что на Тверской.
46. Леонтия Ростовского.
47. Вознесение Господне.
48. Пророка Елисея.
49. Воскресение Христово.
50. Иоанна Предтечи что у Никитских ворот.
51. Воскресение что на Врашке.
52. Успение Богородицы.
53. Георгия что на Тверской.
54. Николая в Гнездниках.
55. Димитрия Солунского что у Тверских ворот.
56. Воскресение что у Охотского ряда.
57. Спас что на Тверской.
58. Козмы и Дамиана что за Гагариным двором.
59. Воскресение что на Дмитревке.
60. Настасии Премудрости что у Охотного ряда.
61. Алексея Митрополита.
62. Сергий что на Дмитревке.
63. Спас что словет в Китае.
64. Словущее Воскресение что у Кузнецкого моста.
65. Рождество Христово что в Столешниках.
66. Сергия Чудотворца.
67. Сергия что на Трубе.
68. Иоакима и Анны.
69. Николы что в Звонарях.
70. Софии Премудрой.
71. Введение Богородицы что на Сретенке.
72. Иоанна Предтечи что на Лубянке.
73. Мученика Эвпла.
74. Флора и Лавра что у Мясницких ворот.
75. Гребенской Богородицы.
76. Георгия что в старых тюрьмах.
77. Николы что в блинной.
78. Николы что в Столпах.
79. Архангела Гавриила.
80. Успение Богородицы что Покровке.
81. Троица что на грязях.
82. Козмы и Дамиана что на Покровке.
83. Покров Богородицы на Покровке.
84. Спас на Глинищах.
85. Всех Святых в Кулишках.
86. Благоверного Князя Владимира.
87. Петра и Павла.
88. Троица что на Хохловке.
89. Трех Святителей.
90. Петра и Павла у Ильинских ворот.
91. Николай Подкопай.
92. Рождество Христово.
93. Кира и Иоанна.
94. Николая в Мыльниках.


В ЗЕМЛЯНОМ ГОРОДЕ

МОНАСТЫРИ:

1. Зачатейский девичий.
2. Страстной девичий.

ПРИХОДСКИЕ ЦЕРКВИ:

3. Николы что в К©евцах.
4. Пророка Илии Объиденного.
5. Воскресение Новое.
6. Воскресение Старое.
7. Успение в Остожье.
8. Троица что в Зубове.
9. Покрова Богородицы у Пречистенских вотрот.
10. Пятница Божедомская.
11. Иоанна Предтечи в Старой Конюшенной.
12. Успение что в Миогильцах.
13. Покрова Богородицы что в Лекшине.
14. Власия Чудотворца.
15. Благовещение Богородицы в Сивцем вражке.
16. Афанасия и Кирилла.
17. Николы что в Плотниках.
18. Троица что на Арбате.
19. Николы Явленского.
20. Николы на Песках.
21. Спас на Песках на Арбате.
22. Иоанна Предтечи в Кречетниках.
23. Симеона Столпника.
24. Никола на Курьих ношках.
25. Ржевской Богородицы что на Поварской.
26. Бориса и Глеба что на Поварской..
27. Рождество Христово что в Кудрине.
28. Федоровской Богородицы у Никитских ворот.
29. Вознесение Господне на Никитской.
30. Георгия что на Всполье.
31. Воскресение что в Бронной.
32. Иоанна Богослова что в Бронной.
33. Спиридона Чудотворца на Патриаршьем пруду.
34. Ермолая Чудотворца на Козьем болоте.
35. Рождество Христово что в Палачах.
36. Благовещение Богородицы что на Тверской.
37. Пимена Чудотворца что на Тверской.
38. Рождество Богородицы что на Дмитревке.
39. Успение Богородицы что на Дмитревке.
40. Знамение Богородицы что на Петровке.
41. Спас на Песках.
42. Сергия что в Пушкарях.
43. Николы что в Грачах.
44. Троица что на Сретенке.
45. Успение Богородицы что в Печатниках.
46. Спаса что в Пушкарях.
47. Панкратия Чудотворца.
48. Николы что в Дербинском.
49. Николы что на Мясницкой.
50. Трех Святителей у Красных ворот.
51. Харитона Исповедника в в Огородниках.
52. Воскресение в Барашах.
53. Введение в Барашах.
54. Иоанна Предтечи в Казенной.
55. Иоакова Апостола.
56. Пророка Илии на Воронцовском поле.
57. Грузинской Богородицы.
58. Николы на Воробине.
59. Троицы в Серебениках.
60. Николы что в Кошелях.

ЗА ЯУЗОЮ.

61. Архидиакона Стефана.
62. Симеона Столпника.
63. Покрова Богородицы что на Горке.
64. Николы на Болвановке.
65. Никиты Христова мученика.
66. Николы что в Котельниках.
67. Космы и Дамиана нового.
68. Космы и Дамиана старого.
69. Спаса в Чигасах.
70. Воскресение в Гончарах.
71. Введение в Гончарах.

ЗА МОСКВОЮ РЕКОЮ.

72. Георгия в Ендовах.
73. Никола Заяцкий.
74. Космы и Дамиана в Садовниках.
75. Николы на Пупышах.
76. Архангела Михаила в Овчинниках.
77. Пятница что на Пятницкой.
78. Никиты Христова мученика что в Кузнецкой.
79. Николы что в Кузнецкой.
80. Троица в Больших Лужниках.
81. Спас что на Болвановке.
82. Словущее Воскресение.
83. Троица что в Вешнякове.
84. Софии Премудрой на Средних Садовниках.
85. Иоанна Предтечи на Пятницкой.
86. Черниговских Чудотворцев на Пятницкой.
87. Климента Папы Римского.
88. Варлаама что на Ордынке.
89. Николы что в Пыжове.
90. Покров Богородицы в Пыжове.
91. Георгия что на Ордынке.
92. Николы что в Толмачах.
93. Воскресение в Кадашеве.
94. Георгия Кесарийского в Полянке.
95. Успение Богородицы что на Полянке.
96. Екатерины Мученицы на Ордынке.
97. Спас что в Наливках.
98. Казанской Богородицы у Калужских ворот.
99. Иоанна Воинственника.
100. Мароя Чудотворца.
101. Петра и Павла в Большой Якиманской.
102. Николы в Голутвине.
103. Космы и Дамиана в Кадашеве.
104. Николы что в Берсеневках.


ЗА ЗЕМЛЯНЫМ ГОРОДОМ.

МОНАСТЫРИ:

1. Новодевичий.
2. Новинский.
3. Андроньевский.
4. Спаса Нового.
5. Крутицкого Архиерея подворье.
6. Спаса Симонова.
7. Покровский.
8. Данилов.
9. Донской.
10. Андреевский.

ПРИХОДСКИЕ ЦЕРКВИ:

11. Николая что в Хамовниках.
12. Тихвинской Богородицы в Малых Лужниках.
13. Иоанна Предтечи у Девичьего Монастыря.
14. Саввы Освященного.
15. Воздвижение Честного Креста.
16. Знамение Богородицы.
17. Неопалимой Купины.
18. Благовещение Богородицы на Берешках.
19. Смоленской Богородицы.
20. Успение Богородицы в Ямской Дорогомиловской.
21. Троицы в Дорогомилове.
22. Николы на щепах.
23. Девяти мучеников.
24. Покрова Богородицы что в Кудрине.
25. Иоанна Предтечи что за Пресней.
26. Николы что на Трех Горах.
27. Трех Святителей что в Грузинах.
28. Василия Кесарийского в Тверской ямской.
29. Никола что в Новой Слободе.
30. Казанской Богородицы что в Сущове.
31. Тихвинской Богородицы что в Сущове.
32. Пимена Чудотворца что в Воротниках.
33. Иоанна Воина на Старом убогом дому.
34. Трифона Чудотворца что в Напрудной.
35. Троица что в Троицкой.
36. Адриана и Наталии в Мещанской.
37. Филиппа Митрополита.
38. Троица что в Капельках.
39. Иоанна Предтечи в Переславке.
40. Ксении что в Черкасском саду.
41. Спас что в Спасской.
42. Спас что в Шеине дворе.
43. Петра и Павла в Новой Басманной.
44. Богоявление что в Елохове.
45. Покрова Богородицы что на Ольховце.
46. Тихвинской Богородицы что в Красном селе.
47. Собор Покрова Богородицы в Покровском селе.
48. Спаса Преображения в старом дворце.
49. Введение Богородицы в Семеновской солдатской слободе.
50. Петра и Павла в Лефортовской солдатской слободе.
51. Успение Богородицы что на Головине дворе.
52. Николы что в Покровском селе.
53. Никиты Христова мученика в Старой Басманной.
54. Николы что в Кобыльском.
55. Николы что в Сыромятниках.

ЗА ЯУЗОЙ РЕКОЙ.

56. Николы что на Ямах.
57. Алексия Митрополита в Алексеевской.
58. Сергия что в Ямской Рогожской.
59. Мартина Исповедника в Большой Алексеевской.
60. Воскресение что в Таганке.
61. Николы что на Студенце.
62. Сорока мучеников у Спасова монастыря.
63. Николы за Симоновым монастырем.
64. Рождство Богородицы в той же Служней Слободе.

ЗА МОСКВОЮ РЕКОЮ.

65. Успение Богородицы что в Кожевниках.
66. Троица в Кожевниках.
67. Петра и Павла в Ямской Коломенской.
68. Вознесение что Серпуховскими воротами.
69. Троица что на Шаболовке.
70. Положение Риз за Калужскими воротами.

 


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
270436  2006-12-28 13:18:44
Александр Кокоша
- Здравствуйте!

Эта тема получила совершенно неожиданное продолжение в недавней теледискуссии Михалкова и Ерофеева в программе Соловьева. Там именно об православной культуре и ее преподавании шла речь. И совершенно неожиданно, для меня в частности, она закончилась победой точки зрения Ерофеева - сначала надо привести в порядок изложение истории России, трактовать ее (историю) как история Православного исповедания христианства на Руси, и все исторические вопросы России рассматривать через призму именно Христианства, его русского, духовно-нравственного понимания, как основной религиозно-идеологической концепции развития русского государства. Тогда и многие возражения иудеев, мусульман, буддистов, представителей других религиозных течений опадут сами собой, так эти религиозные воззрения воззрения никогда не играли ведущей роли. Да и религиозных войн на территории Российского Государства, слава Богу, никогда не было...

270499  2007-01-02 21:34:22
Кандзюба Евгений
- Спасибо за вполне логичное развенчание некоторых исторических мифов - мне данные аргументы кажутся убедительными. Но сколько мифов и исторических "фактов" ещё предстоит развенчать перед тем, как нам станет доступна НАША ИСТОРИЯ. Легенда о Кие, легенда о Рюрике... Байки о диких праславянах язычниках и т.д. Но дорогу осилит идущий, и если не делать никаких шагов, то никуда и не прийдём :-), а очень хочется прийти к пониманию нашего места в истории.

270500  2007-01-03 00:12:03
Александр Кокоша
- Здравствуйте, Евгений! С новым Годом Вас!

Действительно - мифов в нашей истории не счесть, но самым, думаю, глубоким заблуждением является тысячелетняя история христианства на Руси. Думаю, цифру раза в полтора можно увеличить. Ведь никаких географических пределов на нашей территории нет, отделяющих нас от две тысячи лет назад христианизированной Европы. Помню, Рыбаков писал о парадоксальной стремительности христианизации Руси... Видимо, христанство уже было достаточно распространено на нашимх территориях. Другое дело - надо было обосновать права Рюриков и иже с ними на державу - думаю, большое число источников исчезло именно в первые века после официального крещения. Интернет сейчас открывает поистине безграничные возможности для историков-исследователей - как профессионалов, так и любителей. Судя по всему - в ближайшие времена нас ожидают очень много интересных открытий...

271008  2007-01-24 18:28:08
Петров Константин
- Очень интересно читать про старые карты С-Пб.Жаль что мало и карты небольшие .Большое спасибо автору!


Rambler's Top100